Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Перспективы создания общего энергетического рынка в рамках ЕАЭС

Prospects for creating a common energy market within the EAEU

Скворцов И.А.
Студент 4 курса Бакалавриата
Дипломатическая академия МИД России,
г. Москва

Skvortsov I.A.
Bachelor's student, Diplomatic Academy
of the Russian Foreign Ministry, Moscow
Аннотация: Статья посвящена анализу современного состояния программы создания единого энергетического рынка в рамках Евразийского экономического союза. В ней рассматриваются сильные и слабые стороны электроэнергетики, нефтяной и газовой отраслей стран-участниц блока, а также оцениваются перспективы их дальнейшей интеграции в сфере энергетики.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством д-р экон. наук, профессора Грибанича В.М., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article is devoted to analyzing the current state of the program for creating a unified energy market within the framework of the Eurasian Economic Union. It examines the strengths and weaknesses of the electricity, oil and gas industries of the participating countries, as well as evaluates the prospects for their further integration in the energy sector.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Doctor of Economics, Professor V.M. Gribanich, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: ЕАЭС, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, электроэнергетика, нефтяная промышленность, газовая промышленность, общий рынок энергоресурсов, экономическая интеграция.

Keywords: EAEU, Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Armenia, electric power industry, oil industry, gas industry, common energy resource market, economic integration.


Введение

На сегодняшний день страны Евразийского экономического союза продолжают постепенную интеграцию своих национальных экономик между собой. На текущем этапе одним из наиболее приоритетных направлений является создание общего рынка товаров и услуг. При этом ключевую роль в данных процессах играет создание единого рынка энергетики, так как данный сектор экономики является опорой для экономик почти всех стран участниц блока. Тем самым, вопрос о текущем состоянии и перспективах данного предприятия становится высоко актуальным, особенно в ситуации ограничения доступа Беларуси и Российской Федерации к Европейскому энергетическому рынку по причине западных санкций и соответствующей переориентации их экономик на Восток и страны ближнего зарубежья.

С момента своего основания в 2015 году, Евразийский экономический союз является крупнейшим по площади интеграционным объединением в мире, располагая около 21,4% всех мировых запасов природного газа, более 20% мировых запасов угля и 7,8% запасов нефти [2]. Это является прочной базой для создания крупнейшего регионального рынка энергоресурсов в мире, что является одной из стратегических задач интеграции в рамках ЕАЭС [8]. Однако для достижения данной цели необходимо четкое понимание преимуществ и недостатков всех стран-участниц Союза с точки зрения энергетики и добычи нефтегазовых ресурсов, что и будет рассмотрено в данной статье.

Методологическая основа исследования

В процессе написания данной работы были использованы различные общенаучные методы исследования, как методы группирования и системного анализа операций, метод аналогий и сравнений, метод обобщений и различные методы эконометрического анализа.

Основная часть исследования

На сегодняшний день продолжает наблюдаться постепенное развитие интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, начинают развиваться более тесные связи между национальными экономиками в целом и отдельными отраслями в частности. Сегодня, основной регулирующий орган Евразийского Экономического Союза – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – занимается более чем 10 направлениями деятельности, одним из важнейших из которых является энергетика. В составе ЕЭК существует и активно функционирует департамент энергетики, который включает в себя отделы нефтегазовой политики, атомной и электроэнергетической политики, а также отдел развития торговли энергоресурсами между странами участницами ЕАЭС.

В качестве одного из ключевых на данный момент направлений сотрудничества в рамках Евразийского Экономического Союза является создание общих рынков электроэнергии и энергоресурсов, а также достижение согласованности в области государственной политики в данной сфере.

В рамках Договора о ЕАЭС [3], в период с 2016 по 2018 годы была произведена разработка и принятия ряда программ, нацеленных на формирование общих рынков энергоресурсов для Российской Федерации, Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении. Общий рынок нефти и нефтепродуктов, газа и электричества должны будут стать основой для многостороннего сотрудничества в вопросе завершения очередного этапа экономической интеграции стран-участниц блока. Ключевыми документами по данному направлению являются 3 Концепции создания Общего энергетического рынка Евразийского экономического союза, последовательно утвержденные решениями ВЕЭС в 2015 и 2016 годах.

