Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.04.2017

Система показателей экономической эффективности деятельности муниципального образования

System of indicators of economic efficiency of the municipal entity

Шотт Руслан Владимирович
Аспирант кафедры экономики НОИР
«Национальный открытый институт г. Санкт-Петербург»


Shott Ruslan Vladimirovich
Postgraduate Student, Department of Economics, NOIR
"National Open Institute St. Petersburg"
Аннотация: Предложена система показателей экономической эффективности деятельности муниципального образования

Abstract: The system of indicators of cost efficiency of activities of municipality is offered.
Ключевые слова: экономическая эффективность, валовой доход, производительность труда, инвестиции, муниципальное образование

Keywords: cost efficiency, gross income, labor productivity, investments, municipality


Тема исследования – экономическая эффективность деятельности муниципального образования. Значение местного самоуправления в Российской Федерации постоянно возрастает, это делает актуальными вопросы исследования  экономической эффективности деятельности муниципального образования (далее МО). Управление территорией органами местного самоуправления и государственное управление территорией – это две составные части управления территорией нашей страны.  Действующая система оценки экономической эффективности деятельности МО несовершенна.

Объект исследования – муниципальное образование.

Предмет исследования – экономическая эффективность деятельности МО.

Цель исследования – рассмотреть экономическую эффективность деятельности МО. Предложить сбалансированный набор показателей экономической эффективности деятельности МО.

МО- сложная социально-экономическая система. Этой системе присущи определенные свойства – поведение, развитие, целеустремленность. Аспекты системного подхода рассмотрены в [1,2,3]. Цели деятельности МО задает население МО. Среди ключевых целей МО находятся экономические:

  • рост дохода на душу населения;
  • увеличение валового продукта МО.

Экономическую эффективность, следуя Новожилову В.В., можно рассматривать как отношение результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. [4].

Таким образом, экономическую эффективность можно оценить количественно — отношение эффекта к затратам в конкретных условиях.

При оценке экономической эффективности деятельности МО в первую очередь учтем мнение государственных органов. В Европе статус МО был закреплен «Европейской хартией о местном самоуправлении» в 1985г. РФ в целях сближения с Европой  в 1998г. ратифицировала эту хартию [5].

Вслед за ратификацией возник документ, определяющий показатели деятельности МО [6]. Госкомстат насчитал более 800 первичных показателей оценки социально-экономического состояния МО. Разумеется, чрезмерное количество показателей для масштабов МО. В дальнейшем появились документы [7,8,9,10].

В последнем из этих документов- Указе Президента РФ №1384 от 17.10.2012г. приведен перечень показателей эффективности МО- основных (13), дополнительных (27) и рекомендуемых для определения размера гранта (11).  Итого общее число показателей хотя и уменьшилось, но по-прежнему достаточно велико -51. Из предложенных 51 показателей можно выделить следующие показатели экономической эффективности деятельности МО:

  • число субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
  • объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя;
  • доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе (для муниципальных районов);
  • среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников;
  • доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций).

Далее следует учесть исследования комплексной оценки социально-экономического развития МО ИСЭРТ РАН [11]. В методике ИСЭРТ РАН применяются четыре блока показателей:

  • демографические показатели;
  • показатели благоустройства МО;
  • показатели уровня жизни населения;
  • показатели уровня развития экономики МО.

Соответственно, из блоков 2,3,4 методики ИСЭРТ РАН можно предложить показатели экономической эффективности деятельности МО:

  • жилая площадь на 1 человека, м2;
  • розничный товарооборот на 1 человека, руб./год;
  • уровень официально зарегистрированной безработицы, %;
  • соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, %;
  • объём промышленной продукции на 1 жителя, тыс. руб.;
  • объём сельскохозяйственной продукции на 1 жителя, тыс. руб.;
  • объём инвестиций в основной капитал на 1 жителя, тыс. руб.

Фонд Институт Экономики города также рассматривает вопросы экономического развития МО. В масштабах города фонд определил шесть блоков (всего 90 показателей):

  • уровень жизни населения;
  • экономическая база города;
  • городской бюджет;
  • земельные отношения;
  • муниципальная нежилая недвижимость;
  • городское хозяйство.

Далее учтем определения экономической эффективности деятельности МО ряда исследователей.

Дорина Е.Б. под экономической эффективностью деятельности МО предполагает экономический рост, использование ресурсов [12].

Радченко А.И. считает, что для оценки экономической эффективности деятельности МО в первую очередь следует учитывать производительность труда работников МО [13].

Кирсанов С.А. подходит к оценке экономической эффективности деятельности МО через понятие муниципальной услуги, роста объёма и качества этих услуг [14].

 Определения экономической эффективности деятельности МО вышеназванных исследователей добавляют следующие показатели:

  • производительность труда работников МО;
  • эффективность использования ресурсов МО.

Сведем в таблицу показатели экономической эффективности деятельности МО (табл.1).

Таблица 1

Показатели экономической эффективности деятельности МО

Показатель
1число субъектов  малого и среднего предпринимательства
2доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций
3объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя
4доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе (для муниципальных районов)
5среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников
6доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования (без учета субвенций)
7жилая площадь на 1 человека, м2
8розничный товарооборот на 1 человека, руб./год
9уровень официально зарегистрированной безработицы, %
10соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, %
11объём промышленной продукции на 1 жителя, тыс. руб.
12объём сельскохозяйственной продукции на 1 жителя, тыс. руб.
13производительность труда работников МО
14эффективность использования ресурсов МО

Результат настоящего исследования — предложена сбалансированная система показателей для оценки экономической эффективности деятельности МО. Возможное дальнейшее направление исследования — создание системы интегральных показателей оценки экономической эффективности деятельности МО.

Библиографический список

1. Никоноров В.М. Системы: сущность и свойства // Российское предпринимательство. 2015. Т.16. №16. С.2499-2508.
2. Никоноров В.М. Классификации систем для управления // Наука Красноярья. 2016. №5. С. 146-160.
3. Никоноров В.М. Формирование теории систем // Образование, экономика, общество. 2015. №3-4 (49-50). С. 50-53.
4. Новожилов В. В. У истоков подлинной экономической науки. - М.: Наука, 1995. — 234 с.
5. О ратификации Европейской хартии местного самоуправления". Федеральный закон от 11.04.1998 N 55-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.04.2017).
6. Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования. Постановление Госкомстата РФ от 09.01.1998 N 2. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.04.2017).
7. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Указ Президента РФ от 28.04.2008г. №607 – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2017).
8. О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 №1313-р – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2017).
9. "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". Указ Президента РФ от 13.05.2010г. №579 – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2017).
10. О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28.04.2008г. №607. Указ Президента РФ от 14.10.2012г. №1384. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.04.2017).
11. Вопросы территориального развития. – URL: http://www.vtr. vscc.ac.ru (дата обращения 20.04.2017).
12. Дорина Е.Б. Организация государственного управления.- Минск: Изд-во БГЭУ, 2011.- 289с.
13. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. – Ростов н/Д.: МарТ, 2007.-608с.
14. Кирсанов С.А., Яновский В.В. Организация и регламенты муниципальных услуг в Российской Федерации: Монография.- М.: Русайнс, 2015.- 284с.