Abstract: The article describes the concept of loyalty and involvement, discusses the main methods of involvement of personnel in the activities of the organization, and provides recommendations for achieving maximum efficiency of the organization. Examples of key characteristics of leadership involving employees in the workflow are listed. The concepts of loyalty and involvement, their features are determined; a comparison between them is made. The article identifies the factors and components that can guide the company to success.
Keywords: staff loyalty, staff involvement, staff satisfaction, measures to increase loyalty and involvement, team building.
В современном мире работник является самым главным гарантом для успешного функционирования любого предприятия. Все известные мировые компании осведомлены об этом факте и создают благоприятные условия для работы своих сотрудников. Примером одной из таких организаций является компания Google. Каждый человек, хоть раз в жизни, хотел работать в компании мечты [1]. Для понимания того, как заинтересовать работников принимать активное участие в функционировании организации, нужно дать понятия вовлеченности и лояльности персонала.
Вовлеченность персонала – это инициативность со стороны сотрудников вносить вклад улучшение деятельности организации. Вовлеченные сотрудники работают руководствуясь миссией и видением организации, не жалея при этом дополнительные, выходящие за рамки должностной инструкции, усилия [2]. Такие работники часто остаются после окончания рабочего дня, они предлагают свои идеи для дальнейшего развития компании и готовы с гордостью рассказать, как о своих собственных достижениях и вкладах в компанию, так и о компании в целом. Когда сотрудник вовлечен, он замотивирован изнутри на эффективную работу, он стремится выполнять свою работу эффективно, для приобретения новых навыков и знаний, что помогает достигать целей как организации, так и его личных, отвечающим интересам и потребностям работника [3]. Чтобы понять, чем вовлеченность отличается от лояльности, раскроем понятие лояльности персонала. Лояльность персонала – степень мотивации сотрудника, которая побуждает его проявлять преданность компании, участвовать в улучшении организации и разделять ее успехи, а также качественно и вовремя выполнять свои должностные обязанности. Важным компонентом лояльности персонала является конфиденциальность, которая в свою очередь гарантирует финансовую сохранность компании, а также хороший психологический климат в коллективе. Лояльные специалисты не просто довольны своей работой, но и заинтересованы в достижении общих целей компании. Команда лояльных сотрудников работает как единый механизм и достигает поставленные перед ними цели и задачи [4]. Исходя из приведенных выше понятий, можно сделать вывод, что «вовлеченность» и «лояльность» — это взаимосвязанные явления, критерии которых, во многом совпадают.
В последнее время, все чаще и чаще исследователи задаются вопросом об удовлетворенности, лояльности и вовлеченности персонала в организациях. Исходя из проведенных исследований, выяснилось, что работники строят долговременные отношения с теми работодателями, с кем они разделяют общие интересы, ценности, с теми, с кем они чувствуют себя комфортно, а также работают в тех организациях, где они могут внести свой существенный вклад, где их труд примут, посчитают необходимым. Считается, чем больше схожи в интересах работодатель и работник, чем выше удовлетворенность, тем выше лояльность и вовлеченность сотрудника в работу [5].
Быть лучшей организацией — это не только иметь лучшие ресурсы и средства, высокий уровень оплаты, большие инвестиции в льготы или официальные возможности развития, но и то, насколько хорошо сотрудничают руководитель и его подчиненные. Это один из наиболее эффективных способов создать прочную основу для эффективной команды. Чтобы вовлечь его в корпоративную среду нужно заинтересовать его жизнью компании, предоставлять ему информацию о том, что в ней происходит. Важно, чтобы он чувствовал себя частью коллектива [6]. В мире современных технологий и интернета можно создать группу или страницу в социальной сети, например в «Instagram» или «Вконтакте», где будут публиковаться все новости компании, оповещаться предстоящие события, выкладываться фотографии работников и компании. Необходимо проводить собрания, на которых будет высказываться публичная благодарность сотрудникам за внесенный вклад в жизнь организации.
Систематически нужно делиться опытом и знаниями. Как сотрудникам, так и руководителям необходимо проходить обучение, участвуя в различных тренингах, семинарах и курсах повышения квалификации. Посещение перечисленных мероприятий поможет сплотить коллектив, настроить его на рабочий лад, а также сделает работу каждого сотрудника эффективнее. Дополнительно следует выявлять сильные и слабые стороны сотрудников. Зная своих сотрудников, их амбиции и цели, можно найти к ним подход и добиться от них максимального результата и отдачи. Если сотрудник имеет богатый опыт в какой-либо сфере, необходимо использовать его знания на благо компании, давать шанс развивать знакомое ему направление, чтобы он смог реализовать свой потенциал.
Желательно выбирать работников, которые подходят под темп бизнеса. Чтобы сотрудники гордились своей организацией, предлагали новые идеи для совершенствования компании, действовали в любой ситуации с наибольшей эффективностью, при подборе кандидатов на вакантные должности нужно выбирать персонал уже заинтересованный в работе именно в данной организации. Такие сотрудники будут добросовестно выполнять свою работу, будут относиться к работе ответственно.
Честность и открытость руководителя – наилучшее средство мотивации лояльности персонала. Необходимо постараться не при каких обстоятельствах не дезинформировать своих сотрудников. Если сотрудники поймут, что им солгали однажды, они утратят свое доверие к руководству.
