Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.
Abstract: The article is devoted to the analysis of trade relations of the EAEU member-states with China, the positive dynamics of the growth of the trade turnover of the parties is indicated. Trade cooperation between Russia and Kazakhstan with China is considered, as those are the countries with the highest rates in foreign trade with China among the EAEU countries. The investment cooperation of the parties is analysed; in general, there is an increase in the volume of Chinese investments in the countries of the Union. The mutual investment flows of Russia and China are considered in detail. The article also presents two points of view on the strengthening position of China in the post-Soviet territory, in this context the EAEU member-states need to form a balanced strategy for their own independent development.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Keywords: Eurasian Economic Union, China, Russia, Kazakhstan, cooperation, trade turnover, export, import, investment.
Введение
Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции, которая была учреждена в 2015 году, и целью которой является совершенствование и кооперация экономик государств-членов. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проводится скоординированная, согласованная политика в отраслях экономики. ЕАЭС предшествовало Евразийское экономическое сообщество, существовавшее в период с 2001 по 2014 гг. В настоящее время странами-участницами объединения выступают Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.
ЕАЭС осуществляет международное сотрудничество на различных географических направлениях, в том числе со странами Латинской Америки, Северной Африки, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. Среди стран-партнеров Китай играет ключевую роль. Страны ЕАЭС на протяжении долгого периода времени поддерживают тесные политические и экономические связи с Пекином, что обусловлено не только взаимными выгодами от сотрудничества, но и территориальной близостью стран-участниц Союза (Казахстан, Кыргызстан и Россия имеют общую границу с Китаем).
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Основная часть исследования
Экономическое взаимодействие между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами и Китайской Народной Республикой на современном этапе оформлено в формате Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, которое было подписано 17 мая 2018 г. и вступило в силу 25 октября 2019 г. Стоит отметить, что данное Соглашение не подразумевает создание зоны свободной торговли, т.е. Соглашение не носит преференциальный характер и не предусматривает снижение тарифных импортных пошлин, что можно объяснить неготовностью государств ЕАЭС к выходу на рынки третьих стран и необходимостью наращивания собственного производства и повышения конкурентоспособности товаров национальных производителей. Тем не менее, Соглашение определяет единый формат взаимодействия ЕАЭС и КНР и охватывает широкий круг вопросов, в том числе техническое и торговое регулирование, вопросы повышения прозрачности систем санитарных и фитосанитарных мер, защита прав интеллектуальной собственности, в Соглашении также определены сферы перспективного сотрудничества – энергетика, инновации, окружающая среда. Кроме того, одной из форм взаимодействия в рамках данного Соглашения выступают специально созданные рабочие группы, включающие представителей от Китая, стран ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и, т.е. появляется платформа, позволяющая сторонам на постоянной основе предметно обсуждать взаимную либерализацию и дальнейшее сотрудничество. 16 февраля 2023 года в формате видеоконференцсвязи состоялось третье заседание Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. На заседании была подписана дорожная карта, направленная на активизацию и насыщение торгово-экономического взаимодействия сторон.
Китай является главным торговым партнером ЕАЭС по состоянию на 2021 г. По данным Евразийской экономической комиссии, оборот внешней торговли Союза с третьими странами на конец 2021 г. составил 846,4 млрд. долл., из которых 166,5 млрд. долл. приходится на КНР, что на 32,2% больше по сравнению с 2020 г. (19,7% внешнеторгового оборота ЕАЭС). ЕАЭС, однако, занимает далеко не лидирующие позиции (8-е место) во внешнеторговом обороте Китая, его доля за тот же период равна 3%, по оценкам МВФ.
Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта ЕАЭС с Китаем за период 2015-2021 гг. (млрд. долл.)
Источник: составлено автором по данным ЕЭК.
С момента образования Союза наблюдается планомерное увеличение объемов экспорта и импорта с Китаем (рис.1). Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса, в 2021 г. оно равнялось 8,1 млрд. долл.
Основу экспорта традиционно составили минеральные продукты на сумму 54,6 млрд. долл., из которых экспорт нефти – 36,8 млрд. долл. (рис.2).
Рисунок 2. Структура экспорта ЕАЭС в Китай по основным отраслевым направлениям в 2021 году (млрд. долл.)
Источник: составлено автором по данным ЕЭК.
Основой импорта ЕАЭС стали машины, оборудование и наземные транспортные средства, стоимостной объем составил 51,3 млрд. долл. (рис.3). Такой большой объём импорта по данной товарной категории можно объяснить недостаточным технологическим потенциалом стран-участниц ЕАЭС. По данным Европейской экономической комиссии ООН (UNECE), по состоянию на 2020 г. затраты на исследования и разработки из стран-участниц ЕАЭС только в России составили более 1% от ВВП, в Белоруссии затраты составили – 0,5%, в Армении – 0,2%, в Казахстане и Кыргызстане – 0,1%.
