Abstract: Public debt is an important element of public finances. Identification of the problematic aspects of the public policy of the state and determination the directions of its improvement need a detailed analysis of the public debt. The state and structure of Russia’s public debt for the period 2011-2017 are reviewed in the article.
Keywords: public debt, domestic debt, external debt, government securities, debt service, debt policy.
В современных условиях практически невозможно найти государство, которое было бы способно обходиться без внешних заимствований. Использование их государством обусловлено ограниченностью собственных финансовых ресурсов, необходимых для исполнения долговых обязательств, покрытия дефицита государственного бюджета, финансирования проектов, поддержки национальной валюты.
Состояние и динамику внешнего долга исследовали Антонова А.Д., Пономаренко Е.В. [1], Шагардин Д. [9], отдельные аспекты развития рынка внутренних заимствований – Добрикова И.С. [4], Михненко Е.В. [5]. Теоретические аспекты механизма управления государственным долгом, особенности и проблемные аспекты долговой политики России отображены в работах Безвезюка К.В. [2], Хейфеца Б.А. [8].
В трудах ученых исследованы различные аспекты проблемы государственного долга и его влияния на экономику. Вместе с тем, комплементарность данной проблемы свидетельствует о том, что не все вопросы государственного долга России изучены и освещены в полной мере.
Цель статьи – изучить состояние, динамику и структуру государственного долга России в условиях глобализации мировой экономики.
В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистические и графоаналитические методы для определения современных тенденций формирования государственного долга России, метод сравнительного анализа – для проведения межстрановых сопоставлений уровня долговой нагрузки.
В современной мирохозяйственной системе основными заемщиками капитала, по данным Всемирного банка [10], являются крупнейшие экономики мира. Так, валовой государственный долг США по состоянию на 2015 г. оценивался в 17,6 трлн. долл. США, Японии – 9,8 трлн. долл. США, Франции – 2,7 трлн. долл. США. Размер государственного долга России существенно ниже и составляет около 0,2 трлн. долл. США (рис. 1).
Рисунок 1. Объем государственного долга отдельных стран мира в 2015 г., трлн. долл. США [10]
Для наиболее развитых экономик характерен высокий размер государственного долга не только в абсолютном, но и относительном выражении. По данным Всемирного банка [10], отношение государственного долга к ВВП Японии составляет 198%, Испании – более 104%, Франции – 98% (рис. 2).
Рисунок 2. Отношение государственного долга к ВВП отдельных стран мира в 2015 г., % [10]
Государственный долг является одним из ключевых факторов, определяющих развитие национальной экономики. С учетом данного факта, проведем детальный анализ государственного долга России за период 2011-2017 гг. По данным Министерства финансов Российской Федерации [3], валовой государственный консолидированный долг страны к началу 2017 г. превысил 11 трлн. руб. (табл. 1).
За последние семь лет валовой государственный консолидированный долг России вырос в 2,7 раз, при этом в 2015 г. темпы прироста долга составили 39,6%. Такое изменение обусловлено главным образом увеличением внешнего долга в 2015 г. на 79,8%, а также внутреннего долга на 26,5%.
В целом за период 2011-2017 гг. государственный внешний долг России вырос в 2,6 раз, государственный внутренний долг – в 2,7 раз (см. табл. 1).
Ключевыми факторами роста государственного долга России в 2014-2015 годах стали следующие события [1; 2; 9]:
— введение западными странами в отношении России экономических санкций;
— несвоевременные действия Центрального банка в ответ на разрастающиеся панические настроения на валютном рынке;
— сокращение поступлений от экспорта на фоне падения цен на нефть;
— увеличение расходов на обору;
— необходимость дополнительных средств для осуществления структурного реформирования и стабилизации экономической ситуации и др.
