Abstract: Over the past decades, such an international phenomenon as labor migration has become very widespread, expressed in the movement of the working-age population from one state to the territory of another, in order to find better conditions for work and living. In connection with the latest political and economic events that cover almost all countries of the world, including Kazakhstan, this topic was chosen. This article reveals the problem of the development of migration processes in the Republic of Kazakhstan and its analysis. The article discusses the reasons for the migration of the working class of the population both to the Republic of Kazakhstan and from the country.
Keywords: migration, foreign labor force, employment of the population, labor market, labor migrants
Население Казахстана и многих других стран СНГ претерпело значительные изменения после обретения Республикой Казахстан независимости, начала переходного процесса, активизации интеграционного процесса и возвращения некоторых этнических общностей на историческую родину. В период с 1992 по конец 2001 года население республики сократилось в результате снижения рождаемости и незначительного роста миграции, а также сильного сальдо отрицательной миграции, которое перевесило естественный прирост населения. С 01.01.2002 года численность населения увеличилась за счет относительного увеличения числа родившихся, прибытия иммигрантов и значительного снижения иммиграции.
Тяжелые социальные и экономические потрясения начала и середины 1990-х годов, а также этническая политизация и кризис национальной идентичности, переживаемые частью населения, стали доминирующими факторами массовой миграции в этот период. Самые мобильные мигранты уехали в Россию, Германию, Израиль, Соединенные Штаты, Канаду и Австралию.
Количество иммигрантов значительно превышает количество эмигрантов, что отражает ухудшение социально-экономической (с точки зрения экономики и уровня жизни) и политической ситуации, в этой связи, представляет угрозу аспектам национальной безопасности государств [1].
С приходом иностранного бизнеса, в основном транснациональных компаний, в республике получила определенное развитие тенденция привлечения на работу в отрасли экономики граждан других государств. При этом количество привлекаемых из-за рубежа работников постоянно возрастает.
В основном иностранная рабочая сила (ИРС) привлекается из стран дальнего зарубежья (основные страны-доноры – Китай, Турция, Великобритания), в тоже время растет численность специалистов из стран ближнего зарубежья (основные страны-доноры – Россия, Узбекистан, Кыргызстан). Больше половины ИРС пребывают из развивающихся стран.
Тенденция к увеличению трудовой миграции в Казахстане достаточно четко прослеживается на протяжении последних четырех лет. В 2021 году наибольшее количество иностранных специалистов было привлечено из Турции – 8895 человек (36% к общему числу иностранных специалистов по республике), Китая – 3238 человек (13%), Киргизии – 1994 человека (8,1%), Великобритании – 1287 человек (5,2%), Венгрии – 899 человек (3,6%), России – 896 человек (3,6%), Италии – 888 человек (3,6%), Индии – 871 человек (3,5%) [2]. Основными сферами применения труда иностранной рабочей силы являются строительство (58,4%), горнодобывающая промышленность (15%), сельское хозяйство (7,8%). ИРС занята в основном в быстрорастущих отраслях экономики – горнодобывающая промышленность, строительство и сельское хозяйство. При этом в капиталоёмкие производства (например, нефтегазовая отрасль) привлекаются в основном высоко- и узкоквалифицированные специалисты, в то время как в трудоёмкие (например, сельское хозяйство) – низко- и неквалифицированные рабочие. Среди ИРС преобладают работники инженерных специальностей. В связи со схожестью экономик в традиционных отраслях преобладают рабочие из стран ближнего зарубежья.
В связи с концентрацией некоторых отраслей в определенных регионах ИРС занята в основном в западных и южных регионах страны, а также в Нур-Султане. Граждане из стран ближнего зарубежья заняты в основном в сельском хозяйстве.
Особую роль в развитии экономики, в особенности при становлении сферы малого и среднего бизнеса, во многих отраслях играет бизнес-миграция, и в дальнейшем ожидается ее рост.
На сегодняшний день особое внимание заслуживает также только начинающий формироваться рынок по оказанию услуг трудоустройства мигрантов – это рынок частных агентств занятости (далее – ЧАЗ), где с каждым годом в его развитии отмечается некоторый количественный и качественный рост. Однако говорить о том, что это уже полностью сформировавшаяся сбалансированная система, где решены ключевые вопросы юридического, инфраструктурного, функционально-технического и прочего характера, пока еще не представляется возможным.
Рисунок 1 — Численность рабочей силы
Примечание – составлено по данным источника [2].
При сохранении экономической активности населения на уровне 2019 года ожидается, что численность рабочей силы в 2030 году составит 9686 тыс. человек и увеличится на 5,5% к уровню 2020 года. Если же экономическая активность населения сохранится на уровне 2020 года, то численность рабочей силы в 2030 году составит 9603 тыс. человек и увеличится на 4,6% к уровню 2020 года.
Рисунок 2 – Доля рабочей силы в населении
Примечание – составлено по данным источника [2].
Из-за старения населения, а также высокой рождаемости доля рабочей силы в населении сократилась с 51,7% в 2015 год до 49% в 2020 году и к 2030 году сократится до 46,7% (при активности 2019 года) – 46,3% (при активности 2020 года). Таким образом, рост нагрузки на занятое население представляется практически неизбежным.
