Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.01.2023

Инновационные технологии как основной инструмент построения аналитической отчетности предприятия

Innovative technologies as the main tool for building analytical reporting of the enterprise

Кулешова М.С.
Анюхина С.И.
Научный руководитель: Степаненкова Н.М.
1. студент Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, г. Елец
2. Канд. экон. наук, доцент, сотрудник Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, г. Елец

Kuleshova M.S.
Anyukhina S.I.
Scientific adviser: Stepanenkova N.M.
1. student of Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets
2. Cand. economy Sci., Associate Professor, Fellow of the Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets
Аннотация: Изучены основные инновационные технологии, применяемые в организациях для построения аналитической отчетности. Рассмотрены их основные свойства и возможности применения. Проанализированы основные категории показателей, которые используются инновационными технологиями при построении аналитической отчетности. Проведена оценка эффективности использования инновационных технологий в организациях.

Abstract: The main innovative technologies used in organizations for the construction of analytical reporting are studied. Their main properties and application possibilities are considered. The main categories of indicators that are used by innovative technologies in the construction of analytical reporting are analyzed. An assessment of the effectiveness of the use of innovative technologies in organizations has been carried out.
Ключевые слова: инновационные технологии, аналитическая отчетность, бенчмаркинг, эффективность организаций, рентабельность, конкурентоспособность, бизнес-процессы, методы анализа, финансово-хозяйственная деятельность организации

Keywords: innovative technologies, analytical reporting, benchmarking, efficiency of organizations, profitability, competitiveness, business processes, methods of analysis, financial and economic activity of the organization.


На современном этапе развития экономика представляется сложным, многогранным механизмом, развитие и поведение которого многие опытные и квалифицированные специалисты в данной области не в силах предугадать. Постоянно меняющиеся внешние и внутренние экономические условия ведения бизнеса заставляют многие предприятия ставить своей первоочередной задачей прогнозирование и анализ своей хозяйственной деятельности.

Практически все существующие предприятия применяют в своей деятельности методы оценки финансового состояния, разработанные учеными-экономистами прошлых веков. К ним относятся горизонтальный анализ, вертикальный анализ, метод сравнения, метод абсолютных, относительных и средних величин, метод укрупнения данных.[1] Однако такие классические методы оказываются не всегда эффективными. Как правило, для построения аналитической отчетности за основу берется бухгалтерская отчетность, данные которой прорабатываются с использованием только метода абсолютных, относительных и средних величин и метода сравнения. Полученная на основе таких данных аналитическая отчетность будет не точно отражать реальное положение дел в той или иной организации. Неэффективным оказывается и метод укрупнения данных, так как здесь данные предоставляются за прошедшие периоды, в результате чего финансовый анализ не дает достаточно полной информации для принятия необходимых управленческих решений на предприятии.

Многие руководители организаций в оценке эффективности своей деятельности постепенно отказываются от таких показателей, как фондоотдача, платежеспособность, рентабельность. Теперь эффективность организаций во многом зависит от управленческих и инвестиционных решений, от выбора наиболее выгодных и подходящих мест вложения капитала и целесообразности такого вложения. Данные потребности предопределили появление в организациях методов анализа и инновационных технологий построения аналитической отчетности в целом. Инновационный характер методов анализа заключается не только в применении интегральных показателей и математических технологий, но и в возможности производить анализ с помощью смежных по отношению к финансам дисциплин. Теперь аналитическая отчетность строится не только на данных бухгалтерского учета, но и на полученных и систематизированных сведениях управленческого учета и обработанных производственных показателях. Это значительно повышает качество и эффективность проведения анализа. А полученные данные в наибольшей мере стали отражать реальное положение дел в организации.

Над разработкой инновационных технологий и методов построения анализа и аналитической отчетности трудились российские и зарубежные ученые-экономисты. Они выделяли следующие основные методы:

  1. бенчмаркинг;
  2. финансовая логистика;
  3. эконометрический анализ.

Бенчмаркинг – это процесс, построенный на сравнении деятельности своей организации с деятельностью других организаций, наиболее успешных на рынках и в определенной отрасли.[5] Такой процесс позволяет перенять опыт у более совершенных предприятий, внести изменения в свое производство для достижения успеха и сохранения своей конкурентоспособности. Появлением бенчмаркинга в качестве деловой практики можно считать 80 годы XX века, именно с этого времени бенчмаркинг начинает распространяться по всему миру.

