Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.03.2017

Некоторые вопросы практикоориентированного высшего образования

Some questions are practice-oriented higher education

Экиниль Г.Е.
кандидат педагогических наук, доцент, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Ekinil G. E.
candidate of pedagogical sciences, associate professor
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы организации практик студентов вузов, имеющих направления подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис: профиль социально-культурный сервис», относящиеся к практико-ориентированным по своему содержанию. Особое внимание уделено организации зарубежных стажировок; приведены результаты анкетирования студентов, прошедших и не проходивших зарубежную стажировку с целью выявления их восприятия результатов практического обучения.

Abstract: In article problems of the organization the practician of students of the higher education institutions having the directions of preparation "Tourism", "Hotel business", "Service are considered: a profile welfare service", relating to praktiko-focused according to the contents. Special attention is paid to the organization of foreign training; results of questioning of the students who have passed and not passing a foreign training for the purpose of identification of their perception of results of practical training are given.
Ключевые слова: высшее образование, практика, зарубежная стажировка

Keywords: the higher education, practice, foreign training


Современное российское высшее образование переживает сложные времена.  Во-первых, за последние два десятилетия начала осуществляться его реформа на основе  замены советской модели высшего образования на западную. Во-вторых,  значительно увеличилось количество направлений подготовки в российских вузах. В-третьих, всё больше претензий у работодателей к подготовке кадров в высших учебных заведениях. Структурно российское высшее образование  уже перестроено  с традиционной пятилетней системы подготовки профильно-ориентированных  специалистов  на  западную модель: бакалавр – магистр, соответственно –  4  года обучения  и получение общего  высшего образования и плюс ещё 2 года обучения с чёткой профилизацией и защитой магистерской диссертации по выбранному направлению. Но содержательно ещё многое  в нём требует изменения и совершенствования. Это проявляется в постоянном уточнении федеральных государственных стандартов, в излишнем многообразии вариантов учебных планов по одним и тем же направлениям, в непроработанности в этих планах частей, касающихся практик студентов.

Организация практик студентов – сегодня одна из наиболее серьёзных проблем. Особенно это ощущают вузы, имеющие  такие направления подготовки, как «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис: профиль социально-культурный сервис», которых не было в вузах советских времён. Это сравнительно новые направления обучения, относящиеся к практико-ориентированным по своему содержанию, так называемые прикладные направления высшего образования.

Как известно, для российского высшего образования в вузах  с указанными направлениями подготовки характерна большая доля теоретического обучения, а ведущим образовательным учреждениям этой направленности в западных странах – практическое обучение студентов. Причем практика и стажировка во многих из них достигает 50 % общего объема учебного времени. И это оправданно, так как значительный  и успешный западный опыт развития сферы туризма  и  сферы обслуживания в целом,  сформировался  на основе реальных потребностей этого сегмента экономики данных стран. Сначала там формировалась система обслуживания, а потом на основе обобщения  данного практического опыта формировались теории,  и выстраивалась система высшего образования такого профиля. У нас этот процесс в лучшем случае шёл параллельно, а иногда  и в обратной последовательности, так как стремительно развивающаяся сфера сервиса в новых экономических условиях не успевала нарабатывать  и вырабатывать свои оригинальные базовые положения, определяющие её развитие. Брали за основу зарубежный опыт и применяли его на практике и учились по чужим теориям,  что не всегда приносило желаемые результаты, так как специфика у нашего сервиса и туризма всё же есть и достаточно долгое время этот фактор необходимо будет учитывать [1].  Вузы, призванные готовить специалистов для данной сферы, не сразу нашли  продуктивные контакты  с производственниками, поэтому и  уделяли больше внимания теоретическому обучению. Процесс сближения и   взаимодействия этих двух заинтересованных  друг в друге партнёров начался не очень давно. Основой для него, а потом  и партнёрского сотрудничества стала организация практики студентов  на профильных предприятиях на условиях самих предприятий.

