Abstract: This paper considers the role of tax revenue in the formation of budget revenues. The article also discussed performance of control and analytical work of the tax authorities of the Republic of Mordovia and discloses ways to improve, to improve the effectiveness and control of analytical work.
Keywords: tax, tax audit, budget, budget revenues, information technology
Важнейшей функцией налогового администрирования является контроль, который позволяет оценить результаты контрольно – аналитической работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет.
Чтобы понять значимость результативной контрольно-аналитической работы налоговых органов, рассмотрим долю налоговых поступлений в структуре доходов бюджета Республики Мордовия, оценку которых предлагается провести на основе данных таблицы 1.
Таблица 1
Доля налоговых поступлений в структуре доходов бюджета Республики Мордовия [7]
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Налоговые доходы, тыс. руб. | 12618869,3 | 14335737 | 23180997 | 21833400 |
Удельный вес налоговых поступлений в общей сумме доходов, % | 34,71 | 45,15 | 65,28% | 59,80% |
Всего доходов, тыс. руб. | 36351281,4 | 31752727 | 35507967 | 36510259,458 |
Исходя из данных, представленных в таблице 1, видно, что на протяжении 2012 – 2014 гг. доля налоговых поступлений в структуре доходов бюджета стабильно увеличивалась. Так, рост доли налоговых поступлений в 2013 году составил 10,44% по отношению к аналогичному показателю 2012 года, а в 2014 – значения показали рост 20,13% по отношению к 2013 году. Но в 2015 году наметилось снижение доли налоговых поступлений в структуре доходов бюджета (-5,48%). Однако, даже не смотря на снижение показателя доли можно сделать вывод, что налоговые поступления играют важнейшую роль в формировании доходной части бюджета Республики Мордовия, формируя более 50% доходов.
Теперь, когда обоснована важность налоговых поступлений для бюджета, оценим, какую роль в этом процессе играет контрольно-аналитическая работа налоговых органов. Оценить результаты контрольной деятельности налоговых органов в области администрирования прямых налогов предлагается на основе таблиц 2 и 3.
Таблица 2
Динамика показателей результативности контрольной деятельности налоговых органов РМ в области администрирования прямых налогов. [5]
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Количество выездных проверок в отношении плательщиков прямых налогов, шт. | 1335 | 1158 | 1017 | 765 |
из них, выявивших нарушения, шт. | 568 | 505 | 432 | 327 |
Количество камеральных проверок, шт. | 138372 | 136795 | 127295 | 124239 |
из них, выявивших нарушения, шт. | 6854 | 7796 | 8468 | 7994 |
Дополнительно начислено платежей по результатам проверок прямых налогов, тыс.р. | 484927 | 201142 | 776170 | 490720 |
в том числе: | ||||
по выездным налоговым проверкам, тыс.р. | 421940 | 424061 | 724422 | 467326 |
по камеральным проверкам, тыс.р. | 62978 | 77081 | 51748 | 23394 |
Таблица 3
Доля дополнительно начисленных платежей по результатам проверок в структуре налоговых поступлений бюджета РМ.
Показатель | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Налоговые доходы бюджета РМ | 12618869,3 | 14335737 | 23180997 | 21833400 |
Дополнительно начислено платежей по результатам проверок прямых налогов, тыс.р. | 484927 | 201142 | 776170 | 490720 |
Доля дополнительно начисленных платежей по результатам проверок в структуре налоговых поступлений бюджета, % | 3,84 | 1,40 | 3,35 | 2,25 |
Данные таблиц 2 и 3 о результативности контрольно-аналитической работы можно толковать двояко. С одной стороны, при уменьшении количества проведенных камеральных и выездных проверок растет процент проверок , по которым были выявлены нарушения. Но с другой стороны, показатель доли дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок в структуре налоговых поступлений бюджета Республики Мордовия не соответствует оптимальности. Так, по итогам 2015 сумма дополнительно начисленных платежей составила 490720 тыс. руб. , что в относительном показателе составляет 2,25% от суммы всех налоговых поступлений бюджета РМ. При этом аналогичный показатель по итогам 2012 года составил 3,84%.
То есть, получается, что нарушений, связанных с порядком исчисления и сроками уплаты налогов в 2015 году, наблюдалось меньше, чем в 2012 году. Это противоречит законам практики. Как известно, в условия экономической нестабильности, субъекты хозяйствования в большей мере склонны к уклонению от уплаты налогов. При этом, в период с середины 2014 года и по сегодняшний день имеет место быть экономическая нестабильность, которая в большей степени обусловлена политическими, чем экономическими факторами («экономические санкции»). Таким образом, существует проблема, связанная с повышением результативности контрольно-аналитической работы налоговых органов налогового контроля России в целом и Республики Мордовия, в частности.
