Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.06.2020

Опыт зарубежных стран развития туристских кластеров

Experience of foreign countries in the development of tourism clusters

Кицис Вячеслав Михайлович
Елисеева Анастасия Васильевна

1. кандидат географических наук, доцент кафедры туризма,
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
2. студентка 3 курса географического факультета
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

Kitsis Vyacheslav Mikhailovich
Eliseeva Anastasia Vasilyevna

1. Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of Tourism,
FGBOU VO «The Mordovian StateUniversity of. N.P. Ogaryov»
2. 3-year student of the geographical faculty of the
FGBOU VO «The Mordovian StateUniversity of. N.P. Ogaryov»
Аннотация: Туристский кластер – это достаточно перспективное направление развития современной туристской индустрии. Туристский кластер дает толчок развитию регионов, привлекая в него поток туристов, которые развивают экономику региона за счет потраченных ими денег на территории кластера, способствует привлечению инвестиций, благодаря которым происходит развитие инфраструктуры на его территории, созданию дополнительных рабочих мест, укреплению деятельности производств и частных предприятий, возможности развития новых отраслей и т. д. В связи с этим важно изучать опыт стран, которые раньше России встали на путь создания туристских кластеров. Цель статьи – рассмотреть опыт зарубежных стран по созданию и развитию туристских кластеров.

Abstract: The tourist cluster is a fairly promising direction for the development of the modern tourist industry. Tourism cluster gives rise to the development of regions, bringing to it the flow of tourists to develop the region's economy through money spent on the cluster, helps to attract investment, which occurs due to the development of infrastructure on its territory, creating more jobs, strengthening the activities of industries and private enterprises, the development of new industries, etc. In this regard, it is important to study the experience of countries that before Russia took the path of creating tourism clusters. The purpose of the article is to consider the experience of foreign countries in creating and developing tourism clusters.
Ключевые слова: туризм, туристские ресурсы, кластер, туристский кластер, регион

Keywords: tourism, tourist resources, cluster, tourist cluster, region


В туристской отрасли применение кластерного подхода является рациональным, так как взаимодействие компаний и организаций способствует более эффективной работе предприятий, а также появлению нового конкурентоспособного продукта и услуг на туристском рынке.

Как справедливо отмечают Н. Н. Даниленко и Н. В. Рубцова, существует немало подходов к определению понятия «туристский кластер» [3, c. 45-47]. Однако суть всех подходов сводится к тому, что туристский кластер – это группа взаимосвязанных и взаимодействующих предприятий и разного рода структур, расположенных на определенной территории, которые совместно участвуют в формировании и реализации туристских продуктов и услуг, используя туристско-рекреационный потенциал данной территории.

Туристские ресурсы выступают ядром, вокруг которого формируются туристские кластеры [6, с. 15]. Именно они являются тем побудительным мотивом, который вызывает у населения стремление к совершению туристских поездок. Поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании туристских кластеров. Наличие аттрактивных природных туристских ресурсов снижает расходы на создание кластеров, тогда как создание искусственных аттрактов требует привлечения больших капиталовложений.

Роль туристских компаний, входящих в туристский кластер, заключается в формировании таких туристских продуктов, которые будут востребованы населением, будут удовлетворять его потребности, способствовать достижению эталонов обслуживания, повышению имиджа региона.

Главным действующим лицом туристского кластера является турист, поскольку на него направлена деятельность всех участников кластера. Исходя из этого, весьма важно, чтобы туристы были заинтересованы в туристских продуктах, предлагаемых в кластере. Так как в период поездки туристу необходимо удовлетворять свои витальные (еда, питье, сон и пр.) и другие жизненные потребности (транспорт, досуг и др.), важнейшими элементами туристских кластеров выступают поставщики указанных услуг.

С развитием исследований по экономически выгодному использованию туристских ресурсов и удовлетворению потребностей людей в рекреации, кластерная теория нашла свое отражение в практической туристской деятельности.

Анализируя опыт зарубежных стран, можно сказать, что туристские кластеры повышают эффективность экономики и таким образом влияют на благосостояние региона. При формировании кластеров происходит наибольшая отдача от рекреационных ресурсов, которыми обладает страна или регион.  Во многих развитых странах туристские кластеры уже стали привычной формой бизнес-групп. Горизонтальная и вертикальная интеграция предприятий и организаций различных отраслей, входящих в кластер, способствует эффективному использованию внутренних ресурсов, что имеет принципиальное значение для развития кластеров. При этом на развитие кластеров оказывают влияние процессы глобализации и регионализации, происходящие в мировой экономике [4, c. 135-136].

Первые успешные туристские кластеры появились в 1980-е гг. В долине Напа (штат Калифорния, США) создали кластер винного туризма, в штате Квинсленд в Австралии в 90-е гг. сформировался экотуристский кластер. В ЮАР в 1999 г. была принята национальная стратегия развития туристских кластеров [1, с. 52].

