Abstract: This article describes performance criteria in the sphere of public (municipal) procurement of goods and services and also analyzes certain indicators of its effectiveness. The author has identified and described the main corruption schemes in the sphere of contractual system of public (municipal) procurement and proposed the ways of anti-corruption in the sphere in general.
Keywords: purchase, government needs, contract, contractual system, effectiveness, corruption, anti-corruption
Государственные закупки являются существенной частью общей экономической деятельности государства, поскольку последнее выступает крупнейшим игроком на рынке и нуждается в товарах, услугах и работах, как и любой другой представитель рыночной экономики.
Государственные закупки представляют собой систему размещения заказов и осуществления закупок товаров, работ и услуг, направленных на удовлетворение государственных потребностей по условиям, заранее указанным в документации.
Одним из способов осуществления государственных закупок является контрактная система, под которой понимается совокупность организаций и органов, так или иначе участвующих в закупках для обеспечения государственных нужд. Первым основными элементом контрактной системы выступают заказчики, которые публично размещают информацию о своих потребностях и объявляют закупки, а вторым – поставщики, которые принимают участие в закупках, соревнуясь между собой. В обстановке здоровой конкуренции создается возможность для получения наилучших условий контракта.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим процедуры контрактных государственных закупок в Российской Федерации, является Федеральный закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1].
Эффективность выстроенной в стране системы государственных закупок в целом влияет на то, насколько эффективно будут расходоваться бюджетные средства, какая конкурентная среда будет сформирована, а также каковы перспективы дальнейшего развития экономики в области инноваций.
Оценка эффективности системы государственных закупок подразумевает определение критериев эффективности, посредством которых формируется оценка качества экономического объекта, процесса. Критерии определяются на основании действующих законодательных и иных нормативно-правовых документов, регулирующих сферу деятельности, в которой анализируется эффективность, а также на основе общепринятых научных норм, которыми руководствуется субъект исследования.
Следует выделить следующие три критерия эффективности государственных закупок:
- Экономичность – это критерий, подразумевающий использование наименьшего объёма денежных средств с сохранением необходимой степени качества поставляемых товаров или выполняемых работ и услуг;
- Качественность – это критерий, характеризующийся как степень удовлетворённости заказчика поставляемыми товарами или выполняемыми работами и услугами;
- Смешанный эффект – это взаимосвязь двух первых критериев, при которой достигнута средняя степень экономии, а качество поставляемых товаров или выполняемых работ и услуг находится на достаточном уровне.
В связи с этим рассмотрим и охарактеризуем такие показатели, как объем государственных закупок, количество заключенных контрактов и относительный объем экономии по государственным закупкам в соответствии с 44-ФЗ (таблица 1) [2, 3, 4, 5].
Таблица 1
Динамика показателей эффективности государственных (муниципальных) закупок в 2016-18 гг.
Показатель | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | Изменение в 2018 г., ± | |
2016 г. | 2017 г. | ||||
Объем государственных закупок, трлн. руб. | 5,2 | 6,3 | 6,8 | + 1,6 | + 0,5 |
Количество контрактов, млн. шт. | 3,4 | 3,5 | 3,5 | + 0,1 | + 0,1 |
Объем относительной экономии, млрд. руб. | 512 | 422 | 332 | – 180 | – 90 |
Источники: данные Интерфакс, СКБ Контур, Кредитно-Страховое Агентство «Аркада плюс финансы», расчеты автора
В период с 2016-2018 гг. наблюдается увеличение объема государственных закупок. В 2018 году его величина составила 6,8 трлн. руб., что на 1,6 трлн. руб. или на 23,5% больше значения 2016 года.
Количество заключенных контрактов увеличилось на 0,1 млн. штук или на 2,9% по сравнению с 2016 годом и в 2017 году составило 3,5 млн. заключенных контрактов. В 2018 году данный показатель остался неизменным.
В то же время наблюдается значительное снижение величины относительного объема экономии по государственным закупкам в период 2016-2018 гг. По сравнению с 2016 годом его величина уменьшилась на 180 млрд. руб. или на 35,2% и в 2018 году составила 332 млрд. руб.
Рисунок 1. Динамика объема относительной экономии в 2016-18 гг., млрд. руб.
