Abstract: The aim of the study is to systematize the institutional paths of training in the innovative economy using the example of the USA, Great Britain and Germany. Statistics and its analysis on the structure of the level of education, areas and profiles of training, the costs of developing the education system, attracting foreign students are presented. As research methods, the article used: description, comparison, analysis, regression analysis and graphical method. The closedness of the national education systems of Great Britain and Germany is shown, as well as an increase in the level of education of personnel in all the countries under consideration. Based on the regression analysis, negative trends in government spending on the development of a training system are presented. The materials of the article can be used in the development of programs and projects that describe the institutional trajectories of the development of the personnel system in the innovative economy at different levels of management
Keywords: institute, institutional system, training, human capital, innovative economy.
Введение. Значительная роль высшего образования в социально-экономическом развитии экономических систем определяет необходимость анализа и поиска путей совершенствования институциональной траектории развития институтов подготовки кадров, соответствующих стратегическим целям национальной экономики и обеспечивающих минимальные затраты времени и ресурсов для их достижения. Актуальной задачей модернизации системы подготовки кадров является изменение институциональной траектории развития образовательной системы, последняя, в свою очередь, обусловлена общеэкономическими и институциональными условиями, в которых она реализует свои цели и задачи [1]. Институциональная траектория образовательной системы является производной институциональной среды, существующей в той или иной экономической системе. Совокупность взаимосвязанных экономических и неэкономических институтов страны определяет характер и направления развития системы подготовки кадров. Это определяет актуальность рассмотрения альтернативных институциональных траекторий с целью выявления движущих факторов и условий обеспечения конкурентоспособности системы подготовки кадров и разработки управленческих решений, направленных на обеспечение институциональной среды, адекватной целям и задачам, которые ставит перед образовательной системой национальная экономика.
Объект и методы исследования. В качестве объекта исследования в статье использованы институциональные системы подготовки кадров в развитых странах (на примере США, Великобритании и Германии). Методами исследования явились: описание, сравнение, анализ, регрессионный анализ и графический метод.
Результаты исследования. В качестве альтернатив по структуре и характеру развития можно выделить институциональные траектории образовательных систем таких стран как США, Великобритания, Германия и другие страны Евросоюза. Выбор таких ориентиров обусловлен высокой конкурентоспособностью образовательных систем этих стран, которые являются признанными научными и образовательными центрами всех уровней подготовки кадров для коммерческого сектора экономики (бакалавриат, магистратура, научные степени, MBA). На рисунке 1 представлена структура уровня образования населения США в разбивке по бакалаврам, магистрам и докторантам. По всем уровням образования отмечается устойчивый рост: доля бакалавров возросла с 31,7% в 2013 г. до 35% в 2018 г.; магистров – с 11,6% до 13,1%, докторантов – с 1,7% до 2% [6].
Рисунок 1. Структура уровня образования населения США (в процентах в общей численности населения в возрасте от 25 лет)
Для национальной системы образования характерна высокая конкурентоспособность, которая характеризуется значительным превышением входящих потоков студентов относительно выходящих. В то же время, страновая структура входящих и выходящих потоков потребителей услуг национальной образовательной системы характеризует ее общую институциональную траекторию развития американской образовательной системы: потребление знаний из Европейских стран и передача знаний в Азиатские страны, что в целом соответствует общемировому разделению труда инновационной экономики, где передовые инновационные разработки и научные достижения, обеспечивающие максимальную добавленную стоимость, сконцентрированы в Европейских странах, а потребители готовых технологий – быстроразвивающие страны Азии. Кроме этого следует отметить снижение удельного веса студентов из Латинской Америки и Европы, при относительно стабильных значениях въезда из этих регионов.
Оценивая структуру системы профессионального образования, то следует отметить, что наибольший удельный вес в общей численности присужденных степеней занимают такие отрасли как: менеджмент ((business) 24,18-25%), здравоохранение ((health) 11,47-13,34%) и педагогика (12,67-13,95%), а инженерные направления только 6,28-6,57% (4-е место). При этом следует отметить, что удельный вес менеджеров и педагогов демонстрирует тенденцию к снижению, в то время как доля инженеров характеризуется слабым ростом. В целом наблюдается тяготение системы к гуманитарным традиционным направлениям.
В среднем за 2013-2018 гг. доля расходов на образование составляла 4,9% от ВВП [5].
Альтернативным институциональным блоком является система подготовки кадров Европейских стран. В частности, в качестве наиболее успешного примера можно исследовать институциональную траекторию системы профессиональной подготовки Великобритании.
