Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.01.2023

Оценка места России на мировом рынке военно-технической продукции, как вариант нашего устойчивого развития в условиях санкций

Assessment of Russia's place in the world market of military-technical products, as a variant of our sustainable development in terms of sanctions

Эванс Ю. Н.
магистрант, Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва
Evans Y.N.
Master's student, Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: Авторы рассматривают вариант ведущихся ограничений в области реторсий и репрессалий России в области дальнейшего доминирования на глобальных рынках вооружения, в период роста амбиций американского технонационализма, гарантирующих новую архитектуру выстраивания технологических союзов и военно-политических блоков по принципу сдерживания азиатских тигров и жесткого ущемления дальнейшей экспансии Китая на глобальных площадках и в международных экосистемах.
Данная статья выполнена в рамках работы студенческого научного кружка "Энергетические исследования" на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством д.э.н., профессора Харланова А.С., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The authors consider the option of ongoing restrictions in the field of retorts and reprisals of Russia in the field of further dominance in global arms markets, at a time of growing ambitions of American technonationalism, guaranteeing a new architecture for building technological alliances and military-political blocs based on the principle of restraining Asian tigers and severely restricting China's further expansion on global platforms and in international ecosystems.
This article was carried out within the framework of the student scientific circle "Energy Research" on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
The article was carried out under the scientific supervision of Doctor of Economics, Professor Kharlanov A.S., Department of world economy, Diplomatic Academy of the Russian foreign Ministry.
Ключевые слова: cпециальная военная операция (СВО), США, Китай, Россия, Большая американская пятерка, Большая китайская пятерка, бэкдоры, экосистема, метавселенная, ИИ, Биг Дата, Индустрия 4.0., 7-ой научно-технологический уклад, НБИКС, цифровая трансформация, санкции, Дональд Трамп, Джо Байден, Си Цзиньпин.

Keywords: special military operation (SMO), the USA, China, Russia, the Big American Five, the Big Chinese Five, backdoors, ecosystem, metaverse, AI, Big Data, Industry 4.0., 7th scientific and technological order, NBICS, digital transformation, sanctions, Donald Trump, Joe Biden, Xi Jinping.


Введение

Продолжающаяся СВО России на Украине поставила вопросы не только к успешным действиям наших вооруженных сил, но и к отечественному ВПК (военно-промышленному комплексу), как гаранту своевременных и качественных поставок достаточного количества вооружений и военной техники (В и ВТ) в войска. Данные действия учитываются в различных программных и концептуальных документах, которые заранее согласуются исполнительной и законодательной властью, регламентируются через бюджетное финансирование и соответствующую военную приемку Гособоронзаказа (ГОЗ), которые индексируют состав и номенклатуру поставляемой техники и образцов вооружений в войска, исходя из действующих доктрин национальной безопасности, планов перевооружения отечественной армии (ГПВ –генеральная программа перевооружения армии 2020-2025 годов), выведения из строя устаревших образцов и их утилизация, а так же продажа излишков или облегченных образцов используемых или разрабатываемых на схожих принципах и основах вооружений потенциальным покупателям вне России [1].

 

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа, метод сравнений и аналогий, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.

Основная часть

Существует 5-разрядная градация потенциальных продаж В и ВТ или передача на бартерной и безвозмездной основе («мягкая сила» или единство решаемых военных задач, например наш единый военно-политический блок ОДКБ, планируемые возможные вооруженные силы ЕАЭС и БРИКС), которые, по оценкам авторов, вполне вероятны:

— единым союзническим силам – по принципу боевого братства и укрепления единой военной инфраструктуры (на безвозмездной основе, с похожими тактико-техническими характеристиками с вооружениями российской армии) (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ);

— другим республикам СНГ, на принципах кооперационного сотрудничества (на 10-15% выше существующих реальных цен отечественного ВПК, развивающих их индустриальную базу, бывшего СССР и гарантирующих гармонизацию технических стандартов и используемых запчастей и операционного обеспечения при эксплуатации);

— странам Африки и Ближнего Востока, некоторым странам Азии и Южной Америки, как нашим потенциальным и максимально востребованным рынкам, на которые мы возвращаемся или модернизируем ранее поставленную военную технику (Куба, Венесуэла, Судан, Египет, Ангола, Вьетнам) (цена на 20-30% выше базовых отечественных цен ВПК);

