Abstract: The purpose of this work – to determine actions of foreign and domestic state policy for ensuring an economic safety of regions. Using methods of the analysis, synthesis, induction, deduction, tabular, groups, are revealed the solutions of a problem of uneven development of regions of Russia promoting the effective, balanced social and economic development of regions which assume multipolar development of territories of the country, creation of zones of the advancing development.
Keywords: development of regions, economic safety, investment attraction, growth zones, competitive advantages.
Управление региональной экономической безопасностью направлено на повышение эффективности деятельности регионов, их сбалансированное развитие, на эффективное использование ресурсов и достижение высоких конечных результатов. Экономическая безопасность регионов предполагает стабильность, устойчивость, динамику экономического развития территорий, определенную финансовую независимость от федерального бюджета и интеграцию с экономикой страны.
Внутренняя политика регионов, которую осуществляют органы власти региона, направлена на развитие конкурентосопособности региона, инфраструктуры, привлечение инвестиций, создание благоприятного климата для бизнеса с целью повышения качества жизни населения, снижения уровня безработицы, улучшения состояния окружающей среды.
Одной из самых серьезных проблем России остается неравномерное развитие регионов российской территории. Поэтому главной задачей государственной региональной политики является снятие этих противоречий.
Необходимо создать условия, способствующие выравниванию различий, стимулирующие развитие каждого региона. Положительное развитие регионов предполагает привлечение инвесторов и использование в каждом регионе собственного потенциала, поиск своей ниши в экономике страны, что позволило бы создать точки роста, которые будут способствовать ускорению развития этих территорий.
Правительство Российской Федерации разработало Государственную Программу РФ «Региональная политика и федеративные отношения», которая была утверждена 15 апреля 2014 года. Ее выполнение рассчитано до 2020 года. Целью этой Программы является обеспечение сбалансированного развития субъектов РФ [3].
Задачами Программы являются:
- стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к наращиванию собственного экономического потенциала;
- совершенствование федеративных отношений местного самоуправления, в том числе механизмов и условий передачи (делегирования) полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации;
- повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до среднероссийского;
- стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;
- укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
На реализацию Программы выделяется следующий объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета (табл. 1.) [3].
Таблица 1
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы «Региональная политика и федеративные отношения» за период с 2013 по 2020гг.
Период | Сумма, тыс. руб. |
на 2013 год | 8689611,1 |
на 2014 год | 18969118,2 |
на 2015 год | 19172842,7 |
на 2016 год | 19159997,2 |
на 2017 год | 20060012,4 |
на 2018 год | 20558302,9 |
на 2019 год | 21049183,3 |
на 2020 год | 21502536,2 |
Итого: | 149161604 |
Таким образом, всего на реализацию Программы «Региональная политика и федеративные отношения» за весь период, начиная с 2013 и по 2020 гг. из Федерального бюджета государство планирует выделить более 149 млрд. руб. Главное, чтобы региональные власти смогли их освоить и эффективно ими распорядиться.
Таким образом, сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, под которым понимается уменьшение дифференциации уровня и качества жизни населения в различных регионах, может быть достигнуто в результате обеспечения региональной экономической безопасности, которая нацелена на создание благоприятных условий для реализации потенциала развития каждого региона. Данная цель может быть достигнута путём улучшения координации деятельности органов государственной власти, структур гражданского общества, бизнеса, органов местного самоуправления, преодоления институциональных и инфраструктурных ограничений, содействия развитию человеческого потенциала.
Инновационный и социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития.
Необходимо оказывать поддержку развитию Северного морского пути, который имеет ключевое значение для обеспечения жизнедеятельности северных регионов страны, освоения природных ресурсов Арктики.
В период с 2017 года существенный вклад в обеспечение региональной экономической безопасности будут вносить перспективные зоны опережающего экономического роста, к которым относятся:
- индустриальные зоны Поволжья и Урала, на территории которых развиваются ресурсодобывающие и перерабатывающие высокотехнологичные отрасли;
- города Сибири с высоким уровнем развития человеческого капитала и потенциалом развития инновационной экономики, портовые города Севера и Дальнего Востока;
- новые зоны освоения природных ресурсов на Европейском Севере, в Сибири и на Сахалине, их переработки в Якутии, Читинской области, зоны добычи и переработки водных биоресурсов на Дальнем Востоке;
- туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием[1,2].
Долгосрочные (федеральные) целевые программы, задача которых заключается в формировании благоприятной среды для реализации программ развития бизнеса и инвестиционных проектов, должны содержать взаимосвязанные мероприятия, которые будут направлены на реализацию стратегических программ развития регионов, с указанием объемов и сроков финансирования конкретных объектов.
