Abstract: The economic security of the region can be determined by analyzing the economic state of the budget. The article attempts to determine this security based on the analysis of income and expenses of the Republic of Ingushetia. Thus, the main sources of income, such as tax and non-tax revenues, subsidies and transfers from the federal budget, are considered, the main directions of budget expenditures, including the social sphere, healthcare, and education, are analyzed. The key risks and threats of the budget system of the Republic of Ingushetia are identified, such as lack of income, inefficient use of budget funds and dependence on external factors affecting the socio-economic development of the region. Based on the analysis, conclusions are drawn about the economic state of the Republic of Ingushetia and measures are recommended to improve the efficiency of using budget funds and improve the socio-economic development of the region.
Keywords: Economic security, financial stability income, expenses, budget.
Введение в проблему.
Россия представляет собой федеративное государство, что означает, что каждый регион должен иметь достаточные финансовые ресурсы для своей деятельности и выполнения задач, присвоенных ему в соответствии с федеративной структурой государства. Финансовая система России должна быть основана на принципах федерализма, что подразумевает, что каждый регион имеет право на собственные финансовые ресурсы и возможности по его распределению. Бюджет региона занимает важное место в данной системе ресурсов.
В условиях современной нестабильности и рисков, правильный анализ доходной и расходной части бюджета позволяет оценить эффективность использования средств и определить основные направления социально-экономического развития региона.
Проблематика статьи заключается в том, как с помощью оценки эффективности использования государственных финансовых ресурсов в регионе выявить показатели и критерии, которые позволят обеспечить социально-экономическое развитие. В этой связи, проведенный экономический анализ бюджета региона выявил ряд проблем, которые влияют на состояние стабильности в регионе. Первая — недостаточное финансирование социальной сферы и неэффективность расходов бюджетных средств. Вторая — недостаточность доходной части бюджета. Третья — зависимость от внешних факторов. В этой связи, финансовая устойчивость и экономическая безопасность региона, ее обеспечение является чрезвычайно важным для каждого субъекта Российской Федерации, что может быть гарантом социально-экономического развития, как региона, так и страны в целом.
Целью исследования является решение следующих задач:
— рассмотреть состав и структуру бюджета субъекта РФ на примере Республики Ингушетии;
— определить доходы и расходы Республики Ингушетии;
— проанализировать исполнение бюджета на примере Республики Ингушетии;
— определить самые значимые статьи в структуре доходов и расходов бюджета выбранного субъекта;
— сравнить доли статей доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия с долями статей доходов и расходов в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ;
— проверить критерии, показатели, которые влияют на обеспечение экономической безопасности региона.
Обзор теоретического задела.
Обратимся к географическому расположению региона. Республика Ингушетия – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица – город Магас. На западе граничит с Северной Осетией, на востоке – с Чеченской Республикой, на юге – с краем Мцхета-Мтианети Грузии, участок границы с которой одновременно является участком государственной границы Российской Федерации. Самый малый по площади регион Российской Федерации, не считая городов федерального значения. В этой связи, необходимо учитывать данный факт при проведении анализа доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия, а также анализа экономической безопасности региона.
На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно статьи 14 данного закона под бюджетом субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) понимается форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Также бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, который и будет анализироваться далее[1,3].
Региональный бюджет играет важную роль в финансовой деятельности страны и необходим для удовлетворения социальных и инфраструктурных потребностей местного населения. Чтобы избежать возможных проблем с выполнением бюджета, необходимо проводить анализ доходов и расходов региональных бюджетов Российской Федерации[3,4].
Концептуальная постановка проблемы.