Первым направлением совершенствования функционирования налоговых органов является внедрение на законодательном уровне понятия добросовестного поведения налогоплательщика. Под таковым поведением понимается надлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, если налоговыми органами не будет выявлено фактов целенаправленных действий по созданию «схем» ухода от налогообложения.
Налоговым органам будет предоставляться право отказа в признании расходов и применении вычетов по сделкам с недобросовестными контрагентами, о которых известно, что они не исполняют своих налоговых обязательств, не располагают производственными и трудовыми ресурсами и не имеет соответствующей деловой репутации. [8, 5 с.]
Таким образом, данная мера будет способствовать борьбе с деятельностью фирм-однодневок. То есть, налогоплательщики не смогут укрывать или уменьшать свою налогооблагаемую базу с помощью специально созданных для этих целей фирм.
Вторым направлением совершенствования контрольно-аналитической деятельности налоговых органов можно выделить институт налогового (горизонтального) мониторинга. Суть данного метода заключается в том, что налоговая служба заключает соглашение с крупнейшими налогоплательщиками об информационном взаимодействии. При использовании данного механизма отпадает потребность в осуществлении проверок, так как вся деятельность налоговых органов сводится к мониторингу данных налогового и бухгалтерского учета, которые предоставляются налогоплательщиком в соответствии с заключенным договором. Это позволяет снизить затраты на проведение выездных проверок. Пилотный проект по этому направлению был осуществлен уже в 2013 году, когда ФНС России заключила соглашения об информационном взаимодействии с пятью крупнейшими налогоплательщиками. [8, 6 с.]
Третьим направлением совершенствования необходимо выделить создание института налогового консультирования при налоговых органах. С развитием экономики страны развивается и налоговое законодательство, которое становится все более многогранным. В свою очередь, низкая правовая грамотность налогоплательщиков зачастую приводит к многочисленным нарушениям в сфере налогового законодательства. Организация же механизма консультирования позволит избежать подобных нарушений и, как следствие, повысит эффективность работы налоговых органов.
Четвертым направлением совершенствования необходимо отметить создание и совершенствование личного кабинета налогоплательщика. ч. 1 ст. 11.2 Налогового Кодекса российской Федерации устанавливает: «Личный кабинет налогоплательщика — информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке.». Иными словами, данный инструмент имеет статус официального «канала связи» между налогоплательщиками и налоговыми органами. Кроме того, предусмотрено создание электронной цифровой подписи для электронных документов, проходящих через личный кабинет, что делает данный документ равнозначным аналогичному документу на бумажном носителе.
Это направление совершенствования способно существенно сократить время на прием и обработку документов, а также повысить эффективность процедуры электронного документооборота.
В качестве отдельного направления совершенствования выделяется создание максимально удобной и комфортной налоговой среды для налогоплательщика, ориентируясь на его потребности. Упор в данном направлении совершенствования делается на информационные технологии и применение сети «Интернет». Так, уже сегодня на сайте ФНС России представлены 18 интерактивных сервисов, позволяющих упростить и, в тоже время, повысить эффективность работы налоговых органов. [4]
Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что результативная работа налоговых органов является залогом наполняемости бюджета, так как более 50% бюджетных доходов составляют налоговые поступления. В современном мире, с развитием информатизации большинства экономических сфер, возникает необходимость внедрения информационных технологий и в деятельность налоговых органов с целью повышения результативности их работы. Однако, стимулировать развитие можно и без использования процессов информатизации. Яркими тому примерами является внедрение института налогового консультирования и мониторинга.
Библиографический список
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant .ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 09.10.2016)2.Аршинов И.В., Ежиков С.Г. Выездные налоговые проверки: условия перехода количественных изменений в качественные// Сборник: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах; 2014. С. 120-123
3.Аршинов И.В., Сюняев С.Н. Повышение эффективности работы налоговых органов в России//РОЛЬ НАУКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Сборник статей Международной научно-практической конференции. НАУЧНЫЙ ЦЕНТР «АЭТЕРНА»; 2014. С. 88-91
4.Интерактивные сервисы ФНС России// Официальный сайт ФНС России. Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/ broshury/interactive_brochure_final_i.pdf (дата обращения: 09.10.2016)
5.Коронцевич Д.Д. Оценка результатов контрольно-аналитической работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов в бюджет // Контентус. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kontentus.ru/wpcontent/uploads/2016/08/%D0%9A%D0% BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.pdf (дата обращения: 08.10.2016).
6.Левчаев П.А. Перспективы инновационно-модернизационной модели развития экономики России.// Финансы и кредит №23(455),Москва, 2011. – С. 2-7.
7.Максимовская Н.Г. Анализ современного состояния доходной базы бюджета Республики Мордовия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65070 (дата обращения: 08.10.2016).
8.Мишустин Михаил Владимирович Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. №4. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-instrumentov-nalogovogo-administrirovaniya-po-obespecheniyu-stabilnyh-dohodov-gosudarstvennogo-byudzheta (дата обращения: 08.10.2016).