Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.03.2020

Организационные основы формирования системы внутреннего контроля и аудита

Organizational basis for the formation of the internal control and audit system

Чжан Найвэнь
Чу Сюэхань
Научный руководитель: Омельченко Елена Юрьевна

1. студент магистратуры,
РЭУ им. Г. В. Плеханова
2. студентка магистратуры,
РЭУ им. Г. В. Плеханова
3. к.э.н., доцент
РЭУ им. Г. В. Плеханова

Zhang Naiwen,
Chu Xuehan
Scientific supervisor: Elena Omelchenko

REU them. G. V. Plekhanov
Аннотация: В статье рассматриваются основные аспекты организации системы внутреннего контроля (СВК) предприятия. Приведены основополагающие нормативные акты, регламентирующие СВК. Систематизированы отличия понятий внутреннего контроля и внутреннего аудита. Уточнена сущность внутреннего контроля и аудита.

Abstract: The article discusses the main aspects of the organization of the internal control system (ICS) of the enterprise. The basic normative acts regulating the ICS are given. The differences between the concepts of internal control and internal audit are systematized. Clarified the essence of internal control and audit.
Ключевые слова: система внутреннего контроля, внутренний аудит, стандарты

Keywords: internal control system, internal audit, standards


Новые экономические взаимоотношения, характеризующиеся расширением сферы влияния, разделением труда и кооперацией, дифференциацией и интеграцией труда обуславливают повышение интенсивности управленческой деятельности и необходимость постоянного совершенствования применяемых методов и приемов в сфере менеджмента. Таким образом, одной из важных функций менеджмента является внутренний контроль.

Стратегия эффективного внутреннего контроля в деятельности предприятия является одним из факторов стабилизации экономики и на  основе этого совершенствования управления.

Сегодня, в условиях нестабильных экономических явлений для предприятия, наиболее подверженного вероятности хозяйственного кризиса или даже банкротства, организация внутреннего контроля и аудита актуальна и необходима.

Целью исследования является совершенствование системы внутреннего контроля и аудита, посредством оценки их теоретических и методологических аспектов, реализация возможности разработки организационных и методических положений для хозяйственной деятельности предприятия.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— исследовать внутренний контроль и аудит, как функцию управления в коммерческих организациях;

— изучить научные подходы к определению экономической сущности внутреннего контроля и аудита;

— охарактеризовать нормативное обеспечение системы внутреннего контроля;

— установить взаимосвязь и различия в системе внутреннего контроля и аудита;

— обозначить проблемы реализации требований к системе внутреннего контроля в рамках корпоративного управления в российских компаниях;

-обозначить перспективы развития внутреннего контроля и аудита.

Объект исследования – внутренний контроль и аудит коммерческих организаций.

Предмет исследования – взаимосвязь и различия в системе внутреннего контроля и аудита.

Нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, законодательство субъектов РФ, а также международные стандарты аудита и другие нормативные акты.

Проблематике внутреннего аудита и внутреннего контроля свои труды посвятили следующие ученые: Р. А. Алборов, В. Д. Андреев, К. Б. Ахмеджанов, А. С. Бакаев, И. А. Белобжецкий, Э. Биримкулов, К. Биримкулова, С. М. Бычкова, А. М. Богомолов, М. В. Борисенко, В. В. Бурцев, Г. Л. Вознюк, Е. И. Волошина,  Л.В. Донцова, В. Г. Жила, Н.С. Пласкова, Н.А. Проданова, А. С. Пантелеев, В. П. Пантелеев, Г. О. Партин, П. Г. Пономаренко, А. Ж. Пшеничная, О. Ретюнских, Дж.  Робертсон, К. С. Саенко, М. Ф. Сафонова, В. П. Суйц, Л. А. Сухарева, А. А. Терехов, Г. Г. Титова, Т. В. Фомина, Дж.  Фостер, Ч. Т. Хорнгрен, Е. Я. Чикунова, О. И. Швырева, А.А. Шпиг, М. Я. Штейнман, А. Ялбулганов и другие.

