Индекс УДК 33
Дата публикации: 23.11.2017

Алгоритм разработки и механизм имплементации бизнес-плана на предприятии

Algoritm elaboration and mechanism of business-plan implementation for enterprise

Потеева Марина Артуровна, Бадертдинова Виктория Азатовна
1. к.э.н., доцент кафедры экономики предприятия
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского»
Институт экономики и управления
2. студентка
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского»
Институт экономики и управления

Poteyevа Marina Arturovna, Badertdinova Victoria Azatovna
1. Ph. D., associate Professor of the Department of Economics of enterprise
Federal STATE Autonomous educational institution "Crimean Federal University
named after V. I. Vernadsky"
Institute of Economics and management
2. student
Federal STATE Autonomous educational institution "Crimean Federal University
named after V. I. Vernadsky"
Institute of Economics and management
Аннотация: В статье представлен алгоритм разработки бизнес-плана фирмы на основе углубленной диагностики деятельности предприятия (состояния рынка) и соблюдении важнейших принципов планирования. Авторы отразили необходимую взаимосвязь планирования с механизмом имплементации составляемого плана в реальной деятельности предприятия.

Abstract: The article presents the algorithm of development of the business plan of the company on the basis of in-depth diagnostic of the company (market conditions) and respect the most important principles of planning. The authors reflect the essential relationship of planning mechanism for the implementation of the compiled plan in the real activities of the enterprise.
Ключевые слова: бизнес-планирование, механизм имплементации бизнес-плана, предприятие.

Keywords: business-plan, management of implementation, enterprise.


В условиях волатильного рынка очень трудно добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не проводить системной диагностики состояния предприятия и конъюнктуры рынков. Необходимо не только представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

В настоящее время большинство фирм не имеет бизнес-планов, нет и необходимого механизма имплементации: отсутствуют обоснованные нормы для разработки планов.

Бизнес-планирование – это элемент механизма управления предприятием в условиях рыночной экономики, включающих объективную оценку собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент пректно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. При разработке бизнес-плана следует учитывать следующие обстоятельства: состояние предприятия, сложившуюся ситуацию на внутреннем и внешнем рынках, ближайшие и отдаленные перспективы экономических, финансовых и технологических процессов в стране и за рубежом.

Нам представляется, что начинать разработку бизнес-плана предприятия необходимо, прежде всего, с диагностики состояния предприятия, его конкурентоспособности.

         Системная диагностика осуществляет итоговую оценку всесторонней деятельности предприятия, сформировавших его состояние на определенный момент и определенным образом выраженная в диагностическом результате.

Например, диагностика производственного потенциала предприятия призвана оценить состояние совокупности ресурсов и производственных возможностей фирмы. Производственный потенциал – интегральный показатель, включающий организационные, научно-технические, производственные, финансово-экономические, кадровые, маркетинговые и социальные возможности достижения установленных субъектом управления целей. Характеристика уровней производственного потенциала предприятия сведена в таблице 1.

 

Таблица 1.

Оценка уровней производственного потенциала предприятия «N»

Уровень КпвОбозначение уровней             Краткая характеристика
Высокий уровень

Кпв > 1

АПредприятие находится в стабильном состоянии по большинству параметров
Средний уровень

Кпв = 0,5 – 1,0

ВПредприятие успешно действует в своем бизнесе, однако испытывает предкризисные трудности, необходима адаптация
Низкий уровень

Кпв < 0,5

СНаличие хронических нарушений по большинству параметров производства, предприятие в кризисном состоянии

Источник: [1]

Экономический диагноз может поставить только опытный специалист, хорошо знающий тонкости производственного процесса и его составных элементов. Нужны профессиональные знания экономиста, финансиста, технолога, социолога, маркетолога. Иными словами, квалифицированный экономический диагноз предприятия должен определяться группой наиболее квалифицированных специалистов, с участием опытных аналитиков и ученых. В экономическом цикле предприятия выделяют четыре стадии: стабильную, предкризисную, кризисную и посткризисную. Каждой фазе соответствует характерное для нее состояние предприятия, оцененное в результате анализа всех основных направлений его деятельности. К их числу относятся: производственная, технологическая, финансово-экономическая, кадровая, управленческая, маркетинговая, социальная, международная, экологическая и другие виды деятельности. Диагноз положения дел в каждом из этих направлений отражает необходимую векторность усилий менеджерского звена предприятия, эффективности и использования инвестиций.

