2014 г. на базе Таможенного союза, существовавшего с 2009 г. С тех пор данная интеграционная группировка прилагала максимально возможные усилия для повышения конкурентоспособности и эффективности Единого экономического пространства Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.
С 2018 г. остро встал вопрос о необходимости расширения географии внешних рынков Союза за счет укрепления партнерских связей с Китайской Народной Республикой (КНР) – второй по величине экономикой мира. Однако зона свободной торговли между ЕАЭС и КНР как одна из простейших форм региональной экономической интеграции до сих пор не создана. Ее формированию препятствует ряд существенных факторов, таких как отсутствие единства в переговорных позициях стран Союза в отношении сотрудничества с Китаем, сохранение торговых ограничений, недостаточно проработанная стратегическая линия по этому вопросу. Исходя из этого, необходимо выделить ключевые теоретические и практические основы зоны свободной торговли, проанализировать важнейшие тенденции торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС и КНР, выявить основные проблемы, осложняющие появление зоны свободной торговли, и, наконец, определить перспективность подобного соглашения для обеих сторон.
Abstract: The Eurasian Economic Union (EAEU) was established in 2014 on the basis of the Customs Union that existed since 2009. Since then, this integration group has made the maximum possible efforts to increase the competitiveness and efficiency of the Common Economic Space of Armenia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan and Russia. Since 2018, the issue of the need to expand the geography of the Union's foreign markets by strengthening partnerships with the People's Republic of China (PRC), the second largest economy in the world, has become acute. However, the free trade zone between the EAEU and the PRC as one of the simplest forms of regional economic integration has not yet been created. Its formation is hindered by a number of significant factors, such as the lack of unity in the negotiating positions of the Union countries regarding cooperation with China, the persistence of trade restrictions, and an insufficiently developed strategic line on this issue. Based on this, it is necessary to identify the key theoretical and practical foundations of the free trade zone, analyze the most important trends in trade and economic cooperation between the EAEU and the PRC, identify the main problems complicating the emergence of a free trade zone, and, finally, determine the prospects of such an agreement for both sides.
Keywords: EAEU, China, PRC, free trade zone, trade restrictions.
Вступление
20‒22 марта 2023 г. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин в рамках визита в Российскую Федерацию провел переговоры с Президентом В.В. Путиным. В брифинге глав государств был обозначен перечень ключевых направлений кооперации Китая и России, в том числе в области экономического сотрудничества.
В частности, на повестке дня – сопряжение китайской инициативы «Один пояс – один путь» и Евразийского экономического союза для разработки институциональной базы в целях дальнейшего укрепления партнерских связей и углубления интеграции на пространстве Большой Евразии. Непосредственным дополнением к этому предстает нерешенность вопроса о формировании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Китаем.
Результаты исследования
В соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), в качестве зоны свободной торговли (ЗСТ) предстает объединение некоторых таможенных территорий, для которых на взаимной основе обнулены таможенные пошлины и частично либо полностью устранены торговые ограничения [10]. Данные условия соблюдаются по двусторонним или многосторонним договоренностям в отношении всех либо отдельно взятых товаров, происходящих из таможенных территорий государств-сторон соглашения.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет ЗСТ как группу стран, внутри которых тарифные и нетарифные торговые барьеры между членами, как правило, отменены, а единая торговая политика в отношении третьих стран не предусмотрена [14]. Ключевой целью создания зон свободной торговли является содействие трансграничному товарообороту, что достигается за счет устранения таможенных и иных препятствий.
Таким образом, страны-участницы ЗСТ минимизируют существующие тарифные и нетарифные барьеры, тем самым порождая противоречивые эффекты создания и отклонения торговли [3, С. 625]. С одной стороны, зоны свободной торговли увеличивают совокупное предложение импортных товаров на внутренних рынках, открывая для потребителей доступ к возможно более качественной и сравнительно дешевой продукции и расширяя охват рынков производителями из стран-членов ЗСТ. Напротив, увеличение присутствия на внутренних рынках иностранных поставщиков повышает уровень конкуренции в тех или иных отраслях экономики, а значит, в конечном итоге вызывает приращение общих издержек местных фирм и усиление борьбы за лояльность потребителей.
На современном этапе степень распространенности ЗСТ как одной из форм региональной экономической интеграции составляет 85 % от общего числа торговых соглашений [2, С. 316]. Зоны свободной торговли существуют по всему миру, но большинство из них сосредоточены на двух континентах: 48 % ‒ в Латинской Америке и Карибском бассейне, 42 % ‒ в Азии [14].
ЕАЭС за все время своего существования заключил четыре соглашения о зонах свободной торговли: с Вьетнамом (2015 г., вступило в силу в 2016 г.), Сербией (2019 г., вступило в силу в 2021 г.), Сингапуром (2019 г.) и Ираном (2018 г., вступило в силу в 2019 г., продлено в 2022 г.).
