Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.01.2017

Обзор состояния монополизации на оптовом рынке электрической энергии.

An overview of the State of monopolization in the wholesale market of electric energy

Шембетова Элвира Растямовна, Кругова Ирина Николаевна
1. студентка факультета мировой экономики и управления, Астраханский Государственный Университет
2. ассистент кафедры экономической теории, заместитель декана по научно-методической работе, Астраханский Государственный Университет
Shembetova Elvira Rastyamovna, Krugova Irina Nikolaevna
1. student of the faculty of International Economics and Management, Astrakhan State University
2. assistant of the facility of International Economic Theory, Vice Dean for scientific and methodical work, Astrakhan State University
Аннотация: Монополизация рынка всегда была и остаётся одной из актуальных проблем социально – экономического развития стран. Монополии возникают в важнейших отраслях экономики, таких как отрасль электрической энергетики, нефтепродуктов, транспорта и т.д. Изучение монополизации рынка, имеет колоссальное значение для экономики любой страны. В данной работе сделан обзор состояния монополизации на оптовом рынке электрической энергии.

Abstract: Monopolization of the market has always been and remains one of the most actual problems of socio-economic development of countries. Monopoly occur in key sectors of the economy, such as electrical energy industry, petroleum, transportation, etc. The study of monopolization of the market have an enormous importance for the economy of any country. This paper reviews the State of monopolization in the wholesale electricity market.
Ключевые слова: Монополизация, коэффициент концентрации, рынок электроэнергетики, оптовый рынок, уровень конкуренции, меры ослабления уровня монополизации.

Keywords: Monopolization, concentration ratio, the electricity market, wholesale market, the level of competition, methods of reducing the level of monopolization.


Рынок электроэнергии представляет собой совокупность всех игроков поставляющих электроэнергию и линии для осуществления данной деятельности В Российской Федерации существует единая система поставки электроэнергии и энергетического обеспечения, которая была обустроена и введена в эксплуатацию в нашей стране ещё во времена СССР. После перестройки 90-х множество энергетических компаний попало в частную собственность и единая система энергообеспечения разделилась.

Оценку монополизации рынка электроэнергии представим в таблице 1. Периодом исследования послужили 2014-2015 гг.

Таблица 1.

Показатели коэффициента концентрации на рынке электроэнергии за 2014-2015 гг.

Ценовая зонаКоэффициент рыночной концентрации (СR)Индекс рыночной концентрации

Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

по объёму производстваэ/эпо величине установлен. мощностипо величине располагаем.мощностипо объёму произв. э/эпо величине установлен. мощностипо величин располагаемой мощности
CR13C14CR 15CR 13CR 14CR 15CR 13CR14CR 15
Европа, Урал41,354,178,435,247,273,236,148,374,31598,61300,21331,3
Сибирь56,271,694,158,173,493,157,471,191,32490,32352,42479,1

Коэффициент концентрации игроков рынка электроэнергии, по объёму производства увеличился с 41,3 в 2013 году до 78,4 в 2015 году в зоне Европы и Урала. В зоне Сибири это повышение носило ещё больший характер, так в 2013 году данный коэффициент был равен 56,2, а в 2015 году достиг уже 94,1. Эти данные говорят об очень высокой монополизации рынка электроэнергии по объёмам производства.

По величине установленной мощности в 2013 году в европейской части России и Урале коэффициент концентрации составил 35,2 пункта, а в 2015 году уже 73,2. В Сибирской части России наблюдалась похожая динамика. Так в 2014 году анализируемый коэффициент составил 58,1 пункт, а в 2015 году 93,1 пункта. Такая высокая концентрация во много является следствием объединения большого количества компаний в единые центры по производству и распределению энергии населению.

Также был проведён расчёт коэффициента концентрации по величине располагаемой мощности. Анализ показал, что в 2013 году в европейской части коэффициент достиг значения в 36,1 пункт, а в 2015 году он составлял уже 74,3 пункта. В Сибири этот коэффициент достиг в 2013 году показателя в 57,4 пункта, а в 2015 году 91,3 пунктов.