Таким образом, системная диагностика состояния предприятия позволяет выявить степень риска кризиса на различных стадиях экономического цикла. Следующим этапом становится определение адекватного механизма управления предприятием и решение вопросов целесообразности использования инвестиционных ресурсов. Организация системной диагностики деятельности предприятия с использованием известных методов анализа позволяет достоверно оценить ситуационное состояние фирмы и наметить перспективные направления использования инвестиций. Диагностика предприятия вооружает менеджеров обоснованным предвидением возможных рисков, способствует своевременному принятию необходимых мер по предотвращению кризисных проявлений и банкротства фирмы.

Выполнив диагностическую оценку состояния предприятия во всех его видах деятельности, получаем возможность увидеть и соизмерить его слабые и сильные стороны. В соответствии с диагностикой закладываем в бизнес-план комплекс мероприятий по использованию преимуществ и ослаблению влияния и устранению недостатков в деятельности предприятия.

Огромное значение в бизнес-планировании имеет предвидение перспектив развития рынка, влияние на него внутренних и внешних факторов. В подтверждение этих слов воспользуемся опытом ведущей в мире автомобилестроительной компании «Тоуота». Вот как об этом пишет Лайкер Джеффри: «В начале 1990-х годов финансовые результаты и доля рынка Тоуоtа достигли небывалых высот, однако председатель компании Ейдзи Тоёда при всяком удобном случае говорил о кризисе. На одном из заседаний компании он спросил: «Можно ли продолжать делать машины, как раньше? Уцелеем ли мы в ХХI веке, если НИОКР будут вестись, как прежде? Для команды G21 это послужило толчком к разработке концепции автомобиля ХХI века. Был назначен главный инженер, и после всестороннего исследования вопроса, при активной поддержке проекта новым президентом Хироси Окуда было решено, что гибридный двигатель – это оптимальное решение для перехода от традиционных двигателей к топливным батареям или иным возобновляемым источникам энергии будущего. Гибридный двигатель был не итогом поиска новых проблем, но практическим решением насущных проблем» [2;с.259].

Разработка бизнес-плана требует соблюдения ряда принципов, присущих всякой системе планирования, не только бизнес-планированию как одной из современных рыночных форм планового управления экономической деятельности. Принцип – это субъективное отражение проявлений объективных законов и закономерностей. Если действие объективного экономического закона невозможно сколь угодно долго игнорировать, то нарушения принципов в хозяйственной практике встречаются, к сожалению, нередко. «Принцип – основа, начало) – 1. убеждение, взгляд на вещи; 2. – исходное положение какой-либо теории, учения» [3;с.830].

Среди принципов планирования выделяют: целенаправленность, эффективность, реальность, правомочность, обоснованность, конкретность, гибкость, динамичность, преемственность, комплексность, системность» [4;с.435].

В отличие от ранее существовавшего директивного централизованного планирования, в бизнес-плане каждый из вышеназванных принципов приобретает новое, рыночное содержание. Если по-порядку, то «целенаправленность» в бизнес-плане означает избрание цели, адекватной рыночной конъюнктуре. Это может быть освоение нового рынка или иного сегмента рынка. Целью бизнес-плана вполне может быть достижение преимуществ в конкурентном соперничестве. Или, например, преодоление кризисной ситуации.

Следующий принцип «эффективности» непосредственно связан с предыдущим. Эффектом бизнес-плана становится достижение избранных целей при наименьших затратах всех видов ресурсов.

«Реальность» в бизнес-плане предполагает действительную возможность добиться поставленных целей. Коэффициент вероятности планируемых событий должен быть максимальным, поскольку на основе бизнес-плана в дальнейшем заключаются коммерческие договоры при значительной юридической, материальной, финансовой ответственности сторон. Как в давние времена говорилось: «договор дороже денег». Лишь форс-мажорные обстоятельства могут ослабить такую ответственность.