Рисунок 3. Структура импорта ЕАЭС из Китая по основным отраслевым направлениям в 2021 году (млрд. долл.)
Источник: составлено автором по данным ЕЭК.
Товарооборот между государствами-членами ЕАЭС и Китаем демонстрировал постоянный рост до 2014 г. Последовавшее затем снижение в 2015 г. было вызвано замедлением темпов роста мировой экономики, падением внутреннего спроса и волатильностью на финансовых рынках. Здесь важно отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан главами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в 2014 г., а Республика Армения и Кыргызская Республика присоединились к Союзу в 2015 г. С 2016 г. по 2019 г. наблюдается восстановление показателей. В 2020 г. ввиду введения странами мер по борьбе с коронавирусом произошло падение объемов товарооборота, и в 2021 г. после снятия антиковидных ограничений показатели снова продемонстрировали положительную динамику.
Рисунок 4. Динамика товарооборота государств-членов ЕАЭС с Китаем
за период 2011-2021 гг. (млрд. долл.)
Источник: составлено автором по данным ЕЭК.
На рис. 4 также видно, что наибольший вклад в товарооборот между ЕАЭС и Китаем вносят Россия и Казахстан. Китай с 2010 года является крупнейшим торговым партнером России. В 2022 году оборот торговли между КНР и Российской Федерацией достиг рекордного за все время значения в 190,27 млрд. долл., что на 29,3% выше значений прошлого года (по данным Главного таможенного управления КНР). В 2019 году российско-китайские отношения были официально определены сторонами как «отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху». А результаты недавнего государственного визита главы КНР Си Цзиньпина в Москву, состоявшегося 20-22 марта 2023 г., будут содействовать дальнейшему углублению сотрудничества между странами и позволит создать новые стимулы для развития отношений сторон.
Казахстан также развивает тесные политические и экономические связи с Китаем. КНР является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Казахстана. Анализ торговых связей между сторонами за 2021 г. продемонстрировал положительную динамику роста товарооборота. Данный показатель составил 18,2 млрд. долл. за отчетный период (прирост равен 15,2%), в том числе экспорт – 9,9 млрд. долл. (больше на 4,8% по сравнению с 2020 г.) и импорт – 8,3 млрд. долл. (больше на 30,5%). Удельный вес КНР в общем товарообороте Республики Казахстан в 2021 г. составил 24,1%.
Экспорт и импорт России и Казахстана в части торговли с Китаем имеет схожую структуру. Основу экспорта стран традиционно составляют топливно-энергетические ресурсы, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, древесина и др. В структуре импорта преобладают следующие категории: машины, оборудование и транспортные средства, приборы и аппараты, текстиль и обувь, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них и др. Таким образом, в структуре экспортно-импортных операций наблюдается определенный перекос, т.е. страны преимущественно экспортируют сырьевые товары, а импортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Экономическое присутствие Китая в странах ЕАЭС растет не только за счет развития страной торговых отношений с Союзом, но и путем активной инвестиционной деятельности. Запас ПИИ, накопленных в экономиках стран Союза, на конец 2019 года составлял 749,1 млрд. долл., из которых 12,0 млрд. долл. (1,6%) – прямые инвестиции Китая (рис.5). КНР постепенно увеличивает объем своих капиталовложений, так, в период с 2016 по 2022 гг. накопленные китайские ПИИ в целом по ЕАЭС выросли на 8,1%.
Рисунок 5. Динамика запасов ПИИ из Китая (+Гонконг) в ЕАЭС за период 2015-2019 гг. (млрд. долл.)
Источник: составлено автором по данным ЕЭК.
Основной поток китайских инвестиций на пространстве ЕАЭС идет в Казахстан и Кыргызстан. Совокупный рост ПИИ из Китая в страны ЕАЭС после кризисных 2015-2016 гг. обусловлен увеличением в 3-3,5 раза запасов ПИИ в Казахстане. По объему привлеченных из Китая прямых иностранных инвестиций Республика Казахстан занимает лидирующее место среди стран-участниц ЕАЭС. Стоит отметить, что запасы китайских ПИИ в Казахстан превышают инвестиции из ЕАЭС в страну в целом. Приоритетными сферами для инвестиций в Казахстане является нефтегазовый и трубопроводный сектора. По данным Национального банка Республики Казахстан, по состоянию на 2022 г., Китай занимает 4-е место (491,6 млн. долл.) по привлеченным в страну иностранным инвестициям после Нидерландов, США и Швейцарии. В Кыргызстане основными направлениями капиталовложений Китая являются добыча золота и нефтепереработка. Поступление ПИИ из Китая за период с 2013 по 2019 гг. оценивается на сумму свыше 960 млн. долл. и формирует 33,6% общего потока ПИИ в Кыргызстан (по данным ЕЭК).
