Abstract: Role of small business in market economy is defined; possibilities of small business participation in contract system are described; demand for small business services is estimated. The authors propose ways to increase the demand for services of small enterprises in the framework of municipal contracts under sanctions, such as: the use of positive experience of providing guarantees under the contract, which involves small and medium - sized enterprises, state guarantee funds, as is done in Moscow and St. Petersburg, as well as to make adjustments to the Federal law on support for small businesses in terms of creating a legal basis for the development of business angels and other specialized institutions. In addition, the development of specialized programs for residents of villages, small enterprises engaged in foreign trade, for small businesses, introducing water and energy - saving technologies, as well as nanotechnology is an important tool. It is also proposed to improve the microcredit system in regional banks.
Keywords: small business, contract system, demand of services.
Роль и задачи малого бизнеса заключаются в создании конкурентной среды в различных отраслях народного хозяйства за счет удовлетворения спроса населения на товары и услуги. Заполнить свободные ниши товарами и услугами, пользующимися спросом возможно лишь за счет внедрения новых технологий и методов управления, предоставления на рынок более качественных и современных товаров и услуг. Совершенная конкуренция может приносить значительные выгоды ее участникам. Вместе с тем, предпринимательство как особый вид деятельности, предполагает наличие у субъектов этой деятельности определённого образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения. Это проявляется в свободной инициативе, постоянном стремлении к новаторству и, что особо важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления. Предпринимательская деятельность, безусловно, связана с вложением средств в целях получения прибыли, однако, в рамках гуманистической парадигмы, необходимо сочетание личных выгод и общественной пользы [1]. Значение малого бизнеса для общества выражается в повышении уровня и качества жизни населения страны, снижении безработицы, росте ВВП, кроме того, пополняются бюджеты разных уровней за счет налоговых отчислений предпринимателей, работодателей [2]. Согласно факторной модели управления качеством жизни населения [3] (автор Захарова С.Г.) реализация предпринимательских способностей в экономической деятельности способствует повышению уровня благосостояния всех участников социально-экономического взаимодействия, создавая условия для формирования среднего класса [4].
Создание системы совершенной конкуренции в России связанно с контрактной системой, предполагающей открытие широких возможностей для всех заинтересованных участников, удовлетворяющих заданным требованиям [5]. Участие предприятий и организаций малого бизнеса в конкурентной борьбе за контракты открывает возможности для их активного развития. Однако, как показывает практика, крупные контракты малому бизнесу не доступны из-за жестких требований к участникам (в том числе к накопленному опыту). Кроме того, наблюдается олигопсония со стороны государственных структур, не оставляя возможности малому бизнесу участвовать в борьбе за предоставление государственных и муниципальных услуг. Как показал анализ 2013 года, на аукцион выносится лишь 35-36% контрактов, что наглядно представлено на рис. 1 [5].
Рисунок 1. Распределение контрактов по числу участников
В последнее время наблюдается, значительное улучшение ситуации, так в I-III квартале 2016 года в результате исполнения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» общий объем закупок у единственного поставщика снизился на 18,4%. Преобладающим способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет 58% от общего количества размещенных в ЕИС извещений (рис.2). [6].
Рисунок 2. Соотношение способов определения поставщика в 2016 году [7]
Это обстоятельство увеличивает шансы предприятий и организаций малого и среднего бизнеса участвовать в получении бюджетных средств.
Открываются широкие возможности деятельности малому бизнесу и в условиях санкций, т.к. освобождаются ниши, ранее занятые иностранными партнерами. Однако в действительности, наблюдается спад в деятельности малых предприятий в результате сложной экономической обстановки, в которой слабому малому бизнесу выжить не просто.
В стремлении быстрее заработать, большинство предпринимателей занимают самые простые сегменты спроса, выбирая, чаще всего, торговлю в качестве бизнеса и сталкиваются с жесткой конкуренцией. С другой стороны, выбирая еще свободное от конкуренции поле в производственной сфере, малый бизнес сталкивается с другими проблемами, связанными со сложностью бизнеса [5].