В последние годы вопрос о быстром и качественном начале профессиональной деятельности выпускниками вузов становится всё более актуальным. Этому есть свои причины как объективного, так и субъективного характера. Современные темпы общественного, экономического и технического развития навязывают соответствующее усиление динамики восприятия нового и  соответственно выдвигают новые требования к работникам. Объективными причинами повышения этих требований к молодым специалистам являются следующие: ускоренный темп обновления всех видов деятельности за счёт внедрения инноваций; общая ориентированность предприятий на сокращение штатов за счёт повышения многофункциональности каждой должности; повышение требований к самоорганизации и самообразованию специалистов.

Субъективные причины: инфантильность современных выпускников; неширокий кругозор молодых специалистов; приоритетная ориентированность на высокую заработную плату, а не на уровень необходимого профессионализма; не всегда качественная практическая профессиональная подготовка в вузах.

Эти причины порождают необходимость уделять внимание в процессе обязательного на старте профессионального адаптивного обучения молодых специалистов  значительному количеству общепрофессиональных,  этикетных и этических вопросов. Для этого многие предприятия разрабатывают специальные программы  указанных адаптивных курсов, что способствует более эффективному вхождению в профессиональную деятельность молодых сотрудников таких предприятий. Подобная практика  уже давно широко распространена на западе и сегодня становится объективной необходимостью для современных российских сервисных предприятий, не имевших такого опыта в прошлом. Такие подготовительные курсы всегда ориентируются на среднестатистический уровень восприятия и освоения предложенного материала, что требует от новых работников  умения качественно и продуктивно взаимодействовать с обучающими их специалистами. Именно поэтому при обучении в вузах нужно обращать особое внимание на развитие и этих способностей наряду со всеми другими.  На это ориентированы современные учебные планы и программы в вузах, где процент часов для самостоятельного освоения  всех дисциплин значительно превышает число аудиторных. Но пока этот ресурс обучения используется как преподавателями, так и учащимися неэффективно.  Задания для самостоятельной работы должны носить творческий характер, способствовать стремлению к поиску оригинальных решений.

Одной из ключевых проблем, с которой сталкиваются выпускники при поступлении на новое (первое) место работы – это узкая направленность деятельности конкретного предприятия и отсутствие специальных адаптивных курсов. На сегодняшний день даже профильный вуз, основной составляющей учебной программы которого является сервисная деятельность, не может уделить достаточно внимания всем многочисленным отраслям этой самой по себе, казалось бы, узкой специализации.

Сервисная  и туристская деятельность многогранна, и все её области и нюансы на сегодняшний день невозможно подробно изучить в рамках учебной программы вуза. Можно лишь коснуться их, охарактеризовав ключевые стороны той или иной области.

Более детальным и углублённым изучением нюансов и системы работы конкретного предприятия в целом занимается уже непосредственно работодатель, который в первую очередь заинтересован в максимально оперативном внедрении в штат нового сотрудника (т.к. сервисная деятельность как правило предполагает изрядный элемент потоковости, в связи с чем замена, обновление, увеличение персонала должно происходить максимально быстро незаметно для клиента, ориентированного на деятельность конкретного предприятия).

В связи с этим предприятия сервисной и туристской направленности  вынуждены разрабатывать собственные программы обучения и адаптации нового персонала без отрыва от непосредственной работы. Как правило, данные программы имеют  этапы: ознакомительная часть, теоретическая основа, этап наставничества, первые шаги молодого специалиста [2].

Это требует от предприятий значительных затрат, на которые часто они не  готовы.  Поэтому  им выгоднее сотрудничество с вузами соответствующего профиля по вопросу организации практики для студентов на своих предприятиях, что позволит им совместно разработать указанные адаптивные программы и практически беззатратно внедрить их, при этом можно уже в процессе практик начать подбор новых сотрудников для предприятия.

На этом пути сотрудничества работодателей и вузов может быть очень полезен опыт зарубежных стажировок студентов, обучающихся по направлениям «Туризм». «Гостиничное дело», «Сервис: социально-культурный сервис». Сотрудничество с туристскими комплексами западных стран позволяет рассматривать их как лабораторные площадки для приобретения практического опыта работы. При этом  студенты обязательно проходят там предстажировочную адаптивную подготовку, которую можно взять за основу и для отечественных предприятий указанных профилей.

