Abstract: The effective management of the organization includes the management of receivables and payables. Management is based on debt analysis, the conclusions depend on the quality of the analysis information base - financial and management accounting data. According to the results of the analysis, it is necessary to continue working with contractors. The article discusses some methods of working with counterparties that can be used in developing the organization's debt management regulations.
Keywords: accounts receivable, accounts payable, management, receptions, reporting
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью коммерческих организаций является важным аспектом сохранения ликвидности и финансовой устойчивости организации. Для эффективного управления необходим качественный анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности, выполненный на основании информации, формируемой в рамках финансового и управленческого учета. Однако без наличия (создания) системы внутреннего контроля в организации, обеспечивающих качество информационной базы анализа, эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью практически невозможно [10].
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью должно быть направлено на улучшение финансовых показателей организации [1,3].
При управлении дебиторской задолженности (важно – снижении величины дебиторской задолженности), нужен индивидуальный поход к каждому клиенту – должнику. Необходимо выяснить причину — почему не платит клиент, обсудить сложившуюся ситуацию, найти решение, которое удовлетворит и дебитора, и кредитора. Т.е. в организации должен быть сотрудник, который будет заниматься сбором информации о должниках, ведением учета и получением просроченных платежей. Под получением понимается весь процесс напоминаний и переговоров до момента поступления денежных средств на расчетный счет компании [8].
С одной стороны, при большом количестве клиентов и большой нагрузке менеджер не всегда имеет возможность постоянно и четко отслеживать все платежи и обзванивать должников.
Кроме того, менеджеры, которые могут быть вполне профессиональны в продажах, не всегда могут взыскать долги с клиента, так как при заключении договора были затрачены определенные усилия и необходимо и впредь поддерживать хорошие отношения. С другой стороны, именно менеджер, как никто другой знает своего клиента. Именно менеджер может оценить реальное положение дел у клиента и определить причины задержки платежей: не могут или не хотят. Менеджер как раз может использовать и свои установившиеся отношения для того, чтобы убедить клиента производить расчеты своевременно [6].
Для этого необходимо регулярно (ежедекадно, ежемесячно – в зависимости от объема расчетов) проводить акты сверок со всеми контрагентами. Акт сверки — это документ, отображающий состояние взаимных расчетов между сторонами за определенный период. Акт сверки позволит выверить точную сумму задолженности, заверить ее законность подписями и печатями с двух сторон. Также регулярно (а не раз в году перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) необходимо проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, составляя при этом акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами. Это позволит сделать вывод о достоверности данных, отраженных в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности [5].
При инвентаризации расчетов или составлении актов сверки может быть выявлена двусторонняя задолженность, которая может быть погашена проведением взаимозачета. При этом должен быть составлен акт взаимозачета — документ, который составляется в случае взаимной задолженности между контрагентами. Встречные требования при этом должны быть однородными, то есть денежный долг в зачет денежного. Акт составляется по заявлению одной стороны о взаимозачете.
Как результат, может быть составлена форма внутренней управленческой отчетности о просроченной задолженности.
Таблица 1
Рекомендуемая форма отчета о просроченной задолженности
контрагент | менеджер | номер и дата договора | сумма отгрузки, руб. | дата отгрузки | дата оплаты по договору | кол-во дней просрочки | сумма просрочки, руб. | доля должника в общей сумме просроченной задолженности, % | принятые меры | |
в календарных днях | в рабочих днях | |||||||||
Итого |
Данный документ может быть составлен в разрезе контрагентов и дней просрочки (3,7,15,30,60). С помощью данного отчета можно проследить образование просроченной дебиторской задолженности.
При выявлении просроченной задолженности необходим разработанный организацией регламент работы с покупателями по просроченной дебиторской задолженности [9]. В таблице 2 приведены рекомендуемые процедуры.
Таблица 2
Рекомендуемый регламент работы с просроченной дебиторской задолженностью
Период просроченной задолженности | Процедура |
До срока погашения осталось 2-3 дня | Информирование клиента о предстоящем платеже посредством телефонного звонка и рассылки почтового уведомления, получение от должника информации о том, что оплата будет произведена. |
До 7 дней | При неоплате в срок — звонок с выяснением причин, рассылка электронного и почтового уведомления, получение от должника письменного обязательства. |
Прекращение поставок до оплаты. | |
Направление предупредительного письма о начислении штрафа. | |
От 7 до 15 дней | Начисление штрафа и информирование об этом должника посредством телефонного звонка, рассылка электронного уведомления. |
Ежедневные звонки с напоминанием. | |
От 15 до 30дней | Переговоры с ответственными лицами, рассмотрение вариантов погашения долга. |
Предупреждение о подаче иска в арбитражный суд посредством телефонного звонка, рассылки электронного уведомления. | |
От 30 до 60 дней | Официальная претензия (заказным письмом) |
Более 60 дней | Подача иска в арбитражный суд |
Претензионный порядок заключается в направлении должнику претензионного письма. Форма такого письма может быть произвольной, при этом целями такого письма должны быть:
— напомнить должнику об имеющейся заложенности;
— сообщить должнику, что, если должник в течение определенного срока не вернет долг, то кредитор будет вынужден обратиться в суд, в целях защиты своих прав;
— указать должнику на негативные последствия судебного разбирательства: в частности не только вернуть долг с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами, но и дополнительно возместить кредитору расходы на юридическую помощь и госпошлину.