Представляет особый интерес анализ динамики основных показателей деятельности малых предприятий в России для всех групп за последние несколько лет (табл.1).
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий в РФ [8]
Показатели | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2016 | |
Россия | Число предприятий, тыс.ед. | 1602,5 | 1644,3 | 1825,4 | 2003,03 | 2063,13 | 2103,8 | 2770,5 |
Среднесписочная численность работников, тыс.чел. | 10247,5 | 10436,9 | 10182,6 | 11683,9 | 11695,7 | 11744,1 | 11040,1 | |
Объем отгруженных товаров (работ, услуг), млрд. руб. | 16873,1 | 18933,8 | 19936,6 | 23463,7 | 24781,6 | 26392,2 | 38877,02 | |
Объем отгруженных товаров (работ, услуг) в расчете на 1 тыс.чел., тыс.руб. * | 1478,00 | 1814,00 | 1958,00 | 2008,2 | 2118,8642 | 2247,27 | 3521,44 | |
Объем отгруженных товаров (работ, услуг) в расчете на 1 предприятие, млн. руб * | 10,529 | 11,514 | 10,921 | 11,71 | 12,01 | 11,74 | 11,04 |
* — расчеты авторов.
Представленные в таблице 1 данные позволяют проиллюстрировать ситуацию в секторе малого предпринимательства за 2009-2016 гг. и оценить общую картину состояния и тенденций развития малого бизнеса в России за данный период.
Анализ показал (рис.3), что число малых предприятий в Российской федерации за последние 5 лет увеличилось с 1602,5 тыс. в 2009 г. до 2770,5 тыс. в 2016 г., что составляет 172 %, соответственно, показатели занятости возросли с 10247,5 тыс. чел. в 2009 г. до 11040 тыс. чел. в 2016 г. Объем отгруженных (работ, услуг) малых предприятий (в млрд. руб.) в 2016 г. вырос по сравнению с базисным 2009 годом с 16873,1 млрд. руб. до 38877,02 млрд. руб. соответственно. Необходимо отметить, что с 2013 года наблюдается значительный рост абсолютных показателей. Однако, на основании проведенных расчетов можно видеть, что наблюдается отрицательная динамика в области относительных показателей объема производимых товаров и услуг в млрд. руб. на 1 предприятие (сокращение с 12, 01млн.руб. на предприятие в 2013 году, до 11,04 млн. рублей в 2016 году).
Рисунок 3. Сравнительная характеристика динамики отношения объема отгруженных товаров и услуг и количества предприятий малого бизнеса в 2009-2016 гг.
Правительство Российской Федерации принимает ряд мер для помощи малому бизнесу, стараясь оказывать всестороннюю поддержку населению, обладающему высоким уровнем предпринимательских способностей, направленную финансовую поддержку, в т.ч. льготные кредиты, гранты начинающим предпринимателям, строительство бизнес-инкубаторов, программа поддержки занятости населения и многое другое. В настоящее время значительно сокращена «бюрократическая волокита», которая сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Однако, как показал анализ, несмотря на множество усилий, предпринимаемых не только государственными, но и муниципальными органами власти, малый и средний бизнес вносит не достаточный вклад в развитие экономики. Даже в условиях санкций, когда высвобождаются ранее занятые рыночные ниши, предложение товаров и услуг малых предприятий растет незначительно. На основании анализа таблицы можно сделать вывод о том, что несмотря на меры государственной поддержки, наблюдается сокращение объема отгруженных товаров (услуг) на одно предприятие. Это позволяет новым взглядом посмотреть на проблему повышения спроса на услуги малых предприятий в рамках муниципальных контрактов и сделать вывод о недостаточности только совершенствования мер государственной поддержки. Существенный сдвиг может быть получен при в решении проблемы спроса на услуги малых предприятий в рамках муниципальных контрактов за счет укрепления экономических отношений между федеральными центрами и регионами. Необходимы структурные преобразования экономической системы, как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном.