Отличительными особенностями профессиональной подготовки в английской высшей школе является высокая гибкость учебных планов: в период обучения студенты изучают самые разнообразные дисциплины, даже если они преподаются на разных факультетах. Выпускникам могут присваиваться двойные степени, например, в области бухгалтерского учета и экономики [2].
Важной частью образовательной системы, как развитых европейских стран, так и США в контексте ресурсного обеспечения является финансово-кредитная система в лице банков, предоставляющих ссуды и кредиты на обучение. Крупнейшие банки Великобритании предоставили ссуды для оплаты обучения более 67 тыс. человек, а также ссуды малым фирмам на обучение персонала сроком до 13 месяцев.
Государство также активно участвует в подготовке высококвалифицированных кадров для экономики: в стране реализуется государственная программа, согласно которой осуществляется обучение одного из ключевых специалистов малой фирмы передовым технологиям за счет государственной программы, для того, чтобы он потом передал остальным сотрудникам, приобретенные знания и навыки [7].
На рисунке 2 представлена структура уровня образования населения Великобритании в разбивке по бакалаврам, магистрам и докторантам. По всем уровням образования отмечается устойчивый рост: доля бакалавров возросла с 28,4% в 2013 г. до 34% в 2018 г.; магистров – с 8,6% до 12,4%, докторантов – с 0,9% до 1,1% [6].
Рисунок 2. Структура уровня образования населения Великобритании (в процентах в общей численности населения в возрасте от 25 лет)
Что касается структуры студентов, то естественным является значительное преобладание студентов базовой профессиональной подготовки (75%), при этом следует отметить некоторое снижение удельного веса студентов высшей квалификации в 2016-2018 гг.
Важной особенностью является высокая степень закрытости системы подготовки кадров Великобритании, так как значительный удельный вес студентов (82,8%) приходится на студентов непосредственно из Англии, 5,4% приходится на другие страны Европы, а на остальные страны приходится лишь 12,8% численности студентов, обучающихся в стране. При этом для студентов очно-заочной и заочной форм обучения (part-time) наблюдается большая доля местных представителей. Следует отметить, что представители Азиатских стран занимают третье место (8%) после представителей сборной группы «прочие страны мира» и Великобритании, что отражает общемировые тенденции нарастающего спроса на результаты научных исследований и разработок со стороны азиатских стран, прежде всего, Китая. Следует также отметить, что удельный вес азиатских стран в численности студентов системы подготовки кадров Великобритании значительно превышает долю студентов из Северной Америки, что с учетом выделенных институциональных особенностей взаимосвязей американской образовательной системы (потребление знаний из Европы) в мировой системе подготовки кадров, характеризует некоторое смещение институциональной траектории взаимодействия образовательной системы Великобритании, как представителя Европейского образования, и США в сторону упрочения связей с Азиатскими странами.
Наибольший поток иностранных студентов бакалавриата (undergraduate) поступает со следующих направлений 42,3% – Азия, 35,1% – Европа и 6,3% – Африка. Что касается студентов аспирантуры (postgraduate), то более половины (57,2%) студентов приходится на представителей Великобритании, а 45,6% – на другие страны Евросоюза [3]. Иностранные студенты преимущественно получают квалификации в сфере менеджмента и предпринимательства (37,5%), инженерные технологии (32,1%), право (24,1%), архитектура и строительство (21,8%) и информационные технологии (21,2%) [3].
Таким образом, институциональная траектория образовательной системы Великобритании, как представителя европейской системы подготовки кадров, характеризуется устойчивой направленностью на азиатские рынки, высокой степенью закрытости для иностранных студентов, а также ориентацией на передовые научные области подготовки. Доля расходов на образование в ВВП Великобритании характеризуется отрицательным трендом, значение которых сократилось с 5,8% в 2010 г. до 5,5% в 2016 г. (рисунок 3) [6].
Рисунок 3. Доля расходов на образование в ВВП Великобритании (в процентах)
Другим представителем европейской образовательной системы является немецкая система подготовки кадров. Для системы высшего образования Германии характерны самоуправление, тесная связь науки и преподавания, высокая требовательность к качеству обучения и знаний, их практической применимости, высокий уровень материально-технического и информационного обеспечения учебных и научных процессов, активные зарубежные связи, комплексность дисциплин и постоянные контакты с крупными хозяйственными структурами, реальным сектором экономики на условиях частно-государственного партнерства [4].
