Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.06.2020

Сущность и принципы маркетинга персонала

The essence and principles of marketing staff

Туниянц Маргарита Феликсовна
Россинская Марина Васильевна

1. студентка 2 курса магистратуры кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «СГУ» г.Сочи
2. дэн., профессор, кафедры экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «СГУ» г.Сочи

Tuniyants Margarita Feliksovna
Rossinskaya Marina Vasilievna

1. 2nd year student of the Department of Economics and Management, FSBEI of HE "SSU", Sochi
2. Dan., Professor, Department of Economics and Management
FSBEI HE “SSU”, Sochi
Аннотация: В статье исследуются теоретические основы маркетинга персонала, его значимость в современных организациях, как инструмента управления лояльностью персонала и мотиватора по привлечению новых сотрудников в компанию. Анализируется положительные и негативные факторы кадрового маркетинга в организации.

Abstract: The article deals with the theoretical basis of personnel marketing, its importance in modern organizations as a tool for managing staff loyalty and motivator to attract new employees to the company. The positive and negative factors of personnel marketing in the organization are analyzed.
Ключевые слова: Маркетинг персонала, кадровый маркетинг, сотрудник, коллектив, мотивация.

Keywords: Personnel marketing, HR marketing, employee, team, motivation.


В современных условиях вопрос обеспечения организации персоналом, его поиск на рынке труда, привлечение и удержание в компании реализуется посредством маркетинга персонала. Для его организации на предприятии необходимо четко знать, что он собой представляет и на каких принципах выстраивается данная деятельность [2].

В сфере экономической конкуренции от степени лояльности трудового коллектива зависит успех реализуемых товаров на арене рыночных действий [1]. Поэтому назревает актуальная проблема по установлению понятия «маркетинг персонала».

Маркетинг персонала – это разновидность административного функционирования, которая направлена на долгосрочное обеспечение компании кадровым запасом. Он так же формирует потенциал человеческих ресурсов, посредством, которых можно решать определенные цели и задачи.

С точки зрения кадрового маркетинга любая должность рассматривается как товар, продаваемая на рынке услуг. Любая компания должна приобретать не специалиста, а ту выгоду, которую он ей может предоставить.

Маркетинг кадров рассматривается в двух категориях. В обширном понятии кадровый маркетинг – это идеология или политика управления трудовым резервом компании. Здесь человеческие ресурсы играют роль внутреннего уровня для отдела кадров и внешнего уровня для возможного сотрудника «потребителя» компании [3].

По факту все совместное действие на уровне кадров «продается» текущему трудовому коллективу: теория управления, обстоятельства и система организации труда, действенное взаимодействие трудящегося коллектива, внутрикорпоративные отношения и коммуникации, продвижение по карьерной службе и трудовое стимулирование.

В узконаправленном определении маркетинг персонала – это разновидность административного функционирования, которая направлена на обнаружение и компенсацию потребности в количественном и качественном трудовом потенциале. Их ключевое различие основывается на том, как организован процесс.

Резюмируя, можно сказать о том, что в первом случае штат сотрудников рассматривается как отдельный механизм в системе внутреннего маркетинга фирмы. Во втором – как система, которой управляет определенный HR отдел организации.

Оценка результативности управления кадровым потенциалом может стать мощным инструментом повышения эффективности управленческого процесса.

Рассуждая о том, каким образом жизнеспособна та или другая концепция управления кадровым потенциалом, желательны критерии, позволяющие провести данную оценку. В зависимости от того, какую категорию принимать за ориентир: активность определенного руководителя, трудовые показатели коллектива или характеристики исполнителей.

Анализ результативности маркетинга персонала требует определенных компетенций, измерения затрат и выгод от основного плана управления кадровыми ресурсами и сопоставления ее производительности с итогами организационной деятельности за тот же период.

Рассматривая определенные техники оценки эффективности управленческой деятельности, применяемые на практическом уровне, возможно, разбить на несколько категорий: количественные, качественные (или описательные) и комбинированные (или промежуточные) [4].

Количественные способы анализа включают балльный, коэффициентный, метод рангового порядка, метод парных сравнений, концепция графического профиля, метод «эксперимента» и т.д.