Для улучшения социально-экономического развития особо депрессивных регионов, таких как: Сахалинская и Магаданская области, Камчатский край, Чукотский автономный округ или геополитически значимых территорий, в частности, Калиниградская область — необходимо устанавливать системы особых таможенных, налоговых, кредитно-финансовых, тарифных и других льгот (в том числе путем создания особых экономических зон), которые будут обеспечивать благоприятные условия для притока частных инвестиций в развитие приоритетных экономических отраслей, сохраняя уже сложившуюся специализацию региона.
Распределение средств федерального бюджета для финансовой поддержки региональных бюджетов Российской Федерации (субсидий) должно осуществляться на прозрачных и единых условиях.
Важной целью управления региональной экономической безопасностью является достижение самодостаточности региона. Эта проблема стала исходной в делении регионов России на две группы: 1) регоны — реципиенты; 2) регионы – доноры. «Проблема России заключается в том, что из 85 регионов только 10 регионов являются донорами в 2016 году, а остальные регионы – реципиенты, т.е. нуждаются в финансовой поддержке со стороны федерального центра»[4].
Необходимо обеспечить условия для развития наиболее целесообразной специализации каждого региона и сформировать действенную экономическую интеграцию между регионами. При этом необходимо соблюдать как федеральные, так и региональные интересы.
Задача обеспечения экономической безопасности отдельного региона состоит в проведении такой экономической политики субъектов федерации, при которой будет обеспечено стабильное социальное развитие на основе наиболее полного использования экономического потенциала региона и межрегиональных связей при соблюдении согласованных с регионами федеральных интересов.
Внешнюю угрозу экономической безопасности регионов страны в целом представляет политическая и экономическая дезинтеграция, которая заключается в стремлении некоторых субъектов РФ добиться получения у федеральной власти дополнительных необоснованных политических и экономических бонусов и льгот.
Причинами внутренних угроз развития регионов являются:
- экономический кризис в стране;
- рост уровня безработицы;
- рост процента населения, находящегося за чертой бедности;
- высокие кредитные ставки для малого и среднего бизнеса;
- низкий уровень денежных доходов населения;
- дальнейшая имущественная дифференциация населения;
- проблема санкций и импортозамещения.
Используя различные системы показателей, проводят оценку региональных кризисных ситуаций. Применяют различные отличающиеся друг от друга подходы к оценке пороговых показателей.
Определяя на какой стадии находится экономика региона, можно определить характер и глубину региональных кризисных ситуаций, проанализировать их влияние на уровень жизни населения и на экономическую безопасность региона и страны в целом.
На глубину и структуру кризисных ситуаций в регионе большое влияние оказывает стратегия проведения реформ, а также профессионализм и эффективность политического и хозяйственного руководства. Необходимо уделять особое внимание инвестиционной активности региона и его финансовому состоянию.
Учитывая внешние и внутренние угрозы развития регионов России, необходимо применение прямых и косвенных методов государственного регулирования территориального развития.
К прямым методам относятся:
- размещение государственных заказов на производство продукции для общегосударственных нужд;
- прямое финансирование инвестиционных проектов в регионах;
- разработка и финансирование федеральных целевых программ регионального характера;
- применение методов административно-правового регулирования, которые определяют межбюджетные и другие экономические отношения.
К косвенным методам относятся:
- налогообложение хозяйствующих субъектов;
- применение территориально-локализованных экономических льгот.
Региональная экономическая безопасность должна быть направлена на достижение самодостаточности региона, т.е. его финансовой независимости от федерального бюджета. Всего 10 регионов-доноров из 85 субъектов Федерации свидетельствуют о неиспользованных потенциалах по выявлению и развитию конкурентоспособности каждого региона. Региональным властям в регионах необходимо проводить мероприятия, развивающие отдельные потенциальные преимущества, которые дадут толчок для роста экономики региона в целом.
Таким образом, управление региональной экономической безопасностью будет способствовать повышению уровня социально-экономического развития регионов, их сбалансированному развитию, снижению уровня дифференциации качества жизни населения в регионах, стимулированию точек роста и использованию конкурентных преимуществ для развития каждого региона.
Библиографический список
1. Долгосрочное социально-экономическое развитие Российской Федерации в региональном разрезе (проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsppvo.ru/?source=2452. Коровкина, С.Н. Управление территориями и имуществом [Электронный ресурс] / С.Н. Коровкина // Учеб. пособ. - Санкт-Петербург, 2011. - Режим доступа: http://ucheba.dlldat.com
3. Постановление Правительства РФ от 15 2014 г. N 307 «Об утверждении государственной Российской "Региональная и федеративные отношения» [Электронный ресурс]. – доступа: http://base.garant.ru/70644074/
4. Регионы: доноры и реципиенты - в какой "центр" уходят деньги [Электронный ресурс]. – доступа [http://politrussia.com/ekonomika/regiony-vsyakie-nuzhny-796/]