Ведутся переговоры по созданию ЗСТ с Израилем, Индией, Египтом и Китаем. Индия и Китай как партнеры России по БРИКС и страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (в которой Россия, Казахстан и Кыргызстан являются постоянными членами, Беларусь ‒ страной-наблюдателем, а Армения – партнером по диалогу) выступают наиболее привлекательными в текущих условиях ограничительной практики западных государств экономиками, не имеющими с ЕАЭС соглашений о свободной торговле.
Китайская Народная Республика предстает одной из крупнейших экономик Евразии и мира, в связи с чем интенсификация переговоров по формированию ЗСТ необходима в стратегическом плане, т.е. для потенциального извлечения конкурентных преимуществ в разнообразных сферах взаимодействия. Более того, отличительной чертой современного Китая является его независимая экономическая политика и критический взгляд на внешнеэкономические контакты, что также может оказать существенное влияние на перспективы развития внешнеторгового сотрудничества стран ЕАЭС.
Темпы внешнеторгового оборота стран-участниц ЕАЭС с Китайской Народной Республикой в 2014‒2021 гг. преимущественно показывали положительную динамику (рис. 1). За исключением значительного спада торговли в 2015‒2016 гг., вызванного снижением мировых цен на энергоносители и последующим ухудшением экономической конъюнктуры на рынках России и Китая, суммарные объемы товарообмена увеличивались на 5 % в среднегодовом выражении. В течение рассматриваемого периода доля Китая среди внешнеторговых партнеров Союза устойчиво возрастала в среднем на 6 % в год.
Рисунок 1 ‒ Динамика внешней торговли ЕАЭС и Китая в 2014‒2021 гг. [15]
Наибольшую весомость в торговле с Китаем имеет Российская Федерация: на ее долю приходится более 80 % всего товарооборота ЕАЭС (рис. 2). Другие участники Союза значительно отстают от России по объемам внешней торговли с КНР и занимают от 1 до 16 % в структуре внешнеторгового сотрудничества. Таким образом, дисперсия долей стран ЕАЭС во внешнеторговом обороте с Китаем составляет 11 %.
Рисунок 2 ‒ Доля стран-участниц ЕАЭС во внешней торговле с Китаем, % [15]
Китайский импорт в страны-участницы Союза можно считать в достаточной степени диверсифицированным: ключевыми товарными группами выступают мобильные устройства, машины и оборудование, электротехника, а также отдельные позиции продукции текстильной промышленности (табл. 1).
Таблица 1
Крупнейшие товарные группы в структуре импорта
в страны ЕАЭС из КНР за 2021 г., % к итогу [15]
Страна | Товар | Доля |
Армения | Диоды, транзисторы и аналогичные полупроводниковые устройства; фоточувствительные полупроводниковые приборы | 7,6% |
Телефонный аппарат, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей | 6,3% | |
Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства | 4,2% | |
Обувь с наружной подошвой и верхом из резины или пластмассы | 2,6% | |
Новые пневматические шины из резины | 2,3% | |
Беларусь | Телефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей | 8,8% |
Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства | 5,9% | |
Детали, пригодные для использования исключительно или главным образом с передающими и приемными устройствами | 4,9% | |
Товары, не указанные в других источниках | 3,7% | |
Запчасти и принадлежности для тракторов, автотранспортных средств для перевозки десяти и более человек | 3,0% | |
Казахстан | Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства | 17,6% |
Телефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей | 8,5% | |
Обувь с наружной подошвой и верхом из резины или пластмассы | 4,4% | |
Самоходные бульдозеры, угловые бульдозеры, грейдеры, выравниватели, скреперы, механические лопаты, экскаваторы | 2,4% | |
Колготки, трико, чулки, носки и другие чулочно-носочные изделия, вкл. градуированные компрессионные чулочно-носочные изделия | 1,6% | |
Кыргызстан | Трикотажные или вязаные крючком ткани | 10,3% |
Телефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей | 7,7% | |
Обувь с наружной подошвой и верхом из резины или пластмассы | 5,0% | |
Мужские или мальчишеские костюмы, ансамбли, куртки, блейзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и бандажами, бриджи | 5,0% | |
Тканые ткани из синтетической нитяной пряжи, вкл. моноволокно | 4,1% | |
Россия | Телефонные аппараты, вкл. телефоны для сотовых сетей или для других беспроводных сетей | 11,3% |
Автоматические машины для обработки данных и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства | 7,7% | |
Запчасти и принадлежности для тракторов, автотранспортных средств для перевозки десяти и более человек | 2,7% | |
Машины, установки или лабораторное оборудование с электрическим подогревом или без него | 1,8% | |
Электрические проточные или накопительные водонагреватели и погружные нагреватели; электрическое отопление помещений | 1,7% |
С точки зрения регулирования проникновения товаров из Китая на рынки стран-участниц ЕАЭС целесообразно рассмотреть динамику средних взвешенных ставок импортных тарифов.