Качественные (описательные) технологии включают структуру устных и письменных свойств, метод эталона, матричный и биографический методы, метод коллективного дискутирования.

Наглядными образцами комбинированных методов выступают методики оценки мотивации, классифицирование сотрудников и тестовая апробация.

Наиболее широко используются количественные способы анализа управленческого труда, в частности балльный, коэффициентный и балльно-коэффициентный. Положительные характеристики вышеперечисленных методов выражено объективностью, независимостью от собственного взаимоотношения эксперта к специалисту, возможностью формализации и структуризации результатов, сопоставления параметров, применение математических методов.

Выбирая критерии оценки необходимо принимать во внимание, во-первых, для решения каких определенных целей применяются итоги анализа а, во-вторых, для какой группы сотрудников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут отличаться в степени трудности, ответственности и качества деятельности [5].

Аспектами эффективной деятельности в сфере маркетинга персонала может являться исполнение определенных стандартов производства или оказания услуг при должном уровне выполняемых работ и минимизации затрат, возникающих благодаря высокой ротации кадров, безосновательных простоев и др.

Рассмотрев выше сущность, принципы и критерии эффективности маркетинга персонала далее перейдем к его положительным и отрицательным характеристикам.

К преимущественным факторам маркетинга персонала можно отнести: во-первых, возможность выбора кандидата на должность из уже сформировавшейся команды, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями и навыками. Во-вторых, экономические меры эффективно влияют на производительность труда и взаимоотношения внутри трудового коллектива. В-третьих, благодаря продвижению (а не замещению) должностей создаются рабочие места для новичков. В-четвертых, полное отсутствие затрат на поиск сотрудников по кадровым ресурсам (архивы, штатное расписание). В-пятых, вероятность скорого замещения должности для квалифицированного специалиста. В-шестых, рабочая группа наиболее сплочена при отсутствии демократичной кадровой политики. В-седьмых, высокая доля кандидатов на должность, имеющих определенные компетенции и навыки, приобретенные в ходе профессиональной деятельности на прежней работе.

К негативным факторам маркетинга персонала можно отнести: во-первых, затраты на поиск работников (реклама в средствах массовой информации, дни открытых дверей, привлечение студентов через специальные события, печать раздаточных материалов). Во-вторых, необходимость инвестиций на переподготовку и дополнительную переквалификацию трудового коллектива. В-третьих, слепой набор новых сотрудников, зачастую без необходимых компетенций. В-четвертых, напряженные взаимоотношения внутри трудового коллектива, соперничество и конкуренция за продвижение по службе. В-пятых, необходимо адаптировать новоиспеченных сотрудников к условиям труда и рабочему коллективу, проводить с ними предварительное обучение. В-шестых, психологическая атмосфера внутри коллектива и рабочая обстановка обуславливают большую текучесть кадрового состава. В-седьмых, нравственное поощрение сотрудника (продвижение по карьерной службе, общественная признательность) не принимается коллективом. В-восьмых, отмечается высокая значимость непрерывного мониторинга рынка труда и показателей деятельности подразделений организации [6].

В заключении хотелось бы сказать о том, что в современных компаниях маркетинг персонала однозначно нужен, так как при его грамотной реализации возможно мотивировать и добиться лояльного отношения от различных групп рабочего персонала к целенаправленному результату и благоприятного развития компании. Постоянное увеличение сопричастности сотрудников к ценностям организации, положительным образом позволяет использовать бодрый энтузиазм, нематериальные стимулы. А также целесообразно использовать экономические запасы организации, тем самым увеличивая ее возможности в плане стойкости к постоянным трансформациям рынка.

Библиографический список

1. Бондаренко, В. А. Ключевая роль персональной компоненты в инфраструктурных и управленческих трансформациях // Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 6.
2. Бондаренко, В. А., Сагоян, А. С. Маркетинг персонала как ресурс повышения адаптивности организации к рыночной деятельности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016. — № 2. – С. 28-30.
3. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2011. – 256 с.
4. Корогодин, И. Социально-трудовая система: вопросы методологии и теории. – М.: ПАЛЕОТИН, 2005. – 120 с.
5. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285с.;
6. Управление персоналом организации: Учебное пособие/ В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 226 с.