Индекс УДК 33
Дата публикации: 09.07.2019

Роль бизнес-планирования в оценке эффективности деятельности организации

The role of business planning in assessing the effectiveness of the organization

Калита А.Д.
бакалавр по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия, г. Архангельск

Kalita A.D.
bachelor in training 38.03.02 Management Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
Russia, Arkhangelsk
Аннотация: Целью данной статьи является определение роли планирования в организации для оценки результатов ее деятельности. Методами исследования были выбраны анализ, наблюдение и обобщение. Показана значимость составления бизнес-планов и их влияние на предприятие и проекты.

Abstract: The purpose of this article is to determine the role of planning in an organization to evaluate the results of its activities. Research methods were selected analysis, observation and synthesis. The importance of drawing up business plans and their impact on the enterprise and projects is shown.
Ключевые слова: планирование, бизнес-план, эффективность, логистика, оптимизация.

Keywords: planning, business plan, efficiency, logistics, optimization.


В современном мире экономика России претерпевает серьезные изменения. 21 век – эпоха цифровых перемен, перестройки и модернизации производства, роста скорости технологических инноваций, совершенствования логистики и переоценки потребления. Ежегодно возникают новейшие технологии и меняются бизнес-модели. В связи с чем, вопросы оценки эффективности деятельности имеют очень большое значение. Актуальность планирования деятельности в условиях риска и неопределенности является обязательным для большинства руководителей, как малого, так и крупного бизнеса. Так как именно благодаря планированию можно проанализировать будущую эффективность работы предприятия, его возможности и перспективы.

Меньшинство предпринимателей также планируют деятельность своим фирм, но, как правило, это происходит бессистемно и неосознанно: подбор кадров, ожидаемый объем прибыли и др. Однако для успешного развития предприятия в будущем необходима полная и тщательная проверка и анализ всех аспектов деятельности того или иного предприятия и, в связи с этим, целесообразным является переход к формализованному планированию.

Потребность в систематическом планировании зависит от сферы деятельности фирмы, места ее расположения, наличия и особенностей конкурентов, целевого сегмента рынка, а также от опыта в управлении организацией. И чем значимее эти факторы, тем ощутимее потребность предпринимателей в разрешении возникающих перед ними задач.

Для обеспечения успешной инвестиционной привлекательности, крепкой финансовой устойчивости и значимой конкурентной позиции очень важное место отдается стратегическому планированию. Именно при помощи данного вида планирования определяются глобальные цели фирмы, эффективное распределение и использование финансовых и производственных ресурсов, поиск и разработка новых стратегий развития, совершенствование логистических систем.

Однако при реализации составленного стратегического плана могут возникнуть трудности. Это может быть непонимание сотрудниками поставленных целей, недостаток опыта в решении поставленных задач, страх перемен и неопределенности. Перед руководителями возникает вопрос: «Каким образом достичь абсолютной эффективности деятельности компании?».

Ответом на этот вопрос послужит полный анализ существующей ситуации на рынке, разработка конкретных мероприятий, расчет возможных рисков и показателей эффективности. Все это возможно благодаря такому инструменту в рыночной экономике, как бизнес-планирование.

Бизнес-планирование подразделяется на следующие виды: краткосрочное (охватывает период в 1 год), среднесрочное (на 3–5 лет) и долгосрочное (составляется на длительный период: от 5 лет).

Основным документом в бизнес-планировании является бизнес-план.

Бизнес-план – это форма представления проектов и других деловых предложений, которая содержит в себе обоснованную и полную информацию обо всех видах деятельности предприятия и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества в достижении социально-экономических целей [3].

Бизнес-план разрабатывается для планирования деятельности любых предприятий, независимо от их формы собственности, сферы деятельности, масштаба, а также для обоснования инвестиционных проектов и процессов.

