Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article examines the current state of trade and economic relations of the EAEU and CIS member states in the context of the transition to a new technological order. The author also analyzes the geo-economic and geopolitical risks and opportunities of Russia as a leading country in the post-Soviet space. The conclusion is made about the degree of integration within the EAEU and the possibility of further macroeconomic convergence throughout the post-Soviet space within the CIS.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: EAEU, CIS, digitalization, migration, geopolitical and geo-economic risks.
Введение
С началом специальной военной операции в Украине Россия оказалась в кардинально новых региональных и глобальных условиях, которые повлияли на ее экономические взаимоотношения с другими странами. Перемены затронули и СНГ: с учетом того, что государства и ранее фокусировались на разновекторной дипломатии, в современных реалиях эта тенденция может усилиться. Однако как будет вестись межгосударственный диалог, можно предположить, лишь отталкиваясь от ретроспективных данных [14, с.73]. Для оценки современного состояния и динамики роста экономики ЕАЭС в условиях формирующегося цифрового пространства проведем ретроспективный анализ развития национальных экономик и динамики взаимной и внешней торговли государств, входящих в интеграционный союз.
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Торгово-экономическое сотрудничество стран ЕАЭС в условиях цифровизации национальных хозяйственных систем
Так, за период с 2010 по 2013 гг. в экономическом развитии интеграционного объединения заметна устойчивая тенденция экономического роста (в 2013 г. ВВП достиг своего пика за отмеченный период – 2 477,7 млрд. долл. США), при этом в 2014-2016 гг. уже можно увидеть обратную динамику (в 2016 г. наблюдается минимальное значение показателя – 1 485,5 млрд. долл. США) [4, с.185].
Между тем, 2016 г. характеризовался замедлением темпов сокращения ВВП, что способствовало подъему экономики в последующие годы. Несмотря на тот факт, что итоги 2018 г. отразили положительную тенденцию изменения ключевых макроэкономических параметров стран-участниц, период «экономической реабилитации» завершился [7, с.36]. Темпы роста ВВП ЕАЭС сильно замедлились (-3,1% относительно показателя доковидного 2019 г.) в 2020 г., причиной чего стало распространение пандемии Covid-19, усугубившей эффекты нового мирового финансового кризиса.
После интенсификации торговых связей в период с 2015 по 2019 гг. (+ 15 418,4 млрд. долл. США) объем взаимной торговли резко сократился в 2020 г. (значение показателя снизилось практически на 6 000,0 млрд. долл. США). Однако уже в 2021 г. наблюдается увеличение доли оборота взаимной торговли на 32% (объем взаимных экспортных поставок в 2021 г. составил 76,2 млрд. долл. США). В целом, сравнение показателей 2014 и 2021 гг. говорит о положительной динамике объемов торговли, если не учитывать кризисные периоды. Наибольшая доля товарооборота приходится на торговые операции России и Беларуси (50% экспортно-импортных операций), России и Казахстана (около 30% операций). Основные статьи внутрисоюзного экспорта формируют минеральная продукция (26%), машины и оборудование (20%) и др. [12, с.221]
Следует отметить, что объем взаимного товарооборота между союзными государствами сократился в меньшей степени, чем оборот внешней торговли, что выделяет ЕАЭС среди других интеграционных союзов.
Так, объем внешнего товарооборота ЕАЭС с третьими странами за 2014-2021 гг. практически не изменился (873,1 и 844,1 млрд. долл. США соответственно). Оборот внешней торговли 2019 г. превышен на 15%. Товарная структура внешнего экспорта представлена минеральной продукцией (66%), а также металлами и изделиями из них (9%) [13, с.118].
Схожая ситуация наблюдается и в области ПИИ, которые сократились по большей части из третьих стран. «Локдаун» привел к сокращению трансграничной мобильности граждан и массовой миграции в пределах ЕАЭС. К примеру, миграционный прирост Российской Федерации из других стран Союза снизился более чем в 10 раз.
Хотя были предприняты масштабные меры по обеспечению занятости населения в национальных экономиках наблюдалось ее снижение. Важно отметить, что в большинстве стран показатель уровня занятости упал как относительно значения показателя в кризисных 2008-2009 гг., так и относительно усредненных значений за предыдущие десять лет. Это указывает на происходящие структурные изменения в сфере занятости [6, с.836].
Несмотря на тот факт, что шоки глобальной экономики, а также изменения в структуре и объемах мировой торговли, вызванные пандемией Сovid-19, внесли большую неопределенность в дальнейшее развитие экономики. С одной стороны, эпидемия коронавируса оказала негативное воздействие на состояние общественного здоровья, в то же время она способствовала ускорению структурных изменений в странах, в том числе ЕАЭС, обусловленных становлением нового технологического уклада.
