Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article examines the importance of innovative small and medium-sized enterprises in Britain during the post-crisis recovery. Over the past 10-12 years, the UK has faced a series of economic and political shocks that have greatly affected its economic development and place in the global economy. From the author's point of view, during such an ambiguous and very difficult period of post-crisis recovery, the innovative enterprises are supposed to be the "rescuers" of the national economy.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: innovative enterprises, innovation, R&D, post-crisis, Brexit, GDP, COVID-19 pandemic, SMEs, foreign trade, migration crisis, working-age population, R&D spending, pound sterling.
Введение
Великобритания представляет собой одну из наиболее развитых экономик мира, чье развитие в первое десятилетие XXI века характеризуется стабильностью макроэкономических показателей наряду с эффективностью государственной экономической политики. На протяжении многих лет страна занимала лидирующие позиции по объёму экспорта финансовых услуг, био- и нанотехнологий, производству двигателей для авиакосмической промышленности, разработке полупроводников. Нельзя не отметить значимость Великобритании как одного из крупнейших экспортеров капитала. До 2010 года уровень инфляции Великобритании оставался самым низким в Европе, а потребительские расходы составляли рекордные 70% от ВВП страны.
Однако с 2009 года экономика Великобритании подвергается череде сильных экономических потрясений, которые, несомненно, сильно сказываются на её положении в мировой экономике, лежат в основе невысоких темпов экономического роста и препятствуют дальнейшему развитию. Самые заметные отпечатки на некогда лидирующей экономике оставили такие мировые потрясения, как глобальный финансовый кризис 2009 года, миграционный кризис 2015 года, Брекзит, а также «бумеранг» от ужесточения антироссийской санкционной политики в период с 2014 по 2022 гг.
Методологическая основа исследования
При написании статьи были использованы общенаучные методы исследования: метод системного анализа, метод исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений, графический метод.
Влияние кризисов на экономику Великобритании
Какими же были вышеуказанные потрясения для Великобритании и насколько масштабны их последствия? С точки зрения автора, самый сильный удар по процветающей экономике Великобритании нанёс именно мировой финансовый кризис. За считанные месяцы крупнейший финансовый хаб Европы превратился в экономику невысокого темпа роста: по данным Национального Бюро Статистики Великобритании слабый рост ВВП в период с 2010 по 2015 гг. неоднократно сменялся рецессией, резким сокращением инвестиций в основной капитал и стагнацией производства [4, с.86]. Однако, как уже было отмечено ранее, грамотная политика экономии позволила Великобритании не потерять своё место в топ-10 стран по объёму промышленного производства, значительно сократив уровень безработицы и уровень инфляции уже к 2015 году.
Тем не менее, достичь докризисных показателей Великобритании так и не удалось ввиду следующего потрясения (больше политического, нежели экономического), а именно — Европейского миграционного кризиса 2015 года. Важно отметить, что хоть Великобритания и не поддержала систему квот, введённую в ряде Европейских государств с целью взятия под контроль потоки мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, с 2012 года Лондон активно поддерживал проекты по стабилизации ситуации и финансированию лагерей беженцев в Сирии. При этом прибытие огромного числа мигрантов в европейские страны ознаменовали начало переломного процесса в рамках ЕС: именно в то время впервые заговорили о выходе Великобритании из ЕС (далее — Брекзит), что представляет беспрецедентный поворот в истории европейской интеграции. С одной стороны, беженцы представляют собой приток дешёвой рабочей силы, что, несомненно, могло внести заметный вклад в посткризисное восстановление экономики. При этом, с другой стороны, подобные явления раскалывают устоявшийся социально-культурный скелет государства. На сегодняшний день доля мигрантов составляет порядка 9% от общего населения.
В 2016 году был запущен затяжной пятилетний процесс выхода Великобритании из Евросоюза, в результате которого страна столкнулась не с обещанным «процветанием» и возвращением экономического и политического суверенитета, а усугублением своего экономического положения. По данным исследовательского Центра Европейских Реформ (CER), в 2021 году внешняя торговля Великобритании сократилась на 16% по сравнению с 2020 годом. Государство впервые за долгие годы столкнулось с дефицитом во всех смыслах: продовольствие, комплектующие, топливо, рабочая сила. Эксперты считают, что после официального выхода Великобритании из Евросоюза экономика потеряла около 30% своего развития. Однако, положительные последствия Брекзита тоже имеют место быть — появление значительных затруднений на пути бесконтрольного притока граждан из других европейских государств [7, с.97].
