Abstract: The article highlights the problem of growing public debt in the Russian Federation. The problem of servicing the debt of Russia every year attracts the close attention of economists and politicians both in the Russian Federation and abroad. However, many issues of the emergence of public debt and its effective management in the conditions of instability of the market economy continue to be challenged. The purpose of the article is to identify factors affecting the external debt of the Russian Federation and the possible consequences of the growing debt of the country.
Keywords: Government debt, oil quotes, crisis, budget of the Russian Federation, deficit, credit rating, federal loan bonds.
Введение
Финансовая устойчивость в государстве, ее перспективы определяются состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга – агрегированной характеристикой этого дефицита. Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований рождает государственный долг. Проблема покрытия долга России с каждым годом привлекает все пристальное внимание экономистов и политиков как в РФ, так и за рубежом.
Вопрос государственного долга как внешнего, так и внутреннего исследуют многие известные ученые. Например, А. Вавилова [1], Г. Трофимова [1], Б. Хейфеца [3], В. Шенаева [4]и др. широко исследуют особенности стабилизации государственного долга в России. Управление государственным долгом освещалось в трудах К. Астапова [5] и др. Однако многие вопросы возникновения государственного долга и эффективного управления им в условиях современной нестабильности рыночной экономики и сложившегося политического устоя продолжают оставаться оспариваемыми.
Под государственным долгом подразумевают долговые обязательства России перед юридическими и физическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. [2]
В конце 2017 года соотношение общего внешнего долга к ВВП достигло 42%, что стало антирекордом с 2004 года. Годом ранее внешний долг составлял 39% ВВП, а в 2014 году данный показатель не превышал 29%. Долг на душу населения превышает отметку 3500 долл., подчеркивают в Центробанке.
Внешний долг в настоящее время в России по данным Минфина РФ стабилен, представлен в рисунке 1. [7]
Рисунок 1. Государственный долг РФ в 2017-2018г.г., млрд.руб.
Влияние цены нефти на государственный долг.
Как говорят многие экономисты, уровень обеспеченности внешнего долга в следующем году, как и всегда, будет зависеть от стоимости «черного золота». Рост нефтяных котировок до 55-60 долл./барр. обеспечит дополнительные валютные поступления, что позволит компенсировать увеличение задолженности. Однако мы видим следующую картину курса цен на фьючерсный контракт на нефть Brent. [8]
Рисунок 2. Динамика цен на фьючерсный контракт на нефть в 2018г.
Обвал нефтяного рынка становится очередным испытанием для государственных финансов. Эксперты не исключают снижение цен на нефть до 45 долл./барр., если на рынке сохранится перепроизводство.
Политические факторы, влияющие на государственный долг.
Так же следует заметить, что процентная ставка по обслуживанию долговых обязательств (внешний государственный долг) во многом зависит от кредитного рейтинга страны, который устанавливается международными рейтинговыми агентствами: Standard & Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s. А значит, можно говорить о возможности политизации данного экономического процесса.
В представленном рисунке отражен кредитный рейтинг Standard & Poor’s России с 2002 года. [9]
Рисунок 3. Кредитный рейтинг Standard & Poor’s России с 2002 года.
Из рисунка видно, что неблагоприятные политические изменения (события в Крыму и на Украине) оказали влияние на кредитный рейтинг России: в 2015 г. он достиг уровня BB+. На сегодняшний день международное рейтинговое агентство S&P подтвердило суверенный кредитный рейтинг РФ на уровне «BBВ-«, прогноз – позитивный. Такой суверенный рейтинг страны является низким, характеризует снижающуюся надежность, рискованные обязательства с чертами спекулятивных, осложняет ее компаниям кредитование на иностранных рынках. Иностранный бизнес может отказаться приходить в страны с низким кредитным рейтингом.
Помимо кредитного рейтинга, проблемой также является невозможность выполнения расчетов иностранных инвесторов по сделкам с облигациями федерального займа (далее ОФЗ) с использованием международных депозитарных систем. Это препятствует комфортному доступу иностранных инвесторов на внутренний рынок.