Сейчас во всех странах с развитой экономикой правительства делают многое для создания кластерных образований. Как известно, кластеры значительно увеличивают конкурентоспособность и эффективность экономической деятельности страны.

В настоящее время ученые выделяют три основных центра кластерного развития: Североамериканский, Европейский и Азиатский [8, с. 125].

Характеризуя Североамериканский регион, следует отметить, что здесь при создании туристских кластеров идет ориентация на политику «малого вмешательства федерального правительства в процесс кластерного развития».  Государство не взаимодействует с частным бизнесом и не считает необходимым вмешиваться в предпринимательскую деятельность, если только та не вредит экономической ситуации в стране и не продуцирует общественный негатив. Анализируя государственную политику стран Североамериканского региона в отношении формирования и развития туристских кластеров, важно отметить, что проект официально нигде не регистрируется, то есть деятельность не формулируется в государственных документах, ответственными в этом деле являются только собственники [8, с. 127-128].

Особенностью развития кластеров в Европейском туристском регионе является взаимодействие бизнес-структур с государственной властью, но при этом нет широкого проникновения государства в деятельность крупных частных предприятий. Формирование туристского кластера влияет на развитие экономики и туризма в стране [8, с. 131].

Европейский туристский регион имеет множество примеров успешной деятельности туристских кластеров. Например, действующий еще с 1950-х гг. тематический туристский кластер Финляндии RovaniemiSantaClausVillage («Официальная резиденция Санты Клауса»). Данный кластер представляет собой тематический комплекс, включающий дом волшебника в Лапландии, почтовое отделение Санты, горнолыжную зону, зону размещения и другие объекты. Каждый год туристский кластер принимает большое количество туристов, основная часть которых иностранцы. Кластер полностью принадлежит государству [5, с. 9].

Надо отметить активную роль Италии, которая инициирует ряд туристских проектов для развития туристской индустрии страны. Одним из этих реализуемых проектов по формированию межстранового туристского кластера является проект «Комплексные меры по устойчивому развитию туризма –TUR.GRATE.2», реализуемый в рамках программы Адриатического Сотрудничества IPA. Участники данного проекта – страны побережья Адриатического моря: Италия, Греция, Албания, Черногория. В туристской индустрии данный проект считается одним из успешных в области межгосударственного взаимодействия в туризме на основе кластерного подхода.

За счет межгосударственного кластерного проекта «TUR.GRATE 2», реализованного итальянской туристской индустрией, решен локальный аспект территориальной политики развития в туристской индустрии. Это позволило сформировать сеть эффективного международного сотрудничества в индустрии туризма. Кроме того, был применен разработанный инновационный методологический подход к управлению историко-культурным наследием и туристско-рекреационным потенциалом указанных стран.

Во Франции большой вклад в развитие туристской деятельности и туристских кластеров вносит Агентство по туристскому развитию Франции – Atout France. Это глобальная сеть распространяется на 33 страны с 400 сотрудниками во Франции и за рубежом. Она объединяет более 1000 французских представителей, частные и государственные структуры, предприятия индустрии туризма. Данное Агентство реализует множество успешных туристских проектов.

Франция является одним из крупнейших производителей вина и славится своими винными турами, привлекая множество туристов из разных стран. Туристскими объектами интереса являются: виноградники и разнообразные сорта вин. Виноделие здесь считается как один из видов искусства и для большинства туристов, приехавших во Францию, интересно именно эта часть культуры страны. Во время винного тура можно посетить разные провинции и городские рестораны и увидеть процесс изготовления вина. Региональные туристические советы Бургундии и Аквитании для развития винного туризма в 2000 г. предложили создать винный кластер «Le cluster oenotourisme». Участниками кластера являются 53 партнера, квалифицированных специалистов в сфере винного туризма и представителей 17 французских виноградников. Формирование данного кластера направлено на обеспечение комплексного подхода к позиционированию виноградников как туристически привлекательных направлений, производство винной продукции, развитие сайта данного кластера, обеспечение транспортных услуг [7, c. 258].

В городе Дакс в 2009 г. создан кластер термальных вод «Aqui O Thermes», участники данного кластера: термальные комплексы, институты гидротерапии и научно-исследовательские учреждения. Курортный город является один из самых крупных производителей лечебных грязей в Европе. Ежегодно на курорт приезжают около 70 000 туристов из разных стран. В кластере термальных вод насчитываются 18 термальных комплексов [7, c. 257].

Кластер термальных вод является уникальным во Франции и в Европейских странах через содействие развитию SPA-медицины и гидротерапии, использованию термальных вод с лечебной целью.