Отдельного внимания в рамках исследования заслуживает кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции (Covid-19). После столь масштабного и долгоиграющего мирового кризиса, экономика Британии оказалась в довольно затруднительном положении. По данным издания Reuters, экономика Британии в 2020 году пережила крупнейшее (впервые за 300 лет) сокращение объёмов производства в размере 9,9%, однако, в конце года 2020 года ей удалось избежать рецессии, а в 2021 году, четко прослеживалась положительная динамика восстановления. По данным Банка Англии подобное сокращение объёмов производства было зафиксировано лишь в период «Великого мороза» 1708-1709 гг. [8, с.119] Краткий сравнительный анализ статистических данных показывает, что экономика Великобритании до сих пор не достигла своих докризисных показателей. Во-первых, в самом затрудненном положении оказалось производство. В первую очередь речь идёт о добыче каменного угля из-за закрытия шахт и сокращения спроса на уголь; о производстве и техническом обслуживании воздушных и космических судов; а также о продукции нефтеперерабатывающих предприятий. Во-вторых, введенные локдауны как внутри, так и за переделами Британии нанесли сильнейший удар по сектору услуг: такие отрасли, как транспорт, туризм и другие культурно-рекреационные отрасли пострадали сильнее остальных [9, с.121]. А вот компаниям, оказывающим финансовые услуги, удалось остаться на плаву. В конце 2021 года на рынке труда Великобритании был зафиксирован рост числа трудоустроенных граждан после падения данного показателя практически на 10% в 2020 году: подобная динамика обуславливается интенсификацией деятельности компаний по временному трудоустройству в рамках ослабления коронавирусных ограничений, а также резким ростом спроса на работников в сфере здравоохранения.
Более того, нельзя упускать из виду и экономические последствия введения санкций против Российской Федерации. В период с 2014 по настоящее время Великобритания поддерживает «западное» усиливающееся давление на отечественную экономику: только за последний год было введено девять санкционных пакетов, которые в равной мере сказываются на положении обеих сторон данных баррикад. По большей части ограничительные меры Британской стороны касаются сферы банковских (финансовых и брокерских) услуг и технологического сектора, а именно – передача (продажа) технологического обеспечения морских перевозок, создания химического и биологического оружия. Также под ограничения попали купля-продажа национальной валюты (фунтов стерлингов) и поставки топливных добавок, в том числе авиатопливо.
Самым необдуманным шагом по праву можно назвать отказ США и Европы от российских углеводородов, ставший причиной крупнейшего энергетического кризиса. Больше половины домохозяйств не только в Великобритании, но и во всей Европе на сегодняшний день не имеют возможности оплатить стандартную потребительскую корзину и счета за коммунальные услуги (стоимость коммунальных услуг в октябре 2022 года выросла на 80%), а перманентно растущие цены на оптовые поставки газа и топлива безостановочно подталкивают предприятия, предоставляющие коммунальные услуги населению, к неизбежному банкротству. Не исключается риск банкротства крупнейших электростанций, генерирующих электроэнергию с использованием газа. Стоит напомнить, что с 2024 года Великобритания планировала полностью отказаться от угля как основного энергоносителя в рамках эко-стратегии «Net Zero by 2050», что на сегодняшний день является ничем иным, как утопией партии зеленых. Правительство планирует резапуск угольных электростанций как единственный способ избежания тотального «black out» этой зимой.
Экономика Великобритании в посткризисный период развития
Совокупность всех вышеперечисленных кризисов не могла не оставить след на экономическом развитии Великобритании, которая сегодня находится в посткризисной фазе восстановления (2020 г. – наст.время) [3, с.7]. В период с 2015 года по настоящее время Правительству Великобритании удавалось сдерживать инфляцию в пределах её «европейской нормы» (в диапазоне от 2% до 3% ежегодно), однако, события 2022 года послужили причиной рекордного роста показателя до 13,2% (рис.1). Подобный резкий рост уровня инфляции на фоне усиливающегося энергетического кризиса стал причиной принятия Правительством плана по сокращению налогов, что привело к рекордному падению фунта стерлингов по отношению к доллару США в истории. Менее оптимистичные результаты также можно наблюдать у двух других важнейших макроэкономических показателей страны – ВВП и объема государственного долга [6, с.44]. Динамика объёмов ВВП Великобритании хоть и представляется положительной (средний ежегодный прирост в размере 0,2 трлн. Долларов США), однако, для экономики подобного уровня развития является относительно скромным. Процентное отношение государственного долга к ВВП Великобритании, в свою очередь, в аналогичном временном интервале носило перманентно возрастающий характер – ежегодный прирост на 1-2 процентных пункта с резким увлечением на 20 п.п. в 2020 году.