Накопленные китайские ПИИ в России выросли на 27,4% с 2016 по 2022 г., к середине 2022 г. объем инвестиций составил 12,5 млрд. долл. По состоянию на конец 2021 г. показатель был равен 3,31 млрд. долл. (рис.6).
Рисунок 6. Динамика накопленных ПИИ Китая в Россию и ПИИ России в Китай за период 2011-2021 гг. (млн. долл.)
Источник: составлено автором по данным ЦБ России.
Инвестиционное сотрудничество России и Китая характеризуется несбалансированностью, так как вложения Китая в экономику Российской Федерации значительно выше по сравнению с инвестиционными потоками России в КНР. При этом, среди стран ЕАЭС только российскими ТНК осуществляются значимые инвестиционные проекты в Китае. В целом, можно сказать, что объем китайских инвестиций в страну варьируется, и с 2014 г. наблюдается их отрицательная динамика (рис.7). Согласно данным Статистического бюллетеня исходящих прямых иностранных инвестиций Китая за 2020 г., Россия заняла 13-е место по общему объему прямых иностранных инвестиций Китая за указанный период, доля страны составляет 0,5% (120,7 млрд. долл.).
Рисунок 7. Динамика ПИИ Китая в Россию и ПИИ России в Китай за период 2011-2021 гг. (млн. долл.)
Источник: составлено автором по данным ЦБ России.
Причиной снижения объемов инвестиций китайской стороной в Россию за последние годы можно объяснить слабым инвестиционным климатом, на который оказывают влияние следующие факторы: несовершенство правовой системы, административные барьеры, неразвитость транспортной инфраструктуры в отдаленных регионах страны, низкая осведомленность китайских инвесторов о российском рынке.
В рамках экономического сотрудничества стран-членов ЕАЭС и КНР большое внимание уделяется теме сопряжения Союза и китайской инициативы «Один пояс – один путь». Данный проект был инициирован председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и впервые озвучен им во время его официального визита в Казахстан в сентябре 2013 года. Проект состоит из двух частей «Экономического пояса Шелкового пути» и морского Шелкового пути XXI века, его целью выступает укрепление торговых связей и логистических цепочек между странами, а также углубление экономического сотрудничества.
Откликом с российская стороны на китайскую инициативу стало предложение о реализации концепции сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс – один путь». В мае 2015 года в Москве главы государств России и Китая подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса проекта «Шелковый путь». В данном документе стороны обозначили способы взаимодействия путем выработки диалогового механизма и инструментов инвестиционного сотрудничества.
Заключение
В заключение, необходимо отметить, что на такое тесное сотрудничество стран ЕАЭС с Китаем существуют противоположные точки зрения. С одной стороны, продолжающаяся экспансия Китая (рост объемов торговли, увеличение инвестиционных потоков, навязывание технологических решений) может усилить зависимость стран ЕАЭС от Китая, результатом чего в будущем может стать недоразвитость или же полное отсутствие моделей национального развития, а экономический рост стран-участниц Союза будет контролируемым и предсказуемым. С другой стороны, структуры экономик государств ЕАЭС и Китая являются взаимодополняющими, что стимулирует торговое сотрудничество, а китайские инвестиции на данном этапе предоставляют возможности для поступательного экономического развития стран Центральной Азии и ЕАЭС. Кроме того, страны постсоветского пространства не являются приоритетными для инвестиций китайских компаний. Так, по данным ЕЭК, доля России в общем объеме китайских ПИИ (без учета инвестиций через офшоры) равна 0,5%, доля Казахстана составляет 0,2%, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана – 0,1%, а доля остальных стран СНГ – менее 0,1%. Для сравнения, около 3% своих инвестиций КНР направляет в США, 2,3% – в Сингапур и 1,3% – в Австралию.
Таким образом, в данном контексте для государств-членов ЕАЭС важно выстроить грамотную взаимовыгодную кооперацию со странами-партнерами, в особенности, с Китаем и осуществлять диверсификацию внешних торговых связей, принимая при этом самостоятельно разработанные технологические регламенты с целью обеспечения собственного суверенитета.
Библиографический список
1. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (ЕАК). Статистика внешней и взаимной торговли. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/tradestat/ (дата обращения: 19.03.2023).2. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (ЕАК). Внешняя торговля ЕАЭС с Китаем по итогам 2021 года. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/718/EAES_Kitay.pdf (дата обращения: 21.03.2023).
3. Официальный сайт Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Режим доступа: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 19.03.2023).
