Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.02.2019

Проблемы и рекомендации управления стратегическим развитием региона

Problems and recommendations of management strategic development of the region

Байнова М. С., Балдан А. В.
1. К.с.н., доцент кафедры менеджмента и административного управления
Российского государственного социального университета
2. магистрант кафедры менеджмента и административного управления
Российского государственного социального университета

Bainova M.C., Baldan A.V
1. Candidate of Social Sciences, Associate Professor, of the department of management and administrative management
of Russian State social university
2. Master student of the department of management and administrative management of the Russian state social university
Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы и риски при составлении стратегических документов. Влияние социально-экономических процессов на риски может привести к большим финансовым потерям региона. Поэтому необходимо вовремя выявить и классифицировать проблему и провести определенные мероприятия по совершенствованию стратегических документов.

Abstract: The article discusses the main problems and risks in the preparation of strategic documents. The impact of socio-economic processes on risks can lead to large financial losses for the region. Therefore, it is necessary to identify and classify the problem in time and take certain measures to improve the strategic documents.
Ключевые слова: регион, стратегический документ, проблемы, социально-экономический, рекомендации

Keywords: region, strategic document, problems, socio-economic, recommendations


Основной причиной неэффективности предприятий государственного сектора Республики Тыва в отличие от других субъектов является высокий уровень транспортных издержек. Проблема высоких транспортных издержек влияющих на снижение конкурентоспособности продукции региональных производителей отмечается так же в других субъектах Российской Федерации . Так, в Стратегии развития Республики Тыва отмечается, что в республике имеются возможности для добычи каменного угля в объемах, ориентированных на удовлетворение потребностей рынков соседних регионов. Но существующая производственная база не имеет возможности вывозить товары регионального производства за пределы республики в экономически эффективных объемах по причине дороговизны автотранспортного сообщения с соседними регионами.

Тем не менее, уголь, хотя и незначительными партиями вывозится на автотранспорте в соседние субъекты, что свидетельствует о существовании спроса. Как отмечает А. Терещенко, президент ОАО «Красноярскуголь», что на фоне «сверхдорогой нефти и газа недооцененные ранее энергетические угли стали крайне востребованным товаром — причем в глобальном масштабе» [1]. Поэтому в качестве стратегической цели в Стратегии развития республики обозначается цель ликвидировать транспортную изолированность региона.

Мероприятия по строительству железнодорожной ветки «Кызыл — Курагино» уже учтены в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Предполагаемая протяженность линии составит 460 км, стоимость строительства в сопоставимых ценах 1 января 2007 года оценивается в 45,6 млрд. руб. По данным представленным в Стратегии развития железнодорожного транспорта средства будут освоены и объект будет построен к 2022 году [2].

На данный момент, на наш взгляд, данная цель является ключевой. Реализация данной цели предполагает появления нового элемента в структуре экономических отношений элементов региональной хозяйственной системы — железной дороги. Соответственно характер развития Республики Тыва будет выведена на принципиально новый качественный уровень, в рамках которого открываются новые перспективы для дальнейшего количественного роста показателей развития субъекта.

В проекте «Стратегии социально- экономического развития Сибири до 2020 года»  обозначается, что разработка Элегестского угольного месторождения в Туве может в перспективе вывести регион в число лидеров по угледобыче в Сибирском федеральном округе [3].

Названные факторы являются причинами возникновения или усиления влияния прочих факторов социально-экономического развития Республики Тыва. Так, сопутствующая проблема низкой производительности труда является более сложной с точки зрения разрешимости. С одной стороны, низкая производительность труда является следствием соответствующего уровня денежных доходов населения слаборазвитого субъекта. С другой стороны, высока доля неэффективных и убыточных предприятий, функционирование которых непосредственно связано с низкой производительностью труда. Так, по мнению Л.И.Нестерова, «… именно квалифицированный работник является гарантом повышения производительности, высокой экономической эффективности, что ведет к увеличению объемов производства и в целом к экономическому росту» [1].

