Abstract: The article considers regional innovation systems, which are an integral part of the national innovation system. It has been determined that the regional innovation systems of the Russian Federation have a certain asymmetry, which leads to a significant differentiation of the economic space of the Russian territories according to a number of characteristics: 1) the size and potential of the territory, 2) the efficiency of production processes, 3) the sectoral structure of the economy, 4) the size and standard of living of the population, etc. Such differentiation entails the need for detailed consideration of issues of management of innovation processes at the regional level. The author has identified the signs that the regional economic system should possess, defined the specific properties of the regional economic system, proposed the main directions of economic policy of the regions in order to achieve balanced social and economic development of the subjects of the Russian Federation.
Keywords: national innovation systems, efficiency of innovation processes, research sector, transfer of innovations, state authorities.
Современную экономику любой страны невозможно представить без генерации и активного использования инноваций. Следовательно, можно сказать, что в качестве приоритетной стратегии развития должна выступать стратегия, ориентированная на инновационное развитие национальной экономики. При этом нельзя забывать о том, что наличие территориальных единиц в рамках страны предполагает делегирование процессов принятия решений и управления экономическим развитием регионам Российской Федерации, которые в данной ситуации выступают как экономические субъекты рыночных отношений, обладающие полным комплексом прав. Исследуя вопросы конкурентоспособности российских регионов и предлагая направления их устойчивого экономического роста, необходимо учитывать региональную асимметрию, присущую отечественной экономике. Данная асимметрия приводит к существенной дифференциации хозяйственного пространства российских территорий по ряду признаков: 1) размеру и потенциалу территории, 2) эффективности производственных процессов, 3) отраслевой структуре экономики, 4) численности и уровню жизни населения и т.п.
Подобная дифференциация влечет за собой необходимость детальной проработки вопросов управления инновационными процессами на региональном уровне. Это в свою очередь предполагает формирование специальных механизмов и инструментов, направленных на устойчивое развитие российских регионов, одним из которых является разработка механизма управления их инновационным развитием.
Анализ литературных источников [1, 2, 3] позволил нам вычленить признаки, которыми должна обладать региональная экономическая система (рисунок 1).
Тогда можно сказать о том, что любому региону, который выступает в качестве экономической системы присущи определенные специфические свойства (рисунок 2).
Опираясь на представленные на рисунках 1 и 2 признаки и свойства региональных экономических систем, очертим основные направления их развития, складывающиеся под воздействием современных социально-экономических процессов.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года выступает в качестве главного документом, основной целью разработки которого было формирование векторов развития и способов достижения устойчивого развития национальной экономики в долгосрочной перспективе.
Выбор стратегических ориентиров социально-экономического развития нашей страны, которые вошли в Концепцию происходил с учетом так называемых «вызовов современности», с которыми сталкиваются все национальные экономики на современном этапе своего развития. К одному из ключевых вызовов можно отнести каскад технологических изменений, который обусловлен усилением роли инноваций на фоне снижающегося влияния многих традиционных факторов роста [1].
Рисунок 1. Признаки региональной экономической системы
В Концепции закреплен вектор на формирование «экономики лидерства и инноваций», что предполагает создание специальных условий для генерации и развития новых инновационных компаний во всех ее секторах российской экономики. Отметим, что наиболее важной сферой является сфера знаний. Чтобы экономике России перейти к шестому технологическому укладу, который основан на инновационном типе экономического развития органам государственной власти необходимо осуществить целый ряд системных трансформаций, которые должны быть увязаны между собой по этапам, срокам и ресурсам.
Новая модель российской экономики предполагает структурную диверсификацию, в основе которой заложено инновационное технологическое развитие, разработка институционального контура, который должен обладать конкурентными преимуществами по сравнению с подобными институциональными контурами других стран. Упорядочивание институтов развития в Российской Федерации позволит стимулировать приток капитала и активизирует деятельность предпринимательского сообщества страны.
Рисунок 2. Специфические свойства региональной экономической системы
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ выступает еще одним целевым вектором долгосрочного развития нашей страны. Основные направления экономической политики регионов в этом направлении представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные направления экономической политики регионов для достижения сбалансированного социально-экономического развития
Подводя итог отметим, что в каждом российском регионе разработаны и реализуются долгосрочные государственные программы, направления реализации которых охватывают все сектора нашей экономики. Программами установлены конкретные целевые индикаторы инновационного развития по каждому направлению и определены сроки, ответственные исполнители, а также объемы государственного финансирования.
Библиографический список
1. Исачкова Л.Н. Кластеры как инновационный инструмент повышения конкурентоспособности реального сектора экономической системы Краснодарского края // Colloquium-journal. - 2019. - № 5-5 (29). - С. 29-32.2. Климова Н.В., Шаповалова Г.И. Анализ и перспективы развития инновационной деятельности Краснодарского края // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 111. - С. 793-804.
3. Ланская Д.В., Яковленко А.Е. Создание фундамента формирования умной экономики в Краснодарском крае до 2030 года // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 5 (28). - С. 211-219.