Рисунок 1 – Динамика экономических показателей Великобритании 2012-2022 гг.
Источник: составлено автором на основании данных статистических сборников.
Значение инновационных предприятий для экономики Великобритании
В столь неблагоприятных условиях для экономического развития и общемировой тенденции к цифровизации экономик именно инновации представляют собой основной источник восстановления и укрепления любой национальной экономки. На протяжении многих лет Великобритания является так называемым «инновационным лидером» — государством с развитым механизмом НИОКР и высокой долей занятости населения в сфере инноваций, ориентацией на высокотехнологичный экспорт, масштабной государственной поддержкой новаторской деятельности [5, с.37]. Не секрет, что национальная инновационная система (НИС) Великобритании практически не имеет себе равных во многом благодаря использованию грамотных мер по стимулированию инновационной деятельности внутри страны, включающих в себя как государственные, так и частные инвестиции в НИОКР, а также инвестиции в финансово-технологические компании, развитие университетов и поддержку научных исследователей [10, с.1247]. Конкурентоспособность инновационной среды Великобритании подтверждается её 4-м местом в рейтинге Global Innovation Index и 8-м местом в рейтинге Doing Business по итогам 2022 года.
Особую роль в контексте прогрессивного развития инновационной среды играет эффективная государственная поддержка данного сектора. По данным Правительства Великобритании в рамках «промышленной стратегии» к 2027 году государственные расходы на НИОКР должны достигнуть 2.4% от ВВП с целью получения статуса самой инновационной страны в мире, а к 2035 году стать мировым инновационным хабом. А Правительственная поддержка новаторской деятельности включает в себя такие меры, как режим льготного налогообложения для инновационных предприятий, возмещение затрат на НИОКР в размере более 250%, софинансирование и др.
По данным исследовательского статистического бюро Beauhurst, расходы на НИОКР 12 самых инновационных компаний Великобритании, функционирующих в сфере телекоммуникаций, здравоохранения и цифровой безопасности составили в 2021 году от 6 до 16 миллионов фунтов стерлингов. Подобные высокие показатели свидетельствуют о намерении Великобритании вновь завоёвывать лидерские позиции в области инноваций в ближайшее время [2, с.70].
В условиях глобальной турбулентности именно инновационные предприятия представляют собой перспективную основу для стабильного экономического развития, поскольку они играют значимую роль в обеспечении занятости населения [11, с.1280]. Инновационные предприятия представляют собой предприятия, основным видом деятельности которых является осуществление НИОКР с целью выпуска инновационной продукции (технологий). В наиболее развитых экономиках мира в малых и средних предприятиях (в том числе и в сфере инновационного предпринимательства) занято порядка 60% трудоспособного населения. Относительно небольшое количество сотрудников, работающих в каждом из таких предприятий, гибкость и скорость принятия решений позволяют компаниям быстрее всех адаптироваться под резкие изменения мировой конъюнктуры, что и становится причиной отведения им значимой роли «спасательного круга» для национальной экономики в посткризисный период развития [12, с.299].
По состоянию на 2021 год в Великобритании насчитывалось порядка 5 миллионов МСП, 45% из которых осуществляют достаточные объёмы финансирования инноваций, которые являются их приоритетным видом деятельности. На долю этих предприятий пришлось более 50% годового оборота частного сектора Великобритании (более 2.18 триллионов фунтов стерлингов) и порядка 55% рабочих мест всего государства. На территории Великобритании расположено более 100 технопарков, в крупнейшем из которых (Кембридж) зарегистрировано около 5.000 наукоемких предприятий с совокупным штатом работников порядка 62.000 человек. Особое внимание привлекает тот факт, что во время кризисных (переломных) моментов инновационные предприятия всего мира не только не сообщали о приостановке своей деятельности, но и анонсировали открытие новых подразделений в различных уголках мира, что также свидетельствует об их «непотопляемости» и огромном потенциале.
Инновационные предприятия несут в себе особую значимость для развития экономики не только с точки зрения обеспечения рабочих мест, удержания и привлечения высококвалифицированных кадров, но и с точки зрения высокой результативности своей деятельности, которая заключается в трансферте (внедрении) технологий в производство и создание высококачественной наукоемкой продукции [1, с.37]. В условиях стремительного технологического прогресса и трансформации социально-экономического уклада именно подобные предприятия обеспечивают конкурентоспособность государств на мировой арене.