Дорожные карты программ, разработанные в рамках сотрудничества стран ЕАЭС, содержат ряд мер, которые главным образом направлены на развитие энергетической инфраструктуры и обеспечения реализации различных проектов в топливной, перерабатывающей, электрогенерирующей и электропередающих сферах [13, с.37]. Среди побочных задач устанавливался курс на снижение темпов роста и постепенное снижение цен на топливо и электроэнергию для потребителей на территории стран Евразийского Экономического Союза с целью укрепления конкурентоспособности местной промышленности и увеличения уровня жизни населения. Более того, вышеупомянутые программы также предусматривают исполнение мер по повышению доступности нефтегазовых ресурсов для всех участников в рамках общего евразийского рынка. В целом, реализация мер, указанных в дорожных картах, должна содействовать устойчивому развитию энергетического сектора в регионе, а также способствовать достижению общих целей экономического сотрудничества между странами ЕАЭС [12, с.86].

Для определения основных особенностей энергетической отрасли стран-участниц Евразийского экономического союза была собрана статистика об основных показателях в данной сфере. Информация, которая отражает текущую загруженность производственных мощностей и указывает на существующие дефициты и профициты в электроэнергетике стран блока, приведена в Таблице 1.

Таблица 1

Общие показатели государств — членов ЕАЭС в электроэнергетической отрасли за 2022 год

Составлено автором по данным [2].

Как можно видеть из данной таблицы, структура энергетического рынка стран-участниц Союза крайне неоднородна. Российская Федерация является крупнейшим производителем и потребителем электроэнергии в регионе, при этом она обладает огромными экспортными мощностями, что во многом обусловлено крайне высокой значимостью топливного сектора в экономики страны. Киргизия является единственной страной ЕАЭС, которая не производит достаточно энергии для самообеспечения, что делает ее заинтересованной в получении доступа к энергоресурсам других стран блока. Обладая высоким производством и потреблением, Казахстан выбирает более сбалансированный подход с целью обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке. Топливный рынок Беларуси крайне зависим от импорта из других стран ЕАЭС, который позволяет ей поддерживать высокое потребление в энергоемких отраслях промышленности. В Армении же на данный момент наблюдается значительный профицит производства электроэнергии, который можно связать с проведением в ней реформ по либерализации рынка электроэнергии и ответной реакцией на резкий скачок цен в связи с конфликтом в Нагорном Карабахе.

Также отдельно стоит отметить, что значительный экспортный потенциал стран ЕАЭС в сфере электрической энергии является важным конкурентным преимуществом, так как резиденты данных государств имеют доступ к дешевому электричеству и, тем самым, более конкурентоспособны [10, с.201]. Более того, В ближайшие десятилетия можно ожидать значительный рост энергопотребления в связи с индустриализацией стран Центральной Азии, тем самым делая ее избыточное производство в странах Евразийского экономического союза крайне привлекательным. В долгосрочной перспективе огромный топливный потенциал региона должен быть использован для сбыта в развивающиеся страны Азии [5].

Однако необходимо учитывать, что у каждой страны в составе Евразийского экономического союза есть свои особенности системы организации энергетических рынков в рамках их национальных экономик. В качестве примера, модель рынка в Казахстане является децентрализованной. Ее основой выступают свободные двусторонние договоры между крупными покупателями и производителями электроэнергии. В Беларуси же, напротив, нашла свое применение вертикально интегрированная система, при которой основным игроком на рынке является государственное производственное объединение «Белэнерго». Именно его подразделения и дочерние компании занимаются производством, передачей и сбытом электроэнергии.

В то же время в Российской Федерации созданы и активно функционируют оптовые и рыночные рынки электроэнергии, среди которых также выделяются рынок непосредственно электричества и рынок мощности [11, с.245]. Частично либерализованный рынок с доминированием одного производителя является системой, сложившейся в Кыргызстане. В нескольких из стран ЕАЭС рынки электроэнергии признаны естественными монополиями.

Далее происходит рассмотрение взаимной торговли электроэнергией между странами Евразийского экономического союза, статистика представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Взаимная торговля электрической энергией между государствами-членами ЕАЭС за 2021 год

Составлено автором по данным [2].

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о крайне низких объемах торговли электроэнергией между странами ЕАЭС. Наиболее заинтересованной в экспорте электричества в другие страны Союза являются Российская Федерация, за ней следует Казахстан. Он же и является главным импортером электроэнергии в рамках ЕАЭС, что говорит о его крайне высокой заинтересованности в дальнейшей интеграции энергетических рынков стран-участниц. Как было отмечено выше, Киргизия компенсирует недостаток внутреннего производства импортом электроэнергии из-за границы, в частности из Казахстана. Ни Беларусь, ни Армения не торгуют электроэнергией в рамках ЕАЭС, что в случае первой объясняется ее профицитным производством, а второй – отсутствием общих границ с другими государствами блока.

