Abstract: The article analyzes the historical experience of the formation of human capital for the basic sectors of the economy in the 1920-30s; shows the role of cinema, which due to the visibility and credibility of the screen image, was an effective means of attracting workers and the formation of human capital for the metallurgical industry and the development of the economy.
Keywords: human capital, industrialization, industry, metallurgy, workers, Soviet cinema, 1920-30s, agitation and propaganda.
Введение. Рост эффективности экономики может обеспечить не только правильное определение направлений инвестирования, но и развитие всех элементов системы управления. Для этого нужно развивать человеческий капитал, развитие которого должно строиться на качественном обучении и привлечении компетентных сотрудников со стороны. При этом применительно к металлургической промышленности, акцент должен ставиться на обладании специальными навыками управления инвестиционной деятельностью в сочетании с технологическими компетенциями, интенсификации трудового процесса, минимизации ошибок. Параллельно необходимо развивать систему мотивации, корпоративную культуру, использовать эффективные методы управления персоналом [2]. (Измайлова А.С.
Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда. С ее выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда.
Металлургическая промышленность является одной из базовых отраслей экономики. Предприятия данной отрасли вносят значительный вклад в создание валового национального продукта, в доходы бюджета, обеспечивают трудоспособное население рабочими местами, осуществляют социальные программы и др. Для экономики страны важно, чтобы эффективность их деятельности была высокой. В экономике России в начале XX века наблюдалось серьезное отставание в развитии всех видов промышленности на фоне США и стран Европы. В 1900-х основной причиной этому была недостаточная техническая оснащенность, в 1910-х страну один за одним постигали серьезные политические катаклизмы – Первая мировая война, революции, гражданская война и др. Когда политическую ситуацию в стране удалось стабилизировать, возникла необходимость восстанавливать промышленность и выводить ее на новый уровень, который позволил бы СССР конкурировать в объемах производства и экспорта с другими странами. Важно было сделать упор не только на техническую оснащенность предприятий, но и обратить внимание на рабочих, в большинстве своем не имевших абсолютно никакого образования. Развитие человеческого капитала должно строиться на качественном обучении и привлечении компетентных сотрудников. При этом применительно к черной металлургии, акцент должен ставиться на обладании технологическими компетенциями, интенсификации трудового процесса, минимизации ошибок.
Объекты и методы исследования. Проблема развития человеческого капитала для металлургической промышленности нашла отражение в многочисленных исследованиях, авторы которых (А.С.Измайлова, О.П.Недоспасова, О.А.Моисеева, А.В.Путилов, Е.В.Разгулина, Л.Н.Старикова и др.) отмечают важность ее решения для повышения эффективности экономики страны. Это было важно во все исторические периоды. Особого внимания заслуживает период становления советского государства – время усиленного внимания к экономическому развитию страны, к становлению разных отраслей промышленности, в том числе и металлургии. Исследователи социально-экономического развития нашей страны 1920-30-х годов (В.А.Гордеев, А.А.Гордеев, В.Н. Кучер, А.Н.Макаров, В.А.Чолохян и др.) отмечают важность идеи строительства крупных промышленных предприятий для становления и развития нового социалистического общества. С начала первой пятилетки (с 1928 г.) создавались различные направления в металлургической промышленности (алюминиевая, никелевая, твердых сплавов, медная и др.). Основываются и развиваются металлургические заводы на Кузбассе, в Ленинградской области, на Урале, в Челябинске, в Казахстане и др.
В это время встает вопрос привлечения рабочих кадров для металлургической промышленности. Была развернута широкая агитация по привлечению рабочих на предприятия страны с использованием разных форм (митинги, собрания и др.) и средств (газеты, журналы, кинематограф и др.). Поэтому объектом исследования настоящей статьи является особенности формирования человеческого капитала для базовых отраслей экономики в 1920-30-е годы посредством кинематографа (на примере металлургии). В ходе исследования использовались методы: анализ литературы по проблеме исследования, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный, обобщение.
Результаты. Большой процент неграмотного населения страны, недостаточная радиофикация осложняли работу по пропаганде рабочих профессий. Решению этой задачи способствовал кинематограф, достоинства которого были очевидными. Экранная пропаганда было наглядной, яркой и простой для восприятия широкого круга зрителей разного возраста и социального положения. Если книга, газета, плакат требовали умения читать, то фильмы были понятны всем, вызывая яркий эмоциональный отклик.
Для этого создаются и активно работают киностудии (Совкино, Мосфильм, Межрабпомфильм, Киевская киностудия, Госкинпром Грузии и др.), которые выпускают фильмы о строительстве металлургических заводов, отражающие развитие экономики страны и масштабное развертывание индустриализации.