В ЕАЭС сильный импульс в развитии получили такие значимые производства, как биоинженерные технологии благодаря массовой вакцинации граждан, ИКТ за счет перевода рабочей силы (в том числе студентов, школьников) на удаленный режим работы и внедрения технологий мониторинга и контроля за перемещением людей и транспортных средств, нано- и микроэлектроника в связи с возникшим ажиотажным спросом на инструменты вычислительной техники и приборы. Вместе с тем, была оперативно усовершенствована система здравоохранения, ставшая одной из ведущих отраслей с учетом ее развития в рамках технологической революции. Так, в контексте повсеместного снижения экономической активности экономик был зафиксирован рост государств-членов ЕАЭС в таких отраслях как медицинские услуги, фармацевтика, информатика и связь.
Интересно отметить, что Беларусь является ведущей страной в ЕАЭС по доле услуг ИТ и связи: удельный вес составил 7,4% по итогам 2021 г., увеличившись практически в 2 раза за последние 7 лет, причем рост сектора в период Covid-19 значительно ускорился. В последние годы страна наиболее активно создает благоприятную среду для развития сектора. Примечательно, что рост отечественного сектора ИТ на протяжении исследуемого периода не изменился (2,2% в 2015 г. и 2,5% в 2021 г.)
Однако нельзя не учесть тот факт, что дальнейшее распространение ИТ сталкивается с инфраструктурными ограничениями. Для перехода к онлайн-форматам работы и ведения бизнеса необходимы дополнительное финансирование в развитие инфраструктуры, в первую очередь в область цифровых технологий, телекоммуникаций, здравоохранения и образования.
В контексте перехода к Индустрии 4.0, к числу главных аспектов которой относятся цифровизация и ИТ-услуги, произошло увеличение потребностей и рост торговли данным видом услуг [3, с.27].
Повышение спроса на ИКТ-продукцию привело к росту торговли компьютерными и информационно-телекоммуникационными услугами. Объем характерных услуг в общем экспорте услуг вырос во всех участниках ЕАЭС, причем заметнее всего в Республике Армения. Это связано как с ростом доли их экспорта (в Армении увеличение составило более 20% с 2019 г., в Беларуси – порядка 8%), так и сокращением доли других услуг в рамках общего объема экспорта услуг. Наименьшая доля цифровых услуг отмечена в Казахстане – 3% от общего объема экспорта.
Центральным звеном в рамках Основных направлений макроэкономической политики стран Союза в ближайшем будущем служит поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые, как ожидается, станут каркасом для технического оснащения экономик и развития инноваций [9, с.37]. Тем не менее, прорыву в данной области не уделяется внимания в необходимой мере, в связи с чем и объем инвестиций оставляет желать лучшего. В частности, в финансирование отечественных научных и производственных исследований составляет около 1% ВВП, а в других государствах-членах интеграционного объединения значение показателя не превышает 0,7% [10, с.44].
В ходе 2021 г. ситуация так же не улучшилась. Правящие круги государств-членов акцентировали внимание на плавном сокращении уровня бюджетной поддержки и усилении денежно-кредитных механизмов, что представляет собой сдерживающий фактор для укрепления инвестиционного потенциала предпринимательства и в целом развития стран, а также не влечет за собой повышение технико-экономического уровня определенных производств. Исходя из чего, следует сделать вывод, что союзным странам целесообразно внедрить комплекс мер по стимулированию НТП и инвестиционной активности, в частности посредством применения особых механизмов рефинансирования банков и институтов развития под целевое кредитование специализированных инвестиционных соглашений.
Геоэкономические риски России
У России, как политического лидера и экономического донора на постсоветском пространстве в рамках ЕАЭС и СНГ, существует ряд геоэкономических и геополитических рисков, связанных с неустойчивостью развития мировой хозяйственной системы, осложняющейся последствиями пандемии коронавируса, а также санкционным давлением со стороны стран Запада.
Среди геоэкономических рисков можно выделить следующие [5, с.242]:
— низкий объем товаропотоков между Россией и странами СНГ;
— экспорт России составляет преимущественно продукция с низкой добавленной стоимостью, что дает преимущество другим странам в торговле со странами СНГ;
— низкий уровень развития логистики;
— переориентация большинства партнеров по СНГ на третьи страны, такие как Турция и Китай;
— низкая доля экспорта Россией высокотехнологической продукции;
— массовая рабочая миграция из стран СНГ, способствующая фактическому вывозу национального продукта из России в эти страны, а также создающая избыток предложения рабочей силы на российском рынке труда, понижая уровень заработных плат;
— дальнейшая деиндустриализация в экономике России как следствие сырьевой направленности экспорта может быть препятствием на пути интеграции со странами СНГ.