Процесс бенчмаркинга является достаточно обширным, он не ограничивается только бизнес-процессами или продукцией. Сейчас достаточно много предприятий используют этот процесс в своей работе, что позволило им определить основные желаемые характеристики. Так, если начинать анализ опыта деятельности организации-лидера со сбора полезной информации о ней, то конечная цель такого исследования будет заключаться в выявлении методов работы данной организации.[6] Основные факторы, поиск и внедрение которых в организации является необходимым элементом для повышения эффективности своей деятельности, в бенчмаркинге получили название «инструмент реализации».

Бенчмаркинг позволяет анализировать и сравнивать как финансовые показатели, так и финансовую эффективность в целом. Данный процесс можно произвести за сравнительно короткое время, с наименьшими затратами для организации, используя лишь общедоступную информацию о другом предприятии. Что касается оценки эффективности бизнес-процессов, то при проведении бенчмаркинга не стоит ограничиваться только рассмотрением бизнес-процессов конкурентов, главное внимание необходимо обратить на всю цепочку создания, так называемой, стоимости конкурента. К ней можно отнести всех поставщиков и покупателей в лице сторонних организаций, а также ценную информацию могут содержать в себе результаты проведенного бенчмаркинга других организаций.

Еще одним методом построения анализа и аналитической отчетности является финансовая логистика. Она представляет собой совокупность как практических, так и теоретических положений, способов планирования, контроля и анализа поступления финансов в организации.[4]

Введение в организации финансовой логистики обусловлено рядом причин. Во-первых, финансовая логистика позволяет вести расчет финансовых потребностей разных отделов организации на основе бюджета расходов. Во-вторых, благодаря функционированию финансовой логистики производится бюджетный контроль доходов и расходов путем план-факторного анализа хозяйственной деятельности организации. В-третьих, на основе финансовой логистики происходит расчет и оценка таких показателей организации, как рентабельность, эффективность использования ресурсов, подготовка выводов и предложений по повышению рационализации использованных ресурсов.

Таким образом, финансовая логистика охватывает большой спектр полномочий по контролю над деятельностью организации, движением финансов. Данные, полученные в результате проведения финансовой логистики, позволят наиболее точно отразить существующее положение организации, следовательно, аналитическая отчетность будет носить достоверный характер. Основная цель финансовой логистики заключается в оптимизации и обеспечении эффективного движения товаров, работ, услуг организации, а также ее материальных ценностей.[3]

Также необходимым методом построения аналитической отчетности и анализа хозяйственной деятельности организации является эконометрический анализ. Он представляет собой определенный метод построения модели финансового состояния организации и выделения одного или нескольких результативных показателей этой модели[2]. Как правило, в качестве результативного показателя выступает величина чистых активов предприятия. Помимо результативных показателей данная модель предусматривает использование объясняющих переменных. Переменные такого рода необходимы для всецелого проведения анализа.

Расчет объясняющих переменных завершается построением корреляционной матрицы, необходимой для удаления некоторой части исходных данных, в которых наблюдается наибольшая зависимость. Затем строится регрессионный анализ между внутри оставшейся совокупности данных, на основании которого вырабатывается формула зависимости между объясняющими показателями.

Таким образом, эконометрический анализ позволяет рассчитать зависимость показателей, на которых строится аналитическая отчетность. Благодаря этому анализу выводится строгая математическая модель, показывающая степень влияния зависимых показателей как на итоговый показатель, так и всю деятельность организации в целом.

Таким образом, инновационные технологии оценки финансово-хозяйственной деятельности организации строятся на основе математических и статистических методов, которые являются очень трудоемкими в плане расчетов, что воплощается в практику с помощью специальных программных продуктов и современных интеллектуальных технологий.

Библиографический список

1. Статьи из журналов и сборников. Евстафьева И. Ю. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / [и др.] ; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой, В. А. Черненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 337 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00627-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489494 (дата обращения: 26.11.2022).
2. Статьи из журналов и сборников. Костюнин, В. И. Эконометрика : учебник и практикум для вузов / В. И. Костюнин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 285 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02660-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489041 (дата обращения: 26.11.2022).
3. Статьи из журналов и сборников. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции : учебник и практикум для вузов / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 377 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03726-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488925 (дата обращения: 26.11.2022).
4. Погодина, Т. В. Финансовый менеджмент : учебник и практикум для вузов / Т. В. Погодина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03375-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489484 (дата обращения: 26.11.2022).
5. Статьи из журналов и сборников. Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг : учебное пособие для вузов / Ю. Н. Соловьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11498-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489582 (дата обращения: 26.11.2022).
6. Статьи из журналов и сборников. Сотников, Н. З. Бенчмаркинг человеческих ресурсов (hr-бенчмаркинг) : учебное пособие для вузов / Н. З. Сотников, С. И. Сотникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15704-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509487 (дата обращения: 26.11.2022).