Эффективные тарифы, отражающие действительный (номинальный) уровень ввозных пошлин на китайскую продукцию, в 2014‒2020 гг. колебались в пределах от 4 до 7 %, тогда как среднемировые импортные тарифы составляли 5‒6 % (рис. 3). Наиболее высокие ставки импортных тарифов устанавливались Беларусью (максимально 5,5 %), Казахстаном (максимум в 5,9 %) и Кыргызстаном (высшая ставка – 7,3 %).
Рисунок 3 ‒ Средневзвешенные ставки эффективно применяемых тарифов в отношении импорта из КНР, % [16]
Средневзвешенные импортные тарифы, установленные в соответствии с предоставлением КНР режима наибольшего благоприятствования (РНБ), составляли 3‒8 % в странах Союза, на мировом рынке – от 6 до 7 % (рис. 4).
Рисунок 4 ‒ Средневзвешенные ставки тарифов РНБ
в отношении импорта из КНР, % [17]
Меры нетарифного регулирования (МНТ), в соответствии с нормами Евразийского экономического союза, применяются в отношении товаров из третьих стран, согласно списку, представленному в табл. 2. Для Китая актуальны ограничения, касающиеся запретов на ввоз, автоматического лицензирования и применения специальных защитных мер.
Таблица 2
Единый перечень товаров, подпадающих под действие мер
нетарифного регулирования в отношении третьих стран [6]
Применяемые МНТ | Объекты применения |
Запрет на ввоз/вывоз | Озоноразрушающие вещества и средства, их содержащие, запрещенные к ввозу/вывозу; опасные отходы, запрещенные к ввозу; информация на печатных, аудиовизуальных и иных носителях информации, запрещенная к ввозу и вывозу; и др. |
Разрешительный порядок ввоза/вывоза | Средства защиты растений; информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья; служебное и гражданское оружие; органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека; культурные ценности; шифровальные средства; лекарственные средства; и др. |
Количественные ограничения (временно) | Гречиха; лесоматериалы. |
Автоматическое лицензирование | Трубы стальные. |
Специальные защитные меры (квоты, лицензии) | Отдельные виды сельскохозяйственных товаров; прокат горячекатаный из углеродистых и легированных сталей в листах и рулонах; товары, происходящие из Республики Сербии. |
Эффективные ставки импортных тарифов на товары, ввозимые в КНР из стран ЕАЭС, существенно ниже, чем ставки, установленные в Союзе: средний их уровень колеблется в пределах от 0,27 % до 9,44 % (рис. 5). Наиболее высокие тарифы Китай определил для Беларуси и Кыргызстана, самые низкие – для Армении и Российской Федерации. Для сравнения, импортные пошлины в среднем по миру составляли от 3 до 5 %.
Рисунок 5 ‒ Средневзвешенные ставки эффективно применяемых тарифов в отношении импорта товаров в Китай, % [13]
Импорт стран-членов ЕАЭС в Китай в основном представлен продукцией добывающих и перерабатывающих отраслей с относительно низкой добавленной стоимостью ‒ металлургической, пищевой, сельскохозяйственной, нефтегазовой и т.д. (табл. 3). Крупнейшими товарными группами выступают руды, шлак и зола, а также минеральное топливо и минеральные масла.
Таблица 3
Крупнейшие товарные группы в структуре импорта
из стран ЕАЭС в КНР за 2021 г., % к итогу [15]
Страна | Товар | Доля |
Армения | Алюминий и изделия из него | 0,2% |
Транспортные средства, отличные от железнодорожного или трамвайного подвижного состава, а также их части и принадлежности | 0,2% | |
Напитки, крепкие спиртные напитки и уксус | 0,3% | |
Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические приборы | 0,9% | |
Руды, шлак и зола | 98,2% | |
Беларусь | Сахар и сахарные кондитерские изделия | 2,7% |
Древесная масса или из другого волокнистого целлюлозного материала; восстановленная бумага (отходы и лом) | 10,5% | |
Древесина и изделия из древесины; древесный уголь | 14,0% | |
Молочные продукты; птичьи яйца; натуральный мед; пищевые продукты животного происхождения, не используемые в других местах | 22,0% | |
Мясо и съедобные мясные субпродукты | 36,6% | |
Казахстан | Неорганические химикаты; органические или неорганические соединения драгоценных металлов, редкоземельных металлов | 6,8% |
Железо и сталь | 8,2% | |
Медь и изделия из нее | 20,9% | |
Руды, шлак и зола | 22,8% | |
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества | 30,5% | |
Кыргызстан | Алюминий и изделия из него | 4,9% |
Необработанные шкуры (кроме меховых) и кожевенное сырье | 5,0% | |
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества | 13,4% | |
Табак и изготовленные заменители табака | 25,7% | |
Руды, шлак и зола | 46,9% | |
Россия | Машины, механические приспособления, ядерные реакторы, котлы; их части | 2,8% |
Товары, не указанные в других источниках | 3,5% | |
Древесина и изделия из древесины; древесный уголь | 5,2% | |
Руды, шлак и зола | 5,3% | |
Минеральное топливо, минеральные масла и продукты их перегонки; битуминозные вещества | 66,5% |
Обсуждение
Одним из важнейших факторов, осложняющих создание зоны свободной торговли ЕАЭС и Китая, выступает разработка перечня так называемых «чувствительных» товаров, под которыми подразумевается продукция, представляемая на рынках с высоким уровнем конкуренции и, соответственно, импорт которой оказывает значительное воздействие на степень конкурентоспособности национальных производителей [12]. Так, например, к категории «чувствительных» товаров Евразийским межправительственным советом отнесены отдельные товарные позиции продукции автомобилестроения, производства резиновых и пластмассовых изделий, легкой промышленности, металлургической и строительной отраслей, сельскохозяйственного машиностроения и др. [9]. Основной риск, связанный с подобными товарами, заключается в сравнительно низкой себестоимости китайского производства, что, в свою очередь, непосредственным образом сказывается на конечной цене продукции, представленной на внутренних рынках стран-участниц Союза [7].