Развитие муниципальных районов зависит, в том числе, от уровня развития малого бизнеса на его территории. Действительно, малый бизнес обеспечивает создание новых рабочих мест, восполнение свободных экономических ниш, соответствие этнической идентичности, дает широкие возможности реализации человеческого потенциала и многое другое. Однако понимая суть распределения налогов по территориям, можно говорить о невероятно слабых прямых экономических связях между предприятиями и организациями малого бизнеса и управляющей системой той или иной территории. Муниципалитеты получают только два налога: налог на землю и налог на имущество физических лиц, следовательно, их налоговая заинтересованность в развитии малого бизнеса на его территории отсутствует. Как результат, для решения внутренних вопросов, входящих в полномочия муниципалитетов по обеспечению качества жизни населения, они отдают приоритеты более крупным и сильным поставщикам товаров, услуг и работ, традиционно участвующим в конкурсах и имеющих более выгодные позиции на рынке. Таким образом, можно утверждать, что это результат системной ошибки в управлении, которую необходимо решать на законодательном уровне. Для повышения спроса на услуги малых предприятий в рамках муниципальных контрактов, по мнению авторов, в первую очередь, необходимо изменить систему налогового распределения. Кроме того, на основе анализа статистических данных из открытых источников, авторами предлагаются следующие шаги:
1) Воспользоваться положительным опытом Москвы и Санкт –Петербурга в предоставлении государственными гарантийными фондами банковских гарантий на обеспечение государственных и муниципальных контрактов для предприятий малого и среднего бизнеса. Это позволит малому бизнесу получить контракты в соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)» и 223 — ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путем обеспечения требуемой надежности за счет предоставления необходимых гарантий государственными гарантийными фондами;
2) Внести коррективы в новый законопроект 88- ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» в части положений, касающихся создания правовой основы для развития бизнес-ангелов и других специализированных институтов;
3) Необходимо разрабатывать и совершенствовать специальные программы для жителей сельских территорий, для малых предприятий, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, для малого бизнеса, внедряющего водо- и энергосберегающие технологии, а также нанотехнологии;
4) Для повышения спроса на услуги малого бизнеса следует, также развивать систему микро кредитования в региональных банках.
Данные шаги, по мнению авторов, позволят, в комплексе с действиями, предпринимаемыми государственными органами, увеличить эффективность работы малого и среднего бизнеса и повысить долю доходов в экономике страны.
Библиографический список
1. Блинова, Н.А. Методика мониторинга состояния малого бизнеса / Н.А. Блинова // Российское предпринимательство. – № 1 – 2010. – С. 23–26.2. Захарова С.Г., Дмитриев М.Н., Масленников Н.А. Развитие малого бизнеса как метод управления человеческими ресурсами сельских муниципальных районов Приволжский научный журнал. Периодическое научное издание №4 (36). Н. Новгород, ННГАСУ, 2015. с. 163-169.
3. Захарова С.Г. Factorial approach to population life quality management International Journal of Professional Science. 2017. №1. С.33-40
4. Захарова С.Г., Борисов С.А. Оценка условий формирования среднего класса в России с позиции факторной модели управления качеством жизни населения// Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки, №1, 2018. - С.15-25
5. Захарова С.Г., Банин М.А. Конкурентные преимущества как внутренние ресурсы муниципального района Современная конкуренция. 2015. Т. 9. №6 (54). С.116-128
6. Борисов С.А. Государственная поддержка отечественных информационных технологий//Креативная экономика. – М.:2013, №1(83), С. 21-29
7. Доклад Министерства экономического развития о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за I-III кварталы 2016 года. [Текст]// Техэксперт. [Электронный ресурс].URL: http://docs.cntd.ru/document/420380566 (Дата обращения: 16.01.2018)
8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: . http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/-2014. (Дата обращения: 16.01.2018)