Abstract: Accounting and reporting helps investors to draw conclusions about the financial position of the organization, its solvency and creditworthiness
Keywords: accounting, small business
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, который во многом определяет темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса следует мировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики. Смешанная экономика это сочетание различных видов собственности и ясной модели хозяйства, в которой протекают сложные процессы рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Основа современной экономики это малый бизнес. Он включает в себя все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Малое предпринимательство это не только существенное звено и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, но и неразделимый элемент конкурентного механизма. По сути это максимально гибкая, эффективная и понятная в силу своих размеров форма хозяйственной деятельности. Эта предпринимательская система хороша тем, что привлекает финансовые и производственные ресурсы населения.
Вовремя полученная информации о производственно-хозяйственной деятельности предприятия позволяет её руководству эффективно воздействовать на производственный процесс, принимать соответствующие управленческие решения для повышения экономических показателей. Бухгалтерская отчётность помогает инвесторам сделать выводы о финансовом положение организации, её платежеспособности и кредитоспособности. После этого они уже определяют степень рентабельности инвестиций в данный бизнес. Поэтому от правильной организации бухгалтерского учета зависит дальнейшая продуктивность организации.
При организации бухгалтерского учета, субъекты малого предпринимательства, являющиеся юридическими лицами, должны придерживаться единых методологических правил, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в определённой последовательности, которую устанавливает налоговое законодательство.
Организации, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если переходят на упрощённую систему налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Учёт основных средств и нематериальных активов введут в порядке, предусмотренном законодательством о бухгалтерском учете.
Следует отметить, на сколько важна упрощённая система налогообложения для малого бизнеса. Упрощенная система налогообложения применяется вместе с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе малые предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Так же в рабочем плане счетов на малых предприятиях не используют счета 04 и 12.
Учет нематериальных активов видеться на счете 01 «Основные средства» на специальном субсчете.
Амортизация нематериальных активов учитывается отдельно на счете 02 «Износ основных средств».
Особенностью упрощенной формы учета на малом предприятии является то, что выбытие основных средств отражается без использования счета «Реализация и прочее выбытие основных средств». Расходы, связанные с выбытием основных средств, списываются в дебет счета 80 «Прибыли и убытки». Если же осуществляется продажа объекта основных средств, то выручка от реализации будет относится в кредит счета 80.
МБП учитываются в составе производственных запасов на счете 10 «Материалы». Стоимость МБП списывается на затраты по производству продукции в полном размере. Обычно это делается на дату их передачи в эксплуатацию. Для сохранности МБП, переданных в эксплуатацию, на малом предприятии осуществляется оперативный учет и контроль за их перемещением.
В случае возврата МБП из эксплуатации на склад их оприходуют по цене возможного использования. Затем МБП приходуются по дебету 10 и по кредиту 20.
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции включая общепроизводственные и общехозяйственные расходы, будут учитываться на счете 20 «Основное производство»; учет готовой продукции и товаров на счете 41 «Товары». Оценку выбывающих материально-производственных запасов, включая материалы и товары, будут производить по методу средней себестоимости. Учет реализации продукции и другого имущества будет осуществляться на счете 46.
Учет задолженности, дебиторской и кредиторской, включая расчеты с покупателями и подрядчиками , расчеты с подотчетными лицами, а так же расчеты по авансам выданным и полученным необходимо вести на активно-пассивном счете 76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сальдо по данному счету вносится в регистры бухгалтерского учета развернуто: по дебету — сумма дебиторской задолженности, по кредиту ,соответственно, сумма кредиторской задолженности.
Использование прибыли субъектами малого предпринимательства учитывается на активно-пассивном счете 80 — «Прибыли и убытки».
Так же к счету 80 необходимо открыть субсчет «Использование прибыли». В учетных регистрах сальдо по этому счету указывается более раскрыто: по дебету– 80 использование прибыли, по кредиту-80 сумма прибыли.
В учет финансовых результатов были внесены существенные корректировки.
Одним из главных условий отражения в учете того или иного события хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства является фактическое совершение данного события. Условием отражения в учете выручки от продажи продукции является отгрузка продукции покупателям.
Затраты предприятия на создание новой продукции отражаются в бухгалтерском учете в момент их осуществления, непосредственно, в том отчетном периоде, в котором они фактически были произведены.
Субъектам малого предпринимательства могут использовать один из самых эффективных методов, а именно кассовый метод учета доходов и расходов. Сущность данного метода состоит в том, что выручка от реализации продукции отражается в учете по мере оплаты покупателем поступившей продукции, т.е. непосредственно в момент фактического поступления денег за отгрузку продукции на расчетный счет или же в кассу.
Исходя из рекомендаций Минфина Российской Федерации, если субъект малого предпринимательства выбрал кассовый метод учета доходов и расходов, значит затраты, связанные с созданием и реализацией продукции, отражаются на активном счете 20 — «Основное производство» непосредственно в части фактически оплаченной покупателем продукции, выплаченной оплаты труда.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод что , при кассовом методе , данные показатели отражаются в учете только если произведена их фактическая оплата.
Не оплаченная покупателем ,но отгруженная продукция , указывается при кассовом методе на счете 41- «Товары» до момента поступления денег в кассу, на расчетный счет . Для этого к счету 41 необходимо применить отдельный субсчет, к примеру, субсчет 3 «Продукция отгруженная, но не оплаченная покупателем».
Отгрузка продукции отражается в учете по дебету счета 41/ 3 с кредитом 41/ 1
Непосредственно после поступления денег от покупателя субъекты малое предпринимательства ,которые использую т кассовый метод учета доходов и расходов делают записи по счетам:
-дебет счета 51 (50) в корреспонденции с кредитом счета 46
-дебет счета 46 в корреспонденции с кредитом счета 41/ 3
Так же субъекты малого предпринимательства могут самостоятельно спроектировать «Ведомость оказанных, но неоплаченных услуг», в которой будет один из важнейших показателей, а именно стоимость услуг, фактически оказанных малым предприятиям, но не оплаченных покупателем поставщику.
Развитие малого предпринимательства отвечает потребностям всех сфер экономики России и тенденциям мировых экономических процессов. Малое предпринимательство является только рыночной структурой и дает свободу предпринимательского выбора, а так же стимулирует эффективную организацию производственного процесса. Во многих государствах функционирует большое количество малых предприятий разного профиля. Влияние малых предприятий на ВВП (валовой внутренний продукт) в развитых странах более 50%.
Так же существует воздействие многих факторов, напрямую связанных с малым предпринимательством, которые создают благоприятные условия для улучшения экономики во многих сферах ,а именно :
1)возрастает конкуренция;
2)происходит активное насыщение рынка товарами и услугами ;
3) заполняются рыночные ниши на областном уровне и в более широких масштабах;
4) создаются дополнительные рабочие места и условия труда, при которых заработная плата рабочих напрямую связана с результатами труда . А этот фактор повышает интерес всего трудового коллектива;
5) увеличивается и динамично развивается потребительский сектор;
6)более эффективно используются материальные, трудовые, производственные ресурсы субъекта малого предпринимательства.
Библиографический список
1) Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 626-629.2) http://nalog-nalog.ru // Налог-Налог. РУ Налоговые новости и статьи
3) http://center-yf.ru // Центр Управления Финансами
4) https://www.nalog.ru // Федеральная Налоговая Служба
5) УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С. Пыхтин научная статья
6) Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.1995 N 222-ФЗ (действующая редакция, 2016)