Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: This article reveals the methodology for compiling the rating of the leading telecom operators of the Russian Federation. For the purposes of the study, the author selected data from four key telecommunications companies in Russia. As a result of the study, a rating of the studied companies was compiled using the matrix method and the corresponding conclusions were made.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: telecommunications companies, matrix method, telecom operators of the Russian Federation.
Введение
По мере развития экономик в мире наблюдается повышение уровня спроса на услуги качественной связи [5, с.186].
Новые технологии в сфере обеспечения связи в Росийской Федерации является важным аспектом развития нашего государства.
Так, считается, что внедрение новых телекоммуникационых технологий приводит не только к повышению потребления, инвестиций, но и к доминированию в целой отрасли.
Высокие позиции отечественных телекоммуникационых компаний на внутреннем и мировом рынке приводят к большим вкладам в формировании имиджа России [9, с.64].
Резкое ускорение темпов развития услуг связи в России в начале XXI века повлекли за собой дополнительные законодательные преобразования и значительную конкуренцию между старыми и новыми компаниями.
Власти Российской Федерации осознают, что цифрой суверенитет государства зависит от результатов деятельности российских телекоммуникационых компаний, действующие не только с целью коммерческой выгоды, но и с целью национальной безопасности.
Методологическая основа исследования
Рейтинг является одним из наиболее ярких средств при оценке компаний, стран.
Рейтинг — это набор существующих объектов или явлений, упорядоченный по числовым показателям, сравнивающая деятельяность нескольких объектов в целях определения их преимуществ и ценности.
Существует важная особенность рейтинга – его изменчивость. Со временем он может стать ниже или выше.
Основные функции рейтинга:
- информационная – показатель объекта;
- функция пропаганды – распространение и популяризация объекта;
- контролирующая – снижение или повышение рейтинга объекта порождает стимул для развития [6, с.46].
Рейтинги формируются на основе различной информации, которые публикуют компании на официальных интернет ресурасах, или же на основе данных, составленные путем народного мнения (опроса), секретной инсайдерской информации и профессиональной оценки [8, с.35].
Стоит понимать, что рейтинг может быть субъективен. Подобранные параметры рейтинга чаще всего составляются на основе предпочтения самого эксперта. Таким образом, данная оценка может не совпадать с желаемым или действительностью на рынке.
Наиболее популярный метод оценки является основанный на линейной, векторно-матричной математики [10, с.734]. В результате, совокупность данных перестариваются в матрицу стандатизированных параметров. Далее генерируется рейтинговый анализ по определенным коэфициентам и в результате строится необходимый конечный рейтинг анализируемых систем.
Ниже автор рассматривает поэтапный алгоритм линейного и векторно-матричного метода:
- Первый этап характеризуется составлением исходных чисел aij.
- Второй этап относится к выявлению максимального значения, которая обозначается в виде единицы. Показатели системы столбца aij делятся на max aij и после создается матрица стандартизированных коэфициентов.
- Третий этап. Все значения возводятся в квадрат. Если полученные значения одинаковы, то весовой коэффициент К равен 1.
Рейтинг определяется с помощью формулы:
- Полученные оценки размещаются в порядке возрастания или убывания, в зависимости от условий поставленных задач.
Список ключевых операторов связи в Российской Федерации:
Далее автор перечисляет телекоммуникационные компании и применяет матричный метод анализа для составления рейтинга операторов связи в Российской Федерации.
- Мегафон – коропорация, обеспечивающая услуги сотовой связи (GSM, UMTS, LTE и LTE Advanced), а также внутренний и внешний телефонный доступ, предоставляет обширные услуги пользования Интернета, вещания аналогового и цифрового телевидения и прочих других инновационных услуг. Мегафон управляет также новым российским оператором сотовой связи Yota, телекоммуникационной компанией NetByNet и онлайн-кинотеатром Start. Принадлежит холдингу USM.
- МТС – крупный отечественный оператор связи, обесчивающий телекоммуникационные услуги, различные удаленные интернет сервисы на территории СНГ. Телекоммуникационная организация предоставляет свои услуги в формате GSM, UMTS (3G), LTE и 5G, услуги проводной и удаленной телефонной связи, облачные сервисы, услуги ведения и управления финансами коммерческих компаний, услуги мобильного доступа физическим и юридическим лицам, спутникового телевидения, цифрового телевидения. Компания «МТС» под собственной торговой маркой реализует продажу телефонов и прочего оборудования для доступа к различным удаленным интернет сервисам.
- Ростелеком – крупный государственно-частный оператор связи цифровых сервисов и услуг. Обеспечивает высокоскоростной доступ в Интернет, онлайн телевидения, мобильной связи, внутренней и внешней телефонной связи и прочее. Ростелеком представлен практически во всех субъектах России, помимо предоставления основных услуг связи, занимается облачным хранением и защитой цифровых ресурсов, развивает систему «Умный дом», онлайн-обучение и прочее. Также корпорация предоставляет важные технические решений для IT-бизнеса, выполняет госзаказы на федеральном, региональном и муниципальном уровне [7, с.1799]. Ростелеком на данный момент полностью завершила слияние с телекоммуникационной компанией Tele2, которая по итогам 2021 года, имеет более чем 47 млн абонентов. По состоянию на сентябрь 2021 года офисы Tele2 функционируют в 72 субъектах России.