Среди множества проблем социально-экономического и политического регионального развития на Северном Кавказе быть может одной из важнейших является низкая эффективность развития территорий и отдачи традиционных инструментов развития с учетом различных особенностей расположения региона. Речь идет не о так называемой траектории развития территорий, хотя и она важна, а о перспективе, которая напрямую связана с восприятием инноваций и в целом со способностью региональных хозяйств к модернизации. В регионах Кавказа наблюдается своеобразное отторжение многих проверенных инструментов, обеспечивающих в других региональных системах динамику и эффективность. Данные факты и результаты анализа позволяют сделать вывод, что у Республики Ингушетия отсутствует эффективная экономическая стратегия и программа, которая позволила бы региону самостоятельно формировать доходы, эффективно планировать расходы, управлять данным процессом, что позволит региону обеспечить социально-экономическое развитие, т.е. минимизировать зависимость региона от межбюджетных трансфертов.
Методология и методика.
— анализ научной экономической, социологической литературы по вопросам, связанным с проблемой исследования;
— анализ нормативных актов и документации, регламентирующей финансовую безопасность региона, его финансовую устойчивость и социально-экономическое развитие;
-конкретизация и обобщение различных нормативных актов на основе проведенного анализа;
— моделирование и проектирование результатов исследования;
— методы математико-статистического анализа, качественная интерпретация результатов работы и т.д. [9].
Обсуждение (анализ данных, ожидаемые результаты)
Проанализируем доходы консолидированного бюджета Республики Ингушетия за 2021 год [5].
Доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений [2].
Таблица 1
Доходы консолидированного бюджета Республики Ингушетия на 01.01.2022
Наименование показателя | Утверждено | Исполнено | Процент исполнения плана,% | Структура доходов конс. бюджета субъекта РФ | Средняя структура доходов конс. бюджетов субъектов РФ,% | Отклонение |
Доходы бюджета — всего | 43 893 609 984,45 | 39 571 191 615,53 | 90,15 | 100 | 100 | |
в том числе: | ||||||
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 6 523 871 328,85 | 5 891 405 611,26 | 90,31 | 14,89 | 77,80 | -62,91 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ | 3 304 722 210,06 | 3 334 409 977,01 | 100,90 | 8,43 | 53,13 | -44,7 |
Налог на прибыль организаций | 411 463 000,00 | 452 003 309,18 | 109,85 | 1,14 | 25,81 | -24,67 |
Налог на доходы физических лиц | 2 893 259 210,06 | 2 882 406 667,83 | 99,62 | 7,28 | 27,32 | -20,04 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 804 684 539,00 | 820 297 757,55 | 101,94 | 2,07 | 5,42 | -3,35 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 804 684 539,00 | 820 297 757,55 | 101,94 | 2,07 | 5,42 | -3,35 |
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД | 269 853 255,50 | 249 253 512,97 | 92,37 | 0,63 | 4,61 | -3,98 |
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО | 964 804 950,50 | 850 140 213,90 | 88,12 | 2,15 | 8,23 | -6,08 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 6 120 000,00 | 2 417 192,89 | 39,50 | 0,01 | 0,58 | -0,57 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 6 000 000,00 | 2 315 288,13 | 38,59 | 0,01 | 0,56 | -0,55 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА | 64 213 500,00 | 62 899 532,53 | 97,95 | 0,16 | 0,27 | -0,11 |
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ | 3 212 400,00 | 3 186 760,07 | 99,20 | 0,01 | -0,0001 | 0,0101 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ | 90 168 510,00 | 75 996 539,09 | 84,28 | 0,19 | 2,67 | -2,48 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ | 3 589 800,00 | 2 992 560,64 | 83,36 | 0,01 | 0,29 | -0,28 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА | 37 216 800,00 | 30 519 709,55 | 82,01 | 0,08 | 0,46 | -0,38 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ | 709 529 648,51 | 273 999 317,41 | 38,62 | 0,69 | 0,95 | -0,26 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ | 265 900,00 | 22 200,00 | 8,35 | 0,0001 | 0,01 | -0,0099 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА | 265 489 815,28 | 182 686 027,69 | 68,81 | 0,46 | 0,89 | -0,43 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 2 584 309,96 | 0,01 | 0,30 | -0,29 | ||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ | 37 369 738 655,60 | 33 679 786 004,27 | 90,13 | 85,11 | 22,20 | 62,91 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ | 37 322 118 700,00 | 34 425 352 361,13 | 92,24 | 87,00 | 20,95 | 66,05 |
Дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 14 730 842 900,00 | 14 730 842 900,00 | 100,00 | 37,23 | 5,82 | 31,41 |
Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии) | 17 808 428 200,00 | 14 980 454 392,69 | 84,12 | 37,86 | 6,80 | 31,06 |
Субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | 2 955 148 000,00 | 2 890 945 824,22 | 97,83 | 7,31 | 2,96 | 4,35 |
Иные межбюджетные трансферты | 1 827 699 600,00 | 1 823 109 244,22 | 99,75 | 4,61 | 5,36 | -0,75 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ | 36 440 000,00 | 31 764 191,50 | 87,17 | 0,08 | 0,57 | -0,49 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ | 12 254 300,00 | 12 254 295,00 | 100,00 | 0,03 | 0,13 | -0,1 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ | 221 700,06 | 0,001 | 0,38 | -0,379 | ||
ВОЗВРАТ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ | -1 074 344,40 | -789 806 543,42 | 73 515,21 |
Как видно из таблицы, план по доходам был выполнен не полностью – 9,85% ниже плана. Некоторые статьи дохода были исполнены на 100% и сверх плана. Однако в доходной части консолидированного бюджета присутствует множество статьи дохода, которые были исполнены не полностью. Выделим те из них, которые пострадали более других:
– налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (39,5% от плана), а именно «налог на добычу полезных ископаемых» – 38,59% от планового значения.
– доходы от продажи материальных и нематериальных активов (38,62%)
– административные платежи и сборы (8,35%)
– штрафы, санкции, возмещение ущерба (68,81%)
Остальные статьи дохода были исполнены на 82% и выше.
Выделим самые значимые статьи дохода консолидированного бюджета, процент исполнения которых больше 100%:
– налог на прибыль организаций (109,85%)
– возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет (73 515,21%). По данной статье дохода довольно сложно предсказать, сколько возвратят остатков межбюджетных трансфертов, отсюда и высокий процент выполнения плана.
В структуре доходов бюджета налоговые и неналоговые доходы занимают 14,89%, а безвозмездные поступления 85,11%, что означает, что бюджет субъекта зависит от безвозмездных поступлений и не является финансово самостоятельным.
Самыми значимыми статьями дохода Республики Ингушетия стали:
– безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (87%), где доля «дотаций бюджетам бюджетной системы РФ» и «субсидий бюджетам бюджетной системы РФ» в структуре бюджета региона занимают 37,23% и 37,86% соответственно.
Высокая доля данных статей расхода в структуре консолидированного бюджета Республики Ингушетия опять же подтверждает, что регион является зависимым от безвозмездных поступлений и не является финансово самостоятельным.
Сравним доли статей доходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия с долями статей доходов в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ и выделим те статьи дохода, где наблюдается значительное различие:
– налоги на прибыль, доходы: на 44,7% ниже, чем в среднем по субъектам РФ, в особенности доли налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в бюджете Республики Ингушетия на 24,67% и 20,04% соответственно меньше, чем в среднем по субъектам РФ.
– безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ (на 66,05% больше, чем в среднем по РФ), в особенности доля дотаций и субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 31,41% и 31,06% соответственно больше, чем в среднем по субъектам РФ.
В результате проведенного анализа доходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия за 2021 год осуществим анализ расходов с целью выявление финансовой устойчивости и экономической безопасности региона[3,6,7,8].
Далее рассмотрим расходы бюджета региона [5].
Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления [2].