В наши дни перед хозяйствующими субъектами все острее встает вопрос совершенствования систем внутреннего контроля (СВК), отвечающих передовым стандартам. Становится очевидным, что в последнее десятилетие требования, предъявляемые обществом к качеству бизнеса и достоверности раскрываемой информации, возросли. В условиях мирового кризиса правительства всех стран существенно ужесточили законодательство в области контроля за деятельностью крупных компаний. С одной стороны, данная ситуация оправдывает ожидания общественности и позволяет внедрить новые правила во время спада и рецессии, когда в отраслях остались наиболее эффективные и стабильные игроки, с другой – дополнительная нагрузка на них может существенно затянуть период возврата к докризисному уровню экономики.

Можно привести некоторые законодательные акты, касающиеся способов проверки или организации внутреннего контроля в широком смысле:

Согласно требованиям статьи 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. (в ред. от 26.07.2019г) организации обязаны осуществлять контроль фактов хозяйственной жизни.

Регламентирующие акты в государственном и негосударственном секторе отличаются. Внутренний контроль в негосударственном секторе ориентируется на МСА, действующие Федеральные законы и нормативные акты, разрабатываются внутренние регламенты.

Стандарт внешнего государственного аудита (контроля), регламентирующий проверку и анализ эффективности внутреннего финансового аудита СГА № 311 от 10.07.2015 г., заключает в себе принципы ИНТОСАИ: ISSAI 1 «Лимская декларация руководящих принципов аудита», ISSAI 1610 «Использование в работе результатов деятельности внутренних аудиторов», INTOSAI GOV 9140 «Независимость внутреннего аудита в государственном секторе», INTOSAI GOV 9150 «Координация и сотрудничество между высшими органами аудита и внутренними аудиторами в государственном секторе», а также нормативы Счетной палаты РФ.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее – ВФА) осуществляет в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином.

Приказ Росимущества от 04.07.2014 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации» подробно описывает методику организации внутреннего аудита и его взаимодействие с внутренним контролем.

Письмо Министерства финансов РФ от 25.12.2013 № 07-04-15/57289 — в данном письме Минфином России даются рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, данные рекомендации достаточно полно описывают структуру внутреннего контроля и содержат общие рекомендации для постановки СВК в соответствии с законом о бухгалтерском учете.

Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. обязывает определенные хозяйствующие субъекты дополнительно осуществлять мероприятия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, хотя и не регламентирует их. Данный закон считается началом российского законодательства в области комплаенса, т.е. соответствия внутренних стандартов организации нормативному регулированию.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. №273-ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Все вышеперечисленные нормативные документы обязывают хозяйствующие субъекты в той или иной мере контролировать соответствие собственных уставных документов, политик и действий на рынке с вступившими в силу нормативными актами. Тем не менее однозначного пояснения какими способами организации должны осуществлять данный контроль нет [].

Для толкования понятий внутренний контроль и внутренний аудит, мы считаем необходимым определить их границы в контрольной деятельности предприятия, а также разграничить их для эффективности осуществления контрольной деятельности предприятия (табл. 1).

Таблица 1

 Различия между внутренним аудитом и внутренним контролем

ПризнакВнутренний аудитВнутренний контроль
 ЗадачаПроверка достоверности финансовой отчетностиКонтроль за осуществлением хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения законности, целесообразности, достоверности
Функции Контроль, анализ финансовой отчетностиКонтроль, анализ хозяйственной деятельности предприятия
ОбъектФинансовая отчетность дочернего предприятияХозяйственная деятельность предприятия
СубъектСлужба внутреннего аудитаРуководители структурных подразделений
ОриентацияИнтересы собственникаНа нужды руководителя для принятия управленческих решений
 Зависимость Независимый от руководителя предприятияЗависит от задач руководителя предприятия
Характер осуществленияПоследующий контроль деятельности предприятияТекущий контроль хозяйственной деятельности предприятия
 РегламентацияРегламентирован внутренними документамиНе регламентирован никакими внутренними документами
Наличие риска Аудиторский рискНет
ОтчетОтчет перед собственниками Отчетность перед руководителем

Как видим из табл. 1, между внутренним аудитом и внутренним контролем есть принципиальная разница, что, прежде всего, обусловлено спецификой их объектов и характеру осуществления.

Исходя из характеристик, приведенных в табл. 1, можем сказать, что внутренний аудит – это невидимая система, особенностью которой является осуществление текущего контроля за осуществлением отдельных процессов их руководителями на предприятии.

