Индекс УДК 33
Дата публикации: 02.09.2020

Правовое регулирование социального предпринимательства в сфере интеллектуальной собственности

Legal regulation of social entrepreneurship in the field of intellectual property

Баттахов Петр Петрович
Институт государства и права РАН, Сектор предпринимательского и корпоративного права, старший научный сотрудник, кандидат юридических наук
Battakhov Petr P.
Institute of State and Law RAS, Business and Corporate Law Department, Senior Research Fellow, Candidate of Legal Sciences
Аннотация: В данной статье раскрыт понятийный аппарат социального предпринимательства, его сущность и виды. Основное внимание уделено вопросам, которые ранее не были достаточно освещены в исследовательских работах. В первую очередь, это договорные отношения по объектам интеллектуальной собственности с участием социальных субъектов, а также предложения по усовершенствованию российского законодательства в данной области.

Abstract: This article discloses the conceptual apparatus of social entrepreneurship, its essence and types. The main focus is on issues that were not previously sufficiently covered in research works. First of all, these are contractual relations on intellectual property objects with the participation of social entities, as well as proposals for improving Russian legislation in this area.
Ключевые слова: социальное предпринимательство; предприниматель, интеллектуальная собственность; коммерческая концессия; регистрация; некоммерческая организация; субъект; общества; договор; хозяйствующий субъект; закон; объект; деятельность.

Keywords: social entrepreneurship; entrepreneur, intellectual property; commercial concession; check-in; a non-profit organization; subject; societies; contract; economic entity; law; object; activity.


Предпринимательская деятельность — это процесс осуществления финансово-экономической деятельности, которая направлена на получение прибыли [1]. История предпринимательства в России уходит корнями далеко в прошлое. Естественно, что со временем оно было видоизменено, так как любое явление в государстве должно быть адаптировано под текущие потребности общества. Так, в последнее время набирает обороты такое самостоятельное направление как социальное предпринимательство.

С переходом к постиндустриальному обществу в конце XX — начале XXI вв. начинается становление и развитие новых самостоятельных направлений в российской экономике. Ярким примером может служить начало предпринимательской деятельности, направленной на осуществление социального блага[2]. В настоящий момент данный феномен набирает обороты во всем мире, так как сложившаяся экономическая обстановка требует разработку новых механизмов и способов осуществления социальной политики.

Российское законодательство уделяет особое внимание решению социальных задач. В частности, особое внимание уделяется развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в России. Так, в 2019 году были внесены поправки в соответствующий Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. Однако в настоящий момент возникла необходимость дальнейшего пересмотра некоторых статей, так как динамичное общество диктует новые социальные потребности.

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ стал ступенью к официальному оформлению статуса социального предпринимательства. Он ввел ряд принципиально новых для экономики России понятий. В частности были официально представлены социальное предпринимательство и социальное предприятие [3].

Стоит отметить, что на сегодняшний день понятийный аппарат социального предпринимательства разработан не полностью. Это связано, в первую очередь, с тем, что оно законодательно оформилось в России недавно и не успело прочно закрепиться в экономической литературе.

На основании опубликованных определений можно сделать вывод, что социальное предпринимательство — это определенный механизм решения социальных проблем общества посредством предпринимательской деятельности. Оно выступает самостоятельным посредником между государством и населением, выводя частную инициативу на государственный уровень.

Социальный предприниматель своей основной целью видит создание эффективной модели бизнеса, которая направлена на решение, либо сглаживание общественных диспропорций.

Создание социально-предпринимательского проекта позволило вывести российскую экономику на новый уровень, так как благосостояние населения напрямую влияет на международный престиж всей страны. Тенденция развития данной сферы прослеживается на основе анализа законотворческой деятельности Правительства РФ. Так, в 2020 году юридический статус социального предприятия стал официальным. Это следует из того, что было установлено требование о прохождении специальной процедуры регистрации в Министерстве экономического развития РФ. Также социальные предприятия в обязательном порядке должны быть внесены в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС РФ. Отметим, что условия реализации данного направления прописаны в ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона № 209-ФЗ [4].

