Abstract: The article analyzes the tasks set for the development of the Chinese economy in connection with the consequences of the economic crisis and also specific measures to solve them. The basic directions of the dynamically developing economy of China, including the place of China in the system of world economic relations, have been shown.
Keywords: People's Republic of China, world economy, economic crisis.
На развитие Китая повлиял мировой финансовый кризис 2008 года. Глобальная рецессия не могла не отразиться на ситуации в Китае, являющемся одной из крупнейших национальных экономик, а также одним из крупнейших реципиентов иностранного капитала и основным экспортёром готовой промышленной продукции в мире.
Если в 2007 г. прирост ВВП Китая составил 13%, то в 2008 г. — только 9%, в том числе в первом полугодии — 10,4%, а в 3 и 4 кварталах — 9% и 6,8% соответственно. Прирост производства сократился в ноябре 2008 года до самого низкого за десятилетие уровня в 5,4%.
Характерной особенностью политики Китая в период кризиса стал больший акцент на широкое международное взаимодействие, прежде всего в рамках G-20, БРИК, других международных организаций, в которых Китай пытается взять на себя роль представителя интересов развивающихся стран [1].
Инициативы руководства КНР по реформированию мировой валютной системы и международных финансовых организаций получили широкий резонанс в мире и по своим базовым параметрам во многом корреспондировали и с российскими подходами к данному комплексу вопросов [2].
Развитие торговли, увеличение качественного и количественного спектра товаров импорта и экспорта – одно из приоритетных направлений развития экономики Китая [3].
Основные торговые партнеры КНР — в основном, нефтедобывающие страны. Главный поставщик— Ангола (14%), сменившая Саудовскую Аравию в качестве лидера по объемам поставок нефти в Китай и ставшая с апреля 2008 г лидирующим экспортером нефти Африки. На долю КНР приходится 40% ее нефтяной продукции. China Petroleum and Chemical Corporation (Sinopec), одна из крупнейших китайских нефтяных корпораций, входящая в десятку ведущих азиатских фирм, подписала в 2006 г. соглашение о поставках нефти с ангольской компанией Sonangol. Sinopec и Sonangol совместно работают по строительству в Анголе нового нефтеочистительного завода. Корпорация Sinopec перекупила часть акций у компании Shell в одном из ангольских оффшорных блоков.
Второй по значению африканский поставщик нефти Китаю — Судан. В Китай идут от 50 до 60% суданской нефти. В свою очередь, Судан удовлетворяет 9% потребностей Пекина в этом виде сырья. Главный инвестор в суданскую нефть — Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация — China National Petroleum Corporation (CNPC), имеющая самую крупную долю (40%) в смешанном предприятии Great Nile Petroleum Operating Company.
Грамотная и рассчитанная на десятилетия стратегия Китая по продвижению на Африканский континент способствовала с помощью искусной дипломатии, пакетов помощи, выгодных торговых соглашений получению доступа к африканским ресурсам.
Потребность Китая в энергоресурсах, в первую очередь, в нефти растет ежегодно на 3,2% , что определяет рост интереса китайских инвесторов к сфере добычи и переработки этого вида сырья. Руководство страны сумело приспособить внешнюю политику и внутреннюю стратегию к потребностям растущей экономики, побудив государственные компании устанавливать контакты со странами — производителями минерально-сырьевых ресурсов.
Так, в Африке действуют 11 китайских центров содействия инвестициям и развитию торговли, в функции которых входит обеспечение платежей, таможенных сборов, страховка, консультации предпринимателей. Китайский экспортно-импортный банк и Банк Китая учредили «Группу торгово-экономического и технико-экономического сотрудничества и координации отношений со странами Африки», действующую под эгидой Госсовета КНР, которая несет ответственность за планирование, организационную и координационную работу по развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Африкой. В ряде африканских стран действуют постоянные торговые миссии КНР, работают биржи с участием местных и китайских бизнесменов. В 2005 г. в Пекине была открыта китайско- африканская торговая палата. В 2006 г. объем торговли Китая со странами Африки составил 55,5 млрд, долл., в 2007 г. 70 млрд, долл.
Руководство страны прогнозирует, дальнейший рост китайско-африканской торговли, которая уже составляет 100 млрд. долл.
Финансовая политика китайского правительства включает страховку займов и кредитов, а также создание международных маркетинговых фондов для малых и средних предприятий. Работают частные компании, в чьи функции входит содействие процессу инвестирования в Африку и оказание консалтинговых услуг инвесторам. С 28 африканскими странами подписаны соглашения о взаимной защите капиталовложений, с 8 странами- об отмене двойного налогообложения.
Объектом интереса китайских компаний является не только нефть. Еще недавно он полагался на собственные запасы угля; больше того был крупным его экспортером. Однако, весомая доля в экономике промышленного сектора, работающего на угле, обусловила рост потребностей в этом виде сырья (сегодня на Китай приходятся 38% мирового потребления угля), что превратило страну в его импортера.
Почти вся китайская мебель изготавливается из древесины, значительная часть которой поступает из африканских стран. На Китай приходятся 46% потребления габонского экспорта леса, 60% древесины, экспортируемой Экваториальной Гвинеей, и 11% древесины, вывозимой Камеруном.
Несмотря на то, что китайская активность на этом направлении вызывала неоднозначную реакцию во многих странах, в течение последних лет китайским компаниям при активной поддержке государства удалось провести ряд успешных сделок, как в энергетическом секторе, так и в ряде высокотехнологичных отраслей. Государство при этом оказывает помощь в виде льготного кредитования китайских предприятий, благоприятного налогообложения и иногда субсидирования [4].