Современное требование рынка  туристских и сервисных услуг –  это необходимость быстрой адаптации молодых специалистов в профессии, поэтому у них мало времени для старта в профессиональной деятельности. Зарубежная стажировка как аналог практики  как раз и обеспечивает студента значительными практическими навыками, необходимыми для молодого специалиста. Логика постижения профессии хорошо отражается в разработанной и обоснованной в программах вузов указанных профилей в последовательности разных видов практик: учебной (после 1 курса обучения), учебно-производственной (после 2 курса обучения), производственной (после 3 курса обучения), преддипломная (на 4 курсе обучения).

Длительность практики – очень важный момент, диктуемый спецификой отрасли, ориентированной на большой объём практических знаний и умений. Поэтому рационально внедрять методику распределенных практик в течение первого года обучения, чтобы выбор конкретного направления деятельности в туристской отрасли формировался осмысленно и был глубоко мотивирован тем, что студент может попробовать сам и оценить себя самостоятельно, а также получить оценку своей деятельности. Данная методика прошла апробацию и была внедрена в планы учебной работы для студентов направлений подготовки «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис» Донского технического университета города Ростова-на-Дону. Студенты имеют возможность посещать в процессе обучения более десятка предприятий всех трёх направлений с целью знакомства с их деятельностью, получать конкретные задания, выполнять их  и отчитываться  по результатам перед руководителями предприятий. Это позволяет многим определиться с направлением своей практической подготовки в рамках последующих практик.

Распределённая практика позволяет осуществить качественную базовую практическую подготовку к зарубежным стажировкам. Зарубежные стажировки организуются в ДГТУ города Ростова-на-Дону для студентов 2 и 3 курсов. Основные направления данной стажировки – Турция, Египет, Испания, Германия. Вуз плодотворно сотрудничает с представителями турбизнеса данных стран с целью предоставления студентам возможностей  познакомиться  со спецификой западных туристских, гостиничных и  сервисных предприятий и с самыми современными технологиями сервисной сферы, которые ещё не получили широкого распространения в нашей стране и недоступны студентам для освоения  на практиках, проводимых на предприятиях сервиса и туризма в России.

Зарубежные стажировки  студентов, обучающихся по направлениям «Туризм». «Гостиничное дело», «Сервис» реализовать возможности для обучения в соответствии с принципами практикоориентированности, обеспечивающими формирование специалистов с определённым набором компетенций, позволяющим максимально эффективно применять их в трудовой деятельности. К числу таких принципов относятся: принцип практико-ориентированного целеполагания; принцип выбора индивидуальной образовательной траектории; принцип продуктивности обучения; принцип первичной образовательной продукции студента; принцип ситуативности обучения; принцип образовательной рефлексии [3].

Опыт стажировок изучается и обобщается на ежегодных семинарах по практике. Проводится анкетирование  студентов, прошедших  и не проходивших зарубежную стажировку с целью выявления их восприятия результатов такого вида практического «подкрепления» теоретического обучения [4].

 Для анкетирования выбирается референтная группа не менее 150 человек. В анкетировании  в 2015-2016 учебном году  участвовали 184 студента.

Анализ анкетного опроса студентов относительно важности таких стажировок показал, что 73% опрошенных считает их необходимыми и обязательными и отмечают их важную роль в процессе профессионального становления.

Важным моментом организации зарубежной стажировки является ее длительность. Так 30% считают, что стажировка должна быть 2 месяца, 53% —  4 месяца и 16% готовы работать в отеле полгода.

Параметры, определяющие выбор стажировки, по мнению студентов, следующие: престижный отель (24%), популярное туристское направление (35%) и уровень безопасности (34%). 70% считают, что опыт работы за границей следует приобретать с Турции.

После обработки данных первого анкетирования, с целью разработки программы по подготовке студентов к зарубежной практике было проведено второе анкетирование студентов факультета «Сервис и туризм», изъявивших желание принять участие в зарубежной стажировке. В нём участвовали 56 студентов  первого и третьего курсов [5].  Было предложено оценить важность подобной стажировки; дать свои предложения по требующейся для стажировки  информации; высказать своё мнение о необходимости дополнительных занятий по иностранному языку (английскому, немецкому французскому и языку принимающей страны – турецкому, испанскому, арабскому); определиться с тем, чётко ли они представляют, каковы особенности стажировки за рубежом; отметить, какие личные качества необходимы студенту для зарубежной стажировки.

