Abstract: The main tendencies, conditions and problems of development of the housing market in Russian economy are considered. The article analyzes the purposes, tasks and peculiarities of national and regional housing policy. The main trends and approaches to successful regional management of housing market are suggested. The research defines and clarifies the role of regional economy and regional management in the enhancement of housing market. Special attention is given to the issues and aspects of the regional management efficiency.
Keywords: housing policy, housing market, regional economy, region, regional development.
Современные цели и задачи долгосрочного и эффективного развития национальной экономики в своём достижении предполагают определение резервов, направлений и перспективных возможностей экономического развития и роста. В свою очередь, условия для формирования и успешной реализации экономического потенциала во многом обусловлены социальной политикой государства и регионов, повышающей качество жизни граждан. Улучшение качества жизни по основным социально-экономическим показателям создает предпосылки для формирования и реализации также и инновационного потенциала, что необходимо для современного социально-экономического развития.
В настоящее время проблемы жилищной политики особенно актуальны не только для российских регионов, но и для большинства европейских стран. Некоторые европейские исследователи отмечают, что научное и экспертное сообщество приходит к определенному согласию в вопросах о необходимости трансформации жилищной политики и жилищной системы, которые перестают соответствовать современным глобальным вызовам и изменениям. Ключевые проблемы и аспекты исследований связаны с возможным совершенствованием функционирующих рынков жилья и жилищной экономики в рамках решения экономических, социальных, инновационных, политических и культурных задач [7]. Также интересная особенность современной жилищной политики заключается в том, что ей присущи основные характеристики, отличающиеся определенным противоречием: одновременной глобализацией и локализацией [6].
Указанное противоречие не только усложняет выработку эффективных подходов к разработке вопросов жилищной политики, но и определяет очевидную взаимосвязь и взаимную дополняемость в решении актуальных проблем жилищной политики на всех уровнях управления, государственном и региональном. Следует также отметить, что такие процессы и тенденции, как рост региональной дифференциации в сочетании с масштабами глобализации, имеют общемировой характер. Однако для российских регионов в современных условиях важнейшее значение имеет тенденция «регионализации», что обусловливает необходимость исследования возможных направлений для решения проблем жилищной политики в условиях определенных бюджетных, финансовых, экономических, инвестиционных и инновационных ограничений.
Усиление производственного потенциала экономики повышает её эффективность, обеспечивает рост производительности труда и интенсивность инвестиционно-инновационных процессов. Активизация жилищного строительства, благодаря высокому мультипликативному эффекту, обладает потенциалом необходимого экономического развития и роста. Приоритетные цели и задачи жилищной политики России – это прежде всего повышение объёмов жилищного строительства, модернизация и внедрение жилищных инноваций, снижение стоимости жилья.
Проанализируем проблемы, возможности и направления их реализации. Очевидно, что выполнение указанных задач в современных условиях может быть достигнуто главным образом за счет масштабной модернизации, внедрения инновационных разработок и технологий строительства и производства строительных материалов. Проблема доступности и обеспеченности жильем связана с уровнем и условиями развития строительной отрасли, государственной жилищной политикой, механизмами и инструментами её реализации, мерами государственного регулирования, с экономическим стимулированием предложения и спроса на рынке жилья.
Развитие жилищного строительства определяет темп социально-экономического развития страны, регионов, интенсифицирует процессы модернизации экономики, является фактором инновационного развития. Жилищное строительство стимулирует производство строительных материалов, машиностроение, металлургию, нефтехимию [1].
Рынок жилья – это сложная, многоаспектная система отношений, которой присущи черты рынков товаров, инвестиций и услуг. Это инфраструктурная категория, связанная с созданием условий, необходимых для осуществления производственной, коммерческой, социальной и иной деятельности [2]. Следует отметить, что принципиально важным представляется рассмотрение рынка жилья и его развития во взаимосвязи с жилищной экономикой, поскольку формирование эффективной жилищной экономики включает в себя помимо рынка жилья сектор аренды жилья, жилищное строительство и жилищное финансирование. Взаимосвязь этих секторов обеспечивает значительный совокупный эффект от развития и расширения одного из них.
Анализ темы исследования позволяет сформулировать основные перспективные направления развития жилищного рынка и, что самое главное, условия обеспечения граждан современным и качественным жильем. Это модернизация жилья, малоэтажное строительство, жилищные инновации, развитие рынка арендного жилья, ипотечное кредитование. Однако в настоящее время развитие массового жилищного строительства сдерживается многими ограничениями объективного и субъективного характера. Для всех указанных направлений развития жилищного рынка наиболее актуальной проблемой является необходимость развития новой индустриальной базы, внедрения инновационных технологий и материалов. Именно внедрение современных эффективных технологий строительства и инновационных строительных материалов сокращает сроки строительства, снижает стоимость и стимулирует строительство жилья экономического класса, малоэтажное строительство, индустриальное домостроение, насыщает рынок арендного жилья.