Геоэкономические возможности России
Вместе с тем, Россия располагает некоторыми возможностями в геоэкономическом смысле.
— дальнейшее развитие интеграции с Белоруссией и в рамках ЕАЭС могут послужить примером для интенсификации интеграционных процессов на пространстве СНГ [11, с.7];
— использование цен на сырьевые товары и миграционного режима как инструментов давления для целей развития дальнейшего сотрудничества;
— использование потребностей стран СНГ во внутреннем рынке РФ для своих товаров для расширения номенклатуры торгуемых товаров со стороны России.
Геополитические риски России
Геополитическая составляющая так же важна, как и геоэкономическая, в связи с чем необходимо выделить слабые стороны геополитики России.
1) В отношениях России с некоторыми странами СНГ возникло множество геополитических проблем. На западной границе это в большей степени относится к Украине и Молдове (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы на прокачку российской нефти и природного газа в Западную Европу). В настоящее время в контексте российской специальной военной операции (СВО) проблема российско-украинских отношений далека от решения из-за непримиримости позиций, занимаемых сторонами.
2) Начало формы
Конец формы2) На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений со странами Закавказья — Азербайджаном и, в частности, с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортировки каспийской нефти, российских военных базах и т.д.). Наиболее значительные события, связанные с ними, произошли в 2008 году, когда Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии в ответ на вторжение Грузии в Цхинвал [15, с.1796]. В Концепции внешней политики наша страна обязалась способствовать «укреплению своих международных позиций, обеспечению надежной безопасности и социально-экономическому подъему». На данный момент ни один из серьезных игроков на мировой арене не подтвердил суверенитет Абхазии и Южной Осетии, но проблема непризнанных государств стала еще более острой в результате описанных событий.
3) На юго-востоке пространства СНГ в настоящее время ярко выраженная тенденция геополитического отчуждения в отношениях Казахстана с Россией, а также других государств Средней Азии.
4) Некоторыми странами постсоветского пространства предпринимаются попытки создания своего рода противовеса России в знак несогласия значения России как лидера. Активнее всего за такую идею выступают участники «ГУАМ» (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова). Так, в 2015 году в рамках очередной встречи лидеров данных стран была подписана программа сотрудничества с Японией (в настоящее время Япония является недружественной по отношению к России стране).
5) В 14 государствах бывшего СССР (без учета России) проживало свыше 15 млн. русских. Их повсеместная поддержка, а также защита их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод заявлена в качестве одной из главных задач внешней политики России на постсоветском пространстве. Однако Россия не ведет твердой и последовательной политики по отстаиванию интересов российской диаспоры. Необходима долгосрочная программа, которая сможет реально сплотить русских, проживающих за рубежом, и защитить их интересы.
Геополитические возможности России
Вместе с тем, у России существуют и сильные стороны геополитики.
1) Страны СНГ были официально объявлены приоритетными партнерами во внешней политике России, согласно новому курсу стратегического партнерства президента РФ В.В. Путина. В рамках стратегического партнерства предусматривается новая динамика торгово-экономических, политических, гуманитарных и других направлений сотрудничества и в перспективе интегрирование России в мирохозяйственную систему с учетом интересов каждого участника такого сотрудничества. Этого можно добиться путем выстраивания двусторонних отношений с бывшими союзными республиками, поскольку для России пространство СНГ является ключевой зоной её геополитических интересов.
2) В зоне СНГ Россия сталкивается с растущей политической и экономической конкуренцией со стороны Евросоюза, США, Китая, Японии. Опираясь на союзников и партнеров среди стран СНГ, Россия намерена укрепить свои позиции по отношению к геополитическим конкурентам.
3) Россия сохраняет лидирующие позиции на пространстве СНГ, поскольку для многих государств постсоветского пространства сотрудничество с Россией гарантирует снижение социально-экономической напряженности в этих странах через определенные инструменты. Например, списание задолженностей странам СНГ, установление льготных цен на энергоносители, режим свободного перемещения граждан в пределах СНГ и пр.
4) Установление военно-технического сотрудничества в качестве инструмента геополитического влияния в странах СНГ. В современных условиях, военно-техническое сотрудничество со странами-членами ОДКБ в определенной степени является составляющей общих геополитических интересов и политики обеспечения региональной безопасности, в т.ч. в части совместного оборонного строительства и противодействия угрозе экспансии экстремистских группировок.