Таблица 1
Государственный долг России в 2011-2017 гг. (на начало года)
Показатели | Год | ||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Валовой государственный долг | |||||||
объем, млрд. руб. | 4143,6 | 5318,7 | 6515,1 | 7589,3 | 10597,7 | 11120,1 | 11073,5 |
темпы прироста (падения), % | — | 28,4 | 22,5 | 16,5 | 39,6 | 4,9 | -0,4 |
Внутренний долг | |||||||
объем, млрд. руб. | 2940,4 | 4190,6 | 4977,9 | 5722,2 | 7241,2 | 7307,6 | 8003,5 |
темпы прироста (падения), % | — | 42,5 | 18,8 | 15,0 | 26,5 | 0,9 | 9,5 |
Внешний долг | |||||||
объем, млрд. руб.* | 1203,2 | 1128,1 | 1537,2 | 1867,1 | 3356,5 | 3812,5 | 3070,0 |
темпы прироста (падения), % | — | -6,2 | 36,3 | 21,5 | 79,8 | 13,6 | -19,5 |
*Примечание: объем внешнего долга переведен в рубли по обменному курсу Центрального банка РФ.
Источник: рассчитано автором на основе [3; 6]
Следует отметить, что к началу 2016 г. темпы роста общего государственного долга стали сокращаться и составили лишь 4,9%, а к началу 2017 г. показатель принял отрицательное значение и достиг 0,4%, при этом темпы падения государственного внешнего долга достигли 19,5% (см. табл. 1).
Основу государственного долга России составляет внутренний долг, доля которого к началу 2017 г. достигла 72,3% (рис. 3).
Рисунок 3. Структура государственного долга России в 2011-2017 гг. (на начало года), %
Источник: рассчитано автором на основе [3]
По данным Министерства финансов Российской Федерации [3], государственный внутренний долг страны на начало 2017 г. составил 8 трлн. руб., при этом за период 2011-2017 гг. он вырос на 5 трлн. руб.
Существенный рост объемов внутренних заимствований, с одной стороны, имеет ряд преимуществ по сравнению с внешними заимствованиями. В частности, государству легче управлять такими займами, при этом процентные выплаты по внутреннему долгу способствуют росту внутреннего спроса на товарном рынке.
С другой стороны, реализация такой долговой политики в значительной степени ограничивается более высокой ценой внутренних заимствований, емкостью и слабостью инфраструктуры национального финансового рынка. Стремительное наращивание внутреннего долга создает угрозу вытеснения с рынка внутренних заимствований частных заемщиков, для которых государственные займы могут повысить цену заимствований.
Кроме того, «возможности внутреннего рынка заимствований сильно зависят от способности денежных властей поддерживать невысокий уровень инфляции и относительно стабильный валютный курс. В случае существенной девальвации рубля внутренние заимствования не смогут полноценно компенсировать компаниям все их потребности в обслуживании внешней задолженности и импорта» [8, с. 22].
Государственные гарантии России за период 2011-2017 гг. выросли в 4 раза до 1,9 трлн. руб., а их доля в общем объеме государственного внутреннего долга – на 7,7 процентных пунктов до 23,8% (табл. 2).
Таблица 2
Государственные гарантии России в национальной валюте в 2011-2017 гг.
Дата
| Государственные гарантии России | |
объем, млрд. руб. | доля в общем итоге, % | |
01.01.2011 | 472,25 | 16,1 |
01.01.2012 | 637,33 | 15,2 |
01.01.2013 | 906,60 | 18,2 |
01.01.2014 | 1289,85 | 22,5 |
01.01.2015 | 1765,46 | 24,4 |
01.01.2016 | 1734,52 | 23,7 |
01.01.2017 | 1903,11 | 23,8 |
Источник: рассчитано автором на основе [3]
Поскольку обеспечиваемые государственными гарантиями обязательства имеют долгосрочный характер, то значительная часть бюджетных средств на возможное их исполнение (даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям) «резервируется», а не направляется на другие приоритетные направления социально-экономического развития. Несмотря на то, что в результате предоставления государственных гарантий предусматриваются дополнительные поступления, рост объемов государственной гарантийной поддержки неминуемо приводит к значительному увеличению расходов государственного бюджета (агентские вознаграждения, административные расходы, связанные с предоставлением и дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантии).