Относительно низкая доля новых технологий в настоящий момент в рамках общего объёма не предполагает реальных возможностей для инновационного развития и роста. Процессы модернизации и внедрения инноваций в жилищном строительстве государство планирует решать (и отчасти решает) за счет субсидирования процентных ставок по кредитам, льготного налогообложения, предоставления государственных гарантий. В качестве особенной меры, стимулирующей модернизацию жилищного строительства, следует отметить ужесточение отраслевых нормативов в части энергоэффективности, экологичности и безопасности жилья. Вместе с тем, только доступность жилья для населения обеспечит рост спроса, повысит темпы строительства и ввода жилья, станет действенным экономическим стимулом качественного развития и национальной экономики, и российских регионов.
Для определения и анализа перспектив развития жилищного рынка необходимо понимание современного состояния жилищного строительства, тенденций и проблем развития. Очевидно, что развитие жилищного рынка во многом зависит от жилищного строительства. Низкая инвестиционная активность бизнеса, снижение покупательной способности населения, как и общая макроэкономическая ситуация, являются серьёзными барьерами для интенсивного развития отрасли жилищного строительства.
Изменения, происходящие на рынке жилищного строительства, оказывают значительное влияние на жилищную экономику и в целом формируют проблемы социально-экономического развития российских регионов. Однако, в силу некоторой специфики строительства и рынка жилья (наличие «временной» отсроченности результатов), масштабы и объём реализации жилья в настоящее время не отражают в полной мере основных актуальных условий и проблем.
Так, к довольно серьёзным проблемам можно отнести повышение операционных расходов строительных компаний, повышение стоимости строительных материалов, а также ужесточение законодательных и финансовых условий деятельности для участников жилищного строительства. В частности, следует отметить изменения в Градостроительном кодексе и 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» и усложнение обязательных требований к уставном капиталу застройщиков, наряду со многими другими изменениями. С одной стороны, указанные меры призваны стабилизировать ситуацию на жилищном рынке и снизить риски в сфере долевого строительства. С другой стороны, подобная нагрузка способствует росту расходов, повышению себестоимости жилищного строительства и в целом ведет к снижению темпов строительства в российских регионах.
Роль регионального управления и региональной экономики в реализации и развитии современной социальной и жилищной политики во многих аспектах принципиальна. Основные вопросы – это взаимодействие с федеральными органами власти в выполнении приоритетных задач в развитии жилищного рынка и жилищного строительства, а также разработка моделей и механизмов развития жилищного рынка российских регионов. Для этого требуется решение целого комплекса задач, постоянное уточнение и оптимизация способов их реализации. Указанные проблемы актуализируют исследования проблематики региональной жилищной политики и направлений её дальнейшего развития. В этой связи важно отметить результаты исследований, обосновывающих взаимосвязь и взаимообусловленность состояния рынков жилья и эффективной работы региональных органов власти в реализации задач жилищной политики регионов [4].
По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Очевидно, что в настоящее время прежние источники роста исчерпаны. Строительная отрасль российских регионов выходит на этап модернизации и повышения эффективности управления, этап стратегического развития рынка жилья и жилищной политики в целом. Дальнейшее совершенствование инвестиционных, законодательных, административно-организационных условий – это обновление жилищной системы в целом, и это актуализирует задачи повышения эффективности регионального управления. Анализ и исследование стратегических направлений и региональных особенностей развития рынка жилья, вопросов жилищной политики позволяет определить важность и приоритетность следующих аспектов: формирования и реализации производственного потенциала, межрегиональной дифференциации социально-экономического развития, факторов промышленного, предпринимательского и пространственного развития, ограничений, угроз и, в качестве ключевого приоритета, эффективности регионального управления.
Библиографический список
1. Аганбегян, А.Г. Строительство жилья – локомотив социально-экономического развития страны / А.Г. Аганбегян // Вопросы экономики. - 2012. - № 5 - с.59-69.2. Асаул, А.Н. Экономика недвижимости / А.Н. Асаул. – СПб.: Питер, 2007. – 624 с.
3. Михайлюк, Д.А. Новые тенденции развития строительства арендного жилья в России// Инновационная наука. – 2016 г. - №2-2 (14) – с.55-57.
4. Морозова, Т.В. Региональная экономическая политика на рынке жилья муниципальных образований Карелии / Т.В. Морозова, Г.Б. Козырева, И.В. Тимаков // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – №19 (298). – С.46-52.
5. Кобер, П. Деньги как фундамент // Эксперт Урал. – 2017 г. - №43 (746). – Режим доступа: http://expert.ru/ural/2017/43/dengi-kak-fundament/ (дата обращения: 27.10.2017).
6. Magnussen, W. The Search for Political Space: Globalization, Social Movements and the Urban Political Experience / W. Magnussen. – Toronto: University of Toronto Press, 2006. – 421 p.
7. Boelhouwer, P., Priemus, H. Housing system reform: the opinion of advisory boards versus political reality in the Netherlands/ P. Boelhouwer, H. Priemus // Journal of Housing and the Built Environment. – 2012. – OTB Research Institute for the Built Environment, Delft University of Technology. Available at: http: // link.springer.com/article/10.1007/s10901-012-9288-3/fulltext.html