Рисунок 3 -Численность населения в возрасте 15-30 лет
Примечание – составлено по данным источника [2].
Численность населения возраста 15-30 лет возрастет к 2025 году на 46 тыс. человек, при этом группа в возрасте 15-22 лет вырастет на 25% до 2,3 млн. человек, а в возрасте 23-30 лет — сократится на 19% до 1,8 млн. человек. Однако уровень участия в рабочей силе начинает превышать 50% у населения только в возрасте 22 лет и старше. Совокупно численность рабочей силы в возрасте 15-22 лет составит всего 412 тыс. человек в 2025 году в сравнении с 361 тыс. человек в 2019 году, а в возрасте 23-30 лет — 1,6 млн. человек (2 млн. в 2020 году). Таким образом, численность рабочей силы в возрасте 15-30 лет сократится к 2025 году на 324 тыс. человек, или на 14% в сравнении с 2020 годом.
Рисунок 4 – Численность по возрастным группам
Примечание – составлено по данным источника [2].
Если уровень экономической активности останется на уровне 2019 года, численность населения в возрасте до 30 лет сократится на 4,73 млн. человек в 2025 году, или на 19% ниже уровня 2020 года, и на 205 тыс. человек в 2030 году, в результате чего численность населения в возрасте до 30 лет составит в относительном значении 90% от показателя 2020 года. Численность работников в возрасте 30-50 лет увеличится на 327 тыс. человек в 2025 году (+7%), но в 2030 года будет на 79 тыс. ниже уровня 2025 года. Число работников в возрасте 50+ увеличится на 352 тыс. в 2025 году и еще на 150 тыс. в 2030 году.
Рисунок 5 — Структура по возрастным группам
Примечание – составлено по данным источника [2].
Доля рабочей силы в возрасте младше 30 лет сократится к 2025 году до 22% и до 23,6% — к 2030 году в сравнении с 27,6% в 2020 году и 31,6% — в 2015 году, а доля рабочей силы старше 50 лет вырастет с 20,1% в 2020 году до 24,3% в 2030 году.
Рисунок 6 – Средний возраст рабочей силы
Примечание – составлено по данным источника [2].
Средний возраст экономически активного населения вырос с 38,4 года в 2015 году до 39,2 года в 2020 году, или на 2%. На период до 2029 года ожидается сохранение роста среднего возраста, который к 2025 году достигнет 40,7 лет (+3,8 к 2020), к 2030 году — 40,9 лет, а к 2050 снизится до 39,9 лет. Молодые работники концентрируются в г. Шымкент, г. Нур-Султан и г. Алматы, а также Мангистауской области, а высокий средний возраст складывается в северных и центральных регионах.
Рисунок 7 – Средний возраст по регионам
Примечание – составлено по данным источника [2].
В настоящее время в Республике Казахстан получили развитие разнообразные формы ЧАЗ. В эту категорию попадают агентства по трудоустройству, работающие на внутреннем рынке, агентства, предоставляющие услуги по трудоустройству за рубежом и услуги по привлечению рабочей силы из других стран, а также разного рода рекрутинговые и кадровые компании, в первую очередь ориентированные на запросы работодателей.
Доходы трудовых мигрантов также выросли, при этом выросли денежные переводы рабочих. Высокие доходы имеют иностранные специалисты, занятые в нефтегазовой отрасли, низкие – в сельском хозяйстве.
На данный момент целью миграционной политики государства является защита внутреннего рынка труда, но не своевременное обеспечение устойчивого экономического развития качественными трудовыми ресурсами. Миграционные процессы регулируется в различных аспектах различными законами и органами. Отсутствует единый координационный орган. Количество временно привлекаемой ИРС квотируется, при этом используется дифференциация по категориям в зависимости от уровня квалификации. Отрасли, а также крупные инвестиционные проекты учитываются в отдельных случаях. Методика расчета квоты не соответствует реалиям на рынке труда – квота не имеет ограничительный характер. Законодательством не учитывается роль бизнес-миграции, отсутствуют институциональные стимулы для бизнес-миграции и постоянной трудовой миграции. В связи со сложными процессами регулирования миграции работодатели несут значительные транзакционные издержки привлечения ИРС.
Возрастает влияние интеграционных процессов. Развитие трудовой миграции в Казахстане происходит в рамках глобализации мировой экономики. Разрабатываются и принимаются постепенно двухсторонние трудовые соглашения с другими странами в рамках интеграционных объединений (ЕАЭС). Национальный рынок труда на данный момент неспособен обеспечить быстро растущие отрасли, в основном миграция из дальнего зарубежья. В особенности по техническим специальностям, связанным с современными технологиями. Вследствие несоответствия уровня профподготовки отечественных специалистов требованиям иностранных компаний иностранным компаниям экономически целесообразно привлекать ИРС «среди своих».