4. Шадрина Регина Ивановна Инвестиционное сотрудничество и товарооборот России и Китая // International scientific review. 2019. №LXIII. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnoe-sotrudnichestvo-i-tovarooborot-rossii-i-kitaya (дата обращения: 20.03.2023).
5. Цзоу Сютин Китайские инвестиции в Россию: состояние дел и перспективы // Современная научная мысль. 2021. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-investitsii-v-rossiyu-sostoyanie-del-i-perspektivy (дата обращения: 21.03.2023).
6. Харланов А.С., Шень Вэньхао Потенциал роста экономических связей ЕАЭС и Китая // Инновации и инвестиции. 2021. №7. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-rosta-ekonomicheskih-svyazey-eaes-i-kitaya (дата обращения: 22.03.2023).
7. Чистякова Е.А., Соколова О.Ю., Захарова С.В., Скворцова В.А., Скворцов А.О. ЕАЭС - Китай: новый этап сотрудничества // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. №4 (48). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eaes-kitay-novyy-etap-sotrudnichestva (дата обращения: 22.03.2023).
8. Официальный сайт ЕЭК. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами – членами и КНР. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dotp/torgovye-soglasheniya/china.php (дата обращения: 24.03.23)
9. Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан. Прямые инвестиции по направлению вложения. Режим доступа: https://nationalbank.kz/ru/news/pryamye-investicii-po-napravleniyu-vlozheniya (дата обращения: 30.03.23)
10. Официальный сайт Национального статистического комитета Кыргызской Республики. Официальная статистика. Поступление прямых иностранных инвестиций по странам. Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/statistics/investicii/ (дата обращения: 30.03.23)
11. Официальный сайт Центрального Банка России. Статистика внешнего сектора. Прямые инвестиции. Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 30.03.23)
12. Официальный сайт Министерства коммерции Китайской Народной Республики. Статистический бюллетень исходящих прямых иностранных инвестиций Китая за 2020 г. Режим доступа: http://images.mofcom.gov.cn/www/202109/20210929084957284.pdf (дата обращения: 30.03.23)
13. «Соглашение ЕАЭС с Китаем создает платформу для устранения торговых барьеров» - Российский совет по международным делам (РСМД). – от 12.11.2019. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/GreaterEurasia/soglashenie-eaes-s-kitaem-sozdaet-platformu-dlya-ustraneniya-torgovykh/ (дата обращения: 23.03.23)
14. «РСПП и Деловой совет ЕАЭС выступают за развитие связей с китайскими партнерами» – Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). – от 21.02.2023. Режим доступа: https://rspp.ru/events/news/rspp-i-delovoy-sovet-eaes-vystupayut-za-razvitie-svyazey-s-kitayskimi-partnerami-63f45a0f1bdca/ (дата обращения: 23.03.23)
15. Европейская экономическая комиссия ООН (UNECE). Панель данных по ЦУР, Затраты на исследования и разработки в процентах от ВВП. Режим доступа: https://w3.unece.org/SDG/ru/Indicator?id=123 (дата обращения: 30.03.23)
16. Официальный сайт МИД Казахстана. Сотрудничество Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой. – от 27.04.2022. Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/article/details/470?lang=ru (дата обращения: 25.03.23)
17. «Товарооборот России и Китая в 2022 году вырос на 29,3%». Информационное агентство ТАСС. – от 13.01.2023. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/16791461 (дата обращения: 26.03.23)
18. «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху». Официальный сайт Кремля. – от 5.06.2019. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5413 (дата обращения: 26.03.23)
19. «20–22 марта по приглашению Владимира Путина с государственным визитом Россию посетит Председатель КНР Си Цзиньпин». Официальный сайт Кремля. – от 5.06.2019. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/70696 (дата обращения: 26.03.23)
20. Департамент макроэкономической политики ЕЭК. Аналитический доклад «Сопряжение стратегии развития ЕАЭС и китайской инициативы “Один пояс, один путь”». Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/822/Doklad_Kitay_short_17.08.pdf (дата обращения: 30.03.23)
21. Евразийский банк развития (ЕАБР). Доклад «Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР 2022». – от 20.12.2022. Режим доступа: https://eabr.org/upload/iblock/d2b/EDB_2022_Report-5_Monitoring-of-Mutual-Investments_rus.pdf (дата обращения: 30.03.23)
22. «РФ и Китай договорились о "состыковке" проектов ЕАЭС и "Шелковый путь"». Информационное агентство ТАСС. – от 8.05.2015. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/1956881 (дата обращения: 31.03.23)
23. «Стратегия экономического развития "Один пояс — один путь"». Информационное агентство РИА Новости. – от 14.05.2017. Режим доступа: https://ria.ru/20170514/1494097368.html (дата обращения: 31.03.23)