Согласно полученным ответам, все опрошенные считают, что зарубежная  стажировка необходима,  и они хотели бы получить полную информацию о стране прохождения практики (ее истории, особенности менталитета  и так далее).

При этом отмечается недостаточный уровень владения иностранным языком – 43%  начальный, 54% – разговорный, 3% – профессиональный.

В связи с этим 86% определенно считают необходимыми  дополнительные часы курса иностранного языка до прохождения стажировки.

Однако на вопрос, необходим ли курс государственного  языка страны, выбранной для стажировки (турецкий, испанский, немецкий, арабский) во время прохождения стажировки, получается следующий результат – 54 % считают возможен, 32% – обязателен, 14% – не нужен.  Причем  студенты, прошедшие зарубежную стажировку в прошлые годы, единогласно отмечали большие языковые трудности и высказывали мнение, что такой курс, бесспорно, необходим.

На вопрос, четко ли Вы  представляете себе особенности стажировки за рубежом, мнения разделились – 50% на 50%.

По готовности к участию в программе стажировки студенты отмечают следующие качества: большинство считают себя стрессоустойчивыми, это выражено в отношении 71% к 29%; 89% считают, что способны работать в команде, из них, лишь 11% дали ответ – возможно.

Также был проведен психологический тест «Насколько вы конкурентоспособны». Результаты: 25% тестировавшихся – всегда добиваются своей цели; 25% – это люди, для которых важен способ достижения цели и 50% – избегают конкуренции и предпочитают оставаться в стороне.

 Кроме того, 96% – готовы к интенсивному труду, и только 4 % опрошенных не готовы.

Отмечается важность  понимания студентами того, что они приобретут практический опыт во время зарубежной практики – 93%. Но при этом, никто не считает, что это может быть  гарантией трудоустройства – 0% [6].

На основании данных, можно сделать вывод о том, что необходим дополнительный  языковой курс по подготовке студентов  к зарубежной стажировке, необходимо  уделить особое внимание в формате дисциплин психологического цикла выявлению и отработке профессиональных навыков, в формате дисциплин географического цикла – углубленному изучению стран предполагаемых в качестве мест зарубежной стажировки (Турции, Египта, Испании, Германии).

Если все виды практики проведены в предложенном непрерывном графике и студенты осознанно произвели вы­бор своего конкретного направления будущей профессиональной деятельности, и если они имели возможность пройти за время обучения ещё и зарубежную стажировку, то и качество преддипломной практики значительно повышается. Она может быть проведена как организационно-управленческая, то есть предполагать сбор и обработку материала, необходимого для практической деятельности определенного для прохождения практики предприятия, что формирует реальный производственно значимый (нередко оплачиваемый) заказ данного предприятия на выпускную работу. Она может быть построена на основе обобщения результатов зарубежной стажировки и применения зарубежного опыта на конкретном российском предприятии.

Такой подход к практике как составляющей учебного процесса позволит отрасли получить высококлассных молодых специалистов, не требующих длительной адаптации в профессии на старте их трудовой деятельности.

Библиографический список

1. Boroday Vladimir А., Ekinil Galina E. Update conflictological culture of personnel in tourism industry // Science and education – 2016 Part 3. Economic science - Publishing House "Education and Science" s. r. o - 72 p.
2. Экиниль Г.Е. Методология и технологии методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагностировании: монография / Ростов-на-Дону, 2012.
3. Экиниль Г.Е. Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагностировании / Гуманитарные и социально-экономические науки.2007. №6. С. 134-139.
4. Экиниль Г.Е., Павленко Е.В., Карич Л.В. Основы организации зарубежной практики студентов // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. Ростов-на-Дону, 2010. С.80-84.
5. Экиниль Г.Е., Касацкая Е.Ю. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза в процессе учебно-производственной практики // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 2011. С.187-190.
6. Экиниль Г.Е. Формирование профессиональной конкурентоспособности студентов туристского вуза //Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития и риски. Материалы и доклады Международной научно-практической конференции. 2014. С. 298-301.