Индекс УДК 316.46
Дата публикации: 01.02.2023

Лидерство в современных организациях

Leadership in modern organizations

Титкова Мария Викторовна

Старший преподаватель кафедры социальной работы и права
Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна,
Санкт-Петербург

Titkova Maria Viktorovna
Senior Lecturer of the Department of social work and law
Saint Petersburg University of industrial technology and design,
Saint Petersburg
Аннотация: В статье лидерство рассматривается как эффективный инструмент стабильного развития и роста современных организаций. Отмечается, что в условиях цифровизации различных сфер человеческой жизни и стремительного научно-технологического прогресса важнейшее значение обретает способность организации гибко реагировать на изменения и своевременно приспосабливаться к новым реалиям. В ключе рассматриваемой проблемы лидерство представляет перспективную технологию управления человеческими ресурсами. В статье раскрываются содержание лидерства, а также основные элементы лидерского воздействия в современных организациях.

Abstract: The article considers leadership as an effective tool for sustainable development and growth of modern organizations. It is noted that in the context of digitalization of various spheres of human life and rapid scientific and technological progress, the ability of an organization to respond flexibly to changes and adapt to new realities in a timely manner is of paramount importance. In the key of the problem under consideration, leadership is a promising technology of human resource management. The article reveals the content of leadership, as well as the main elements of leadership impact in modern organizations.
Ключевые слова: лидерство, лидер, последователи, эффективность, организация, технология, управление, ресурсы, процесс, развитие.

Keywords: leadership, leader, followers, efficiency, organization, technology, management, resources, process, development.


В условиях динамично развивающегося мира лидерство становится одним из важнейших факторов в эффективном и успешном управлении человеческими ресурсами, способным обеспечить стабильный экономический и статусный рост организации. В контексте изменяющего мира, в котором происходит существенная трансформация, связанная с процессами цифровизации различных сфер человеческой жизни и стремительным научно-технологическим прогрессом, лидерство представляет собой наиболее действенный инструмент обеспечения групповой сплоченности и интеграции, которой значительно повышает эффективность деятельности конкретной организации в новых условиях.

Лидерство – «процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества» [1, с. 107]. Лидерство следует понимать как искусство влияния на людей, которое позволяет обеспечить добровольное движение всех членов группы к достижению групповых целей. И. В. Котляров отмечает, что «лидерство – это не только форма или разновидность социальной активности, но и способ бытия, природа которого еще полностью не изучена, что ставит новые, еще более сложные задачи перед социологией» [2, с. 18].

Анализ отечественной научной литературы показал, что лидерство в организации – это возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, уважение, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт [3]. Таким образом, лидерство – это непрерывный процесс, который направлен на побуждение людей следовать общей и значимой для всех цели; это процесс, воодушевляющий членов команды совершать требуемые усилия, обеспечивающий устойчивое и эффективное сотрудничество в цепочке «лидер – последователи».

Необходимо отметить, что лидерство строится, реализуется и поддерживается в процессе взаимодействия лидера и последователей. Таким образом, лидерство в организации предполагает наличие последователей; определенные взаимоотношения между лидером и последователями; единство интересов и общность целевых ориентиров; навыки, компетентность и личные качества лидера. В зарубежной научной литературе подчеркивается, что лидерство – это процесс влияния, направленный на расширение прав и возможностей последователей, на развитие и мотивацию других, способствующий максимальному и эффективному использованию усилий группы и обеспечивающий приверженность группы к достижению конкретных целей [4].

Лидерство как инструмент управления человеческими ресурсами в рамках конкретной организации направлено на активизацию и мобилизацию индивидуальных усилий последователей для достижения цели и предполагает обеспечение сплоченности и согласованности внутриорганизационных процессов. Как правило, члены группы готовы добровольно следовать за тем, кто вызывает уважение, кто воспринимается в качестве сильной личности и компетентного специалиста, кто способен видеть дальнейшие перспективы (обладает четким видением будущего) и имеет представление об оптимальных способах их достижения.

