Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.05.2020

К вопросу эффективного взаимодействия государства и предприятий медицинской промышленности

On the issue of effective interaction between the state and medical industry enterprises

Доме Ирина Николаевна
Старший преподаватель кафедры корпоративного управления и финансов
Новосибирский государственный университет экономики и управления

Dome Irina Nikolaevna
Novosibirsk State University of Economics and Management
The chief lecturer in the Department of corporate management and Finance
Аннотация: Одним из основных препятствий для развития на текущий момент медицинской промышленности выступает политика государства в области регистрации медицинских изделий. В статье предлагаются пути повышения эффективности взаимодействия между предприятиями данной отрасли и государством.

Abstract: One of the main obstacles to the development of the medical industry at the moment is the state policy in the field of registration of medical devices. The article suggests ways to improve the efficiency of interaction between enterprises in this industry and the state
Ключевые слова: государственное регулирование, экономическая эффективность, медицинская промышленность, государственные закупки, медицинские изделия.

Keywords: state regulation, economic efficiency, medical industry, public procurement, medical devices.


Медицинская промышленность в России в условиях пандемии коронавируса приобрела особую значимость. Несмотря на то, что государство уже достаточно давно оценило роль медицинской промышленности в обеспечении национальной безопасности, именно с начала 2020 года стало очевидно, что рассчитывать можно только на собственное производство медицинских изделий [7].

В более раннем исследовании нами было оценено негативное влияние новой процедуры государственной регистрации на финансовые результаты российских компаний медицинской отрасли [8]. Кроме того, на указанные предприятия существенно влияют макроэкономические факторы, например, курсы валют.

Ключевым официальным документом, регламентирующим взаимодействие государственных органов и предприятий медицинской промышленности является Государственная программа (далее по тексту — ГП) «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (2015 год) [1].

Сформулируем основные недостатки процесса регистрации медицинских изделий (далее по тексту – МИ), заложенные в ГП:

  1. Отсутствие дифференциации требований по типу МИ (в Евросоюзе принята градация на «имплантируемые МИ», «МИ для диагностики in vitro» и «все остальные МИ» и, как следствие, различные требования предъявляются к разным категориям МИ). В РФ требования к документации на МИ регламентированы приказом Минздрава России № 11н от 19.01.2017, в котором есть общие требования ко всем МИ и дополнительные требования к МИ для диагностики in vitro. В данном случае, при регистрации регулятор реализует чисто формальный подход – если требование есть в приказе, то оно должно быть выполнено вне зависимости от применимости к конкретному МИ. В других странах МИ для диагностики in vitro имеют свою собственную нормативно-правовую базу регулирования.
  2. Отсутствие дифференциации административной ренты (пошлина за регистрацию и пошлина за проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности) по типу МИ. Если сравнивать медицинские изделия одного класса риска, предназначенные для разных целей, то государственные пошлины для них будут одинаковыми.
  3. Отсутствие стабильности перечня требований экспертов, субъективный подход к регистрации со стороны экспертов, что приводит к снижению количества выданных регистрационных удостоверений (рисунок 1) и к необходимости увеличивать управленческие расходы, связанные с «продавливанием» регистрации необходимых МИ. Данный недостаток связан, прежде всего, с отсутствием дифференциации требований по типу МИ, в связи с чем на первый план выходит субъективное мнение конкретного эксперта конкретной экспертной организации. При этом мнения о применимости тех или иных требований к медицинским изделиям периодически меняются, о чем производитель узнает уже на этапе регистрации и вынужден тратить незапланированные время и средства на сбор дополнительной информации. Более того, регистрация тест-систем на определение коронавируса осуществлялась в режиме «зеленого коридора», что говорит о возможности более оперативной регистрации МИ при необходимости (в 2020 году за 1,5 месяца по данным Росздравнадзора зарегистрировано 25 наборов[5]).
  4. Отсутствие гармонизации требований между экспертными организациями, что также влияет на рост затрат в части себестоимости и управленческих расходов (необходимо постоянно лоббировать продвижение товара на рынок).
  5. Отсутствие конструктивного диалога между бизнесом и регулятором. Указанный недостаток является квинтэссенцией перечисленных выше проблем.

