Abstract: This article discusses the issues of providing the population with health services on the example of two countries, existing problems and ways to solve them.
Keywords: medical care, disease prevention, public health
Охрана здоровья населения является одной из важнейших задач в любой стране мира, вне зависимости от уровня достигнутых технологий. Вопросы, поднятые в данной статье рассмотрим на примере Российской Федерации и Германии. Как устроены системы здравоохранения в этих странах, какие они ставят задачи и цели, какие актуальные проблемы здоровья волнуют население и их решения, все эти вопросы будут проанализированы в рамках данного исследования.
Конституция Российской Федерации констатирует и законодательно закрепляет права человека и гражданина на охрану здоровья и получение качественной медицинской помощи, что предполагает существование развитой стабильной системы здравоохранения [1]. В первую очередь, система здравоохранения в России является составным элементом структуры социальной сферы жизни общества.
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья населения и является важнейшей частью социально-экономической политики государства.
Здравоохранение рассматривается как государственная система с целью взаимодействия лечебных и профилактических служб, доступностью квалифицированной медицинской помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Но в то же время система здравоохранения не исключает и другие варианты как например, частное здравоохранения, основанным на добровольном медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи.
Медицинская помощь делится на следующие виды:
1) лечебная — это амбулаторно-поликлиническая помощь,
2) специализированная помощь (например, туберкулезные больницы и стационары),
3) акушерско-гинекологическая помощь (родильные дома),
4) медицинская помощь детям ( детские поликлиники и больницы),
5) санитарно- курортное лечение,
6) профилактическая — профилактика различных заболеваний, прививки [2].
Не последнюю роль в профилактике, улучшении здоровья населения и в определении заболеваний на ранней стадии играет технологический прогресс. В связи с развитием новых технологий, роль медицинской помощи, значительно увеличились, появилось понятие «смертей, которые можно избежать». Это важно, так как обеспечение доступа медицинской помощи – своевременно и качественно — это задача не только здравоохранения, но и социальная и политическая. Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение права на охрану здоровья и возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.
Состояние здоровья населения зависит от многих факторов: социально-экономических, экологических, технологических, условий труда и быта. Все эти факторы связаны между собой и определяют показатели качества здоровья населения.
Показателями являются продолжительность жизни и смертность населения, заболеваемость, нетрудоспособность. В 2003 году средняя продолжительность жизни населения по стране составляла 64,84 года, на сегодняшний день, по данным Росстата продолжительность жизни достигла 72,7 года. С одной стороны это является положительным фактором, но к сожалению, выросло число «болезней цивилизации». Чаще всего в РФ умирают от сердечно-сосудистых заболеваний, в 2017 г. — 47% от всех умерших. Второе место занимают новообразования, это 15,84% от всех смертей. От болезней органов дыхания скончалось в 2017 г. 3,31%, а от болезней органов пищеварения 5%. Растет число заболеваний щитовидной железы, эндемическим зобом — 2,1% от всех смертей в 2017 г. [3]. Это связано с сокращением производства йодированной соли. Также растет количество больных ревматическими заболеваниями: ревматизм, болезни костно- мышечной системы. Немало заболеваний связаны с производственной вредностью, неправильным режимом труда, чрезмерными физическими и психологическими нагрузками. Более, чем одна треть женщин, работают в опасных и вредных условиях, что, в свою очередь, влияет на репродуктивную функцию женщины и рождаемость в стране.
Немаловажным фактором является и то, что количество медицинских учреждений по стране уменьшается, например, в период с 2000 по 2016 год почти в 2 раза. Сократилось количество больничных коек в стационарах на 27,5%, в сельской местности на 40%, что делает медицинскую помощь малодоступной и в экстренных ситуациях почти невозможной.
Важным фактором обеспечения населения бесплатной медициной является финансирование системы здравоохранения. К сожалению, сохраняется низкая доля финансирования в ВВП по сравнению с развитыми странами. Расходы здравоохранение в ВВП РФ составили в 2014г.-3,2%, в 2015г.-3,4%, в 2016г.- 3,6%. Получатся, что доля финансирования остаётся почти неизменной, несмотря на сильную инфляцию в 2014г.-11,36%, в 2015-12,90%, и более умеренную в 2016г.-5,4% и в 2017-2,5%, что, в свою очередь, ведёт к дефициту бюджета здравоохранения [4].
В Восточной Европе расходы на здравоохранение составляют 5,4% ВВП , а в Западной Европе — от 7,9% до 8,1% ВВП. Таким образом, дефицит бюджета отражается на обеспечении населения бесплатными медикаментами, на нехватке оборудования и, не в последнюю очередь, на заработной плате врачам и медицинскому персоналу. Например, в Западной Европе профессия врача относится к высокооплачиваемой разряду с адвокатами, финансистами [5].
Какие меры принимаются для улучшения здоровья населения в РФ? Какие изменения и перемены ожидаются в российском здравоохранении?