- ПАО «ВымпелКом» — под маркой «Билайн» предоставляет услуги сотовой (GSM, UMTS и LTE) связи, проводного (FTTB) и беспроводного («билайн WiFi») высокоскоростного доступа в Интернет, IP-телевидения. Билайн запустила уникальную цифровую систему на основе собственных разработок «BeelineAI-Поиск», который помогает быстро находить безвести пропавших людей.
Ниже приведен список ключевых телекоммуникационых компаний в Российской Федерации (табл.1).
Таблица 1
Список телекоммуникационных компаний Российской Федерации
Номер в списке | Название компании |
1. | Мегафон |
2. | МТС |
3. | Ростелеком |
4. | Билайн |
Для составления рейтинга были взяты следующие показатели:
- OIBDA – финансовый показатель, означающий операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов;
- Базовая прибыль на акцию;
- Сальдо денежных потоков и операций — это разница между поступлениями и выплатами;
- Дебиторская задолжность.
Построение матрицы данных компаний, k экспертным методотом (табл. 2).
Таблица 2
Матрица исходных данных
Оператор связи | OIBDA млрд.руб | Базовая прибыль на акцию в руб. | Сальдо денежных операций в руб. | Дебиторская задолжность в руб. | |
1. | Мегафон | 147,7 | 138,74 | 155410658 | 34356841 |
2. | МТС | 229,4 | 37,49 | 257951000 | 39795000 |
3. | Ростелеком | 218,8 | 5,05 | 24316538 | 62983750 |
4. | Билайн | 108,7 | 59 | 4608063 | 21882139 |
k | 1,5 | 1,1 | 0,9 | 1,3 |
- Следующий шаг относится к выявлению максимального значения, которая обозначается в виде единицы. Показатели системы столбца aij делятся на max aij и после создается матрица стандартизированных коэфициентов. (табл. 3).
Таблица 3
Матрица стандартизированных показателей
Операторы связи | Искомые коэффициенты | ||||
1. | Мегафон | 0,64 | 1 | 0,6 | 0,55 |
2. | МТС | 1 | 0,27 | 1 | 0,63 |
3. | Ростелеком | 0,95 | 0.04 | 0,09 | 1 |
4. | Билайн | 0,47 | 0,42 | 0.02 | 0,35 |
k | 1,5 | 1,1 | 0,9 | 1,3 |
- Все элементы матрицы возводятся в квадрат. Рейтинговая оценка каждой системы высчитывается по формуле:
где R – рейтинговая оценка для данного предприятия;
x – стандартизованные показатели анализируемого предприятия;
k – весовой коэффициент.
Таблица 4
Матрица рейтинговой оценки
Операторы связи | R | Номер в рейтинге |
Мегафон
| 1,56 | 3 |
МТС | 1,73 | 1 |
Ростелеком
| 1,63 | 2 |
Билайн | 0,83 | 4 |
- Рейтинговые оценки размещаются в убывающем порядке. В итоге расчетов была построена таблица, где отображается рейтинг телекоммуникационных компаний (табл. 5).
Таблица 5
Рейтинг телекоммуникационных компаний России
Операторы связи | Место в рейтинге |
МТС | 1 |
Ростелеком | 2 |
Мегафон | 3 |
Билайн | 4 |
Заключение
Автором было иследован рейтинг российских телекоммуникационных компаний с помощью векторно-матричного метода. По результатам рассчетов, тесно расположились 3 компании: МТС (1 место), Ростелеком (2 место), Мегафон (3 место). Компания Билайн заняла последнее место с сильным разрывом от остальных.
Библиографический список
1. Официальный сайт Ростелеком [Электронный ресурс] URL: https://msk.rt.ru2. Официальный сайт МТС [Электронный ресурс] URL: https://mts.ru
3. Официальный сайт Мегафон [Электронный ресурс] URL: https://megafon.ru
4. Официальный сайт Билайн [Электронный ресурс] URL: URL: https://beeline.ru
5. Дмитриева, А. Б. Торговое и инвестиционное сотрудничество государств-участников ЕАЭС на современном этапе экономического развития / А. Б. Дмитриева // 25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 29–30 июня 2016 года / Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. – Москва: Центральный экономико-математический институт РАН, 2016. – С. 185-187.
6. Дмитриева, А. Б. Система налогового регулирования в России согласно нормам ВТО / А. Б. Дмитриева // Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 29–30 сентября 2016 года / Редактор: В.А. Цветков. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем рынка Российской академии наук, 2016. – С. 46-47.
7. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.
8. Косов М.Е., Харакоз Ю.К. Стратегическое управление затратами - метод увеличения конкурентноспособности // Вестник МУ МВД РФ.- 2014. - № 1. - С. 32-39.
9. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
10. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736.