На рисунке 4 представлена структура уровня образования населения Германии в разбивке по бакалаврам, магистрам и докторантам. По всем уровням образования отмечается стабильная тенденция с небольшим приростом по анализируемым показателям: доля бакалавров возросла с 24% в 2013 г. до 25,1% в 2018 г.; магистров – с 10,5% до 11,2%, докторантов – с 1,1% до 1,3% [6].
Рисунок 4. Структура уровня образования населения Германии (в процентах в общей численности населения в возрасте от 25 лет)
Структура системы подготовки кадров в Германии представлена следующими основными типами образовательных учреждений: специализированные колледжи высшего образования (Fachhochschulen), университеты, художественные колледжи, общественные колледжи, религиозные учебные заведения и политехнические колледжи. При этом очевидно, что структура численности образовательных учреждений тяготеет к специализированным колледжам (около 50% учебных учреждений), важную роль этого института в системе подготовки кадров проявляется в том, что при снижении в течении наблюдаемого периода их количества их доля в общей численности только увеличивается. Далее следуют университеты (25%) и художественные колледжи (12%), чей удельный вес остается неизменным в 2014-2016 гг.
Относительная стабильность количества учебных заведений характеризует незначительный рост численности обучающихся: средний рост в 2013-2018 гг. составляет только 5%.
Характер взаимосвязей немецкой образовательной системы с другими системами подготовки кадров характеризуются также высокой степенью закрытости (аналогично Английской высшей школе), так в течение 2002-2016 гг. 89% студентов высших учебных заведений страны являлись гражданами Германии.
Однако, в силу демографических проблем, которые испытывают большинство стран Европы, начиная с 2012 г., в Германии наметился курс на открытость образовательной системы: осуществляется государственная поддержка высшего образования иностранных граждан при условии владения ими немецким языком. Тем не менее, эффект от предпринимаемы мер колеблется в пределах 10%.
Расходы на образование в Германии характеризуются отрицательным полиномиальным трендом: их доля в ВВП составляла за период 2010-2016 гг. 4,8-4,9% (рисунок 5) [6].
Рисунок 5. Доля расходов на образование в ВВП Германии (в процентах)
В целом институциональные особенности немецкой системы подготовки кадров соответствуют особенностям английской системы профессионального образования, что говорит о целесообразности выделения Европейской институциональной траектории, которая характеризуется высокой степенью закрытости, обусловленной особенностями государственной политики Европейских стран, тяготением к инженерным и социальным наукам (преимущественно социальным), а также высокой степенью влияния государственных университетов, что подкрепляется высокими позициями европейских университетов в мировых рейтингах вузов (около 90 вузов Европы входят в рейтинг 300 лучших университетов мира по версии The times higher education) [5].
Заключение. Результативное инновационное развитие в значительной степени обусловлено человеческими факторами, поэтому система подготовки кадров является центральным элементов инновационной модели развития любого государства, в то же время институциональная траектория развития последней в значительной степени определяет стратегическую конкурентоспособность экономики в мировой борьбе за лидерство в сфере инноваций. Во многом образование формирует человеческий капитал, и в исследуемых странах образование само является oтраcлью экономики, в то время как в Росси образование принято относить к социальной ценности, а не к экономическому ресурсу, способному влиять на повышение благосостояния страны. Рассмотренные три основные институциональные траектории развития систем подготовки кадров наиболее успешных инновационных экономик (США, Великобритания, Германия) позволяют выделить основные параметры институциональной основы эффективного инновационного развития и разработать рекомендации по синтезу с целью решения задач модификации отечественной системы подготовки кадров.
Библиографический список
1. Broadbent J. Comparing online and blended learner's self-regulated learning strategies and academic performance // Internet and Higher Education. – 2017. – №33. – Р. 24-32.2. Everson K.C. Value-Added Modeling and Educational Accountability: Are We Answering the Real Questions? // Review of Educational Research. – 2017. – №87(1). – Р.35-70.
3. HESA – Режим доступа: https://www.hesa.ac.uk/data-and-analysis/students (дата обращения 5.01.2020).
4. Shinkevich A.I., Kudryavtseva S.S., Rajskaya M.V., Zimina I.V., Dyrdonova A.N., Misbakhova Ch.A. Integral technique for analyzing of national innovation systems development // Espacios. – 2018. – Vol. 39. – №22. – Р. 6.
5. World University Rankings – Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения 20.02.2020).
6. Всемирный банк – Режим доступа: https://data.worldbank.org (дата обращения 28.01.2020).
7. Кудрявцева С.С., Неганов К.К. Научно-технический потенциал России как фактор экономического роста в экономике знаний // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2016. – № 2. – С. 61-65.