5) Стратегический подход России к сотрудничеству со государствами СНГ несколько отличается от отношений РФ с другими странами: если при взаимодействии с дальним зарубежьем Россия стремится в первую очередь к экономически эффективному участию в международном разделении труда, то на постсоветском пространстве она исходит из двух критериев – экономической эффективности и геополитической целесообразности.
6) Надежным стратегическим партнером России является Белоруссия. Белоруссия и Россия подписали договор о создании Союза (в 1999г.), который будет способствовать наиболее тесной интеграции стран, а впоследствии — созданию единой валюты и свободному передвижению людей, организации совместных производств.
Заключение
В заключение можно сделать вывод о том, что интеграционный союз в рамках СНГ является разнопрофильным, однако национальные приоритеты государств все же преобладают над союзными. Связано это с неустойчивой геополитической обстановкой, а также с переориентацией внешнеэкономической деятельности многих стран СНГ, особенно республик Центральной Азии, на третьи страны. Вместе с тем, СНГ плавно движется в направлении углубления потенциала взаимовыгодного сотрудничества. В экспорте практически нет высокотехнологичной продукции, что отрицательно сказывается на инновационной активности внутреннего бизнеса [8, с.86]. Во взаимной торговле ощутим недостаточный уровень взаимодействия как в рамках ЕАЭС, так и в СНГ.
Сильными сторонами интеграционных объединений СНГ и ЕАЭС являются институциональная интеграция и макроэкономическая конвергенция. Интеграция в приоритетных секторах и на основных рынках оценивается как менее интенсивная, что свидетельствует о недостаточно эффективной трансформации институциональных усилий во взаимодействии в реальном секторе. Внешние дезинтеграционные факторы, препятствующие сбалансированному взаимодействию участников СНГ, представлены геополитическими и геоэкономическими процессами, связанными с напряженностью в отношениях с Западом и антироссийской санкционной политикой, заблокировавшей доступ к привлечению внешних источников финансирования и представляющей угрозу экономическому суверенитету. К внутренним дисбалансам можно отнести различие в масштабах экономик, в том числе цифрой разрыв, отсутствие ощутимого прогресса в формировании общих рынков, опережающий рост новых нетарифных барьеров и др. В ходе исследования автор пришел к выводу, что, с одной стороны, санкционная политика резко тормозит и обостряет взаимоотношения России с третьими странами из-за недоверия, нарушения цепей поставок и других факторов, а с другой стороны – появилась возможность развития политики импортозамещения во всех отраслях национальной экономики.
Библиографический список
1. Евразийский экономический союз. [Официальный сайт] — URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 05.01.2023).2. Годовой доклад «Об итогах и перспективах социально-экономического развития стран ЕАЭС и мерах, предпринятых в области макроэкономической политики». [Электронный ресурс] // ЕЭК. — 2021. — 80 с. — URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/0ce/Annual-report-2020.pdf (дата обращения 08.01.2023).
3. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
4. Дмитриева, А. Б. Торговое и инвестиционное сотрудничество государств-участников ЕАЭС на современном этапе экономического развития / А. Б. Дмитриева // 25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 29–30 июня 2016 года / Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. – Москва: Центральный экономико-математический институт РАН, 2016. – С. 185-187.
5. Дмитриева, А. Б. Проблемы функционирования ЕАЭС в современных условиях / А. Б. Дмитриева, Н. С. Семенов // Управленческие, правовые и социальные аспекты экономического развития России и зарубежных стран : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 25 апреля 2017 года. – Москва: Московский социально-экономический институт, 2017. – С. 240-252.
6. Балихина Н.В., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Особенности применения МСФО в российской и зарубежной практике // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-3 (85). – С. 835-840.
7. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс совершенствования МСФО и российская учетная практика// Аудитор. - 2019. - № 3. - С. 35-39.
8. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88.
9. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
10. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
11. Интеграционные процессы в мировой экономике: основные направления, тенденции развития / В. К. Поспелов, Е. Б. Стародубцева, Т. В. Сидоренко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2018. – 178 с. – (100 лет Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации). – ISBN 978-5-4365-2570-9.
12. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
13. Секачева, А. Б. Особенности развития двустороннего сотрудничества СНГ и ЕС / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 115-121.
14. Харакоз Ю.К. Особенности применения ERP-систем в управленческом учете//Аудитор.-2015.-№3. (241). – С. 71-76.
15. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.