Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.08.2017

Матрица конкурентных стратегий организации

The matrix of competitive strategies of the organization

Шмеер К.О.
Уральский государственный аграрный университет
Shmeer K.O.
Ural State Agrarian University
Аннотация: Конкуренция среди существующих компаний, организаций направлена на получение прибыли и на достижение выгодного места на рынке, учитывая много нюансов: начиная от ассортимента и заканчивая упаковкой, рекламой, ценой.

Abstract: Competition among existing companies and organizations is aimed at making a profit and achieving an advantageous place in the market, taking into account many nuances: starting from the assortment and ending with packaging, advertising, price
Ключевые слова: конкурентные стратегии, лидерство, рынок, цель.

Keywords: competitive strategies, leadership, market, purpose.


В современном мире происходит быстрое развитие новых производств. Появляются новые конкуренты, организации должны предпринимать стратегические действия для  предотвращения угроз с их стороны. Организации предполагают создание для новых конкурентов, различных препятствий. По мере роста объемов производства, организация должна стремиться к сокращению издержек, дифференциации продукции. Для успешной реализации своей продукции предусматривать стимулирование посредников, использование патентов.

Главной задачей конкурентных стратегий является завоевание  конкурентного преимущества предприятия или его продукции, а также выявить пути к сохранению лидерства на данном рынке продукции[1;2;3]. Характеристики рыночной деятельности предприятия, при помощи которых создается определенное превосходство над конкурентами  при помощи  конкурентных стратегий, которые способствуют предприятию удерживать определенную долю рынка, называется конкурентное преимущество.

По мнению американского экономиста Майкла Портера, есть три пути, обеспечивающие конкурентное преимущество предприятий – это продуктивное лидерство, ценовое лидерство и лидерство в нише. Область конкуренции показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Область конкуренции

В продуктивном лидерстве больше всего внимания уделяют сервису, дизайну. И при этом необходимо сохранять цены, или рост цен должен быть приемлемым для потребителя, но в то же время опережать рост издержек. Основную роль, при применении этой стратегии, играет рыночная деятельность, другими словами маркетинг[4;5;6].

Ценовое лидерство обеспечивается, если есть возможность снизить издержки на производство продукции. Особое внимание необходимо уделять стабильности инвестиций, и  управлению издержками. Затраты на производство единицы продукции падает например, процентов на двадцать, а скорость производства удваивается в два раза, на этом и основывается понижение издержек. В этом случае основную роль в ценовом лидерстве играет производство.

Лидерство в нише, чаще всего связано с продуктовым или ценовым преимуществом на узком участке рынка[7;9;10]. Такой сегмент не привлекает крупных производителей и  более сильных конкурентов. Лидерство, связанное с фокусированием продуктового или ценового преимущества на узком участке рынка, чаще всего предпринимается  предприятиями малого бизнеса.

Для достижения конкурентного преимущества, нужно проанализировать конкурентные силы, применяющие модель конкурентных сил, которую описывал американский экономист Майкл Портер. Модель конкретных сил показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Модель конкретных сил

Конкуренция компаний направлена на достижение господствующего места на рынке и на получение прибыли, учитывая цену, рекламу, упаковку. Для предотвращения угрозы появления новых товаров, нужно постоянно искать и реализовывать новые идеи, использовать новейшие технологии, улучшать и расширять сервис.

У потребителей есть возможность влиять на уровень конкуренции, через их потребности в продукции, цене, качестве обслуживания. В этом и заключается угроза потребителей[8;11].

Угроза поставщиков может выражаться в повышении цен на сырье и материалы или в снижении качества поставляемых материалов.

От положения предприятия на рынке и характера его действий, зависит и вид выбираемой стратегии. Ведущее производство, являющееся лидером на рынке, располагает большими стратегическими возможностями. Представители лидера, не занимают доминирующее положение, но стремятся к этому и не упускают возможности обогнать его. Есть предприятия, которые согласны со своим положением на рынке, и не стараются «прыгнуть выше головы». Они выбирают более пассивную стратегию.

Существует два типа стратегий: упреждающие и пассивные

К упреждающим стратегиям относят такие, как:  «Захват на рынке», «защита рынка», «атака в лоб», «прорыв», «сосредоточивание сил на участке». Рассмотрим каждую из этих стратегий. «Захват на рынке» характеризуется расширением спроса на продукцию предприятия, при использовании ценового или продуктового лидерства и в поиске новых потребителей. Стратегия «защита рынка» действует с помощью стимулирования рынка, рекламы своей продукции. «Атака в лоб» основывается на использовании уже достигнутого преимущества лидером рынка.  Стратегия «прорыв» — это использование слабых сторон лидера рынка. Выбор участка, не привлекающего внимания более сильного конкурента, называется «сосредоточивание сил на участке».

К пассивным стратегиям относятся: блокировка рынка, следование по курсу, окружение, сохранение позиции, обход. Блокировка рынка направлена на то, чтобы конкуренты не достигли преимущества в разных направлениях производства. Стратегия следование по курсу характеризуется снижением риска ответных действий господствующего предприятия. Окружение – это стратегия накопления преимуществ перед лидирующим конкурентом. Стратегия сохранения позиций основывается на постоянстве поддержания собственного положения на рынке. Другими словами статус — кво, то есть постоянное возвращение в исходное состояние. Некоторые организации используют метод «обхода», то есть избегают конкуренции путем выпуска конкурентоспособных товаров, улучшения качества или просто лучшего обслуживания.

Лидеры могут легко потерять свое место на рынке, поэтому им постоянно приходится стремиться удержать свои позиции, используя разные стратегии. Конкуренция будет существовать всегда и за повышение спроса и за завоевание доли рынка.

Библиографический список

1. Воронин Б.А., Воронина Я.В., Багрецов Н.Д., Донник И.М., Кот Е.М., Лоретц О.Г., Набоков В.И., Некрасов К.В., Пустуев А.Л., Рущицкая О.А., Семин А.Н., Чупина И.П., Шарапова В.М., Хмельницкая З.Б. Теоретические проблемы экономики, управления, маркетинга /Екатеринбург, 2016.
2. Воронин Б.А., Светлаков А.Г., Шарапова В.М. Программно-целевой метод управления сельским хозяйством как фактор конкурентоспособности // Аграрный вестник Урала. 2012. № 5 (97). С. 91-94.
3. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2016. – 304 с.
4. Носкова Н.С., Шарапова В.М. Анализ факторов дальнего окружения (PEST-анализ) для фирмы ООО «Натиру»// Молодежь и наука. 2017. № 1. С. 90.
5. . Орехов Н.А., Лаврухина Н.В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. – Калуга: МГТУ, 2015. – 38 с.
6. Стахеев Д.Э., Шарапова В.М. Анализ рынка: анализ конкуренции на рынке // Молодежь и наука. 2016. № 11. С. 56.
7. Стожко К.П. Конкуренция и ответственность: История. Теория. Практика. / Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2010. – 592с.
8. Труш Е.В., Шарапова В.М. Внешний анализ конкурентов организации // Экономические исследования и разработки. 2017. № 2. С. 51-55.
9. Шарапова Н.В., Шарапова В.М. Стратегическое планирование и разработка стратегических программ развития АПК //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 9-3 (25). С. 295-299.
10. Шарапова Н.В., Борисов И.А., Шарапова В.М. Технология формирования потребительского спроса на микроуровне //Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 1158-1161.
11. Шарапова Н.В., Борисов И.А., Лагутина Е.Е. Стратегический анализ, или с чего начать? //Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 634-637.