Существенные риски в рамках процесса формирования зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной Республикой несет раздробленность отдельных направлений экономической политики стран-участниц [5]. Иначе говоря, по ряду вопросов, имеющих первостепенное значение для выстраивания конкурентоспособного пространства свободных торговых отношений, у членов Союза отсутствует единая концепция развития, что усугубляется различиями в приоритетах во взаимодействии с Китаем. Значительное влияние на успешность переговоров по ЗСТ оказывает асимметрия экономического потенциала государств внутри Союза. Крупнейшим актором ЕАЭС является Российская Федерация, по совместительству предстающая важнейшим стратегическим партнером КНР. Таким образом, необходима эффективная координация усилий в проработке регулирования внутреннего рынка ЕАЭС с точки зрения торгово-экономических и инвестиционных потоков.
В качестве образца формирования ЗСТ между странами-участницами ЕАЭС и Китайской Народной Республикой могут выступать экспериментальные (пилотные) зоны свободной торговли (ЭЗСТ), в пределах которых законодательно разрешено устранение торговых ограничений в отношении иностранных товаров (табл. 4) [8].
Таблица 4
Экспериментальные (пилотные) зоны свободной торговли Китая [1, С. 41‒98]
Этапы создания | Зона свободной торговли | Год создания | Отличительные характеристики |
Первая волна | Шанхайская | 2013 | Особый таможенный режим на территориях Вайгаоцяо, Цзиньцяо, Линьган. Беспошлинные логистические зоны Вайгаоцяо, Яншань и Пудун. Финансовые участки Луцзяцзуй и Экспо. Применение принципа «единого окна». |
Вторая волна | Гуандунская | 2014 | Важный узел Морского шелкового пути XXI в. «Образцовое окно» передовых финансовых услуг, банковского сектора и т.д. Три участка: Наньша, Цяньхай-Шэкоу, Нэнцинь. |
Тяньцзиньская | 2014 | Три участка: Дунцзян, Тяньцзиньский аэропорт, Биньхай. Направлена на скоординированное развитие региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, всемерное развитие торговли услугами и массовыми грузами, крупномасшатбного импорта автомобилей. | |
Фуцзяньская | 2014 | Три участка: Пинтань, Сямэнь, Фучжоу. Осуществляет поиск новой модели производственного сотрудничества Фуцзяни и Тайваня. Созданы специализированные фонды поддержки предприятий. | |
Третья волна | Ляонин | 2016 | Три участка: Даляньский, Шэньянский, Инкоу. Ориентирована на развитие логистики, являясь центром интермодальных перевозок. |
Чжэцзянская | 2016 | Три участка: северный и южный районы о. Чжоушань, внеостровная часть г. Чжоушань. Беспошлинные порты для либерализации торговли массовыми товарами. В 2020 г. добавлены участки Нинбо, Ханчжоу и Цзиньхуа. | |
Шэньсийская | 2016 | Опорный пункт экономического сотрудничества и гуманитарных обменов ЭПШП. Включает зоны экспортной переработки и района услуг международного аэропорта Сиани, демонстрационный район высоких агротехнологий Янлин. Созданы парки международного сотрудничества в сельском хозяйстве совместно с Россией, США, Казахстаном, Кыргызстаном, Австралией и Мозамбиком. | |
Чунцинская | 2016 | Международный логистический центр. Включает три участка: Лян цзян, Сиюн и Гоюаньган. | |
Сычуаньская | 2016 | Три участка: Тяньфу, железнодорожный порт Цинбайцзян, порт Лучжоу. Включает в себя беспошлинные логистические центры. | |
Хэбэйская | 2016 | Три участка: Уханьский, Ичанский и Сянъянский. Основное назначение – освоение и наращивание производства новейших видов перерабатывающей промышленности. Созданы специализированные «городки» высокотехнологичных производств. | |
Хэнаньская | 2016 | Комплексный транспортно-логистический узел и район с открытой экономикой. Участки: Чжэнчжоуский, Кайфэнский, Лоянский. | |
Четвертая волна | Хайнань | 2018 | Самая крупная ЗСТ в мире. Кючевые авангардные районы – порт Янпу и район Цзяндун. |
Хэйлунцзян | 2019 | Участки: Харбин, Хэйхэ, Суйфэньхэ. Транспортные узлы, являющиеся частью коридоров «Приморье 1» и «Приморье 2». | |
Хэбэй | 2019 | Содействует развитию района Сюнъань. Четыре участка: Сюнъань, Чжэндин, Цаохэдянь, аэропорт Дасин. | |
