Индекс УДК 005.511
Дата публикации: 22.05.2017

Роль системы электронного документооборота для современного предприятия

The role of electronic document management system for the modern enterprise

Бикеева Марина Викторовна, Кислякова Анастасия Сергеевна
1.Доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
2. Студентка 407 группы направления подготовки «Бизнес информатика»
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск


Bikeeva Marina Victorovna, Kislyakova Anastasia Sergeevna
1.Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
2.Student 407 group specialty «Business Informatics»
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: Информационные потоки являются важным ресурсом любой организации. Внедрение системы электронного документооборота (СЭД) решают проблемы традиционного документооборота, а также предоставляют дополнительные преимущества в работе организации. В статье рассмотрены этапы внедрения СЭД, а также эффекты от её внедрения

Abstract: Information flows are an important resource of any organization. The introduction of electronic document management system (EDMS) solves the problem of traditional workflow and also provides additional benefits in the organization. The article considers the stages of implementation of the EDMS, as well as the effects of its implementation.
Ключевые слова: документооборот, бумажные носители, система электронного документооборота (СЭД), бизнес-процесс, структурное подразделение, входящие документы, электронный документ

Keywords: document management paper-based, electronic document management system (EDMS), business process, structural unit, incoming documents, electronic document


В современном развивающемся мире количество используемых документов стремительно растет. Эффективное функционирование каждой организации, независимо от ее профиля, находится в прямой зависимости от уровня оперативной обработки документации и информации, скорости взаимодействия между структурными подразделениями организации и контрагентами. Поэтому автоматизация документооборота является одной из первостепенных задач современных организаций.

До 80-90 гг. ХХ века документация организаций была представлена в основном на бумажных носителях. И, конечно же, на обработку информации уходило значительное количество времени. В современных условиях сокращение времени работы с информацией возможно в связи со стремительным развитием технологий. Продуктами такого развития являются различные по назначению системы, в частности, система электронного документооборота (СЭД). По мнению экспертов, полный переход на безбумажную обработку невозможен, но всё же электронный документооборот будет преобладать [5].

Электронным документом называют набор информации (текст, изображение, звукозапись), который сохранен на компьютере (в формате Word, Excel и т.д.). Каждый такой набор информации имеет карточку со своими атрибутами, по которым можно быстро найти документ. Существует понятие потока работ (Workflow) – это определенная последовательность действий сотрудников в рамках определенного бизнес-процесса. Например, последовательностью действий будет являться прием документа, регистрация документа, рассмотрение документа, исполнение документа, бизнес-процессом – работа с обращениями граждан. Способ организации работы с документами, где основной объем используется в электронном виде и хранится централизованно называют электронным документооборотом [4].

Система электронного документооборота (СЭД) представляет собой компьютерную программу (программное обеспечение, систему), которая позволяет организовать работу с электронными документами (создание, изменение, поиск), а также взаимодействие между сотрудниками (передачу документов, выдачу заданий, отправку уведомлений и т.п.). В ряде случаев СЭД называют системой управления электронными документами (EDMS – Electronic Document Management Systems) [3].

Для традиционного документооборота характерны следующие проблемы:

— возможность потери документов;

— накопление определенного объема документов с неизвестным назначением и источником;

— возможность попадания документации в чужие руки;

— потери рабочего времени в связи с поиском необходимого документа;

— рост затрат в связи с созданием копий документов;

— потери рабочего времени в связи с подготовкой и согласованием документации.

Внедрение СЭД решает все вышеупомянутые проблемы, и при этом появляются дополнительные преимущества в работе, среди которых:

— более организованная и слаженная работа структурных подразделений организации;

— упрощение процедуры работы с документами и повышение её эффективности;

— повышение производительности труда за счет сокращения времени работы с документами (создание, обработка, поиск);

— повышение оперативности доступа к необходимой информации;

— возможность разграничения доступа структурных подразделений и сотрудников к информации.

Однако с переходом на электронные версии документации встает вопрос об обеспечении безопасности и надежности подтверждения подлинности данных документов. Это касается электронной подписи (ЭП) и других подобного рода способов. Электронная подпись является полноценной заменой рукописной подписи, которая обладает полной юридической силой согласно законодательству РФ. Это незаменимый инструмент, который позволяет наладить удобный и эффективный документооборот как внутри компании, так и с внешними контрагентами [2].

Рассмотрим пример бизнес-процесса в нотации BPMN [3]. Здесь рассматривается работа с входящими документами (регистрация, визирование, исполнение), которые поступают на предприятие по почте, факсу, электронной почте. Сразу после поступления документ заносится в систему (Рисунок 1).

Рисунок 1. Работа с входящими документами

 

Процесс организации электронного документооборота в организации включает следующие этапы (Рисунок 2). При этом некоторые этапы могут идти параллельно. Особое внимание необходимо обратить на этап, связанный с обучением персонала. Не следует экономить на этом средства, так как в случае недостаточной подготовленности персонала даже самая совершенная система СЭД, идеально подходящая для организации, будет малоэффективна. В зависимости от протяженности перечисленных выше факторов организация электронного документооборота может занять от одной-двух недель до полугода [6].

Рисунок 2. Этапы организации электронного документооборота

 

Таким образом, автоматизированные системы документооборота необходимы в любой организации, независимо от масштаба и типа собственности. Эффект от внедрения СЭД делится на две части:

  • прямой эффект от внедрения системы, связанный с экономией средств на материалы, рабочее время и т.п.;
  • косвенный эффект, связанный с теми преимуществами для функционирования организации, которые дает СЭД (прозрачность управления, контроль за исполнением, возможность накопления знаний и др.)

По причине того, что эффект от СЭД измеряется не прямой экономией ресурсов, а заметным повышением качества труда сотрудников, следовательно, и качеством работы всей организации, СЭД находят все более широкое применение [1]. Для коммерческих предприятий это – фактор выживания и развития, для ведомств и государственных структур – возможность более эффективно решать государственные задачи, реализовать возможность оперативного взаимодействия с различными субъектами и между ведомствами.

Библиографический список

1. Внедрение систем электронного документооборота: проблемы и решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iteam.ru/publications/it/section_64/article_2687
2. Единый портал Электронной подписи (АО «Аналитический центр»). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iecp.ru/
3. ECM-Journal. Журнал о системах электронного документооборота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ecm-journal.ru/mustknow
4. Зинина Л.И., Глухова Т.В. Введение в информационный менеджмент: Учеб. пособие / Л.И. Зинина, Т.В. Глухова. – Саранск: Мордовский государственный университет, 2009. – 126 с.
5. Зинина Л. И., Русанова М. О. Формирование информационной системы управления бизнес-процессами компании [Электронный ресурс] // Огарев-online. – 2017. – №2. – Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/formirovanie-informacionnoj-sistemy-upravleniya-biznes-processami-kompanii
6. Информационный портал DIRECTUM. Статьи и аналитика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.directum.ru/425833.aspx