В программе развития Республики Тыва отмечается, что развитие малого и среднего бизнеса оставалось в числе перспективных направлений экономической политики. В малом предпринимательстве занято 30,9 тыс. человек (с учетом фермерских хозяйств), что составляет 30 процентов от общего количества занятых в экономике. В республике функционируют около 690 малых предприятий и 6,7 тыс. предпринимателей без образования юридического лица с наемными работниками в количестве 16,2 тыс. человек. Общее количество малых предприятий только за период 2015-2016 гг. возросло на 35%. Объем отгруженной промышленной продукции по итогам 2016 г., произведенной субъектами малого предпринимательства, составил 720 млн. рублей, что выше уровня 2015 года в фактических ценах на 12,5 процента, и составляет 23,3 процента от общего объема произведенных товаров и услуг. Предусматривается развитие инфраструктуры малого бизнеса [4].

Таким образом, можно отметить, что в содержательном плане в стратегических плановых разработках по социально-экономическому развитию Республики Тыва учтены те неявные угрозы, которые были выявлены нами в рамках данной исследовательской работы с помощью методов и алгоритмов современного многомерного статистического анализа. На примере Республики Тыва можно судить о тесной взаимной связи явных и неявных факторов как негативного, так и положительного воздействия на региональное развитие. Так же следует обозначить, что решение многих стратегических задач требует адекватного участия федерального центра. На данном этапе вывод региона из отстающего  состояния предполагает решения двух групп задач:

1)            Решения проблемы с научным и методологическим обеспечением процессов стратегического территориального планирования и управления в стране, вопросов взаимной увязки и согласованности стратегических плановых разработок, территориальных схем развития.

2)            Непосредственной реализации намечаемых руководством субъекта стратегических мер воздействия на региональное развитие вне зависимости от факторов отсутствия системности и последовательности инициатив федерального центра по плановым разработкам.

Поэтому в рамках результатов факторного анализа с учетом особенностей развития субъектов нами может быть предложена для республики Тыва собственная оригинальная схема направлений стратегических преобразований:

Рисунок 1. Схема взаимосвязей и направленности стратегических преобразований в Республике Тыва

На приведенной схеме приведена обобщенная стратегия развития региона на предстоящий период системных преобразований. Способы реализации данной стратегии должны найти адекватное решение и конкретизацию в программных мероприятиях на предстоящий период. В данном случае концепция отвечает на вопрос «Что надо сделать и почему?», задача стратегии ответить на вопрос «Каким образом?».

Предлагаемая схема соподчинения и взаимной увязки стратегических плановых разработок «основа-реализация» согласуется также с особенностями и формами проявления, выражающего суть диалектики, закона единства и борьбы противоположностей применительно к развивающимся системам типа «регион» . В частности, закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

С одной стороны, достижение количественно определяемых конечных концептуальных целей в заданном временном промежутке, предполагает реализацию определенных качественных системно-структурных преобразований. В свою очередь стратегические направления развития, детализируясь и уточняясь, приобретают количественную определенность в рамках реализации конкретных программных мероприятий.

С другой стороны, было обозначено, что в целом социально- экономическая система в своем развитии проходит через череду качественных и количественных изменений. Было отмечено, что в одних условиях более рациональными с точки зрения развития региональной системы будут количественные изменения (роста, расширения, пропорций), а в других, соответственно, необходимыми будут являться именно качественные изменения (системные, структурные, функциональные).

В данных условиях для Республики Тыва наиболее важными являются именно качественные преобразования, которым, к примеру, может стать ликвидация транспортной изолированности региона. Со временем по мере достижения намеченных целевых установок, если выбранные на данном этапе стратегические позиции окажутся эффективными приоритеты в развитии региона могут поменяться кардинально. На первое место встанут вопросы роста, расширения и соблюдения количественных пропорций в экономике и т. д. Исследование показало, что первоочередность тех и других преобразований зависит от фазы развития, в котором находится региональная система.

Библиографический список

1. Балакина Г.Ф. Современная Тува: социокультурный аспект развития // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 159–161. Ковалева.
2. Пчелинцев О.С. Регионы России: современное состояние и проблема перехода к устойчивому развитию // Вопросы прогнозирования. - 2014. - №1.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. /Росстат. - М., 2014. - 990с.
4. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. (Утв. расп. Прав-ва РФ № 877-р от 17 июня 2008 года.) // Собрание законодательства РФ, № 29, 21.07.2008 г. (Часть 2) ст. 3537
5. Проект "Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации" // www.minregion.ru
6. Проект Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Версия от 26 февраля 2009 года.