Например, для поддержания семей, имеющих детей, существует, с 2007 года, программа по выплате материнского капитала. При рождении или усыновлении второго или последующего ребёнка, семья получает сертификат в размере 453.026 рублей (в 2016-2017 годах), что соответствует примерно 5.960 €. Этот сертификат может использоваться на улучшение жилищных условий, для получения образования ребёнка, в форме накопительной пенсии матери [6]. Это положительный шаг в сторону улучшения демографии страны. Коэффициент рождаемости c 1,56 в 2010 г. поднялся на 1,76 в 2016 году.
Благодаря госпрограмме 2009 года «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации», число россиян, регулярно занимающихся спортом, выросла за последние года почти втрое, это примерно 30% [7].
Также в 2017 году была подготовлена Минздравом и утверждена Правительством РФ новая государственная программа «Развитие здравоохранения» по улучшению здоровья населения и кадрового состава, развитии науки и образования, внедрению информационных технологий, которая вступила в действие в 2018 году [8]. В рамках реализации программы по улучшению здоровья планируется снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, получение медицинской помощи независимо от места жительства, профилактика заболеваний, развитие реабилитации и санаторно-курортного лечения.
Таким образом, ситуация по вопросам здоровья населения и обеспечения медицинской помощи в РФ выглядит двояко: с одной стороны нехватка бюджета, медицинских учреждений, стационарных мест, бесплатных медикаментов; с другой — сокращение количества смертей от основных болезней на 3,367% в 2017г. по сравнению с предыдущим годом, и на 6,8% чем в 2012 г., утверждение новых госпрограмм, направленных на улучшение здоровья и демографии страны, появление новых российских технологий и инноваций в сфере медицины.
Система здравоохранения Германии уходит своими корнями в 1883 год, когда канцлер объединённой Германии фон Бисмарк впервые ввел медицинскую страховую систему для работающих и членов их семей.
В Конституции ФРГ не найти прямого закона о правах человека и гражданина на охрану здоровья, на получении медицинской помощи, а также о задачах здравоохранения по сохранению и улучшении здоровья населения. Только в соединении нескольких параграфов, зафиксированных в Конституции ФРГ, вырисовывается «обязанность» государства создать функциональную систему здравоохранения [9]. К этим параграфам относятся слeдующее:
— Конституция ФРГ, право на жизнь и физическую сохранность, §2, ст. 2, предл.1
— Конституция ФРГ, право на защиту человеческого достоинства, §1, ст. 1
— Конституция ФРГ, принцип социального государства, §20, ст. 1
В законодательстве Германии не найдётся ни одного конкретного закона или поправки, говорящих о целях и задачах в вопросах здоровья населения, как на государственном уровне, так и в здравоохранении. Один единственный закон, регулирующий право на финансовое обеспечение больниц их устроение, можно трактовать как цель государства по сохранению и улучшению здоровья населения — Конституция ФРГ, §74, ст. 1, Nr. 19a.
Система здравоохранения в ФРГ базируется на 4 пунктах:
1) обязательная медицинская страховка;
2) финансирование через взносы налогоплательщиков и работодателей;
3) принцип солидарности;
4) принцип самоуправления здравоохранения [10].
Медицинская помощь в Германии доступна всем. Она финансируется за счет страховых взносов, которые составляют 14-15 % от заработной платы, но половину из этой суммы оплачивает работодатель.
Есть два вида медицинской страховки: обязательная и частная. Медицинская страховка оплачивает почти все услуги в сфере амбулаторной и стационарной помощи: визиты к врачам, профилактика и раннее обследование, операции, медикаменты по рецепту.
Анализируя статистические данные качества здоровья населения ФРГ можно сделать следующие выводы. Средняя продолжительность жизни в Германии составляет с 2015 по 2017 гг. остаётся неизменной: для мужчин 78,3 лет, для женщин 83,2 года. Чаще всего умирают, как и в России, от сердечно-сосудистых заболеваний 38,5%, из них 5,5% от инфарктов. Второе место занимают злокачественные образования это 24,5%, третье и четвёртое место делят болезни органов дыхания 7,4% и психические расстройства (суицид) 4,8%. От болезней пищеварения скончалось 4,3%. Несмотря на более высокую, чем в России, продолжительность жизни, смертность в 2015 году повысилась на 6,5% по сравнению с 2014.
Также как и в РФ, система здравоохранения ФРГ имеет свои проблемы и задачи. Самая актуальная на сегодняшний день — это нехватка врачей, узких специалистов, медицинского персонала. Чтобы попасть на прием к врачу терапевту, пациенты ждут приёма от 1 до 2 недель, a к узкому специалисту от 1 до 4 месяцев (например к пульмонологу), это значит, что несвоевременное оказание медицинской помощи может привести к необратимым последствиям. Поэтому ФРГ старается привлечь высококвалифицированных специалистов из различных стран мира, предоставляя высокую заработную плату и хорошие условия работы. Вторaя проблема заключается в том, что ежегодно в клиниках ФРГ проводятся абсолютно неоправдаванные операции, которые можно было бы избежать и заменить другими лечебными процедурами. В 2015 году было проопериривано 9000 пациентов по пересадке искусственного бедра, которые по критериям AQUA (нем.: Institut für angewandte Qualitätsförderung und Forschung) были необязательными. И такая тенденция растет с каждым годом, так как приносит больницам колоссальные доходы [11].