Таблица 2
Расходы консолидированного бюджета Республики Ингушетия на 01.01.2022
Наименование показателя | Утверждено | Исполнено | %, исполнения плана | Структура расходов бюджета,% | Структура расходов бюджетов субъектов РФ | Отклонение |
Расходы бюджета — всего | 44 138 228 084,45 | 39 551 923 962,54 | 89,61 | 100 | 100 | |
в том числе: | ||||||
Общегосударственные вопросы | 2 068 256 897,85 | 1 828 159 727,09 | 88,39 | 4,62 | 5,72 | -1,1 |
Национальная оборона | 10 045 900,00 | 10 000 991,00 | 99,55 | 0,03 | 0,03 | 0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 230 787 369,67 | 189 374 341,32 | 82,06 | 0,48 | 1,01 | -0,53 |
Национальная экономика | 3 239 167 983,70 | 2 898 477 065,74 | 89,48 | 7,33 | 20,86 | -13,53 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 092 101 444,00 | 958 947 323,17 | 87,81 | 2,42 | 9,99 | -7,57 |
Охрана окружающей среды | 513 606 033,33 | 509 761 916,81 | 99,25 | 1,29 | 0,42 | 0,87 |
Образование | 18 732 790 931,84 | 15 699 903 587,24 | 83,81 | 39,69 | 23,08 | 16,61 |
Культура, кинематография | 1 032 019 730,30 | 977 505 723,03 | 94,72 | 2,47 | 3,15 | -0,68 |
Здравоохранение | 2 807 626 332,43 | 2 442 662 626,03 | 87,00 | 6,18 | 12,01 | -5,83 |
Социальная политика | 13 507 824 841,50 | 13 174 113 473,29 | 97,53 | 33,31 | 20,40 | 12,91 |
Физическая культура и спорт | 725 544 435,83 | 687 081 411,13 | 94,70 | 1,74 | 2,36 | -0,62 |
Средства массовой информации | 175 818 484,00 | 173 298 145,08 | 98,57 | 0,44 | 0,34 | 0,1 |
Обслуживание государственного (муниципального) долга | 2 637 700,00 | 2 637 631,61 | 99,997 | 0,01 | 0,61 | -0,6 |
Результат исполнения бюджета (дефицит/профицит) | -244 618 192,00 | 19 267 652,99 |
Плановые расходы были исполнены не полностью, причем на 10,39% меньше. С одной стороны, властям субъекта удалось сохранить бюджетные деньги, но с другой стороны могут пострадать социально-значимые статьи расхода. Половина статей были выполнены на 94% и выше. Но выделим те статьи расхода, процент исполнения которых меньше других:
– общегосударственные вопросы (88,39%)
– национальная безопасность и правоохранительная деятельность (82,06%)
– национальная экономика (89,48%)
– жилищно-коммунальное хозяйство (87,81%)
– образование (83,81%)
– здравоохранение (87%)
Самыми значимыми статьями в структуре расходов бюджета Республики Ингушетия стали:
– образование (39,69%)
– социальная политика (33,31%)
Как уже было отмечено ранее, при анализе отраслевой структуры ВРП региона, Республики Ингушетия имеет ряд основных социальных проблем, усиливающих экономические проблемы и имеющих непосредственное влияние на политическую обстановку в регионе: высокий уровень безработицы и рост неравенства населения по уровню доходов. В связи с чем, социальная политика региона преимущественно направлена на рост благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни: создание условий для полноценного функционирования института семьи, рождения детей, социальная поддержка граждан, рост качества социальных услуг и др., так как от успешности социальной политики напрямую зависят политическая стабильность и гражданское согласие в регионе. Данные факты и особенности региона и обуславливают высокие доли на образование и социальную политику в структуре расходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия.
Сравним доли статей расходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия с долями статей расходов в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ и выделим те статьи расходов, где наблюдается значительное различие:
– образование: на 16,61% выше, чем в среднем по субъектам РФ.