Шаньдун | 2019 | Три участка: Цзинань, Циндао, Яньтай. Поддержка морского хозяйства Китая, поиск путей сотрудничества с Японией и Кореей. | |
Гуанийская | 2019 | Имеет доступ к морю. Укрепляет торгово-экономическое сотрудничество в АСЕАН. Три участка: Наньнин, Циньчжоу, Чунцзо. | |
Цзянсу | 2019 | Три участка: Наньцзин, Сучжоу, Ляньюньган. Разрабатывает новое поколение информационной техники, нанотехнологий и т.п. | |
Юньнаньская | 2019 | Три участка: Куньминский, Хунхэ, Дэхун. Занимается развитием торговли и высокотехнологичных производств, является районом приграничной торговли и трансграничных расчетов в юанях. | |
Хунань | 2020 | Ориентирована на формирование кластера передовой перерабатывающей промышленности, торгово-инвестиционного коридора. Три участка: Чанша, Юэян, Чэньчжу. | |
Аньхой | 2020 | Три участка: Хэфэйский, Ухуский, Бэнбу. Концентрируется на производстве микросхем, электротехники. Комплексный центр научно-технического развития. | |
Пекин | 2020 | Участки научно-технических инноваций, международных торговых услуг, высокотехнологичных производств. |
ЭЗСТ позволяют повысить эффективность системы регулирования внешнеторговой деятельности китайских компаний, содействовать большей интеграции местного финансового рынка в международный и т.п. [1, С. 7]. Каждая ЭЗСТ разрабатывает собственные комплексные проекты развития, исходя из уровня экономического потенциала региона базирования. Сопряжение экспериментальных зон свободной торговли Китая и Единого экономического пространства ЕАЭС обеспечит доступ стран-участниц к важнейшим транспортно-логистическим центрам КНР и, как следствие, региональным транспортным коридорам Восточной Азии. Кроме того, появится возможность извлекать конкурентные преимущества из обмена научно-техническими достижениями и передовыми технологиями в развитие экономического потенциала. Также для ЕАЭС могут открыться рынки сбыта в странах-участницах Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП), например, Брунее, Камбодже, Индонезии, Лаосе, Малайзии, Мьянме и др. [7].
Несомненно, в долгосрочной перспективе углублению конвергенции между ЕАЭС и КНР будет содействовать международный проект «Один пояс ‒ один путь» (ОПОП), включающий в себя две масштабные инициативы: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века» [5]. ОПОП приобрел стратегическое значение для стран-участниц Союза после заключения в 2018‒2019 гг. Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, носящего непреференциальный характер и, соответственно, не имеющего своей целью устранять существующие торговые барьеры. Ключевыми приоритетами реализации проекта ОПОП, а также российской инициативы по выстраиванию Большого евразийского партнерства (БЕП), являются: усиление экономической интеграции стран в БЕП, эффективное развитие евразийской транспортно-логистической системы, стимулирование социально-экономического роста регионов и т.д. [11].
В феврале 2023 г. страны ЕАЭС и Китай подписали соглашение о запуске дорожной карты, призванной обеспечить «активизацию и насыщение» торгово-экономического сотрудничества [4]. Данный документ предполагает цифровизацию транспортных коридоров, формирование единой системы электронного документооборота, развитие кооперации в таможенном деле и торгово-политических вопросах. Одним из потенциальных направлений углубления взаимодействия выступает создание оптово-распределительных и логистических центров, а также внедрение технологии электронного таможенного транзита.
В целях выяснения перспективности создания зоны свободной торговли ЕАЭС-КНР на текущий момент, воспользуемся методом комбинированного SWOT-анализа. На первом его этапе необходимо произвести отбор критериев и их распределение по четырем категориям: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Далее происходит попарное сравнение критериальных показателей (табл. 6‒9) с выставлением балльных оценок исходя из шкалы, представленной в табл. 5. Вес частного критериального показателя рассчитывается как отношение счетного итого к общему счетному (контрольному) итого по каждой категории.