К Европейскому туристскому региону также относится и Турция, которая обладает на сегодняшний день семью эффективно функционирующих туристских кластеров: Султанахмет, Кушадасы, Мармарис, Фетхие, Таксим, Каппадокия и Анталия. Основной базой всех туристских кластеров, кроме Султанахмета и Каппадокии, является побережье Средиземного моря, где развивается пляжный туризм и действует система обслуживания «Allinclusive», которая в Турции является брендовой стратегией развития туризма [2, с. 7-8].

Азиатский туристский регион имеет свои особенности развития туристских кластеров, но также активно использует опыт европейского региона, когда инициатива развития кластера исходит от государственных властей. Государственное вмешательство в кластерные инициативы вызвано стремлением помочь им в экспансии на внешних рынках [8, с. 133].

Развитие туристских кластеров в азиатских странах достаточно новое направление, поэтому они должны вести активную борьбу за лидерство на международном туристском рынке и создавать конкурентоспособный продукт или услугу. Таиланд и Индия при создании туристских кластеров ориентируются на культурно-исторический потенциал территории, а Китай направляет свою деятельность на продвижение лечебно-оздоровительных структур [5, с. 11].

Японский туристский кластер Китакюсю реализуется при активном участии государственной власти. Он ориентируется на взаимодействие различных новейших высокотехнологичных отраслей, таких как, робототехника, биоинформатика, нанотехника, биопроизводство и другие. В рамках развития деятельности прикладной науки и технологии с научным парком Китакюсю сотрудничают различные университеты и научно-исследовательские институты мирового уровня [5, с. 11].

Развитие туристских кластеров в последнее время происходит и в других туристских регионах мира. Активную деятельность в этой сфере начали страны Африки, например, в лидеры выходит ЮАР, где туристские кластеры развиваются с помощью государственной политики и местного самоуправления.

Благодаря развитию туристских кластеров, ЮАР сейчас позиционирует себя как приоритетное туристское направление. Здесь была сформирована туристская индустрия, которая впоследствии явилась важным источником финансирования и создания рабочих мест. Деятельность государственных органов, бизнес-структур и трудовых коллективов туристских организаций был направлен на создание национального кластера, двух тематических и четырех локальных туристских кластеров. Особенностью является полный государственный контроль и финансирование из бюджета государства на этапе создания кластера [2, с. 6-7].

Итак, основываясь на опыте многих зарубежных стран по поводу функционирования туристских кластеров, можно отметить, что успех в развитии туристских кластеров зависит от наличия различных достопримечательностей на территории, благодаря которым формируется основной туристский поток. Наличие ресурсов в регионе позволяет увеличить время пребывания туристов в регионе. Крупная компания чаще всего является ядром кластера, ее роль заключается в привлечении в туристский кластер предприятий, благодаря которым турист будет чувствовать себя комфортно. К ним относятся предприятия размещения и питания, турагентства, транспортные, а также предприятия, организующие досуг и развлечения и другие.

Кластерный подход развития туризма помогает развивать на территории различные виды туризма.

Большинство зарубежных стран развивают на своей территории туристские кластеры, ориентирующиеся на оздоровительном, деловом, культурно-историческом и спортивном туризме.

Наличие уникальных объектов на территории региона является важным фактором успешного развития туристского кластера. Объекты могут быть как искусственно созданные, так и естественные, главная их цель – привлечение туристов в регион и формирование бренда территории.  Анализируя опыт, можно также отметить, что уровень сервиса и туристская инфраструктура должны соответствовать требованиям туристов. Оказание дополнительных услуг не будет лишним в структуре туристских кластеров.

Таким образом, туристские кластеры являются эффективным способом продвижения и развития туристской отрасли. Благодаря государственной поддержке, финансированию, развитию партнерских отношений с другими странами, туристские кластеры вносят большой вклад в развитие и популяризацию туристских достопримечательностей стран. Зарубежный опыт образования и развития туристских кластеров заслуживает определенного внимания, обобщения и творческого применения.

Библиографический список

1. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. − 2007. − № 1. – С. 51-61.
2. Волков С. К. Зарубежный и российский опыт развития туристских кластеров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2016. – № 16 (237). Выпуск 39. – С. 5-15.
3. Даниленко Н. Н., Рубцова Н. В. К вопросу о содержании понятия «туристский кластер» // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 33 (312). – С. 45-53.
4. Краснокутский П. А. Развитие тенденций кластеризации в мировой экономике в контексте глобализации и регионализации // Вестник Донского государственного технического университета. – 2013. - № 3-4 (72-73). – С. 134-142.
5. Нагорная М. С., Шевцова В. В. Зарубежный опыт кластерной модели управления в сфере туризма // Управление в современных системах. – 2019. – № 1 (21). – С. 7-13.
6. Рудченко В. Н. Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки // Общество. Среда. Развитие. – 2016. – № 4. – С. 12-18.
7. Стратегия развития туристского кластера Вологодской области. – Вологда, 2014. – 267 с.
8. Хикматов Р. И., Гараев А. А. Международный опыт развития кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. – 2009. – № 1. – С. 125-136.