Цель данной статьи заключается в формулировке предложений по повышению эффективности взаимодействия государственных органов власти и предприятий медицинской промышленности.

Потребителями медицинских изделий в значительной степени являются государственные учреждения. Эти организации достаточно консервативны в плане предпочтений в области закупаемой продукции, и избегают перехода на различное инновационное оборудование, в т.ч. отечественного производства, которое не успело пройти проверку временем. Таким образом, структура производства частично определяется структурой спроса – компании отдают предпочтение в производстве изделиям с минимальной инновационной составляющей, снижая добавленную стоимость изделий и свою потенциальную прибыль. Это с одной стороны.

С другой стороны, на текущий момент в РФ сложно формировать долгосрочные прогнозы и, как следствие, большинство компаний опасаются инвестировать в инновационные разработки и НИОКР по причине политической и экономической нестабильности в стране, когда риск невозврата долгосрочных инвестиций возрастает.

Парадокс, однако, заключается в том, что производителям медицинских изделий необходимо постоянно находиться на острие технического прогресса, совершенствуя разработки с учетом потенциальных запросов потребителей в будущем, что позволит предвосхитить их ожидания и увеличить спрос. Но учитывая нестабильность экономики, большинство производителей не инвестирует в инновационные разработки с длительным сроком окупаемости, отказываясь от рисков долгосрочного инвестирования. Так, например, в сегменте производства медицинских изделий и оборудования существенную роль играет сборка готовых изделий из комплектующих, а также переупаковка готовых изделий, купленных в странах Азии по низкой цене, с последующей продажей под своим брендом.

Таким образом, в целях стратегического развития отрасли государство активно присутствует в ней (отрасли) в качестве регулятора и в качестве контрагента, «заказывающего музыку». Доля государственного сектора (МИ для in-vitro диагностики) в отрасли – 77%, частного сектора – 23% [5]. Первый путь повышения эффективности деятельности предприятий отрасли нам видится в увеличении доли присутствия на рынке частных компаний, что приведет к тому, что конечный потребитель медицинских изделий сможет напрямую заявлять свои интересы, оказывать конструктивное давление на государственные органы власти.

Однако рынок государственных закупок имеет тенденцию к высокой степени консолидации, что затрудняет доступ для новых игроков. Кроме того, дорогостоящая процедура регистрации медицинских изделий для выхода на зарубежные рынки и контрактного производства также осложняет появление на рынке новых участников (для поставок на экспорт и заключения контрактов на проектное производство необходимы дорогостоящие и требующие выполнения множества условий международные сертификаты, например, CE) [6]. Входные барьеры на рынок медицинских изделий осложняют наращение доли присутствия частного сектора на рынке.

Второй путь повышения эффективности деятельности предприятий медицинской отрасли (при сохранении текущего соотношения сил «бизнес-государство») заключается в изменении подходов государства к вопросам регистрации МИ. Можно наметить следующие пути оптимизации: изменение и дифференциация административной ренты и изменение сроков и методов государственной регистрации МИ.

В рамках конкретизации первого пути в таблице 1 представлена динамика государственных пошлин, связанных с процедурой регистрации (перерегистрации) МИ.

Таблица 1

Динамика государственных пошлин за основные регистрационные процедуры МИ за период 2012-2019 гг

ПоказательДо 2012 года2012 — 20142015 — 2019
Государственная пошлина за регистрацию2000 руб.6000 руб. [3]7000 руб. [4]
Государственная пошлина за экспертизу качества, эффективности и безопасности1 – 40 000 руб.

2а – 54 000 руб.

2б – 73 000 руб.

3 – 98 000 руб.

1 – 45 000 руб.

[1] – 65 000 руб.

2б – 85 000 руб.

3 – 115 000 руб.

Государственная пошлина за внесение изменений в документы регистрационного досье200 руб.1200 руб. [2]1500 руб.
Государственная пошлина за экспертизу качества, эффективности и безопасности при внесении изменений в РД1 – 40 000 руб.

2а – 54 000 руб.

2б – 73 000 руб.

3 – 98 000 руб.

1 – 45 000 руб.

2а – 65 000 руб.

2б – 85 000 руб.