Все проведённые расчёты коэффициента концентрации говорят об увеличении влияния отдельных игроков энергетического рынка над остальными. Отчасти такая ситуация является делом рук государства, которое таким путём пытается объединить энергетическую систему страны в единое управление для более комфортного и эффективного управления ей.

Также в рамках исследования монополизации данного рынка был представлен расчёт индекса рыночной концентрации Герфендаля-Гиршмана, который показал, что на данный момент наибольшая концентрация наблюдается в сфере производства электроэнергии в Сибирской части России.

Основной причиной крайней монополизации данного рынка является ряд барьеров по входу на этот рынок, к которым можно отнести:

  • Значительный объем первоначальных инвестиций на запуск электроэнергетических компаний и длительный период для получения первых траншей прибыли;
  • Специфика работы рынка, в результате которой, при выходе с него крайне тяжело провести реструктуризацию и получить компенсацию в какой либо мере;
  • Крайняя степень регулирования условий работы на рынке со стороны государства и многочисленных регулирующих органов;
  • Присутствие определённого эффективного минимума объёмов производства при которых наступает получение прибыли поставщиком электроэнергии. До наступления этого минимума производство электроэнергии является нерентабельным, но ее производство является обязательным на законодательном уровне;
  • Технические ограничения и всевозможные регламенты на поставку энергии для каждой определённой энергетической станции.

Помимо выше озвученных экономических ограничений существует ряд препятствий для входа на рынок со стороны административных органов. К таким ограничениям относятся различные лицензии и разрешения которые необходимо получить для начала работы в данной сфере, а также определённые сложности в получении права на пользование землёй для строительства энергосетей и электростанций.

Согласно исследованиям проведённым ФАС в начале 2016 года на рыке оптовых поставок электроэнергии наметилось небольшое увеличение конкуренции, которое выразилось в увеличении количества игроков на разных рынках электроэнергии и атомных станций.

Несмотря на эти положительные изменения в современных условиях оптовый рынок поставки и производства электроэнергии является одним из самых монополизированных и многие компании монополисты часто прибегают к использованию ценового рычага давления на потребителей.

Важным барьером для снижения уровня конкуренции в данном рынке являются технические особенности поставки электроэнергии, так как в данный момент с технической точки зрения не имеет особого смысла совмещать обеспечение перетока энергии по одним и тем же линиям для разных поставщиков электроэнергии. Ликвидация данных технических ограничений требует колоссальных затрат со стороны сетевых энергетических компаний, которые не имеют очевидной экономической выгоды для них самих. По этим причинам монополизация рынка оптовых энергетических поставок еще долго будет иметь место на рынке.

Следует отдать должное, что государство все же делает определенные шаги для исправления данной ситуации, так как по сравнению с началом 2000-х количество игроков на энергетическом рынке заметно увеличилось.

Для снижения монополизации рынка оптовых поставок электроэнергии следует предпринять ряд насущных мер:

  • в первую очередь необходимо с помощью объединения финансовых и технологических ресурсов сетевых компаний и государства произвести реструктуризацию сетей поставки электроэнергии с созданием распределительных центров, с помощью которых можно консолидировать энергию от разных поставщиков и перенаправлять ее конечному потребителю;
  • изменить подход к формированию цен на рынке электроэнергии и стимулировать ее поставщиков к более конкурентно обоснованной борьбе путём введения со стороны государства более справедливых правил взаимодействия на этом рынке;
  • совершенствовать методы контроля со стороны антимонопольной службы за недобросовестным повышением цены участниками рынка.

Библиографический список

1. Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 25.04.2015 г. № 108 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 32, 07.08.2013.
2. Программа развития конкуренции Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 691-P.
3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. - 208 с.
4. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2014.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013.
6. Войтов А.Г. Экономика: Общий курс. - М.: Маркетинг, 2015. - 584 с.
7. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. - М.: Логос, 2012. - 368 с.