— странам индустриально совпадающего с нами технологического уклада, который потенциально требуется обновлять, модернизировать и совместно развивать (Индия, Китай, Бразилия, Южная Африка, бывшие страны Варшавского договора, которые не стали членами НАТО, Сербия, например) (цена на 35-50% выше базовых отечественных цен ВПК) [8, с.63];

— для всех стран, которые проявляют интерес и тесно готовятся использовать наши технические решения, схемотехнику и компонентную базу в своем научно-техническом кооперационном взаимодействии (страны Ближнего Востока такие как Оман, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ, Турция, Иран) (цена на 70-200% выше базовых отечественных цен ВПК).

Компетенция принятия данных ценовых решений является юридически и законодательно закрепленной за Федеральной Службой по военно-техническому сотрудничеству, которая технически согласовывает стандарты передаваемых единиц вооружений и военной техники с государственными корпорациями, такими как «Ростех», РСК «МИГ», «Алмаз-Антей», «Штурмовики Сухого», «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», концерн «Калашников» и другими, для сохранения военных и коммерческих секретов России, не подрывающих нашу национальную безопасность и в качестве «мягкой силы» рекламирующих лучшие образцы отечественного ВПК и ГК «Роскосомос» (для систем космического военного ответа – спутники и некоторые радиолокационные зонды по ведению мониторингу и разведке местности) [2].

Входя в тройку мировых лидеров по продажам В и ВТ, Россия с США и Китаем лоббирует свой задел в Индустрии 4.0 наступающего 7-ого научно-технологического уклада, который состоит из гибридных решений человеко-машинного и киборгоподобного ответа на всех потенциальных театрах военных действий [7, с.1797]. При этом наш портфель растущих заказов на оружие уже превысил 50 миллиардов долларов США, а заделы в нейросетях и в гиперзвуке, вывел нас в лидеры по искусственному интеллекту (ИИ), а так же базам накопления, хранения и обработки информации в Биг Дата за счет машинного обучения и углубленного анализа поступающих сигналов разного уровня шума и различных связей в трех классических средах (вода, земля, воздух), так и в космосе, и в киберпространстве [9, с.733].

Существующие реалии показывают, что мировая нестабильность и тлеющие локальные конфликты будут и дальше подтверждать сценарии дальнейшей волатильности рынков глобальных поставок вооружений и военной техники и наше, российское, ускоренное развитие и реформирование ВПК в процессе его индустриализации в мобилизационную и военную экономику, которая уже успешно и усиленно формируется и дает положительные плоды с февраля 2022 года сможет насытить необходимыми образцами и нашу армию, и рынок наших потенциальных партнеров по антизападной коалиции. И здесь надо брать пример с англо-саксонского, антикитайского военно-политического блока АУКУС, который, как малое азиатское НАТО, сформирует не только технологические предпочтения стран-участниц (Австралии, Великобритании и США), их четкое переформатирование под единую комплектацию и интерфейса управления оружия 6-ого поколения, но и невозможность «чужих» государственных и отраслевых стандартов, технических условий и вводимых навыков и компетенций, которые должны быть принятыми в «свои» финальные изделия [10, с.299]. И эта логика будет главным технологическим разделением усиливающегося МРТ в новых формирующихся МЭО постиндустриального мира умных и быстродействующих машин, оперирующих квантовыми вычислениями и сверхскоростными потоками передаваемой, кодируемой и анализируемой информации. И в этом начавшемся идеологическом расхождении постамериканского мира в эпоху ожидаемой страновой полицентричности и многополярного имперского доминирования именно России, через наши постсоветские научные школы создания оружия на абсолютно новых физических принципах (атмосферное, межзвездное, земельно-реализуемое), предстоит защитить свой национальный технологический суверенитет, удержать наши заделы на сверхинновационных рынках, доработать ещё больше идеи гиперзвука и нелинейных ответов в киберпространстве и формируемых роботовозникающих  сферах противостояния с потенциальными противниками. Поэтому идущая догоняющая парадигма НБИКС внедрения природоподобных технологий может и должна отталкиваться от финальных задач нашего место в современном геополитическом раскладе, формируемом в ходе решения задач СВО на Украине [3]. И перечень поддерживающих, критических и прорывных технологий должен коррелироваться с материаловедческой, математической и компонентной базой, гарантирующей и беспрецедентные температурные перепады, и плазменные решения в области ракетостроения и вариантов сдерживающих ударов, прописанных пока только в американской и НАТОвской концепциях решения возникающих межгосударственных противоречий.