В кинофильмах показывалось, как мощными темпами развивается экономика страны, идеализировался образ рабочего человека, прославлялся трудовой подвиг простого советского человека [4].
Кинематограф стал не только новым искусством и масштабным зрелищем, но и мощным средством информации, фиксирования событий [5]. Именно эти функции кинематографа были использованы при популяризации рабочих профессий и исследуемый период кинематограф становился инструментом формирования общественного мнения. Для этого просмотра фильмов старались делать доступным для широкого круга зрителей: организовывали работу кинопередвижек, воскресные киносеансы, киносеансы за счет профсоюзных организаций и др. Экранные образы героев способствовали не только выбору будущей профессии, но и формированию мировоззрения, воспитывали человека «нового времени».
Например, в фильме «Тревога» (1927 г., режиссеры — А.Усольцев-Граф, Е. Петров) повествуется об укреплении производственной дисциплины на металлургическом заводе, в фильме «Герои домны» (1928 г., режиссер – Е.Иванов-Барков) рассказывается о восстановлении разрушенного гражданской войной металлургического производства на примере одной доменной печи. Воздействие на зрителя в данной картине происходит благодаря созданию образов молодых людей, увлеченных масштабным строительством и понимающим его значение для будущего страны.
В идеологическом фильме «Огни Бессемера» (1931 г., режиссер — ) показана борьба молодых рабочих заводов за повышение продуктивности труда и перевыполнение производственных показателей пятилетки на металлургическом предприятии. Тема металлургии в кинофильмах и кинохронике занимала особое место. В стране активно шло строительство доменных печей, что считалось показателем экономического развития: чем больше плавили сталь и чугун, тем развитие считалось экономика государства. Это находило отражение в кинематографе.
В художественном фильме «Секрет фирмы» (1934 г., режиссер — ) главный герой — начальник уездной милиции Рубцов при поддержке товарищей – рабочих, преодолевая козни представителя иностранной концессии Лервинга, раскрывает секрет старых тиглей для металлургии и восстанавливает заброшенное предприятие. В конце фильма перед зрителями на месте старых развалин предстают светлые цехи нового советского предприятия. Фильм повествуют о взаимовыручке и взаимопомощи на производстве, неравнодушии к делу и нетерпимость к врагам нового государства.
Кинокартины иллюстрируют исторически значимые события, происходящие в России в 1920-30-е годы. Воздействие на молодого зрителя осуществлялось благодаря реалистичности картин, иллюстрируя героизм на рабочих местах, ради будущего совей страны.
Художественные фильмы в исследуемый период обладали «могущественным средством показать саму жизнь во всей ее комплексной сложности», показывая действительность «путем подбора эпизодов и искусством монтажа» [1, с. 9]. Общеизвестно, что получаемая человеком информация воспринимается и лучше запоминается, если она усваивается посредством разных способов (слух, зрение). Соединяет это воедино именно кинематограф. В кинофильме эффект воздействия достигается через звук и динамичность картинки. Поэтому фильм конца 1920 – начала 1930-х годов, интересен и понятен по сей день [3].
Заключение. Проведенный анализ позволил показать, что кинематограф указанного периода играл значительную роль в привлечении рабочих кадров на производство. Художественные фильмы и кинохроника, созданные в исследуемый период, и сейчас производят сильное впечатление. Все вышесказанное подтверждает, что 1920-30-е гг. стали периодом мощного развития кинематографа, посредством которого государство осуществляло просвещение населения и идеологическое воспитание. В силу наглядности и убедительности экранного образа, огромной агитационно-пропагандистской мощи кинематограф был эффективным средством привлечения рабочих кадров и формирования человеческого капитала для базовых отраслей экономики для развития экономики страны.
Библиографический список
1. Жинкин Н.И. К вопросу о методике построения учебной фильмы // Детское кино. – 1930. – С. 9-17. 22. Измайлова А.С. Развитие человеческого капитала как условие повышения эффективности инвестиционной деятельности металлургических предприятий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – Т.1. - № 11Ф. – С. 25-34
3. Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Колокольникова З.У. Гончарова Т.М. Роль кинематографа в организации идеологической и культурно-просветительской работы с подрастающим поколением в 20-30- Е ГГ. ХХ в. в Сибири// Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2017. – Вып. 55. – Ч. 9. – С.100-107
4. Макаров А.Н. Индустриализация и формирование «нового» человека в изображении фото- и кинохроники 1930-Х ГГ. (по материалам Магнитогорска) // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2011. - №1 (31). – С.113-125
5. Федюк А. В. Советская система кинопроизводства и кинопроката в 1920-е - 1930-е гг.: дисс. к. и. н. – Новосибирск. - 2009. - 276 с.