«Правомочность», в нашем понимании, для бизнес-плана означает правовую обеспеченность и гарантированность планируемых событий, показателей и т.п.

«Обоснованность» бизнес-плана предполагает, что все запланированные показатели, процессы, виды операций и действий субъектов плана носят обдуманный, рациональный и подкрепленный реальными ресурсами характер. В нем не должно быть места волюнтаристским, не подтвержденным расчетами и потенциальными ресурсами плановых показателей.

Все показатели бизнес-плана должны носить конкретный и четко выраженный характер, конкретное измерение в количественных и качественных величинах, в сроках их достижения в процессе производственной или иных видах деятельности предприятия.

Принцип «преемственности» в бизнес-планировании означает, как минимум, взаимосвязь плановых показателей от предыдущего планового срока к последующему.

В условиях рыночной экономики особую роль отводят принципам «гибкости» и «динамичности». Бизнес-план не может стать незыблемым директивным документом, определяющим поведение субъекта планирования на все времена и при любых обстоятельствах. Обстоятельства, определяемые рыночной средой, сильнее бизнес-плановых решений. Последние могут и должны претерпевать изменения, коррективы ради достижения поставленных в плане целей.

Составление бизнес-плана – это важная, но все-таки начальная стадия управленческой деятельности предприятия. Далее требуется не менее сложная задача по исполнению (имплементации) утвержденного планового документа. Механизм имплементации разработанного бизнес-плана включает все элементы системы управления. Так, известный американский классик теории управления М.Х.Мескон отмечает: «Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» [5;с.38]. Таким образом, за бизнес-планом работы предприятия должны последовать организация его исполнения, т.е. организация самого производства материальных благ (товаров) или нематериальных услуг. Организационная деятельность немыслима без заинтересованности исполнительского состава предприятия. Нужна продуманная и оптимальная система мотивации, главной целью которой считается достижение сбалансированности интересов государства, коллектива предприятия и личных интересов труженников. При нарушении указанной сбалансированности возникает конфликт интересов, угрожающий перерасти в конфликт личностей.

На наш взгляд, это самый сложный элемент системы управления. Здесь требуется не только научная обоснованность системы мотивации, но и чуткий механизм ее постоянной адаптации к быстро меняющимся условиям сложной рыночной среды.

Контроль как заключительный элемент системы управления производственным или экономическим процессом выполняет функцию проверки исполнительской дисциплины. Однако здесь требуется разумная оптимальность контроля. Важно, чтобы контроль не перерастал в надзирательство, не губил разумную инициативу, не сковывал предпринимательство, столь важное в рыночной среде. С другой стороны, функция контроля обеспечивает системную проверку исполнения бизнес-плана, способствует недопущению ошибок или их своевременному устранению. Контроль можно рассматривать и как антикоррупционную меру, что также важно в бизнес-планировании.

Выводы.

  1. Разработка бизнес-плана предприятия – важнейший элемент системы управления деятельностью организации. Процедура разработки бизнес-плана должна соответствовать приводимым в статье принципам, носить системный характр, осуществляться непрерывно на различные по продолжительности периоды: оперативные, долгосрочные, перспективные бизнес-планы.
  2. Исполнение бизнес-плана – это управляемый процесс производственно-финансовой, технологической, экологической и социальной деятельности предприятия. Планирование и исполнение плана взаиммосвязаные, дополняющие и уточняющие элементы механизма управления, разрыв между которыми недопустим.

Библиографический список

1. Потеев А.Т. Системная диагностика как важнейшее условие эффективного управления предприятием // А.Т.Потеев, М.А.Потеева. Культура народов Причерноморья. Научный журнал. - Симферополь, 2013. − №245. - 214 с. – С.18-23.
2. Лайкер Дж. Практика дао Тоуоtа: Руководство по внедрению принципов менеджмента Тоуота / Джеффри Лайкер, Девид Майер; Пер. с англ., - 6-е изд. – М.; Альпина Паблишер, 2014, - 586с. – (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н.Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2004. – 1376с.
4. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия, 2 –е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – VI, 810с.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.; «Дело», 1992. – 702с.