В первом случае основной целью разработки бизнес-плана является определение обоснованной, полной оценки перспектив развития фирмы в целом, то есть увеличение прибыли и доли рынка, создание новых рабочих мест, удовлетворение покупательского спроса, достижение эффективности использования имеющихся ресурсов, уменьшения риска возможного банкротства.

Во втором случае целью бизнес-планирования является технико-экономическое обоснование разработки и внедрения конкретного инвестиционного проекта, а именно определение территории, особенностей вида деятельности, суммы капитальных вложений и эффективности [2].

Бизнес-план имеет четкие временные рамки. По истечении определенного периода времени поставленные и изложенные в бизнес-плане цели и задачи должны быть выполнены. То есть бизнес-план по своей сути это проект с конкретно проработанными шагами в определенные отрезки времени.

Необходимо заметить, что грамотно разработанный бизнес-план обязателен для предприятий, желающих воспользоваться привлечением инвестиций. Именно по нему инвестор определяет целесообразность вложения средств. Чем больше вероятность получения в будущем стабильного высокого дохода, тем больше перспективы сотрудничества [1].

Кроме того, бизнес план помогает оптимизировать материальные и информационные ресурсы компании, а значит, усовершенствовать систему логистики на предприятии. Логистика – процесс управления материальными, информационными и людскими ресурсами в компании с целью их оптимизации и рационального использования [7].

Таким образом, одна из самых важных задач для предпринимателя заключается в подготовке и собственно написании бизнес-плана.

Любой бизнес-план представляет собой совокупность разных видов анализов, например, анализ отрасли, рынка, целевой аудитории, производственной деятельности и тд. В связи с этим, необходимо определить из каких частей должен состоять бизнес-план, чтоб полно раскрывать картину деятельности предприятия и его особенностей.

Как правило, бизнес-план состоит из следующих частей:

— Резюме – это краткое изложение бизнес-идеи и основных положений предлагаемого проекта.  Резюме, или по-другому его называют введение, составляется после написания основных частей проекта, так как в него помещаются основные, наиболее важные аспекты каждого раздела. Резюме выполняет функцию «привлечь внимание» и если при ознакомлении инвестор или кредитор заинтересуется предложенной идеей, увидит ее значимость для себя, вероятность того, что он изучит весь бизнес-план и вложит средства в реализацию проекта, значительно возрастает. Резюме должно передавать воодушевление и ощущение значимости идеи, но при этом может использоваться только деловой язык, информация должна быть емкой и основанной на фактах.

— Описание услуги – это полные сведения о будущем товаре или услуге. В данном разделе необходимо объяснить основные характеристики продукта: что это за продукт, как он выглядит, из чего состоит, какую пользу приносит. Также необходимо сконцентрировать внимание на том, каким образом данный продукт будет реализован, в каком объеме и что для этого необходимо. Описание преимуществ, недостатков и уникальности продукта, его отличительные черты относительно конкурентов также является немаловажным в данном разделе. Логично в данном разделе провести SWOT-анализ для наглядного изображения всех необходимых качеств и особенностей предлагаемого товара или услуги. Также при составлении данного раздела необходимо помнить, что нужно произвести впечатление как на профессионала в данной отрасли, так и на человека, не имеющего представления о будущем продукте.

— Маркетинговый план – один из самых важных разделов бизнес-плана, которому следует уделить особое внимание. В нем разъясняются цели и задачи компании в отношении рынка, изучаются и оцениваются существующие рыночные условия с точки зрения перспектив продажи ее товаров или услуг. В данной части необходимо буквально продавать будущий бизнес как перспективное вложение капитала. Акцент должен быть сделан на высокой ценности товара или услуги, способах их реализации и поиске целевой аудитории и ее потребностей и возможностей. Для поиска целевой аудитории необходимо проанализировать демографические, социальные, территориальные, психологические и другие факторы, оказывающие влияние на поведение человека. Следующим важным шагом в маркетинге является определение занимаемой доли рынка и сопоставление себя с конкурентами. При этом можно провести PEST-анализ, так как благодаря нему определится целесообразность предоставления продукта и услуги относительно аналогичных предприятий. Успешное решение задачи маркетинга – один из главных факторов, определяющих успех бизнеса в целом.