При этом зависимость в технологиях и ИКТ-кооперации от Китая и Индии не может так же становится нашей Ахиллесовой пятой, ибо это гигантские массивы народных масс ведущих многовекторную политику и измеряющих свои интересы в десятилетиях и в столетиях, которые у них появляются из-за растущей демографической весны и правильности государственной поддержки в области инноваций и технического шпионажа, который сделал Азию последним полигоном человечества по выстраиванию более справедливого и сытого мира. И сами войны за белок и пресную воду будут вестись на уровне реторсий и репрессалий классического санкционного давления, но решаться в закулисных играх элит, вовлеченных в глобальные структуры управления, часть из которых можно сегодня наблюдать и в БРИКС, и в ШОС, и в тех стратегических альянсах, которые под себя уже сегодня создает Китай, выкачивая из Европы мозги и технологии, путем максимизации своих ПИИ (прямых иностранных инвестиций), особенно так необходимых этносам и правителям в эпоху её упадка и начавшейся деиндустриализации, как финального аккорда планов Маршалла или же плана Мак-Артура, в применении их последствий к самой азиатско-тихоокеанскому региону [5, с.52].

Заключение

Скорость данных изменений эволюционно скажется и на глобальных потоках оружия и их финальных трансграничных цепочках производств, а потому кто умерит аппетиты бюрократии и безумство идей технократов, сможет стать единым и недосягаемым игроком, сорвав весь куш наступающего урбанизирующегося миропорядка виртуальных и дополненных реальностей [4, с.220].

Поэтому российские оружейники куют победу в школах и в лабораториях, изменяя наши предпочтения в Болонском процессе и выкристаллизовывая свою научную школу уникальных технологических предпочтений и безальтернативных технологий [6].

Библиографический список

1. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
2. Международный дискуссионный клуб Валдай, 2021. Международная конкуренция и лидерство в цифровой среде. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://globalaffairs.ru/wp-content/uploads/2021/01/valdajskij-doklad_konkurencziya-i-liderstvo-v-czifrovoj-srede.pdf (дата обращения 18 декабря 2022).
3. Несвобода, неравенство и панибратство. Эксперт № 49 (1278). Стр.7
4. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
5. Секачева, А. Б. Этапы формирования и особенности оборонной политики ЕС / А. Б. Секачева // Вопросы новой экономики. – 2020. – № 3-4(55-56). – С. 48-59.
6. Центр компетенций Национальной технологической
инициативы по направлению «Искусственный интеллект»
на базе МФТИ, 2022. Альманах искусственный интеллект. Аналитический сборник №10. Индекс 2021 года. Москва. Режим доступа: https:// uploads-ssl.webflow.com/6251899e0c25e712e9a8704a/63160ee136500537b7d8193a_Индекс-ИИ-2021 (2).pdf (дата обращения 18 декабря 2022).
7. Economic cycles: Influence on the innovation system of Russia / M. E. Kosov, A. V. Sigarev, G. T. Malashenko [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2019. – Vol. 10. – No 6(44). – P. 1794-1800. – DOI 10.14505/jarle.v10.6(44).21.
8. Харакоз Ю.К. Особенности нормативно-правового регулирования финансовых технологий: российский и зарубежный опыт //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 62-65.
9. Харакоз Ю.К. Методы оценки финансовых вложений //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 2 (139). - С. 733-736
10. Prodanova, N. A. Corporate reporting of the future: on the path towards new through the analysis of today / N. A. Prodanova, N. S. Plaskova, L. V. Popova, I. Maslova, I. Dmitrieva, J. Kharakoz, V. Sitnikova // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2018. - Vol. 13. - No 4. - PP. 296-303