В контексте национальных интересов в области энергетики, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) предусматривает создание модели торгового сотрудничества, которая учитывает различия между национальными энергосистемами [8]. В качестве ее основы выступает упрощенный, или преференциальный, режим торговли электроэнергией на централизованных торговых площадках. Также упор делается на долгосрочные договоры, одновременно с отработкой механизма торговли электрической энергией на сутки вперед, что должно поспособствовать либерализации данного общего рынка.

В качестве главного механизма функционирования вышеупомянутого механизма по задумке авторов Концепции будут выступать принципы равновесного ценообразования, то есть законы спроса и предложения в данный конкретный момент времени, вместо двусторонних контрактов между юридическими лицами или государствами [14, с.57]. Этому способствует тренд на либерализацию энергетических рынков во всех странах Союза.

Общий электроэнергетический рынок ЕАЭС (ОЭР), несмотря на свои рыночные принципы функционирования, будет настроен таким образом, чтобы учитывать национальные интересы стран-участниц Союза. На его торговых площадках будет производиться реализация только излишков электрической энергии в полном соответствии с национальным балансом. Тем самым для всех стран участниц данного рынка гарантируется приоритет покрытия местного спроса вне зависимости от цен, установившихся на ОЭР. Для соблюдения данной директивы в рамках ЕАЭС предусмотрены и будут созданы субъекты ОЭР, которые, в первую очередь, будут наделены правами на торговлю резервами и мощностями, а во вторую – полномочиями по надзору и регулированием объемов торговли электричеством в рамках профицита национальных балансов. Тем самым будет обеспечиваться бесперебойность снабжения внутренних потребителей электрической энергией и поддерживаться национальная энергетическая безопасность. Отрицательным эффектом от данного эффекта будет уменьшение развития конкуренции как на уровне Общего энергетического рынка, так и каждой страны в частности.

В качестве ключевой идеи, стоящей за данным проектом, является оптимизация использования имеющихся мощностей передачи и генерации электрической энергии за счет создания общего рынка и ликвидации национальных барьеров в данной сфере. Тем самым это должно привести к увеличению товарного оборота во всем евразийском регионе и сбалансировать цены на электроэнергию за счет рационального использования всем расположенных на его территории энергоресурсов. Либерализация и развитие рыночных механизмов простимулируют конкуренцию между поставщикам на региональном уровне, одновременно с расширением рынков сбыта для каждого из них. Это приведет к повышению ликвидности электрической энергии и, соответственно, инвестиционной привлекательности данной отрасли для местных, региональных и иностранных инвесторов. В совокупности, вышеперечисленные факторы окажут значительное положительное влияние на удовлетворения потребительского спроса, обеспечит бесперебойность энергоснабжения и повысит энергетическую безопасность всего региона [9]. Очевидно, что данный эффект повлечет за собой дальнейшие положительные эффекты для промышленности и уровня жизни во всех странах, участвующих в формировании ОЭР ЕАЭС.

Далее рассмотрен ключевой элемент топливно-энергетического комплекса ЕАЭС, а именно – нефтегазовая отрасль. Информация о нефтяной промышленности приведена в Таблице 3.

Таблица 3

Основные показатели государств – членов ЕАЭС в нефтяной отрасли за 2021 год

Составлено автором по данным [2].

Нефтяная отрасль наиболее развита в Российской Федерации, которая вносит основной вклад в добычу, потребление и экспорт данного вида сырья. За ней вновь следует Казахстан, нефтяная промышленность которого крайне экспортоориентирована. Несмотря на отсутствие в Беларуси собственных запасов нефти, ее экономика сильно полагается на нефтепереработку. При этом большая часть этого ископаемого сырья импортируется из России. Данная отрасль достаточно слабо развита, но присутствует в Кыргызстане. Армения является единственной страной блока, не имеющей собственной нефтяной промышленности.