– социальная политика: на 12,91% выше, чем в среднем по субъектам РФ.
– национальная экономика: на 13,53% меньше, чем в среднем по субъектам РФ.
Республика Ингушетия по основным макроэкономическим показателям значительно отстает от среднероссийского уровня и является регионом, с депрессивной экономикой. Среди основных проблем Ингушетии выделяют высокую безработицу, долги за энергоносители, слабую производственную базу, а также большое число незавершенных объектов строительства. Эти и другие проблемы социально-экономического характера требуют особого внимания со стороны правительства республики. Вероятно, регион стремится в первую очередь разрешить проблемы, связанные с социальной сферой (образование и социальная политика), отчего в свою очередь пострадала такая статья расходов как «национальная экономика».
В связи с этим была проведена аналитика доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Ингушетия за 2021 год. Рассмотрев доходы бюджета республики можно сделать вывод, что консолидированный бюджет Республики Ингушетия не был выполнен в полном объеме, особенно статьи дохода, такие как налоги на добычу полезных ископаемых, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы и штрафы. В то же время, налог на прибыль организаций и возврат остатков межбюджетных трансфертов выполнены сверх плана. Более 85% доходов бюджета Республики Ингушетия зависит от безвозмездных поступлений, что свидетельствует о том, что регион не является финансово самостоятельным и зависит от помощи других бюджетов. Кроме того, налоги на прибыль, доходы в бюджете Республики Ингушетия значительно ниже, а доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ выше, чем в среднем по субъектам РФ. Республика Ингушетия является регионом с депрессивной экономикой, где высокий уровень безработицы и неравенства населения по уровню доходов требует особого внимания со стороны правительства. В структуре расходов консолидированного бюджета наибольшие доли приходятся на образование и социальную политику, что объясняется стремлением региона разрешить социально-экономические проблемы. Однако, часть социально-значимых статей расходов были исполнены меньше, чем на 90%, что может отрицательно сказаться на качестве жизни населения. Следующим этапом, после анализа доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Ингушетии является проверка показателей экономической безопасности региона. Под экономической безопасностью региона понимается такое состояние экономики и институтов государственной власти, которое призвано обеспечивать стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории. Создается потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность региональной экономики, гарантированную защиту экономических интересов региона и населения, проживающего в нем, от внутренних и внешних деструктивных воздействий. Для оценки этого выделяются следующие критерии и показатели:
1) Уровень дотационности
Уровень дотационности субъекта Российской Федерации представляет собой показатель, отражающий долю дотаций из федерального бюджета в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Проведем анализ Республики Ингушетия на уровень дотационности. Воспользуемся следующей формулой:
Подставим значения, находящиеся в таблице 1.
Исходя из формулы, мы видим, что уровень дотационности Республики Ингушетия находится на уровне в 40%, следовательно, регион является высокодотационным.
2) Норматив долга
Рассчитаем норматив регионального долга Республики Ингушетия. Так как субъект является высокодотационным, следует брать 50% от норматива:
Долг = 50% (Доходы – Безвозмездные Поступления) = 50% (39 571 191 615,53 – 33 679 786 004,27) = 2 945 702 806 руб.
Региональный долг Республики Ингушетия на 1 января 2022 года составил
1 913 639 850 руб., что меньше норматива, следовательно, данное значение регионального долга укладывается в норму
3) Норматив дефицита бюджета
Так как бюджет Республики Ингушетия является высокодотационным, то для расчёта норматива дефицита бюджета следует брать 10% от разницы доходов и безвозмездных поступлений. Норматив дефицита бюджета будет составлять:
Дефицит бюджета = 10% (Доходы – Безвозмездные Поступления) = 10% (39 571 191 615,53 – 33 679 786 004,27) = 589 140 561,1 руб.
Бюджет республики исполнен с профицитом в размере 19 267 652,99 руб., следовательно, норматив дефицита бюджета не нарушается.