Следует позволять сотрудникам воплощать их идеи в жизнь. Такая возможность сильно повышает уровень лояльности и вовлеченности. Руководитель может поручить одному из своих подчиненных собирать гениальные идеи членов компании, идеи должны быть воплотимыми в жизнь. Можно организовать конкурс, по итогам которого, будет выбираться победитель и впоследствии реализовываться перспективные проекты. Данное мероприятие дает возможность работнику проявить собственные возможности и показать себя с хорошей стороны.
Организационные исследования все больше фокусируются на том, как вовлеченность сотрудников может повлиять на успех или неудачу бизнеса. Многочисленные исследования доказали, что вовлеченность сотрудников является неотъемлемой частью инноваций, производительности, рентабельности, безопасности, текучести кадров. Сотрудники, которые полностью заняты, чувствуют, что они получают столько же от предприятия, сколько предприятие получает от них [7]. Результаты исследований свидетельствуют о том, что около 30% сотрудников действительно заняты на работе — они хотят сделать все возможное. Около 70% из них не заинтересованы в том, чтобы внести свой вклад в развитие бизнеса, и могут активно саботировать его. Только те организации, которые могут побудить это молчаливое большинство сотрудников, станут действительно успешными, будут примером для других компаний.
Одним из инструментов управления, который используется успешными лидерами, является регулярная и последовательная оценка эффективности. Проведенные в течение определенного периода времени оценки могут способствовать вовлечению сотрудников в дела компании и привести к её успешному будущему. Наиболее высокие оценки эффективности – это те, которые проводятся не только для руководителей, но и для сотрудников на всех уровнях. Ключевыми характеристиками лидера, вовлекающего сотрудников в рабочий процесс являются:
— с уважением относиться к каждому сотруднику;
— иметь положительные ожидания от того, что сотрудники могут достичь;
— относиться к сотрудникам как к специалистам, которые являются экспертами в своем собственном контексте, в данной организации;
— рассмотреть и исследовать их личные устремления и амбиции;
— предложить им внести свой вклад в практическое видение и будущие цели предприятия.
Человек будет ответственнее относиться к своей работе, если будет знать, что компания о нем заботится. Поэтому менеджер по персоналу должен взять на себя ответственность создания благоприятной среды, как для работы, так и для отдыха.
Каждое предприятие должно выбирать стратегию повышения вовлеченности и лояльности персонала с учетом собственных возможностей и задач организации, исходя из текущего уровня вовлеченности персонала. Следуя выше перечисленным рекомендациям, руководители и сотрудники многих компаний смогут улучшить свою работу, добиться успеха, а также сплотить коллектив. Вовлеченность и заинтересованность сотрудников в деятельности компании является неотъемлемой частью современной успешной организации. Такая необходимость связана с тем, что в настоящее время существует большой уровень конкуренции, и конкурентоспособной может быть та организация, в которой все работники понимают цели и ценности компании и стремятся при помощи собственных усилий достичь их [9]. Именно для этого каждый руководитель обязан повышать заинтересованность персонала в трудовом процессе, поощрять их энтузиазм и активность, создавать все необходимые условия для развития каждого работника и его стремлений. Иными словами, основная задача руководителя – поддерживать и повышать вовлеченность сотрудников в рабочий процесс.
Библиографический список
1 Какого это – работать в Google [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://netpeak.net/ru/blog/work_at_google/ (дата обращения: 01.06.2018)2 Масилова, М.Г. Вовлеченность персонала как характеристика организационной культуры / М.Г. Масилова, Ю.В. Бурцева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2016. – №3. – С. 137–145.
3 Tsareva N.A., Vlasenko A.A., Kololokova L.A. Actual questions of human resources management // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication TOJDAC April 2017 Special Edition pp.1208-1218 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.tojdac.org/tojdac/VOLUME7-APRLSPCL_files/tojdac_v070ASE247.pdf
4 Чуланова О.Л., Припасаева О.И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, практика использования в работе с персоналом // Интернет-журнал Науковедение. 2016. №2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-personala-organizatsii-osnovnye-podhody-bazovye-printsipy-praktika-ispolzovaniya-v-rabote-s-personalom (дата обращения: 10.06.2018).
5 Нестерова Т.П. Вовлеченность и удовлетворенность персонала фирмы как ведущий метод повышения эффективности компании // Общественные и экономические науки: электр. сб. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(21): https://nauchforum.ru/MNF_social/2(21).pdf (дата обращения: 01.06.2018)
6 Вовлеченность персонала: уровни приверженности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/252048/vovlechennost-personala-urovni-priverjennosti (дата обращения: 01.06.2018)
7 Борисова У.С., Васильева Л. Н. Вовлеченность персонала организации: социологический анализ // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-personala-organizatsii-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 10.06.2018).
8 Долженко Р.А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий // Вестник АГАУ. 2014. №9 (119). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-loyalnost-vovlechennost-personala-utochnenie-i-konkretizatsiya-ponyatiy (дата обращения: 10.06.2018).
9 Якимова, З.В. Механизмы развития ценностного управления персоналом / З.В. Якимова, Н.А. Царева // Азимут научных исследований: экономика и управление. Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования». – 2017. – №4 (21). – С. 294-298.