В реализации лидерской позиции в рамках организации одним из ключевых компонентов является владение инициативой. Инициатива лидера состоит в том, что он находит решение в конкретной управленческой ситуации, не предлагавшееся ранее никем другим, либо реализует идею, предложенную другим, если она становится его собственным решением. Он принимает на себя ответственность за ее реализацию [5]. Способность нести личную ответственность за принимаемые решения, реализуемые действия и коллективный результат, а также способность идти на риск отличают конкретного лидера от его последователей.

Важно подчеркнуть, что в типичном арсенале техник лидерского воздействия нет таких, которые построены на принуждении, на подавлении, на силе формальной власти и должностного давления. Лидерство в организации строится:

  • на профессионализме (преданности организации, личной ответственности, высокой компетентности);
  • на знании своих последователей (человеческой природы, психологии членов группы, их интересов и мотивов деятельности);
  • на знании специфики формальной и неформальной коммуникации в организации;
  • на знании собственной организации (внутриорганизационный климат, культура, взаимодействие и пр.);
  • на понимании текущих ситуационных факторов;
  • на умении мотивировать и заряжать, принимать верные решения и координировать, решать проблемы и планировать, обучать и консультировать, укреплять командный дух и оказывать поддержку.

    Согласно некоторым зарубежным источникам, лидерство – это интерактивный процесс, в котором лидеры и последователи оказывают взаимовлияние, то есть лидер влияет на последователей своими идеями, руководством и поддержкой, а последователи влияют на лидера своими идеями, предложениями и личным вкладом в достижение групповых целей [6]. По причине того, что существует положительный баланс влияния в пользу лидера, последователи принимают его позиционный авторитет и выполняют его приказы в официальной организации и прислушиваются к его советам и предложениям как члены неформальных групп [6]. Таким образом, можно сказать, что авторитет лидера в организации ограничивается степенью признания его в качестве лидера среди последователей, как в формальной, так и не в формальной группе.

Итак, в условиях новой действительности, которая характеризуется ускоренным научно-технологическим развитием и динамичным обновлением социальных, экономических, культурных и политических процессов, важным фактором управления человеческими ресурсами в любой организации становится лидерство. Лидерство как технология личностного воздействия лидера на последователей, позволяющая добиваться поставленных целей на принципах добровольности, заинтересованности и без принуждения, способна повысить эффективность деятельности организации в постоянно изменяющемся мире. Именно лидерство может обеспечить гибкое руководство организацией на разных уровнях ее жизни и развивать адаптивность как способность организации к своевременному приспособлению и перестройке в условиях нестабильности окружающей среды.

Библиографический список

1. Муротмусаев К.Б., Тангрикулова Р. Социально-психологические особенности лидерства в управлении // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2022. – Special Issue 2. – С. 107-113.
2. Котляров И.В. Лидерство в историческом нарративе (социологический дискурс) // Социологический альманах. – 2015. – №6. – С. 16-43.
3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента : Учеб. пособие по специальностям и менеджмент-образованию "Менеджмент орг.", "Маркетинг", "Упр. персоналом", "Гос. и муницип. упр.", "Упр. инновациями" и др. / Э.М. Коротков ; Учеб.-метод. об-ние вузов Росси по образованию в обл. менеджмента, Гос. ун-т упр. - [2. изд., доп. и перераб.]. - Москва : ДеКА, 2004. – 893 с.
4. Hartog D., Koopman P. Leadership in organizations. In: Anderson, N., Ones, D., Sinangil, H., Viswesvaran, C. (eds.) // Handbook of Industrial, Work and Organizational Psychology. Organizational Psychology. – 2001. – vol. 2. – pp. 166-187.
5. Литвак Б.Г. Наука управления: теория и практика / Б.Г. Литвак; Российская акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации. – Москва : Дело, 2012. – 423 с.
6. What is Leadership? EconomicsDiscussion.net. – Режим доступа: https://www.economicsdiscussion.net/management/leadership/what-is-leadership/ 32116 (дата обращения: 24.02.2023).