4) Норматив расходов на обслуживания регионального долга
Так же посчитаем норматив расходов на обслуживание регионального долга Республики Ингушетия, который рассчитывается по следующей формуле:
Расходы на обслуживание регионального долга = 10% (Расходы − Субвенции) = 10% (39 551 923 962,54 – 2 890 945 824,22) = 3 666 097 813,832 руб.
В 2021 году расходы на обслуживание государственного долга в Республики Ингушетия были равны 2 637 631,61 руб., следовательно, регион не превысил норматив.
5) Проверка бюджета на социальную ориентированность
Для того чтобы определить является ли бюджет Республики Ингушетия социально ориентированным, необходимо вычислить долю социальных расходов (образование, культура, здравоохранение, социальная политика, физическая культура и спорт) из общих расходов.
Формула будет иметь следующий вид:
В 2021 году доля социальных расходов Республики Ингушетия составила 83,39% из общих расходов, что больше норматива в 60-80%, следовательно, бюджет региона является избыточно социально ориентированным в ущерб экономическому развитию региона.
Заключение. На основе проведенного анализа доходов и расходов Республики Ингушетия сформированы критерии и показатели (уровень дотациионности, норматив долга, норматив дефицита бюджета, норматив расходов на обслуживания регионального долга, проверка бюджета на социальную ориентированность), которые определяют экономическую безопасность региона. Данная безопасность проявляется при построении своей, региональной экономической политики, которая в первую очередь проявляется в осуществлении контроля над ресурсами региона и определяется возможностями наиболее полно использовать конкурентные преимущества субъекта РФ. Проведенная комплексная оценка данных показателей показала, что из пяти показателей экономической безопасности, только два удовлетворяют современным нормативам, регион является высокодотационным, но укладывается в норму по нормативу долга и нормативу расходов на обслуживание государственного долга. Бюджет региона избыточно социально ориентирован и необходима более сбалансированная политика, учитывающая и экономические потребности региона.
В дополнение к результатам проведенного анализа можно привести следующие данные. В рейтинге социально-экономического положения регионов по итогам 2021 года Республика Ингушетия занимает 81 место, опередив лишь 4 региона: Республика Алтай, Республика Тыва, Еврейская автономная область, Республика Калмыкия. Таким образом можно предположить, что сложившаяся ситуация в регионе не в полной мере обеспечивает экономическую безопасность и финансовую устойчивость региона, а значит существенно влияет на его социально-экономическое развитие.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19702/2. Финансовый словарь [Электронный ресурс]. URL: http://lib.mabico.ru
3. Гриб, С. Н. Бюджетная система РФ : учебное пособие / С. Н. Гриб, Ю. И. Черкасова ; Сиб. федер. ун-т, Ин-т экономики, упр. и природопользования. - Красноярск : СФУ, 2020 (2020-09-03). - 387 с. : табл. - Библиогр.: с. 333-335. - 100 экз. - ISBN 978-5-7638-4208-1 : 611.00 р. - Изд. № 2019-9438
4. Центральный Банк РФ [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/
5. Единый портал бюджетной системы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://budget.gov.ru/
6. Адольф, К.В. Проблемы экономической безопасности общества в условиях цифровой трансформации. Молодежь и наука XXI века: Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века КГПУ им. В.П. Астафьева / ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2021.С.11-15.
7. Адольф, В.А., Адольф, К.В., Фоминых, А.В. Безопасность личности в контексте ее образованности// Народное образование.2021.№3.С.83-87.
8. Адольф В.А., Адольф К.В., Фоминых А.В. Концепция безопасности в современном образовании// Образовательные технологии. №4. 2020. С.69-75.
9. Кужугет, А.А.,Трусей, И.В., Адольф, В.А. Количественная и качественная обработка данных в педагогических исследованиях сферы физической культуры, спорта и здоровья: учебное пособие/Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск,2022.174 с.