Abstract: The article presents data on food and non-food products, and services included in market basket of different countries. An assessment and comparative analysis of the fullness of the basket in the countries under consideration was carried out. Conclusions are drawn and recommendations for optimizing market basket are proposed.
Keywords: basket, food and non-food products, consumer price index, comparative analysis.
В последнее время люди начали задуматься о различиях в условиях проживания в разных странах. Очевидно, что все государства по-своему оценивают уровень жизни граждан своей страны. Поэтому нас заинтересовал процесс формирования потребительской корзины разных стран, соответственно мы попытались разобраться в данной проблеме.
Для начала, нам необходимо раскрыть сущность понятия потребительская корзина и ее особенности.
Существует несколько определений понятия «Потребительская корзина» мы хотим выделить наиболее яркие, на наш взгляд. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют [3].
Согласно трактовкам экономистов, потребительская корзина – это набор потребительских товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении, позволяющий давать оценку различных социальных и экономических феноменов (уровня жизни населения страны, регионов, социально-демографических или социально-профессиональных, национальных и этнокультурных групп, темпов роста различных цен и др.) [6].
Исходя из определения, данному Молевичем Е. Ф., потребительской корзиной принято называть продуктовый набор, перечень непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для человека, его здоровья и удовлетворения минимальных потребностей. Это именно тот минимум, который достаточен, чтобы прожить человеку в течение месяца [4].
Эти понятия наиболее ярко характеризуют сущность потребительской корзины.
В России потребительская корзина рассчитывается в соответствии с принятым 20.11.2012 года, одобренным 28.11.2012 года законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 N 227-ФЗ.
Российская потребительская корзина включает в себя три основные части:
1) Продовольственные товары такие как, мучные изделия, крупы, овощные культуры, мясные, рыбные и молочные продукты, др.
2) Непродовольственные, к которым относятся вещи для полноценного одеяния, лекарственные препараты, техника.
3) Услуги за оплату жилья, тепло, воду, свет, вдобавок затраты по транспорту, культурным мероприятиям и др. [1].
Расчет потребительской корзины осуществляется по комбинированному методу – объемы потребления продуктов питания устанавливаются в натуральных показателях, а объем непродовольственных товаров и услуг установлен в относительном показателе – 50% от стоимости потребительской корзины. По ранее действующей методике потребление непродовольственных товаров устанавливали также как и потребление продовольственных товаров в натуральных показателях. Нормы потребления продуктов питания, включенных в продовольственную корзину (11 групп) дифференцированы для основных социально-демографических групп по природно-климатическим зонам [2].
Потребительская корзина делится на три категории:
- необходимые продукты питания;
- необходимые непродовольственные товары;
- необходимые услуги.
Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети. Потребительская корзина устанавливается в целом по России и по субъектам РФ. По закону она пересчитывается не реже одного раза в пять лет.
Рассмотрим все три категории потребительских корзин в таблице 1 и рисунках 1 и 2.
Таблица 1
Непродовольственные товары
Наименование | Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
Трудоспособное население | пенсионеры | дети | |
Верхняя пальтовая группа, штук/лет | 3/7,6 | 3/8,7 | 3/2,6 |
Верхняя костюмно-платьевая группа, штук/лет | 8/4,2 | 8/5,0 | 11/2,0 |
Белье, штук/лет | 9/2,4 | 10/2,9 | 11/1,8 |
Чулочно-носочные изделия, пар/лет | 7/1,4 | 4/1,9 | 6/1,3 |
Головные уборы и галантерейные изделия, штук/лет | 5/5,0 | 4/5,6 | 4/2,8 |
Обувь, пар/лет | 6/3,2 | 6/3,5 | 7/1,8 |
Школьно-письменные товары, пар/лет | 3/1,0 | 3/1,0 | 27/1,0 |
Постельное белье, штук/лет | 14/7,0 | 14/7,0 | 14/7,0 |
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, штук/лет | 19/20,5 | 19/10,5 | 19/10,5 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, проценты в месяц | 10 | 15 | 12 |
Рисунок 1 – Продовольственные товары
Также существует понятие «Индекс Потребительских Цен» (ИПЦ). Под ним понимается метод, распространённый во многих странах и специально созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Это показатель среднего изменения во времени цен, выплачиваемых городскими потребителями за рыночную корзину потребительских товаров и услуг.
Для сравнения потребительских корзин возьмем страны: Россия, Германия, США и Китай.