За годы независимости были построены работоспособные механизмы регулирования миграции. Некоторыми положительными моментами в регулировании трудовой миграции являются отсутствие ограничений на въезд иностранных предпринимателей, высшего уровня менеджмента определенных отраслей, что, несомненно, способствовало покрытию дефицита необходимых человеческих ресурсов квалифицированного менеджмента на начальных этапах развития экономики. Но при анализе выявляются следующие недоработки системы, способные негативно повлиять на обеспечение экономики качественными трудовыми ресурсами. На данный момент отсутствует конкретный нормативный акт, способный регулировать вопросы, возникающие в сфере трудовой миграции, которые в большинстве своем находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты РК, в особенности разрешительного характера. Нормативные акты, регулирующие данную сферу, не систематизированы, тем самым снижается эффективность деятельности контролирующих органов. Нормы миграционного законодательства подвержены частым изменениям, с учетом компаний, привлекающих ИРС. Но не все учитывается – иногда политический фактор преобладает над экономическим. Отсутствует единый и независимый государственный орган, уполномоченный проводить государственную миграционную политику, в т.ч. по трудовой миграции. Вследствие децентрализованности, существуют различия в толковании правил на региональном уровне, отсюда вытекают на практике различия в процессах выдачи разрешений в регионах на местном уровне по сравнению с законодательством о разрешениях. Существующая система предоставляет администрациям областей/городов широкую свободу действий и контроль над процессами по выдачи разрешений. Это негативно влияет на привлечение специалистов высокой и узкой специализации в приоритетных отраслях экономики.
Выдача разрешений не учитывает горизонт возможной длительности занятости ИРС, например, с учетом инвестиционного планирования при больших производственных проектах. Неэффективна практикуемая система ежегодного установления квот на ввоз иностранных специалистов в Казахстан.
Квотирование ИРС на практике в целом не имеет ограничительный характер, что не соответствует законом установленной цели защиты внутреннего рынка труда. Расчет размера квот на практике происходит только на основании поступивших заявок от местных органов, т. е. не учитываются (и не делаются) прогнозы развития экономики, трудовых ресурсов, системы профобразования и т. д. Дифференциация квот по типу квалификации приветствуется, но необходим отраслевой подход. Процесс зачисления в квоту на региональном уровне характерен относительно большими временными и финансовыми издержками. При этом миграционное законодательство позволяет местным исполнительным органам использовать разрешительные полномочия, не всегда учитывая текущую и долгосрочную ситуацию на местном рынке труда, а в корыстных целях. Если раньше разрешения выдавались централизованно, что позволяло использовать квоту в целом по стране и гибко реагировать на ситуации с избытком или нехваткой мест в отдельных областях [3].
Бизнес-миграция и постоянная трудовая миграция законодательством отдельно не регулируется.
К другим основным недостаткам законодательства относятся: сосредоточенность на временном решении вопросов безработицы путем возложения особых условий по «замене» иностранных кадров местными и проведения работодателями «поиска на внутреннем рынке»; незащищенность работодателей и их деятельности в случае задержки выдачи разрешений по вине госорганов или необоснованного отказа в получении разрешения; длительный по времени процесс – минимум два месяца, в некоторых регионах до семи месяцев. При этом повышается риск потери кандидата. Бюрократический процесс и дублирование документов при оформлении списков иностранной рабочей силы; при определении квоты не/мало уделяется внимание крупным проектам, реализация которых осуществляется или будет осуществляться в стране; законодательство и практика показывают, что для госорганов отсутствует ответственность за нарушение законодательства о разрешениях; освобождения от разрешений на привлечение ИРС не учитывают вклад работодателей в экономику РК (например, налоги, роялти, проекты развития местной инфраструктуры); некоторые должности и квалификационные требования, принятые в международной практике или необходимые для предприятия; ограничение по количеству продлений разрешений не дает возможность подать новую заявку после достижения их лимитов. Работодатели вынуждены вести поиск местных кандидатов, хотя некоторые должности требуют опыта и знаний, которые явно отсутствуют на внутреннем рынке; действующее законодательство предусматривает получение рабочей визы за пределами РК, но в Правилах четко не предусмотрена система визовой поддержки (тип визы, место выдачи).
Кроме того, существуют недостатки в статистическом учете трудовой миграции. Так, отдельно не ведется учет по полу, уровню образования квалификации ИРС. Доступные данные Комитета РК по статистике не позволяют определить продолжительность занятости ИРС в Казахстане. Отсутствует статистика уровней доходов ИРС. В целом, существующая статистика не позволяет полной мере охарактеризовать и анализировать развитие трудовой миграции.
В заключении хотелось бы сказать, что данный феномен является неотъемлемой частью современного рынка труда Республики Казахстан. Изучая всю литературу по данной теме удалось узнать много различной информации по данному вопросу, а так же провести анализ и рассмотреть какие факторы повлияли на миграционные процессы в государстве.
Библиографический список
1. Зайначковская Ж. А. Миграционные процессы после распада СССР. – М., 2001. – Вып. V. – С. 3.2. Рынок труда Казахстана. Развитие в новой реальности. Аналитический доклад министерства труда и социальной защиты населения, Нур-Султан 2022
3. Татибеков Б. Л. Краткий обзор теоретических основ развития миграционных процессов на современном этапе // Труд в Казахстане. – 2016. – № 7. – С. 27–29.