Abstract: This article examines the problems of managing receivables and payables at the enterprise, as well as the mechanism for their solution through the use of basic methods for managing receivables and payables. The necessity of control over the state of accounts receivable and payable at the enterprise is grounded.
Keywords: accounts receivable, accounts payable, doubtful debts, solvency.
Актуальность данной работы состоит в том, что при разработке и создании эффективной системы управления финансами на предприятии постоянно возникает проблема, связанная с обеспечением достаточного уровня денежных средств, необходимых для осуществления текущей деятельности и в то же время перспективного развития. Современная экономическая ситуация в стране, усугубленная нестабильной геополитической обстановкой, создает дополнительную нагрузку на отечественные предприятия в отношении конкурентной борьбы. Необходимо перманентное совершенствование методов и инструментов управления предприятием, от которых зависит максимально полное и рациональное использование его внутренних возможностей с тем, чтобы повысить экономическую эффективность и рентабельность деятельности. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т. е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями, то, как отмечают Ковалев В. В., Ивашкевич В.Б., Соколова Н.А. и другие ученые экономисты, любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости замороженных у дебиторов средств. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. Напротив, кредиторская задолженность представляет собой дополнительный бесплатный источник средств, поэтому менеджмент организаций заинтересован в максимально длительном использовании чужих средств, проявляющийся оттягиванием срока платежа [5, с. 60]. На сегодняшний день в отечественной научной литературе достаточно глубоко теоретически изучены вопросы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. В трудах В.В. Ковалева, Г.В. Савицкой, Н.В. Никитиной, И.А. Бланка, О.А. Дедова широко обсуждаются и раскрываются такие понятия, как сущность дебиторской и кредиторской задолженности, причины ее возникновения, источники. Вместе с тем, проблемам управления дебиторской и кредиторской задолженности, по нашему мнению, уделено недостаточно внимания. Как правило, на практике менеджмент организаций решает возникающие проблемы методом проб и ошибок, опираясь на накопленный опыт.
Выделим ряд проблем, касающихся управления дебиторской и кредиторской задолженностью:
- В теории не существует установленного норматива дебиторской и
кредиторской задолженности.
- Отсутствие достоверной информации о реальных сроках погашения обязательств контрагентами;
- Отсутствие четко определенного регламента работы с дебиторской и кредиторской задолженностью с закреплением ответственных специалистов за каждый этап работы;
- Отсутствие данных о сумме затрат, причиной которых является рост размера дебиторской задолженности, отсутствует динамика данных затрат;
- Непроведение оценки надежности контрагентов с формирование банка данных контрагентов;
- Отсутствие расчета экономического эффекта от предоставления коммерческого кредита;
- Функции анализа дебиторской и кредиторской задолженности, а также функции по оптимизации их объемов зачастую распределены между разными структурными подразделениями [2].
На финансовое состояние организации, безусловно, оказывает влияние размер и качество дебиторской задолженности. В среднем 33% всех активов отечественных организаций приходится на дебиторскую задолженность. На объемы дебиторской задолженности существенное влияние оказывают: вид продукции и степень насыщенностью ею рынка, емкость рынка, условия заключенных договоров, платежеспособность дебиторов.
Можно определить основные этапы политики управления дебиторской задолженностью предприятия:
- Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.
- Использование в ходе взаимодействия с покупателями продукции принципов кредитной политики.
- Расчет потенциальной величины финансовых средств, вкладываемых в дебиторскую задолженность по кредиту.
- Создание системы кредитных условий.
- Создание стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов.
- Внедрение процедуры инкассации дебиторской задолженности.
- Применение на организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
Для решения проблем управления дебиторской задолженностью на предприятии можно предложить:
1) с целью улучшения контроля и возможностей планирования дебиторской задолженности в организации должна быть налажена работа по получению следующей информации:
– информация о выставленных счетах дебиторам, которые на текущий момент не оплачены;
– время просрочки платежа по каждому из счетов;
– объем сомнительной и безнадежной к взысканию дебиторской задолженности;
– кредитная история контрагента – дебитора (средний период просрочки, средняя сумма кредита).
2) необходимо автоматизировать процесс управления дебиторской задолженностью;
3) сократить риск возврата денежных средств с нарушением оговоренного в договоре срока можно с помощью заключения договора страхования дебиторской задолженности. В качестве объекта страхования выступает риск убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или банкротство покупателя. Мы считаем, что страхование дебиторской задолженности вскоре станет обычным явлением для большинства российских организаций. Заключая договор страхования, организация не только проводит оценку кредитных риски, но и перекладывает эти риски на страховую компанию [4].
Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:
– осуществление учета заказов клиентов, оформление счетов и определение вида дебиторской задолженности;
– АВС-анализ и XYZ-анализ дебиторов;
– анализ задолженности по ассортименту продукции с целью выявления невыгодных с позиции инкассации товаров;
– оценка реальной стоимости дебиторской задолженности организации;
– сокращение дебиторской задолженности на величину безнадежных долгов;
–отслеживание соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью;
– расчет определенной величины скидок в случае досрочной оплаты;
– исследование возможности применения факторинга как инструмента продажи дебиторской задолженности.
Управление дебиторской задолженностью будет эффективным только в том случае, на наш взгляд, если будет проводиться в совокупности с управлением кредиторской задолженностью, которое также относится к одним из главных аспектов финансового менеджмента. При рациональном управлении кредиторская задолженность может выступать в виде дополнительного и зачастую бесплатного источника привлечения заемных средств. Формирование отношений с контрагентами, определение условий заключаемых договоров, контроль за исполнением сроков их оплаты, то есть все то, что составляет механизм управления кредиторской задолженностью, определяет эффективность применения полученных средств. Следует учитывать тот факт, что любая задолженность напрямую оказывает воздействие на платежеспособность организации [5, с. 60]. В связи с этим обозначим мероприятия, осуществление которых необходимо для эффективного управления кредиторской задолженностью предприятия.
- Определение такой структуры кредиторской задолженности, которая будет оптимальной для предприятия данной отрасли.
- Формирование бюджета кредиторской задолженности.
- Разработка и внедрение системы показателей, направленных на характеристику отношений с кредиторами и имеющих плановые значения.
- Проведение мониторинга соответствия фактических показателей и плановых.
- Определение причин выявленных отклонений.
- Разработка практических рекомендаций с целью формирования структуры долговых обязательств в соответствие с нормативными показателями [1].
Для того, что выстроить рациональный механизм управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии нужно выполнение ряда условий, к которым мы относим:
- специалисты организации (бухгалтеры, юристы, внутренние аудиторы, финансовые менеджеры), в сфере деятельности которых находится обслуживание системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью, должны обладать специальной профессиональной подготовкой в области экономики, налогов и финансов;
- использование договоров, где предельно точно определены существенные условия, влияющие на его исполнение, в том числе и порядок взаиморасчетов;
- исследование платежеспособности потенциального партнера с помощью формирования информации о нем из различных внутренних и внешних источников, в том числе и информации учреждений банковской структуры;
- организация оптимального механизма реализации продукции (работ, услуг), в том числе с использованием благоприятного периода расчетов с предприятиями контрагентами;
- определение лимитной суммы возможных сделок с учетом сведения к минимуму количества сомнительных долгов и максимизации прибыли;
- использование полученных долгов от покупателей для своевременных расчетов с кредиторами организации;
- систематическая работа по инвентаризации расчетов и обязательств с последующей выверкой взаиморасчетов с дебиторами и кредиторами;
- использование официально публикуемой финансовой отчетности для формирования представления о финансовом состоянии потенциального партнера;
- анализ уровня финансовой устойчивости контрагента;
- применение системы скидок при досрочной оплате покупателем товаров (работ, услуг) [3].
Таким образом, обозначенные рекомендации могут стать основой для формирования политики управления дебиторской и кредиторской задолженностью, что позволит снизить возможные убытки от списания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, получить прочие доходы от использования средств кредиторов, а в целом – повысить уровень эффективности расчетов с контрагентами.
Библиографический список
1 Ваулина А.А., Томилина Е.П. Управление кредиторской задолженностью // Экономические науки. – 2016. - №56-4. – С.17-21.2 Галяутдинова А. Р. Проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии и пути их решения // Российское предпринимательство. - 2015 г. - №16(20). - С. 3425-3440
3 Короткова М.В. Оптимизация управления кредиторской задолженности на предприятиях промышленности // Вестник ОГУ. – 2009 г. - №5. – С.104-109
4 Кравчук Д. И., Кравчук В. И. Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 272-274.
5 Сергушина Е.С. Теоретические аспекты анализа численности, состава и структуры персонала предприятия / Сергушина Е.С., Вечканова Е.А., Тумайкина А.Н., Сергушин С.Е. // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 60.