Снижение объема относительной экономии может свидетельствовать о неэффективном расходовании бюджетных средств при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. В связи с этим, необходимо осуществлять более тщательный контроль над процессом закупок и расходованием бюджетных средств.
Проблема коррупции в контрактной системе государственных закупок является актуальной. Рассматриваемая сфера особенно уязвима для коррупции в связи с большим объемом обращающихся в ней денежных средств, специфической структуры расходов. Поэтому на следующем этапе представилось необходимым выявить наиболее распространенные коррупционные схемы в сфере контрактной системы.
К распространенным коррупционным схемам относятся [6]:
- Направление потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников госзакупок;
- Установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком, являющимся участником мошеннической схемы;
- Установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
- Установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой);
- Некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки) и т.д.
Борьба с коррупцией является особенно сложной проблемой, требующей тщательного контроля как со стороны непосредственных участников закупочного процесса, так и государства. Также требуется контроль со стороны финансовых структур, поскольку все денежные средства проходят по банковским счетам. «Клиентское подразделение осуществляет первичное знакомство» [7, с. 525] с клиентом. «Решающим здесь является четкое разграничение функций и полномочий подразделений и их взаимодействие» [8, с. 16]. Необходимо внедрение «организационной структуры, обеспечивающей двойной контроль» [9, с. 127]. При этом «государство должно располагать эффективными методами контроля за участниками рынка, в частности, коммерческими банками» [10, с. 10]. Именно поэтому противодействие коррупции в рассматриваемой сфере закупок должно стать приоритетом по многим направлениям, поскольку честное, добросовестное поведение сторон, открытость и ясность процесса сделает возможным приобретение товаров, работ и услуг по лучшей цене и лучшего качества, а также обеспечит здоровую конкуренцию.
Во-первых, необходимо снизить возможность сговора между участниками процедуры закупки и лицами, которые обеспечивают ее проведение. Следует распределить обязанности между разными специалистами, при этом непосредственно процедурами закупок должны заниматься уполномоченные специалисты по закупкам.
Во-вторых, можно ввести правило о документальном оформлении принятых решений. Наличие документов, фиксирующих действия участников процесса и принимаемые ими решения при проведении процедур закупок, дает возможность выявить виновных в правонарушении.
В-третьих, руководителям необходимо своевременно реагировать на возникающие жалобы, поступающие от участников закупок или иных заинтересованных лиц.
Подводя итог, отметим, что рассмотренные критерии эффективности позволяют судить о том, что в сфере государственных (муниципальных) закупок имеет место низкий уровень экономии, который с каждым годом снижается.
Таким образом, противодействие коррупции требует дальнейшего совершенствования по рассмотренным направлениям.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (последняя редакция) (дата обращения: 19.04.2019).2. Объем госзакупок в РФ в 2018 г. вырос на 7% – до 6,8 трлн. рублей / Интерфакс. — Режим доступа: http://prozakupki.interfax.ru/articles/1197 (дата обращения: 19.04.2019).
3. Мониторинг закупок за 2017 год: основные цифры и данные / СБК Контур. — Режим доступа: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1195-monitoring-2017 (дата обращения: 19.04.2019).
4. Объем экономии по госзакупкам в 2017 г. составил 398 млрд рублей / Интерфакс. — Режим доступа: http://prozakupki.interfax.ru/articles/903 (дата обращения: 20.04.2019).
5. Итоги закупок в 2018 году / Кредитно-Страховое Агентство «Аркада плюс финансы». — Режим доступа: https://kb52.ru/finance-news/317-2018 (дата обращения: 20.04.2019).
6. «Методическое пособие по выявлению конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГФС России». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287625/bff7a87c29d629569458ae0bb880baf584764b0c (дата обращения: 23.04.2019).
7. Новосельцева М.М. Реализация кредитной политики коммерческими банками // Финансовая экономика. 2019 №2. С. 522-525.
8. Новосельцева М.М. Вопросы кредитной политики коммерческих банков в современных условиях // Банковские услуги. — 2010 — № 2
9. Терновская Е.П. Новосельцева М. М. Формирование кредитной политики коммерческого банка // Финансовый журнал. — 2010 — № 2.
10. Терновская Е.П. Тенденции и перспективы развития инвестиционного банковского кредитования в российской экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017 Т. 6 № 10 С. 48-56.