Китайское руководство при получении Китаем зарубежных инвестиций планирует разрабатывать графики оценок последних для того, чтобы сделать этот процесс своевременным и прозрачным. Если же сама КНР будет выступать инвестором, ей необходимо активно участвовать в международных дискуссиях вокруг разработки правил управления суверенным фондом благосостояния, а также ознакомится с законами и правилами о слиянии капиталов в государствах, получающих инвестиции.
Текущие тенденции развития мировой экономики и торговли постоянно учитываются китайским руководством при осуществлении внутриэкономической политики. При этом оно исходит из того, что несмотря на определенное улучшение мировой экономической ситуации в последней по- прежнему существуют значительные факторы неопределенности, а база для восстановления мировой экономики остается слабой [5].
Значительное место в антикризисной политике китайского руководства отводится увеличению внутреннего спроса. Стимулирование спроса рассматривается в КНР как долгосрочная и многоаспектная задача, конечное решение которой будет зависеть от развития социальной сферы, включая системы здравоохранения, социальных гарантий, образования и профессиональной подготовки [6]. Одновременно для увеличения потребления был осуществлен ряд мер, призванных дать эффект уже в краткосрочной перспективе. К их числу относятся повышение закупочных цен на зерно, увеличение субсидий для крестьянских хозяйств, повышение зарплат учителям начальных и средних школ, увеличение размеров пособий для лиц с низкими доходами. В качестве примера можно привести повышение размера пособия по обеспечению прожиточного минимума в таких городах, как Далянь, Шанхай и Гуанчжоу; кроме того, правительство Китая продолжит субсидировать сельское хозяйство, а также отрасли общественного транспорта, что должно компенсировать рост цен на топливо [7].
В условиях кризиса основной движущей силой роста китайской экономики по праву можно назвать инвестиции.
Совокупные инвестиции в основные фонды увеличились на 30,1%, составив 22,48 трлн. юаней (около 3,3 трлн. долл.).
Министерство коммерции КНР выпустило Правила управления зарубежными инвестициями, поощряющие вывоз капитала и трансграничные поглощения, осуществляемые отечественными компаниями. Путем активного наращивания экспорта капитала Китай реализует стратегию выхода на зарубежные рынки, суть которой составит в «продвижении инвестиций за рубежом и содействии деловому сотрудничеству с китайскими компаниями за пределами КНР». Внимание Китая к инвестированию за рубеж привело к тому, что китайские инвестиции за рубежом растут, хотя в целом в мире масштабы прямых иностранных инвестиций сократились на 20%. В настоящее время Китай занимает 6-ю позицию в списке крупнейших мировых экспортёров капитала. Китай приобрёл в Азии, Европе, Африке и Австралии целую серию подешевевших в условиях кризиса активов. При этом 8,5 тыс. китайских компаний — инвесторов опираются на реальную поддержку правительства, которое не только выделяет крупные средства (ежегодно- более 2,0 млрд, долл.) для стимулирования инвестиционной экспансии крупных государственных корпораций на внешних рынках, но и последовательно совершенствует и либерализует корпоративную базу экспорта капитала.
Одновременно Китай развивает уже сложившееся направления экономического сотрудничества с Россией [8].
Ретроспектива тенденций развития экономики Китая показывает, что несмотря на различные периоды в политическом взаимодействии с Россией, торгово- экономические отношения поддерживались [9]. Проблемы и ограничители в развитии двухсторонних отношений России и Китая в настоящее время практически сняты [10]. Этому, способствует совместные усилия Китая и России в борьбе с пандемией COVID-19. Кроме того, даже в условиях настоящего времени для поддержания экономики двух стран осуществляется взаимодействие по ряду значимых для обеих стран проектов.
Выводы. Экономика Китая является устойчивой и интенсивно развивающейся. Китайские компании на внешнем и внутреннем рынке получают активную поддержку государства. Текущие тенденции развития мировой экономики и торговли учитываются китайским руководством при осуществлении внутренней и внешней экономической политики, для построения наиболее оптимальной и эффективной модели развития.
Библиографический список
1. Карелина Е.А. Модернизация стратегии экономического развития Китая в условиях нестабильности мировой экономики: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.14. - Москва, 2016. - 166 с.2. Карелина Е.А. Перспективные направления в развитии внешнеторговых связей России и Китая // Казанская наука. - 2011. - №4. - С. 59-61.
3. Карелина Е.А. Экономика КНР в системе мирохозяйственных связей современности в свете перспектив развития китайско-российских экономических отношений // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №3-2 (56). - С. 41-43.
4. Карелина Е.А. Изменение роли Китая в международной торговле товарами и услугами // Вестник университета. - 2017. - №7-8. - С. 108-113.
5. Карелина Е.А., Чанин Е.В. Особенности развития экономики Китая в начале XXI века // Казанская наука. - 2014. - №3. - С. 98-103.
6. Карелина Е.А. Современное состояние социально-экономического развития китайской народной республики // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №4-1 (57). - С. 119- 128.
7. Карелина Е.А. Социально-экономическое развитие Китая: прогнозы и перспективы // Экономические науки. - 2015. - №123. - С. 97-101.
8. Карелина Е.А. Особенности внешнеэкономических связей России с Китаем // Экономические науки. - 2015. - №122. - С. 127-130.
9. Карелина Е.А. Ретроспективные тенденции развития экономики китайской народной республики в ХХ в. как основополагающая база макроэкономического роста страны // Вопросы экономики и права. - 2015. - №79. - С. 55-57.
10. Карелина Е.А. Проблемы и ограничители в развитии двусторонних отношений России и Китая // Казанская наука. - 2014. - №12. - С. 74-76.