В рамках работы по интеграции нефтяных рынков государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) необходимо учитывать особенности каждого государства. Казахстан и Россия имеют вертикально интегрированные компании, в них не применяются рыночные механизмы определения цен на нефть, вместо этого используется трансфертное ценообразование. Результатом этого является монополизация нефтяной отрасли и отсутствие ценовой конкуренции, что сдерживает формирование общих рынков. Более того, значительные отличия в уровне развития финансового сектора и биржевых институтов, в дополнения к существующим законодательным ограничениям, являются преградой на пути к формированию общего рынка нефти и нефтепродуктов, так затрудняется или вовсе ограничивается доступ нерезидентов к биржевой торговле на территории других государств ЕАЭС по причине ограничения их прав на торгах.

Для решения этих проблем был выбран подход по необходима унификация методов и основ организации торговли на биржах энергоресурсов в рамках ЕАЭС [6]. Это необходимо для повышения прозрачности ценообразования, обеспечения участников рынков эффективным механизмом совершения и своевременного исполнения сделок, а также увеличит число участников на общих рынках.

В качестве запланированных на 2023 год мероприятий была определена выработка правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами, обязательных для всех участников Евразийского экономического союза. В них будут установлены требования для государств и компаний, исполнение которых необходимо для включения в общее биржевое пространство, порядки совместимости операторов торгов на бирже, механизмы взаиморасчетов и клиринга, порядок регистрации и стандартизации договоров и основные принципы участия хозяйствующих субъектов одних стран-членов на биржевых пространствах других а также принципы формирования ценовых индикаторов, как биржевых, так и внебиржевых.

Развитие данного направления имеет огромный потенциал, так как вполне возможным становится достижения амбициозной цели по созданию в рамках ЕАЭС одного из крупнейших центров мировой торговли нефтью и нефтепродуктами, что повлечет за собой значительное укрепление международных позиций всех стран блока, в особенности – Российской Федерации. Подобный финансовый центр приведет в данный регион новых игроков, которые заинтересованы в развитии евразийского пространства – в частности Китайскую Народную Республику и Индию. В то же время ЕАЭС позволит странам-участницам вести диалог с крупными экономиками за его пределами в многостороннем формате и на более выгодных для себя условиях.

Далее, в Таблице 4, приводится соответствующая статистика в газовой отрасли Евразийского экономического союза. Выбранные индикаторы позволят оценить физические объемы производства и потребления газа на территории стран-участниц Союза, тем самым определив их основные интересы в этой сфере.

Таблица 4

Основные показатели государств – членов ЕАЭС в газовой отрасли за 2021 год

Составлено автором по данным [7].

Из данной таблицы можно видеть, что Российская Федерация является абсолютным лидером в данной отрасли. Природный газ является одним из ключевых экспортных товаров страны, в связи с чем от развития данного направления напрямую зависят валютные поступления в бюджет и макроэкономическая стабильность страны. В Казахстане в первую очередь добывается попутный нефтяной газ, который используется в первую очередь для обеспечения внутреннего потребления в стране. Также как и с нефтью, экономика Беларуси сильно зависима от импорта российского газа. Армения и Киргизия исключительно импортируют газ для удовлетворения потребностей населения. Тем самым, создание общего рынка природного газа может иметь комплиментарный эффект для всех стран региона.

Подобно ранее рассмотренным отраслям, управляющим органом ЕАЭС был разработан план мероприятий по формированию Общего рынка газа (ОРГ) для стран блока. Процесс создания этого рынка поделен на 3 основных этапа [1].

Первый этап (2018-2021 гг.) – создание организационной и методической основы формирования ОРГ. В этот период были разработаны основные правила, принципы, стандарты и регуляции для функционирования Общего Рынка Газа, а также был утвержден план мероприятий по многосторонней гармонизации законодательства государств ЕАЭС в нефтяной и газовой сферах.

Второй этап (2021-2024 гг.) – создание правовой, технической и инфраструктурной основ формирования ОРГ. Это включает в себя подготовку как материальной, так и законодательной базы для дальнейшей интеграции газовых рынков стран-участниц, в том числе и проекта международного договора о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

Третий этап (до 1 января 2025 гг.) – обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов газа стран-членов в ОРГ. Это означает, что государства-члены должны будут создать необходимые экономические условия для запуска функционирования Общего Рынка Газа и закончить гармонизацию законодательства в данной сфере.

Решение о содержании каждого этапа и переходе к следующему находится в компетенции ВЕЭС (Высшего Евразийского Экономического Совета), который является высшим органом управления ЕАЭС.