В настоящий момент остается ряд проблем, которые необходимо решать для дальнейшего развития социального предпринимательства в России. Как уже отмечалось ранее, на настоящий момент нет единого определения данного понятия. Исследователи в области экономики трактуют его по-разному. Если брать за основу Гражданский кодекс РФ, то предпринимательство — это самостоятельная деятельность, главная цель которой — получение прибыли[5]. Также в нормативно-правовом акте отмечается, что она осуществляется на собственный риск.

Для более полного раскрытия темы остановимся на понятии социального предприятия. В законодательстве РФ оно определено как самостоятельный хозяйствующий субъект в сфере малого и среднего предпринимательства.

Одним из самых неизученных на сегодняшний день вопросов является ответственность сторон в процессе осуществления деятельности социального предприятия. Отметим, что хозяйствующие субъекты в Российской Федерации, которые не исполнили или исполнили, но не в полной мере свои обязательства полностью несут за это ответственность. Исключением являются ситуации, когда исполнению установленных задач и сроков помешали обстоятельства непреодолимой силы, например, природные катаклизмы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). За исключением других нормативных актов п. 401 Гражданского кодекса РФ является единственным основанием для определения ответственности в социальном предпринимательстве.

Развитие данной сферы предполагает внесение в законодательство ряда поправок, способных полностью раскрыть суть нового направления. Так, предлагается внести в п. 1 ст. 401 ГК РФ дополнение, определяющее, что ответственность социального предприятия должна быть назначена только за определенную вину. Иными словами, предприятия, которые зарегистрированы в специальном реестре в статусе социальных, должны получить смягчение санкций, так как их деятельность, в первую очередь, направлена на достижение общественно полезных целей[6].

Еще один важный аспект — это распределение прибыли между всеми хозяйствующими субъектами. Отметим, что согласно российскому законодательству в коммерческих организациях дивиденды распределяются между учредителями, а в некоммерческих – данное явление исключено (за счет специфики предприятия). То же самое происходит и в социальном предпринимательстве.

В связи с этим многие путают понятия социального предпринимательства и социальной ответственности предпринимательства. Отметим, что в первом случае, основополагающим является получение прибыли, которая впоследствии будет направлена на помощь в решении социальных проблем (благотворительность, защита животных, экология, помощь инвалидам и т.д.). Иными словами, главное здесь — социальная отдача, которая совместно с извлекаемой в процессе прибылью придает деятельности комплексный характер.

При регистрации в соответствующем реестре, необходимо будет указать направление деятельности, а также подтвердить ее законность и социальную значимость.

Таким образом, мы видим, что социальное предприятие в нашей стране признанно самостоятельным хозяйствующим субъектом, в связи с этим возникает ряд вопросов. Остановимся на них более подробно.

Социальное предприятие направленно на повышение благосостояния населения страны. Оно решает основные социальные проблемы и создает условия для развития граждан. Ярким примером подобной деятельности является строительство социальных объектов, а именно школ, медицинских центров, интернатов и т.д., чем восполняются существующие в обществе пробелы. На основании этого, мы предлагаем внести в Федеральный закон № 209-ФЗ новое определение социального предприятия. В новой редакции оно должно выступать в качестве юридического лица, зарегистрированного в соответствующем статусе и исполняющего социальные задачи для достижения благополучия населения страны. Также необходимо отметить, что оно рискует не только казенным, но и личным имуществом. Благодаря данному изменению, социальные предприниматели получат официальный статус, а также станут более популярными в обществе. Отсутствие четких трактовок понятийного аппарата нового направления влечет за собой недопонимание со стороны большинства граждан. Так, на сегодняшний день в социальном предпринимательстве участвует только 3% предпринимателей, так как они не осведомлены по основным вопросам.

Отсутствие четкой теоретической базы влечет за собой существенные трудности для социальных предпринимателей. Данное направление выступает в роли двигателя прогресса в обществе, поэтому обозначенную проблему важно начать решать как можно быстрее.

Договорные отношения во многом определяются организационно-правовой формой конкретного хозяйствующего субъекта. Как показывает практика, в этой сфере определены некоторые ограничения.