Основу государственного внутреннего долга России составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом, доля которых по состоянию на начало 2016 г. составила 37,1% (табл. 3).
Таблица 3
Структура государственного внутреннего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %
Статьи государственного внутреннего долга | Год | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) | 45,5 | 43,5 | 45,2 | 47,0 | 35,2 | 37,1 |
Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) | — | — | — | — | 13,8 | 18,4 |
Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) | 27,7 | 25,8 | 21,1 | 18,3 | 14,3 | 10,8 |
Государственные сберегательные облигации (ГСО) | 10,5 | 13,2 | 13,6 | 10,6 | 9,6 | 6,7 |
Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) | — | 2,1 | 1,8 | 1,6 | 1,2 | 1,2 |
Другие статьи | 16,3 | 15,4 | 18,3 | 22,5 | 25,9 | 25,8 |
Источник: рассчитано автором на основе [7]
Анализ структуры государственного внутреннего долга России за период 2011-2016 гг. позволяет выделить следующие тенденции:
— сокращение доли облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом на 8,4 процентных пунктов;
— выпуск с 2015 г. облигаций федеральных займов с переменным купонным доходом, доля которых к началу 2016 г. составила 18,4%;
— сокращение доли облигаций федеральных займов с амортизацией долга на 16,9 процентных пунктов;
— уменьшение доли государственных сберегательных облигаций на 3,8 процентных пунктов.
Стоимость облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом за исследуемый период выросла в 2 раза до 2,7 трлн. руб., государственных сберегательных облигаций на 60,2% до 492,6 млрд. руб. [7].
Проведенный анализ свидетельствует об определенной позитивной динамике в формировании рынка долговых государственных ценных бумаг в России, однако его развитие сталкивается с рядом проблем, основными из которых являются [4; 5]:
— недостаточная представленность и активность институциональных инвесторов на данном рынке;
— низкая осведомленность населения относительно функционирования рынка долговых государственных ценных бумаг;
— невысокая ликвидность государственных ценных бумаг;
— относительно низкий уровень доходов населения;
— недоверие потенциальных покупателей государственных ценных бумаг к данным финансовым инструментам;
— ограниченность вторичного рынка долговых государственных ценных бумаг;
— низкие кредитные рейтинги России и тому подобное.
Государственные органы власти и управления сталкиваются с достаточно сложными препятствиями на пути к стимулированию развития отечественного рынка долговых государственных ценных бумаг, которые осложняются структурными проблемами национальной экономики.
Государственный внешний долг (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией), по данным Министерства финансов Российской Федерации, за период 2011-2016 гг. вырос на 25% до 50 млрд. долл. США главным образом за счет увеличения задолженности по внешним облигационным займам на 17,7% до 35,9 млрд. долл. США и в меньшей степени за счет роста государственных гарантий России в иностранной валюте в 13 раз до 11,9 млрд. долл. США [7].
Основу государственного внешнего долга России составляет задолженность по внешним облигационным займам, доля которой на начало 2016 г. достигла 71,8% (табл. 4).
Таблица 4
Структура государственного внешнего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %
Статьи государственного внешнего долга | Год | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – членами Парижского клуба | 2,0 | 1,4 | 0,6 | 0,4 | — | — |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба | 7,0 | 6,7 | 4,1 | 3,6 | 3,3 | 2,4 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | 8,0 | 7,3 | 3,9 | 2,9 | 2,2 | 2,0 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 76,2 | 81,8 | 69,0 | 72,7 | 72,3 | 71,8 |
Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ ) | 4,5 | — | — | — | — | — |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 2,3 | 2,8 | 22,4 | 20,4 | 22,2 | 23,8 |
Источник: рассчитано автором на основе [7]
За анализируемый период в сумме государственного внешнего долга выросла доля государственных гарантий России в иностранной валюте на 21,5 процентных пунктов. Одновременно сократилась доля задолженности перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба – на 4,6 процентных пунктов, задолженности перед официальными многосторонними кредиторами – на 6 процентных пунктов, а также задолженности по внешним облигационным займам – на 4,4 процентных пунктов. Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – членами Парижского клуба к началу 2015 г. была погашена (см. табл. 4).