Для контроля своевременной оплаты дебиторской и кредиторской задолженности может быть составлен график платежей [7]. Ведение графика и отслеживание по нему задолженности покупателей позволит вовремя напомнить об уплате долга. Следить за каждым контрагентом необходимо отдельно по возрастанию или уменьшению задолженности, с выделением сомнительных долгов. График платежей необходимо вести и по кредиторской задолженности, чтобы не пропустить дату оплаты поставщикам за товар, материалы и услуги и избежать штрафных санкций, предусмотренных договором [4]. Каждая организация вправе разработать свою форму графика, пример представлен в таблице 2.
Таблица 3
График платежей
Дата отгрузки | Контрагент | Сумма отгрузки, руб. | Отсрочка, дни | Дата погашения | Погашенная сумма, руб. | Кол-во дней просрочки, дни | Сумма просрочки, руб. |
Итого |
В обязанности менеджера может входить пересмотр и определение кредитной политики в отношении каждого конкретного клиента:
— проверка и получение достоверной информации о платежеспособности клиента;
— возможности предоставления скидок;
— политика сбора платежей;
— установление штрафов за не своевременную оплату;
— предоставление скидок при своевременной оплате.
Одним из направлений кредитной политики может быть установление лимита величины задолженности для покупателя. Если в результате выполнения договора лимит задолженности будет превышен, то следует предупредить клиента, что прежде чем выполнить новый заказ (произвести отгрузку по следующему договору), нужно погасить текущую задолженность [2]. Лимит можно установить для каждого клиента индивидуально и прописать условия в дополнительном соглашении к договору.
На величину лимита может повлиять наличие или отсутствие гарантийного письма, которое может составляться в свободной форме и на условиях договоренности сторон. Клиент гарантирует оплату по письму в определенные сроки, которые так же можно установить индивидуально каждому клиенту, и обязуется выполнить свои обязательства.
Таким образом, круг обязанностей менеджера по работе с дебиторами и кредиторами постоянно расширяется, часть функций возможно передать коммерческому директору, но от соблюдения разработанного регламента управления задолженностью организации зависит величина задолженности и наличие денежных средств.
Библиографический список
1. Бланк И.А. Управление активами. Киев: Ника-Центр; Эльга, 2002. 720 с. Режим доступа: - [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru Дата обращения 03.11.2017г.2. Клыгина, К.Б., Почекаева, О.В. Управление дебиторской задолженностью предприятия /К.Б. Клыгина, О.В, Почекаева. - Экономические исследования и разработки. 2019. № 7. С. 75-82.
3. Кудина, М.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / М.В. Кудина. – 2-е изд. – М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2012. – 109с.
4. Мездриков, Ю.В. Аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью / Ю.В. Мездриков // Экономический анализ: теория и практика. 2008. N 5. С. 39 - 45.
5. Почекаева, О.В. Системный подход в управленческом учете / О.В. Почекаева // В сборнике: Экономика, право, образование: региональный аспект. сборник научных трудов IX межвузовской научно-практической конференции. 2015. С. 110-115.
6. Приходько, Е.А., Разумович, И.В. Цели и задачи управления дебиторской задолженностью. / Е.А. Приходько, И.В. Разумович. // НГТУ, г. Новосибирск, РФ. Режим доступа: - [электронный ресурс] - http://science-bsea.bgita.ru/2007/ekonom_2007/prichodko_cel.htm Дата обращения 25.02.2019г.
7. Пятов, М.Л. Управление обязательствами организации. / М.В. Пятов. - М.: Финансы и статистика, 2004. 256 с. Режим доступа: - [электронный ресурс] - http://www.consultant.ru Дата обращения 03.02.2018г.
8. Румянцева, А.Ю. Управление дебиторской задолженностью на предприятии. / А.Ю. Румянцева. - Санкт-Петербург, 2013. 127 с.
9. Саблин, М. Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью / М. Т. Саблин. - Москва : Волтерс Клувер, 2011. - 528 с.
10. Щепетова, В.Н., Почекаева, О.В. Управленческий учет как основа системы внутреннего контроля достоверности финансовой отчетности / В.Н. Щепетова, О.В. Почекаева. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 711.