— В организационном плане следует указать правовые аспекты функционирования предприятия, его организационно-правовую форму, авторов проекта и какое место они занимают на предприятии, штат сотрудников с рассчитанной заработной платой и другие организационные моменты присущие каждому конкретному виду отрасли.

— Производственный план – неотъемлемая часть любого бизнес-плана, в которой должны быть описаны все вопросы производственной деятельности предприятия: производственные помещения и их расположение; оборудование и его своевременная модернизация и ремонт; персонал, а именно его квалификация и соответствие; субподрядчики, поставщики и другие внешние агенты, обеспечивающие непрерывную деятельность. Необходимо кратко охарактеризовать производственные процессы и контроль над ними. В этом разделе должен быть разработан детализированный график реализации проекта с указанными сроками привлечения средств, поставок и работ. Целесообразно в этом разделе привлечь отраслевых экспертов, так как выбор технологии и способа организации производственного процесса во многом определяет эффективность любого проекта.

— Один из наиболее масштабных и информативных при составлении бизнес-плана разделов – финансовый план. Финансовый план состоит из основных расчетных разделов, благодаря которым определяется срок окупаемости вложений, доход, эффективность в целом. Для составления финансовой части бизнес-плана необходимо проанализировать: альтернативные варианты реализации идеи; технико-экономическое обоснование проекта; экономические, социальные и политические факторы, влияющие на реализацию; достоверность фактических данных, представленных в бизнес-плане и др. Именно благодаря данному разделу оценивается эффективность будущего проекта, то есть учитываются финансовые последствия реализации инновационного бизнес-плана для его непосредственных участников [4, 5].

Грамотное составление бизнес-плана, на сегодняшний момент, является одним из важнейших факторов успеха любого предприятия независимо от отрасли. В связи с этим, потребность в высококвалифицированных специалистах, занимающихся разработкой данного документа, сильно возрастает, и поэтому многие ВУЗЫ нашей страны используют такой метод обучения, как самостоятельная полная разработка студентами бизнес-плана конкретных проектов. Это побуждает студентов творчески, но, в то же время ответственно, проявлять себя, развивает их компетенцию и навыки в разных областях деятельности.

Таким образом, стратегическое планирование и бизнес-планирование являются взаимосвязанными этапами управленческой деятельности, необходимыми для достижения абсолютной эффективности в каждой компании. Грамотная разработка бизнес-плана позволит избежать фундаментальных ошибок и поможет принять решение о целесообразности инвестиций, о планировании перспектив, о рациональной транспортной системе и использовании ресурсов компании и об успехе фирмы в целом.

Можно утверждать, что бизнес-план – это ключевой элемент для достижения целей стратегического и финансового менеджмента [6].

Библиографический список

1 Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
2 Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 192 с.
3 Пластинин, А. В. Экономическая эффективность инвестиций: учебно-методическое пособие к выполнению контрольных работ, расчетно-графических заданий и экономической части выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций / сост. А. В. Пластинин О. П. Сушко. – Архангельск. –2017. – 73 с.
4 Смицких, К. В. Оценка динамической эффективности развития
предпринимательства: монография / К.В. Смицких, Т.В. Терентьева; под науч. ред. AT. Шеломенцева. – М.: РИОР: ИНФРА–М. –2018. – 243 с.
5 Стародубцева, Е.Б., Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М. –2017. – 512 с.
6 Форд Б.Р., Руководство Ernst&Young по составлению бизнес-планов- 2-е изд. - М.:АльпинаПабл., 2016. - 258 с.
7 Федоренко А. И., Домнина С. В., Токарева Е. В., Чурилова М. И. Бизнес-планирование в логистике / Под общ. ред.: В. И. Сергеев. М.: Эс-Си-Эм Консалтинг, 2013.