Заключение

Приняв во внимание все рассмотренное выше, можно говорить о высоком потенциале интеграции энергетических рынков стран-участниц Евразийского экономического союза. Несмотря на низкие объемы торговли непосредственно электроэнергией, страны блока высоко заинтересованы в продаже и покупке топливных ресурсов друг у друга с целью обеспечения национальной энергетической безопасности. Главной проблемой на пути к формированию рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электрической энергии является разнородность законодательства и основных подходов к ведению энергетической политики в России, Армении, Беларуси, Кыргызстане и Казахстане. Именно гармонизация законодательства в сфере регулирования энергетических рынков является ключом к углублению интеграции стран ЕАЭС. Также наблюдается тренд на постепенную либерализацию ценообразования и уменьшения нетаможенных барьеров для торговли энергоресурсами между странами. В рамках ЕАЭС активно реализуются программы по координации национальных политик в электроэнергетике, нефтяной и газовых отраслях. Все это, в свою очередь, оказывает благоприятный эффект на экономики стран Союза.

Библиографический список

1. Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт. - Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/err_12012021_12 (дата обращения: 13.03.2023)
2. Портал общих информационных ресурсов и открытых данных ЕАЭС. - Режим доступа: https://opendata.eaeunion.org/ru-ru/ (дата обращения: 13.03.2023)
3. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. // Правовой портал ЕАЭС. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/2bbbbf9ae33443d533d855bf2225707e/Dogovor_ees.pdf (дата обращения: 13.03.2023)
4. Коломиец, А.Р. и Курдин, А.А. (2022) ‘Общий рынок электроэнергии ЕАЭС: эффекты для России’, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 38 (4), с. 532–550. - Режим доступа: https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.403 (дата обращения: 13.03.2023)
5. Мигранян Аза Ашотовна, Шавина Евгения Викторовна Формирование общих рынков электроэнергии и газа в ЕАЭС: модели рынков, барьеры и решения // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. №6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschih-rynkov-elektroenergii-i-gaza-v-eaes-modeli-rynkov-bariery-i-resheniya (дата обращения: 13.03.2023)
6. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли: 2022. Краткая версия [Текст] : междунар. докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / М. К. Глазатова (рук. авт. кол.), С. С. Агаджанян, А.С. Амирбекова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. — 64 с. — 50 экз. — ISBN 978-5-7598-2650-7 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2460-2 (e-book).
7. Протокол об общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза (приложение №21 к Договору о Евразийском экономическом союзе) / Астана, 29 мая 2014 г. - Режим доступа: Протокол об общем электроэнергетическом рынке Евразийского экономического союза .pdf (eurasiancommission.org) (дата обращения: 13.03.2023)
8. Стратегия-25 / утверждена Решением №11 Верховного Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 года. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/820/Strategy_2025.pdf (дата обращения: 13.03.2023)
9. Грибанич В.М., Суханов А.А. Развитие энергетического сотрудничества государств евразийского экономического союза // Инновации и инвестиции. 2019. №7. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-energeticheskogo-sotrudnichestva-gosudarstv-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza (дата обращения: 13.03.2023).
10. Дмитриева, А. Б. Торговое и инвестиционное сотрудничество государств-участников ЕАЭС на современном этапе экономического развития / А. Б. Дмитриева // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке : XXXVIII научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам научно-исследовательской деятельности университета за 2015 год, Санкт-Петербург, 01 марта – 30 2016 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. – С. 200-203.
11. Дмитриева, А. Б. Проблемы функционирования ЕАЭС в современных условиях / А. Б. Дмитриева, Н. С. Семенов // Управленческие, правовые и социальные аспекты экономического развития России и зарубежных стран : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Москва, 25 апреля 2017 года. – Москва: Московский социально-экономический институт, 2017. – С. 240-252.
12. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Международная практика учета результатов интеллектуальной деятельности // Аудитор. - 2015. - № 1-2. – С.85-88.
13. Дмитриева И.М., Харакоз Ю.К. Отчет о движении денежных средств в российской и международной практике // Аудитор. - 2020. - Т. 6. № 9. - С. 35-41.
14. Исследование интеграционных процессов в секторах современной мировой экономики: евразийский экономический союз / М. Б. Медведева, А. Б. Дмитриева, Е. Б. Стародубцева [и др.]. – Москва : Компания КноРус, 2018. – 192 с. – ISBN 978-5-4365-2799-4.