3 – 115 000 руб

Рост стоимости процедур регистрации МИ приводит к росту затрат, включаемых в себестоимость изделий. Из данных таблицы 1 следует, что в 2015 года произошел рост административной ренты, а до 2012 года пошлины носили символический характер. Если допустить дальнейший рост пошлин, это приведет к снижению рентабельности производителей МИ (при сохранении прочих параметров без изменений). Несмотря на то, что доля затрат на регистрацию не является самой высокой в структуре затрат предприятий-производителей МИ, эта доля все же существенна.

В контексте второго пути – изменения подходов к регистрации МИ – представим изменение сроков регистрации (перерегистрации) изделий в таблице 2.

Таблица 2

Изменение сроков государственных регистрационных процедур в 2012-2019 гг.

Показатель20122013 — 2019
Сроки государственной регистрацииДо 4 мес.

До 2 мес.

50 рабочих дней.
Сроки внесения изменений в РДДо 1 мес.15 рабочих дней.

В случае необходимости экспертизы – 35 рабочих дней

В первом приближении, кажется, что сроки сократились, т.е. произошло позитивное изменение. Однако регистрация в 2012 году выполнялась гораздо быстрее заявленных сроков. Реальный срок регистрации составлял не более календарного месяца. Начиная с 2013 года основной срок регистрации составил 50 дней, но на деле регистрация и перерегистрация МИ длится от 2 месяцев до 2 лет. Подтверждением может служить рисунок 1: за 6 лет действия новой системы регистрации, суммарно было зарегистрировано меньше медицинских изделий (7 127 шт.), чем за предыдущие 3 года (10 516 шт.). Помимо проблемы устаревания и роста управленческих расходов столь длительная продолжительность вывода продуктов на рынок приводит к увеличению и прямых издержек тоже, а именно: весь период, пока длится процедура регистрации, компании продолжают платить заработную плату, в том числе научным сотрудникам в штате.

Рисунок 1. Количество выданных регистрационных удостоверений в период с 2007 по 2018 год. Линия тренда аппроксимирующая с прогнозом на 1 период [5]

Подводя итоги, можно сказать, что сложилась неоднозначная ситуация, когда государство вкладывает существенные средства в развитие медицинской отрасли (производства, технологий, инноваций), но одновременно с этим создает дополнительные барьеры вывода на рынок продукции через замедление процедуры регистрации. Данное противоречие в итоге замедляет рост рынка, снижает эффективность деятельности предприятий отрасли, приводит к устареванию инновационных технологий в процессе коммерциализации. Самое же печальное в сложившейся ситуации то, что конечный потребитель (жители РФ) не в полной мере получают доступ к МИ, которые могли бы быть доступными, по причине их позднего попадания на рынок, либо по причине завышенной цены изделий (а цена растет в связи с ростом себестоимости).

Таким образом, рост доли частного сектора в медицинской промышленности, а также изменение взаимоотношений государства и компаний-производителей в части продолжительности процедуры регистрации и снижения ее стоимости могут существенно изменить ситуацию в отрасли в положительном направлении.

[1] Различные классы опасности медицинских изделий

Библиографический список

1. ГП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» впервые была утверждена в апреле 2014 года (Постановление Правительства РФ № 305 от 15 апреля 2014). - Режим доступа: https://base.garant.ru/70644070/
2. Министерство здравоохранения Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПИСЬМО от 24 января 2014 года N 02-1016/14.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Ст. 333.32.2.
4. ФЗ от 21 июля 2014 г. N 221-ФЗ. - Режим доступа: http://base.garant.ru/57421685/4a411e2f4992e27a9924188e0b5d1347/#ixzz5pYtHN4PD
5. Электронный ресурс удалённого доступа. Сайт Росздравнадзора РФ. — Режим доступа: https://roszdravnadzor.ru/
6. Варвус С.А., Низеев А.Д. Конкурентная среда как фактор внедрения инноваций в сегменте медицинского оборудования // Экономический анализ: теория и практика. 2019. №8 (491). – С.1508-1522.
7. Доме И.Н. Векторы развития медицинской промышленности в РФ // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2020. № 2 (27). – С.25-31.
8. Доме И.Н. Влияние процедуры государственной регистрации на финансовые результаты предприятий медицинской промышленности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3 (61). – С.59-64.