Одним из самых актуальных направлений в экономике сегодня является использование интеллектуальной собственности. Хозяйствующие субъекты часто подписывают договоренности с некоммерческими организациями, однако это не защищает стороны процесса от рисков незаконного использования определенных прав. Согласно российской статистике, судебные споры по соответствующим договорам распространены в судах всех инстанций от регионального уровня до федерального. Примером может служить ситуация, когда возникают неопределенности в сфере лизинга или франшизы. Последнее является наиболее интересным для исследования.

Франчайзинг предполагает передачу в руки третьего лица (пользователя) право на определенный вид предпринимательства на платной основе. Иными словами, правообладатель делится своей моделью бизнеса (технологии, сырьё, товарный знак и т.д.) на срок или без указания срока, вследствие чего развивается его сеть, а также появляется дополнительная прибыль. Границы и условия подобных обязательств между хозяйствующими субъектами и некоммерческими организациями определены в ст. 1027 ГК РФ. Также здесь оговорено, что к договору коммерческой концессии применимы правила о лицензионном договоре из раздела VII (ч. 4 ст. 1027 ГК РФ). Теперь обратимся к практике спорных моментов.

Примером может служить реализация следующей уставной задачи. Некоммерческая организация производит инвалидные коляски. Это общественное благо, однако его успешное воплощение возможно только при условии массового производства. Для этого может быть заключен непоименованный договор с коммерческой организацией. Отметим, что подобный вид договора не предусмотрен в российском законодательстве напрямую, поэтому подобные соглашения должны соответствовать общим правилам. Согласно Гражданскому кодексу РФ договор франшизы может быть заключен только на возмездной основе, и одной из его сторон не может быть некоммерческая организация. Иными словами реализация плана по серийному производству путем передачи определенных прав третьему лицу в данном случае невозможна.

Предлагается следующий алгоритм действий:

  1. некоммерческая организация выбирает своей основной целью производство общеполезных товаров и услуг (например, инвалидных колясок);
  2. осуществляется поиск соответствующей коммерческой организации, которая может осуществлять массовые поставки;
  3. после утверждения всех условий, заключается непоименованный безвозмездный договор франшизы.

Подобная конструкция передачи исключительных прав позволит осуществить общественно полезное благо без нарушения законодательства, а также привлечет многих бизнесменов в нишу социального предпринимательства.

Острой проблемой для всех сфер жизнедеятельности людей в 2020 году стала пандемия. В частности, субъекты Российской Федерации явно ощутили нехватку волонтеров, которые на добровольной основе оказывали помощь населению (например, доставка продуктов). Для решения возникшей проблемы можно было бы привлечь социальных предпринимателей. Сфера оказания помощи в решении социальных задач на уровне государства сегодня очень востребована, поэтому законодательное оформление данного направления станет выгодно для всех сторон. Еще одним аспектом поддержания благосостояния граждан является отказ от ликвидации коммерческих организаций, которые не смогли продолжить свою деятельность в период самоизоляции. Сохранение рабочих мест возможно при условии смены статуса предприятия. Подобная реорганизация будет способствовать привлечению кадров в социальное предпринимательство и, как следствие, улучшит благосостояние населения.

Таким образом, развитие общества предполагает становление и реализацию новых направлений в деятельности хозяйствующих субъектов. В первую очередь это касается социального предпринимательства. Привлечение предпринимателей в данную нишу позволит значительно повысить уровень населения всей страны, что, в свою очередь повлияет на ее престиж в мировом сообществе.

Отметим, что на сегодняшний день нет единой законодательной базы, регулирующей подобные отношения, поэтому существует множество спорных вопросов от понятийного аппарата до реализации сделок на практике. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости разработки Федерального закона о социальном предпринимательстве и проведении теоретических исследований в соответствующей области.

Библиографический список

1. Занковский С.С., Дятко Г.В. О понятии предпринимательского договора // Предпринимательское право. 2016. №3. С. 4-6.
2. Нетесова М.С. О развитии законодательства в сфере социального предпринимательства // Modern Science. 2019. №9-2. С.115-120.
3. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16 ноября 2019 г., с изм. от 28 апреля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Баттахов П.П. Социальное предпринимательство в России: некоторые вопросы правового регулирования //«Вопросы трудового права» №6. С. 17-23.