Таблица 5
Разбалловка для попарных сравнений частных критериальных
показателей в матрице предпочтений/непредпочтений
Шкала | Баллы | ||||
Предпочтения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Непредпочтения | 1 | 0,5 | 0,33 | 0,25 | 0,2 |
Таблица 6
Матрица попарных сравнений сильных сторон
Наименование частных критериальных показателей | Весомость КНР как внешнеторгового партнера ЕАЭС | Диверсифицированность китайского импорта | Наличие РНБ в отношении КНР | Сравнительно низкие импортные тарифы КНР в отношении ЕАЭС | Наличие нормативно-правового каркаса — Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве | Счетное итого | Вес показателя |
Весомость КНР как внешнеторгового партнера ЕАЭС | 1 | 4 | 3 | 0,25 | 0,25 | 8,5 | 0,20 |
Диверсифицированность китайского импорта | 0,25 | 1 | 0,33 | 0,25 | 0,33 | 2,16 | 0,05 |
Наличие РНБ в отношении КНР | 0,33 | 3 | 1 | 0,33 | 0,33 | 4,99 | 0,12 |
Сравнительно низкие импортные тарифы КНР в отношении ЕАЭС | 4 | 4 | 3 | 1 | 0,33 | 12,33 | 0,29 |
Наличие нормативно-правового каркаса — Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 14 | 0,33 |
Контрольное итого | 9,58 | 15 | 10,33 | 4,83 | 2,24 | 41,98 | 1 |
Таблица 7
Матрица попарных сравнений слабых сторон
Наименование частных критериальных показателей | Значительная асимметрия веса стран-членов ЕАЭС в торговле с КНР | Сравнительно высокие импортные тарифы ЕАЭС в отношении КНР | Низкая диверсификация импорта ЕАЭС | Низкая конкурентоспособность товаров ЕАЭС | Отсутствие единой транспортно-логистической системы | Счетное итого | Вес показателя |
Значительная асимметрия веса стран-членов ЕАЭС в торговле с КНР | 1 | 0,25 | 0,33 | 0,25 | 0,25 | 2,08 | 0,05 |
Сравнительно высокие импортные тарифы ЕАЭС в отношении КНР | 4 | 1 | 3 | 0,33 | 3 | 11,33 | 0,26 |
Низкая диверсификация импорта ЕАЭС | 3 | 0,33 | 1 | 0,25 | 0,33 | 4,91 | 0,11 |
Низкая конкурентоспособность товаров ЕАЭС | 4 | 3 | 4 | 1 | 4 | 16 | 0,37 |
Отсутствие единой транспортно-логистической системы | 4 | 0,33 | 3 | 0,25 | 1 | 8,58 | 0,20 |
Контрольное итого | 16 | 4,91 | 11,33 | 2,08 | 8,58 | 42,9 | 1 |
Таблица 8
Матрица попарных сравнений возможностей
Наименование частных критериальных показателей | Сопряжение ЕЭП ЕАЭС и ЭЗСТ Китая | Доступ к новым рынкам сбыта в рамках ВРЭП | Конвергенция в проекте ОПОП | Достижение цифрового суверенитета | Создание регионального транспортно-логистического узла | Счетное итого | Вес показателя |
Сопряжение ЕЭП ЕАЭС и ЭЗСТ Китая | 1 | 3 | 1 | 4 | 4 | 13 | 0,34 |
Доступ к новым рынкам сбыта в рамках ВРЭП | 0,33 | 1 | 0,33 | 0,5 | 3 | 5,16 | 0,13 |
Конвергенция в проекте ОПОП | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 10 | 0,26 |
Достижение цифрового суверенитета | 0,25 | 2 | 0,25 | 1 | 0,25 | 3,75 | 0,10 |
Создание регионального транспортно-логистического узла | 0,25 | 0,33 | 1 | 4 | 1 | 6,58 | 0,17 |
Контрольное итого | 2,83 | 9,33 | 3,58 | 13,5 | 9,25 | 38,49 | 1 |
Таблица 9
Матрица попарных сравнений угроз
Наименование частных критериальных показателей | Сложность регулирования торговли чувствительными товарами | Высокий уровень конкурентоспособности китайской продукции в сравнении с товарами ЕАЭС | Различия приоритетов внешнеэкономической политики стран-участниц ЕАЭС | Санкционное давление | Нарушение логистики | Счетное итого | Вес показателя |
Сложность регулирования торговли чувствительными товарами | 1 | 1 | 0,33 | 0,25 | 4 | 6,58 | 0,16 |
Высокий уровень конкурентоспособности китайской продукции в сравнении с товарами ЕАЭС | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 9 | 0,22 |
Различия приоритетов внешнеэкономической политики стран-участниц ЕАЭС | 3 | 1 | 1 | 4 | 4 | 13 | 0,32 |
Санкционное давление | 4 | 0,33 | 0,25 | 1 | 4 | 9,58 | 0,24 |
Нарушение логистики | 0,25 | 0,33 | 0,25 | 0,25 | 1 | 2,08 | 0,05 |
Контрольное итого | 9,25 | 3,66 | 2,83 | 8,5 | 16 | 40,24 | 1 |
Следующий шаг – выставление экспертных оценок путем присвоения частным критериям рангов, исходя из уровня их значимости для формирования ЗСТ, по шкале табл. 10.