В отличие от внутреннего контроля внутренний аудит – это реально организованная система, в рамках которой работают работники соответствующей специализации. Еще одной характерной чертой внутреннего аудита является следующий контроль за деятельностью предприятия путем проведения аудита финансовой отчетности.

Также внутренний аудит ориентирован на интересы собственников, то есть на обеспечение собственников достоверной информацией относительно финансово-имущественного состояния предприятия.

Кроме того, если осуществление внутреннего аудита регламентировано внутренними документами (положение о службе внутреннего аудита, должностная инструкция внутреннего аудитора и т. п), осуществление внутреннего контроля является частью должностных обязанностей руководителей структурных подразделений.

Вместе с тем следует отметить, что внутренний аудит и внутренний контроль являются связанными между собой, поскольку от эффективности осуществления внутреннего контроля на предприятии зависит уровень показателей, которые предоставит служба внутреннего аудита: если на предприятии внутренний контроль поставлен на высоком уровне, то при осуществления проверок службой внутреннего аудита будет найдено меньше ошибок и недостатков в деятельности предприятия, что прямо пропорционально влияет на дальнейшее функционирование предприятия.

На основе осуществленного анализа систем внутреннего аудита и внутреннего контроля можем дать трактовку понятиям внутренний аудита и внутренний контроль.

Итак, под внутренним аудитом мы понимаем систему осуществления проверок независимым органом (службой внутреннего аудита), организованную на предприятии с целью обеспечения его эффективного функционирования путем оценки, анализа и контроля деятельности предприятия и управленческого персонала в частности и соблюдение установленного режима или политики ведения бухгалтерского учета в результате проверки достоверности составленной финансовой отчетности.

В своем определении мы акцентируем внимание на том, что целью внутреннего аудита является не просто предоставление заключения о достоверности составленной отчетности, но и оценка (определение степени эффективности деятельности предприятия), анализ (определение факторов, которые негативно влияют на деятельность предприятия) и контроль (разработка обоснованных рекомендаций и контроль за их соблюдением управленческим персоналом) деятельности предприятия. Следует отметить, что в работе службы внутреннего аудита необходимым является анализ деятельности управленческого персонала для оказания выводу владельцам предприятия относительно того насколько решение управленческого персонала положительно влияют на деятельность предприятия.

 Вполне логично, что собственников предприятия интересует потенциал развития предприятия. Информация, которая характеризует данный показатель, содержится в основном в данных бухгалтерского учета, поэтому считаем целесообразным осуществлять именно контроль за достоверностью и законностью ведения бухгалтерского учета на предприятии, поскольку от правильного и своевременного отражения операций на счетах бухгалтерского учета зависит не только финансово-имущественное состояние предприятия, но и суммы штрафов, наложенных на предприятие в результате несвоевременного расчета по долгам перед контрагентами, государством и тому подобное.

Итак, можем сказать, что сегодня внутренний аудит является системой с оценки состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля на предприятии.

Под внутренним контролем следует понимать систему деятельности отдельных работников предприятия, направленную на обеспечение сохранности его активов и имущества.

На наш взгляд, данные трактовки внутреннего аудита и внутреннего контроля являются полными, отражают сущность каждого и показывают место внутреннего аудита и внутреннего контроля в системе контрольной деятельности предприятия.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами:

– определено, что отечественные ученые отождествляют внутренний аудит и внутренний контроль, что является абсолютно неверным, поскольку у них разная сфера деятельности, а у работников, занятых во внутреннем аудита и внутреннем контроле – различные полномочия и компетенция;

–  выяснена сущность и задачи внутреннего аудита;

– осуществлено разграничение внутреннего аудита и внутреннего контроля в контрольной деятельности предприятий, в результате чего определено, что на практике целесообразнее применять понятие внутренний аудит по отношению к проверке хозяйственной деятельности предприятия, а не внутренний контроль.

Библиографический список

1. Независимость внутреннего аудита в государственном секторе [Электронный ресурс] Режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/2020/handle404.pdf
2. Лимская декларация ISSAI 1. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://infopedia.su/18x2c3.html
3. Омельченко Е.Ю., Хэ Ваньин, Цао Линсюань. Внутренний контроль как механизм повышения эффективности управления организацией. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Экономика будущего и новые технологии управления». Москва, 30 мая 2018 г. Издательство: Научный центр "Наука плюс". С.115-117.