Потребительская корзина России:
В совокупности на продовольствие (список продуктов) уходит 38%. В категорию продовольственных товаров, а точнее в состав входят:
- Мясные и рыбные продукты в количестве 11,6% от общей совокупности стоимости.
- Овощи, хлебобулочные изделия и крупы – 6,5%.
- Молочная продукция – 4,3%.
- Алкоголь – 4,7%.
- Прочее – 11%.
В общем виде на непродовольственную категорию уходит – 36% расходов. Из данной группы представлены:
- Одежда и обувь – 10%.
- Обслуживание автомобиля и бензин – 9,3%.
- Электротовары – 3%.
- Прочие категории занимают – 13,3%.
Что касается сферы услуг, то:
- На ЖКХ – 9,5%.
- Но транспорт – 5,3%.
- На медицинское обслуживание – 4,5%.
- И на прочие услуги – 7%.
В целом, на эту категорию уходит до 26% от стоимости продуктовой корзины [5].
Потребительская корзина Германии:
Германия – одна из самых развитых стран Европы и уровень жизни там иной. Состав потребительской корзины формируют сами жители страны. Корректировка корзины происходит раз в пять лет. Федеральное статистическое ведомство проводит опрос 60 тысяч семей и на основе размеров их расходов и их структуры формирует потребительскую корзину. Помимо этого ежегодно происходит опрос шести тысяч респондентов.
В состав немецкой потребительской корзины входят более 750 товаров, причем помимо привычных продуктов питания там можно найти такие пункты измеритель кровяного давления на запястье. Если брать услуги, входящие в потребительскую корзину Германии, то она включает в себя стоимость детских яслей, содержание в домах престарелых и инвалидов, амбулаторный уход на дому и даже доставку продуктов на дом.
В Германии наиболее важными категориями в потребительской корзине являются жилье, вода, электричество, газ и другие виды топлива (32 процента от общего веса), транспорт (13 процентов), отдых, развлечения и культура (11 процентов), продукты питания и безалкогольные напитки (10 процентов). Корзина также включает в себя различные товары и услуги (7 процентов), мебель, осветительное оборудование, бытовую технику и другое бытовое оборудование (5 процентов), ресторан и услуги по размещению (5 процентов), здравоохранение (5 процентов) и одежду и обувь (5 процентов), оставшиеся 7 процентов корзины составляют алкогольные напитки и табак, связь и образование.
Потребительская корзина США:
В Министерстве труда США существует специальное подразделение – Бюро статистики труда (BLS). Оно занимается сбором и обработкой данных.
Примерно 12 тысяч жителей США из разных штатов, живущих в городах и имеющих разный социальный и имущественный статус, ведут специальные дневники своих покупок на протяжение определенного отрезка времени, и им за это доплачивают. Именно жители городов ведут эти дневники, потому что 93% всего населения США живет в городах, а потребительская корзина призвана учитывать потребности основной массы населения.
Дневник покупок сдается в BLS. Также, каждый квартал проводятся опросы граждан о совершенных ими покупках. Все эти данные анализируются, товары сортируются по востребованности, и формируется потребительская корзина. Если товар важен во многих семьях, то он попадает в потребительскую корзину.
Такой подход обеспечивает точное представление о предпочтениях среднего потребителя и при выплате пособий позволяет обеспечить нуждающимся гражданам средний уровень жизни по стране.
Американская корзина состоит более чем из 350 позиций, официальные данные можно найти на сайте Бюро Статистики США.
Потребительская корзина Китая:
Китай считается одной из развитых стран мира, но, несмотря на это уровень жизни там не очень большой из-за высокой плотности населения. Состав потребительской корзины китаец формирую: услуги (25%), продовольственные товары (50%) и непродовольственные товары (25%).
Так как Китай одна из наиболее доступных развитых стран для проживания, поэтому многие иностранцы для иммиграции выбирают именно ее. Ниже приведена стоимость некоторых продуктов питания в Китае (цены действительны на 2022 год и округлены до средних значений):
- Хлеб (500 г) – 11,25 юаней;
- Молоко (0,6 литра) – 13,2 юаней;
- Яйца (12 шт.) – 12,5 юаней;
- Куриное филе (1 кг) – 27, 7 юаней;
- Картофель (1 кг) – 5,6 юаней;
- Китайский сыр (1 кг) – 89 юаней;
- Бананы (1 кг) – 8,75 юаней
- Яблоки (1 кг) – 12 юаней.
Бензин в Китае стоит 7 юаней за один литр, проезд на общественном транспорте – 2 юаня, а проездной на месяц можно купить за 120 юаней. Проезд на такси стоит 2,4 юаня за километр.