Великобритания занимает лидирующие позиции в области цифровой экономики (входит в состав сети цифровых правительств Digital 5), внося огромный клад в продвижение цифровой экономики. По данным экспертов, каждые 1-2 часа в Великобритании регистрируются порядка 30 инновационных стартапов. В основе подобной динамики лежит не только внушительная государственная поддержка новаторской деятельности, но и стремление предпринимателей сфокусироваться на инновационном технологическом развитии с целью выхода на новый (более качественный) уровень международного взаимодействия несмотря на все экономико-политические преграды, с которыми они сталкиваются на протяжении последнего десятилетия.
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день на инновационные предприятия Великобритании возложена огромная ответственность по восстановлению национальной экономики в условиях глобальной экономической и политической нестабильности, поскольку именно подобные МСП способны выдержать потрясения любого масштаба благодаря своей гибкости и способности быстро адаптироваться под кардинальные изменения архитектуры мировой экономической системы.
Библиографический список
1. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.2. Дмитриева, А. Б. Особенности, проблемы и перспективы интеграционных процессов в Европейском союзе на современном этапе его развития / А. Б. Дмитриева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2019. – Т. 5(71). – № 3. – С. 68-79.
3. Дмитриева, А. Оценка влияния государственной задолженности стран Европейского союза на развитие их экономики с использованием математического аппарата / А. Дмитриева, Ю. Калинина // Финансовая жизнь. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
4. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88.
5. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
6. Дмитриева И.М., Машинистова Г.Е., Харакоз Ю.К. Процесс бюджетирования в условиях отчетности на МСФО // Аудитор. - 2018. - № 6. - С. 42-50.
7. Секачева, А. Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А. Б. Секачева // Мир новой экономики. – 2021. – Т. 15. – № 1. – С. 91-99. – DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-1-91-99.
8. Секачева, А. Б. Особенности развития двустороннего сотрудничества СНГ и ЕС / А. Б. Секачева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – Т. 7. – № 1. – С. 115-121.
9. Секачева, А. Б. Торговые споры с участием Европейского союза в рамках ВТО как катализатор глобальной экономической нестабильности / А. Б. Секачева // Наука и искусство управления / Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. – 2020. – № 3-4. – С. 114-123.
10. Харакоз Ю.К. Методы признания обесценения финансовых активов // Экономика и предпринимательство. - 2022. -№ 1 (138). - С. 1246-1249.
11. Харакоз Ю.К. Конвергенция российских и международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях //
Экономика и предпринимательство. - 2022. - № 1 (138). - С. 1278-1282.
12. Prodanova, N. A. Corporate reporting of the future: on the path towards new through the analysis of today / N. A. Prodanova, N. S. Plaskova, L. V. Popova, I. Maslova, I. Dmitrieva, J. Kharakoz, V. Sitnikova // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2018. - Vol. 13. - No 4. - PP. 296-303.
13. Европейский Союз. [Официальный сайт] - URL: https://european-union.europa.eu/index_en (дата обращения: 20.12.2022)
14. The UK Innovation System // Department of Trade and Industry // OECD. [Электронный ресурс] - URL: https://www.oecd.org/science/inno/2380078.pdf (дата обращения: 29.12.2022)
15. UK Innovation Strategy // Department for Business, Energy & Industrial Strategy. [Электронный ресурс] - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1009577/uk-innovation-strategy.pdf (дата обращения: 07.01.2023)
16. Coronavirus and the impact on output in the UK economy // Office for National Statistics - [Электронный ресурс] URL:https://www.ons.gov.uk/economy/grossdomesticproductgdp/articles/coronavirusandtheimpactonoutputintheukeconomy/february2021 (дата обращения: 15.01.2023)
17. UK SME turnover // Office for National Statistics [Электронный ресурс] - URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.24919631-63cd8f1e-c7a82fa7-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/687367/uk-sme-turnover/ (дата обращения: 15.01.2023)
18. Economy of the United Kingdom. [Электронный ресурс] - URL: https://gepeskonyv.btk.elte.hu/adatok/Anglisztika/49Pint%E9r/LRSetup/UK/GEOGRAPHY/ECONOMY.htm (дата обращения: 23.12.2022)
19. The economy of the United Kingdom. [Электронный ресурс] -URL:https://www.worldatlas.com/articles/the-economy-of-the-united-kingdom.html (дата обращения: 04.01.2023)
20. As it happens: the 2022 UK energy price crisis. [Электронный ресурс] - URL: https://www.power-technology.com/analysis/uk-power-utility-crisis-gas-price-energy-bills/ (дата обращения: 09.01.2023)