Отсутствие таких возможностей рассматривается экспертами как самый большой инфраструктурный анахронизм, который не позволяет нерезидентам активно работать и функционировать на российском долговом рынке.
ОФЗ торгуются на Московской межбанковской валютной бирже, прямой доступ на которую имеют практические только российские участники с депозитарной лицензией. Иностранные компании и прочие российские инвесторы должны использовать посредников. В отличие от корпоративных и муниципальных облигаций внебиржевая торговля облигациями федерального займа запрещена.
Заключение
В заключении, можно отметить следующие факторы роста внешнего долга в настоящее время:
- Нарастание кризисных явлений в экономике, и связанный с этим прогрессировавший дефицит бюджета, в сочетании с нехваткой внутренних ресурсов способствуют росту внешних обязательств. Дефицит бюджета РФ в 2018 году составит 1,3 трлн. рублей; [7]
- Неблагоприятные условия внешней торговли способствуют снижению доходной части бюджета;
- Рефинансирование значительного внешнего долга бывшего СССР, которая Россия в полном объеме приняла на себя;
- Необходимость финансирования импорта продовольствия, медикаментов и других жизненно важных товаров из-за неконкурентоспособности внутреннего производства.
- Непростая политическая обстановка в мире, кредитный рейтинг международных рейтинговых компаний влияет на возможности государственного заимствования за рубежом, а также невозможность расчетов иностранных инвесторов по сделкам с облигациями федерального займа.
В таких условиях обеспеченность внешнего долга значительно ухудшится. Кроме того, по мнению экспертов, в ближайшие годы российская экономика сохранит низкие темпы роста (в пределах 2%).
При этом внешний долг будет расти более высокими темпами, что приведет к приближению соотношения внешнего долга к ВВП к критической черте.
Можно с уверенностью констатировать, что негативное влияние государственного долга на экономику в большинстве случаев связанно с неэффективной бюджетно-кредитной политикой и множеством политических факторов, контролировать которые практически невозможно.
Библиографический список
1. Статьи из журналов и сборников. Вавилов А.П. (1997). Стабилизация и управление государственным долгом России / А.П. Вавилов, Г.Ю. Трофимов //Вопросы экономики. No12. С.62-81.2. Статьи из журналов и сборников. Е.А.Карпова, А.А. Рябченко (2016). Государственный долг: Факторы возникновения и последствия влияния на экономическую и социальную сферу общества. //Финансы, учет, банки No1 (20)
3. Статьи из журналов и сборников. Хейфец Б.А. (2010). Кризис и новые тенденции в политике управления государственным долгом в России / Б.А. Хейфец //Россия и современный мир. No1. С.82-94.
4. Статьи из журналов и сборников. Шенаев В.П. (2008). Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев // Бизнес и банки. No26. С.1-3.
5. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов // Мировая экономика и международные отношения. (2007) –No2. –С. 26-35.
6. Статьи из журналов и сборников. Ляскин Г.Г., Бочкарева Е.Н. Корреляция показателей ожидаемой и фактической инфляции РФ в 2010-2013. Проблемы экономической науки и практики. /Сборник научных трудов. под ред. С. А. Филатова; Новосиб. гос. ун-т экономики и управления. - Том. Выпуск 1. 2015. С. 120-125.
7. Электронный ресурс удалённого доступа. Минфин России, //Бюджет России на 2018 год//, // Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2018 гг.) // (2018) — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/
8. Электронный ресурс удалённого доступа. Яндекс, Динамика цен на фьючерсный контракт на нефть Brent (MOEX, USD за баррель) (1.10.2018-24.12.2018г.г.) // (2018) — Режим доступа: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html
9. Электронный ресурс удалённого доступа. Кредитный рейтинг России, Standard & Poor’s (2018) — Режим доступа: https://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home