Таблица 10
Интервалы балльных оценок частных критериальных показателей экспертной группы по видам обобщенных характеристик
Обобщенная характеристика | Интервал экспертных оценок | |
минимум | максимум | |
S (сильные стороны) и O (возможности) | +1 | +5 |
W (слабые стороны) и T (угрозы) | -5 | -1 |
Третий этап – расчет обобщенных балльных оценок критериальных показателей по каждой группе SWOT-анализа (табл. 11) с учетом их весовых характеристик, определенных на втором шаге. Балльная оценка показателя с учетом его весомости рассчитывается как произведение экспертной оценки критерия и его веса.
Таблица 11
Расчет обобщенных характеристик SWOT-анализа
Частные критериальные показатели | Балл показателя | Его весомость (значимость) | Балльная оценка показателя с учетом его весомости |
Сильные стороны | |||
Весомость КНР как внешнеторгового партнера ЕАЭС | 5 | 0,20 | 1,01 |
Диверсифицированность китайского импорта | 1 | 0,05 | 0,05 |
Наличие РНБ в отношении КНР | 2 | 0,12 | 0,24 |
Сравнительно низкие импортные тарифы КНР в отношении ЕАЭС | 4 | 0,29 | 1,17 |
Наличие нормативно-правового каркаса — Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве | 3 | 0,33 | 1,00 |
Итого | 1 | 3,48 | |
Слабые стороны | |||
Значительная асимметрия веса стран-членов ЕАЭС в торговле с КНР | -2 | 0,05 | -0,10 |
Сравнительно высокие импортные тарифы ЕАЭС в отношении КНР | -3 | 0,26 | -0,79 |
Низкая диверсификация импорта ЕАЭС | -4 | 0,11 | -0,46 |
Низкая конкурентоспособность товаров ЕАЭС | -5 | 0,37 | -1,86 |
Отсутствие единой транспортно-логистической системы | -1 | 0,20 | -0,20 |
Итого | 1 | -3,41 | |
Возможности | |||
Сопряжение ЕЭП ЕАЭС и ЭЗСТ Китая | 5 | 0,34 | 1,69 |
Доступ к новым рынкам сбыта в рамках ВРЭП | 3 | 0,13 | 0,40 |
Конвергенция в проекте ОПОП | 4 | 0,26 | 1,04 |
Достижение цифрового суверенитета | 1 | 0,10 | 0,10 |
Создание регионального транспортно-логистического узла | 2 | 0,17 | 0,34 |
Итого | 1 | 3,57 | |
Угрозы | |||
Сложность регулирования торговли чувствительными товарами | -4 | 0,16 |
-0,65
|
Высокий уровень конкурентоспособности китайской продукции в сравнении с товарами ЕАЭС | -5 | 0,22 | -1,12 |
Различия приоритетов внешнеэкономической политики стран-участниц ЕАЭС | -2 | 0,32 | -0,65 |
Санкционное давление | -3 | 0,24 | -0,71 |
Нарушение логистики | -1 | 0,05 | -0,05 |
Итого | 1 | -3,18 |
Четвертый, заключительный этап – расчет позиций критериев по осям
S-W и O-T и определение перспективности формирования ЗСТ ЕАЭС-КНР в настоящий момент по характеристике соответствующего квадранта графика SWOT-анализа (рис. 6). График построен по результатам табл. 11 по следующей методике: точка по оси S-W соответствует разности итоговых балльных оценок сильных и слабых сторон с учетом весомости критериев, по оси O-T – разности итоговых балльных оценок возможностей и угроз с учетом весомости критериев. Конечная точка в пределах квадрантов находится на пересечении перпендикуляров к осям S-W и O-T.
Рисунок 6 ‒ Позиционирование (комплексная оценка) условий
создания ЗСТ ЕАЭС-КНР по итогам SWOT-анализа
Таким образом, для формирования зоны свободной торговли между странами-участницами Евразийского экономического союза и Китаем в данный момент времени имеет место весьма благоприятный климат и значительный потенциал развития внешнеторгового сотрудничества. Однако нельзя не отметить, что в рамках сравнительного анализа были рассмотрены не все факторы, оказывающие влияние на успешность создания ЗСТ, соответственно, невозможно исключать их неблагоприятное воздействие на темпы конвергенции сторон по соответствующему вопросу. Частные критерии, примененные в процессе SWOT-анализа, по большей части компенсируют влияние друг друга и уравновешивают как внутреннюю, так и внешнюю среду.