По данным Всемирного банка [11], государственный внешний долг России номинирован главным образом в долларах США, доля такого долга в 2016 г. в общем итоге достигла 99,3%, что выше показателя 2011 г. на 0,7 процентных пунктов. Доля государственного внешнего долга, номинированного в евро, низка и не превышает 1%.
Такая тенденция обуславливает рост валютных расходов правительства по обслуживанию долговых обязательств, а для российских финансовых рынков усиливает угрозу сокращения валютного предложения и последующей девальвации рубля, недоверия к национальной денежной единице.
Следует отметить, что внешний долг России является относительно «дорогим» в обслуживании. По данным Всемирного банка [11], отношение процентных платежей по внешнему долгу к ВНП России в 2016 г. составило 1,6%, что превышает аналогичный показатель для ряда стран, в частности Бразилии, Индии, Китая. При этом за период 2011-2016 гг. данный относительный показатель для России вырос на 1 процентный пункт (табл. 5).
Таблица 5
Отношение процентных платежей по внешнему долгу к ВНП отдельных стран в 2011-2016 гг., % [11]
Страна | Год | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
Россия | 0,6 | 0,9 | 0,8 | 1,0 | 1,4 | 1,6 |
Бразилия | 0,7 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 1,0 | 1,3 |
Индия | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
Китай | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,3 |
Ограниченный доступ к дешевым финансовым ресурсам на внешних финансовых рынках вынуждает брать кредиты под высокие проценты, поэтому на протяжение 2014-2016 гг. произошел значительный рост стоимости обслуживания государственного внешнего долга.
Высокие темпы роста государственного долга, повышение валютных рисков государственного долга, высокая стоимость привлечения новых займов и значительные объемы потенциально опасных условных обязательств государства актуализируют проблему долговой устойчивости и требуют взвешенного управления государственным долгом России.
С учетом имеющихся зон уязвимости к влиянию кризисных факторов, которые порождаются долговыми процессами, государство должно сформировать эффективную систему мониторинга долговой безопасности. Взвешенное управление государственными финансами, денежно-кредитной системой и валютно-финансовой сферой является критически важным для минимизации долговых рисков и обеспечения финансовой стабильности в долговременной перспективе.
Библиографический список
1. Антонова А.Д., Пономаренко Е.В. Внешний долг – угроза национальной безопасности страны? // Вестник РУДН, серия Экономика. – 2016. – № 4. – С. 49-60.2. Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 6. – Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/06/15513 (дата обращения: 21.01.2018).
3. Государственный долг / Министерство финансов Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/ (дата обращения: 22.01.2018).
4. Добрикова И.С. Рынок государственных ценных бумаг: современное состояние и перспективы развития (на примере государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа). – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21400.pdf (дата обращения: 21.01.2018).
5. Михненко, Е.В. Облигации федерального займа: сущность, особенности, доходность // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – Нефтекамск, 2017. – С. 112-115.
6. Статистика внешнего сектора / Центральный банк Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 22.01.2018).
7. Финансы России / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138717651859 (дата обращения: 22.01.2018).
8. Хейфец Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России. – М.: Институт экономики РАН, 2012. – 56 с.
9. Шагардин Д. Внешний долг РФ. – Режим доступа: http://st.finam.ru/ipo/comments/_Saint-Pit_External_Debt_sept2015.pdf (дата обращения: 22.01.2018).
10. Indicators / The World Bank. – Access mode: https://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 22.01.2018).
11. International Debt Statistics 2018 / The World Bank. – Access mode: http://datatopics.worldbank.org/debt/ids/ (дата обращения: 22.01.2018).