Арендовать однокомнатную квартиру в центре любого крупного города в среднем можно за 3600 юаней, а на окраине – за 2000 юаней. Цена одного квадратного метра – 48,4 тысяч юаней, купить квартиру можно за 550 тысяч юаней. В деревнях и маленьких городах цены существенно ниже.
Китайский юань равен 0,15 долларам США или 9,05 рублей на момент 15 ноября 2022 года [5].
Сравнение процентного соотношение состава потребительской корзины в России, Германии, США и Китае представлено в таблице 1 и таблице 2 (обобщенный вариант)
Таблица 2
Состав потребительской корзины в разных странах
Наименование | Россия | Германия | США | Китай |
Продукты питания и безалкогольные напитки | 50% | 10% | 13% | 33,3% |
Алкогольные напитки и табак, связь и образование | 7% | 7,6% | 4,7% | |
Одежда и обувь | 25% | 5% | 3% | 15% |
Товары для дома | 5% | 3,3% | 11% | |
Различные товары и услуги | 7% | 3% | 10% | |
Жилье, вода, электричество, газ и др. виды топлива | 25% | 32% | 36,1% | 9,5% |
Транспорт | 13% | 5,9% | 2% | |
Топливо | 4% | 1,3% | ||
Перевозка товаров | 6,4% | 3,7% | ||
Ресторанные и гостиничные услуги | 5% | 7% | 1% | |
Отдых, развлечение и культура/рекреационные услуги для США | 11% | 3,9% | 4% | |
Здравоохранение | 5% | 7,1% | 4,5% | |
Итого: | 100% | 100% | 100% | 100% |
Таблица 3
Состав потребительской корзины в разных странах (обобщенный вариант)
Наименование | Россия | Германия | США | Китай |
Продукты питания и безалкогольные напитки | 50% | 17% | 20,6% | 38% |
Алкогольные напитки и табак, связь и образование | ||||
Одежда и обувь | 25% | 17% | 9,3% | 36% |
Товары для дома | ||||
Различные товары и услуги | ||||
Жилье, вода, электричество, газ и др. виды топлива | 25% | 66% | 70,4% | 26% |
Транспорт | ||||
Топливо | ||||
Перевозка товаров | ||||
Отдых, развлечение и культура/рекреационные услуги для США | ||||
Ресторанные и гостиничные услуги | ||||
Здравоохранение | ||||
Итого: | 100% | 100% | 100% | 100% |
На основании вышеизложенной информации можно сделать следующие выводы:
- Такие страны как Германия и США большую часть своей корзины отдают под услуги, а Россия – под продукты. В немецкой потребительской корзине продукты и непродовольственные товары занимают по 17%, а услуги 66%. В американской корзине продукты занимают 20,6%, непродовольственные товары 9,3%, а услуги 70,4%. В Китайской корзине соблюдается баланс между всеми тремя категориями: продукты занимают около 38%, непродовольственные товары 36% и услуги 26%.
- Потребительская корзина в России отличается от мировых большей долей продуктов питания, расходов на жилье, транспорт и меньшей долей различного рода услуг и развлечений. Это свидетельствует о том, что большая часть бюджета человека, рассчитанная на потребительскую корзину, уходит на обеспечение первостепенных нужд.
- Можно вносить прогрессивные изменения в структуру потребительской корзины с учетом практики зарубежных стран. Следует учитывать не набор продуктов и услуг, необходимых для выживания, а состав товаров и услуг, требующихся для поддержания достойного уровня жизни каждого человека.
- Подход к формированию российской потребительской корзины должен меняться, поскольку потребительская корзина не соответствует реальным расходам населения и не отражает условия жизни в современном мире.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» от 03.12.2012 N 227-ФЗ.2. Байкова, Е.И. Сравнительный анализ методик формирования потребительских корзин Казахстана, России и Канады // Российское предпринимательство – 2013. – № 22. – С.96-104.
3. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: учеб. пособие / Г. С. Вечканов. – 5-е изд., доп. и перераб. – Питер, 2016. – 448 с.
4. Молевич, Е. Ф. Общая социология: Курс лекций / Е. Ф. Молевич. – 3-е издание. – Москва : УРСС, 2011. – 328 с.
5. Потребительская и продовольственная корзина в России [Электронный ресурс] – URL: https://rosinfostat.ru/potrebitelskaya-korzina/ (дата обращения: 20.11.2022).
6. Потребительская корзина [Электронный ресурс] – URL: https://bigenc.ru/economics/text/3163504 (дата обращения: 20.11.2022).