Заключение
Государствам-членам ЕАЭС и Китайской Народной Республике необходимо сосредоточить максимум усилий на нивелировании угроз для внешнеторгового сотрудничества и превращении слабых сторон в сильные. Особое внимание следует уделить проработке вопросов, связанных с как можно более полным устранением либо максимально возможным снижением тарифных барьеров, сокращением воздействия нетарифных ограничений на рынки, усилением переговорной позиции внутри Евразийского экономического союза с учетом конкурентных преимуществ Китая как ведущего внешнего партнера. Более того, имеет смысл определить набор тех возможностей, которые открываются на двусторонней основе, и работать в направлении их реализации.
Библиографический список
1. Портяков В.Я. Экспериментальные зоны свободной торговли в Китае: монография. ‒ М.: ИДВ РАН, 2021. ‒ 104 с.2. Зыбенко С.В., Съедугина А.С. Анализ опыта КНР при создании зон свободной торговли и перспектив сотрудничества с ЕАЭС // Вызовы и решения для бизнеса: ВЭД в новых реалиях. ‒ 2023. ‒ С. 316‒322.
3. Копбасарова Г.К., Мусагулов Д.Н. Правовые и экономические аспекты зон свободной торговли // Актуальные вопросы современной экономики. ‒ 2022. ‒ № 5. ‒ С. 625‒630.
4. ЕАЭС и Китай перейдут на электронный документооборот при железнодорожных перевозках грузов / Платформа Trans.ru. ‒ Режим доступа: https://trans.ru/news/eaes-i-kitai-pereidut-na-elektronnii-dokumentooborot-pri-zheleznodorozhnih-perevozkah-gruzov (дата обращения: 19.03.2023).
5. Евразийский экономический союз: связи с внешним миром / Евразийский банк развития. ‒ Режим доступа: https://eabr.org/upload/docs/EDB%20Centre%202017_Monograph_Chapter%205.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
6. Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и Положения о порядке ввоза и (или) вывоза этих товаров / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/MFN-WGHTD-AVRG/Partner/CHN/Product/Total (дата обращения: 18.03.2023).
7. ЗСТ между ЕАЭС и Китаем – дело перспективное, но не быстрое / Ритм Евразии. ‒ Режим доступа: https://www.ritmeurasia.org/news--2022-10-29--zst-mezhdu-eaes-i-kitaem-delo-perspektivnoe-no-ne-bystroe-62781 (дата обращения: 07.03.2023).
8. Китай может запустить Зону свободной торговли с ЕАЭС в Синьцзяне / Евраzия Эксперт. ‒ Режим доступа: https://eurasia.expert/kitay-mozhet-zapustit-zonu-svobodnoy-torgovli-s-eaes-v-sintszyane/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 07.03.2023).
9. Перечень чувствительных товаров, приоритетных для промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/SiteAssets/Основные%20направления%20промышленного%20сотрудничества/Чувствительные%20товары/перечень.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
10. Положения и практика в области регулирования регионального сотрудничества и преференциальной торговли (в т.ч. в области невзаимных преференций) / Институт торговой политики НИУ ВШЭ. ‒ Режим доступа: https://tradepol.hse.ru/programme4.7.3 (дата обращения: 07.03.2023).
11. Формирующаяся архитектура евразийского регионализма: тандем ЕАЭС и китайской инициативы ОПОП / Информационно-аналитический центр МГУ. ‒ Режим доступа: https://ia-centr.ru/mediatorcis/mediatorcis2020/formiruyushchayasya-arkhitektura-evraziyskogo-regionalizma-tandem-eaes-i-kitayskoy-initsiativy-opop/ (дата обращения: 07.03.2023).
12. Чувствительные товары / Евразийская экономическая комиссия. ‒ Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/Pages/Чувствительные%20товары/goods.aspx (дата обращения: 07.03.2023).
13. China Product AHS Weighted Average from World / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CHN/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/AHS-WGHTD-AVRG/Partner/WLD/Product/Total# (дата обращения: 19.03.2023).
14. Free Trade Zones (FTZs) | Definition, Example & Benefits / Drip Capital Inc. ‒ Режим доступа: https://www.dripcapital.com/en-us/resources/blog/free-trade-zones-ftzs (дата обращения: 16.03.2023).
15. Trade Map – Trade statistics for international business development / International Trade Centre. ‒ Режим доступа: https://www.trademap.org/(X(1)S(di0syw55k2zdcy55gq31cwq1))/Index.aspx (дата обращения: 16.03.2023).
16. World Product AHS Weighted Average from China / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/AHS-WGHTD-AVRG/Partner/CHN/Product/Total# (дата обращения: 18.03.2023).
17. World Product MFN Weighted Average from China / World Integrated Trade Solution. ‒ Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/StartYear/2014/EndYear/2020/TradeFlow/Import/Indicator/MFN-WGHTD-AVRG/Partner/CHN/Product/Total (дата обращения: 18.03.2023).