Таким образом, отсутствие контроля на государственном уровне и абсолютная свобода «заинтересованных в денежном успехе» организаций ведёт к оказании «помощи», которую можно было бы избежать. Эта проблема требует новых реформ в здравоохранении, о которых дискутируют в последние года.
Демографический вопрос является одним из важных в системе здравоохранения ФРГ. Рождаемость по стране на 2016 год составила 1,5 ребёнка на женщину, на 2017 – 1,57 (включая мигрантов с ближнего Востока), в то время как в РФ коэффициент рождаемости составляет в 2016 г.- 1,75 , в 2017 — 1,62.
Как же решаются проблемы здоровья населения в ФРГ?
Например, чтобы повысить рождаемость в Германии в 2007г. ввели родительское пособие в форме 65% от заработной платы в течении 14 месяцев, выплата детских пособий-194 € в 2018 г, а с 2019 г.-204 €, дополнительно оказывается социальная помощь в оплате детских садов.
Причины смертности в РФ и ФРГ, на первый взгляд, почти идентичны. Первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания, хотя в ФРГ этот показатель на 8,5% меньше. Благодаря улучшенной медицине и технологии, число заболеваний в последние 10 лет сократилось, но профилактике и ранней диагностике уделяется большое внимание в улучшении здоровья населения. Поэтому были разработаны бонусные программы, поощряющие здоровый образ жизни. Спортивная деятельность, например, снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 20%, следовательно больничные кассы (БК) оплачивают спортивные курсы, такие как гимнастика, йога, скандинавская ходьба, гимнастика для спины, плавание.
Например, БК VIACTIV доплачивает ежегодно до 200 € за оздоровительные курсы в фитнес-центрах. Также БК предлагаются программы по здоровому питанию, что снижает риск заболеваний атеросклероза, повышенного холестерина. Так как Германия является самой «толстой» страной в Европе, такие программы вводятся уже в начальных классах. Что касается болезней органов дыхания, тут также играет важную роль ранняя диагностика и профилактика. Например, пациенты с астматическими заболеваниями проходят ежегодно полное обследование, получают бесплатно необходимые медикаменты, а также бесплатную санаторную путёвку на 3-5 недель 1 раз в 4 года. Борьба с курением ведётся не только через здравоохранение, но и приобрела масштаб государственного уровня. Это, в первую очередь, высокий налог на табачные изделия, распространение информации о вреде курения, в том числе фотографии болезней на пачках сигарет, денежные премии, программа «Анти-табак-политика» (2014). Благодаря этим действиям потребление табака снизились в 2014 почти на 1%.
Что же можно осуществить в РФ на примере Германии в вопросах улучшения здоровья?
В первую очередь встаёт вопрос, как это будет финансироваться.
Введение небольшого взноса с каждого налогоплательщика, работодателя или налога на богатых, значительно улучшило бы ситуацию в бюджете. Ведь все эти программы и нововведения возможны только при наличии хорошего бюджета и правильного, справедливого распределения финансовых ресурсов, контроля со стороны государства.
Не последнюю роль играет и желание самого пациента в улучшении своего здоровья. По оценкам экспертов здоровье зависит на 55% от образа и качества жизни, на 25% от экологических и на 8-10% генетических факторов, и только 8-12% от уровня медицинской помощи. Немного спорта, здоровой пищи, позитивного и радостного настроя, духовного просвещения могут качество жизни существенно повысить, а врачи, своевременная медицинская помощь, новые технологии помогут сохранить и поддержать здоровье населения до глубокой старости.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
3. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М.: Росстат, [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www. gks. ru
4. Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития [Текст] : докл. к XVIII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 11–14 апр. 2017 г. / рук. авт. кол. С. В. Шишкин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 54, [2] с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7598-1578-5 (в обл.). — ISBN 978-5- 7598-1645-4 (e-book).
5. Здоровье как цель государства?, Херберт Ландау/Gesundheit als Staatsziel?, Herbert Landau//[Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.kas.de
6. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р "Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года"[Электронный ресурс] – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее – Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
9. Конституция Федеративной Республики Германии (текст приводится по сборнику "Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В.Маклаков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2003")
10. Государтсвенное право на обеспечение медицинской помощи, Немецкий Бундестаг, 2015, Акт/ Разработка WD 3-3000-089/15//Grundgesetzlicher Anspruch auf gesundheitliche Versorgung, Deutscher Bundestag, Aktenzeichen WD 3 - 3000 – 089/15, 21.04.2015
11. Немецкая система здравоохранения//[Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // www.gesundheitsinformation.de