Abstract: The problem of the current state and development of agriculture is relevant, especially in the period of overcoming the consequences of the global economic crisis. The article assesses the state and level of food supply to the population of the region, analyzes the socio-economic criteria of food security in the Bryansk region.
Keywords: Economic potential of the food market, agro-industrial complex, food supply to the population of the region
Для большинства экономик стран мира приоритетным направлением государственной экономической политики является равномерное обеспечение продовольствием населения конкретной территории, а также создание благоприятных условий для развития агропродовольственного рынка в целом.
В настоящее время экономический потенциал рынка продовольствия остается не полностью реализованным, значительное влияние здесь оказывает проводимая политика импортозамещения. Экономический потенциал продовольственного рынка представляет собой совокупность ресурсов, средств, инструментов, которыми располагает продовольственный рынок в конкретных условиях хозяйствования и на определенной территории, а также потенциальные возможности их использования с учетом многовариантности экономического развития.
Отечественные сельхозтоваропроизводители в современных условиях испытывают ряд проблем, обусловленных вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), когда государство вынуждено взять на себя ответственность по самоустранению и ограничению поддержки российского агропромышленного комплекса (АПК). По причине снижения государственной помощи, положение сельскохозяйственных предприятий значительно ухудшается. Сложившиеся экономические условия отягощены применением экономических санкций в отношении Российской Федерации (РФ). В результате производственная и торговая инфраструктура продовольственного рынка испытывают давление санкционного режима с Запада, а также контрсанкций со стороны Российской Федерации.
Степень обеспеченности населения продовольствием выступает определяющим фактором социальной стабильности общества. В этой связи со второй половины XX века для многих стран мира агропродовольственный сектор занимает доминирующие позиции. Проводимые в России преобразования 1990‒2000 гг. негативно сказались на уровне и структуре потребления, нарушилась система регионального продовольственного обеспечения.
Ключевым индикатором развития регионального продовольственного рынка является степень обеспечения населения основными продуктами питания в количестве и качестве, отвечающим рекомендуемым нормам. За годы реформ в Брянской области сократилось потребление наиболее ценных пищевых продуктов (табл.1).
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания в Брянской области на душу населения, килограммов в год
Основные продукты питания | Нормы потребления | Годы | Темп роста, % | ||||||||
1990 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2018 г. к норме потребления | 2018 г. к 1990г. | 2018г. к 2017г. | 2018г. к 2014г. | ||
Мясо и мясопродукты | 73 | 83 | 64 | 64 | 65 | 65 | 66 | 90,4 | 79,5 | 101,5 | 103,1 |
Молоко и молочные продукты | 325 | 404 | 208 | 193 | 186 | 179 | 168 | 51,7 | 41,6 | 93,9 | 80,8 |
Яйца и яйцепродукты, штук | 260 | 355 | 232 | 233 | 242 | 258 | 276 | 106,2 | 77,7 | 107,0 | 119,0 |
Сахар | 24 | 59 | 34 | 32 | 33 | 32 | 34 | 141,7 | 57,6 | 106,3 | 100,0 |
Масло растительное | 12 | 9,2 | 11,2 | 9,7 | 10,3 | 10,9 | 11,4 | 95,0 | 123,9 | 104,6 | 101,8 |
Картофель | 90 | 206 | 150 | 151 | 155 | 152 | 155 | 172,2 | 75,2 | 102,0 | 103,3 |
Овощи и бахчевые | 140 | 95 | 88 | 90 | 91 | 95 | 97 | 69,3 | 102,1 | 102,1 | 110,2 |
Фрукты и ягоды | 100 | 31 | 51 | 44 | 49 | 45 | 43 | 43,0 | 138,7 | 95,6 | 84,3 |
Хлебные продукты | 96 | 138 | 114 | 107 | 110 | 109 | 107 | 111,5 | 77,5 | 98,2 | 93,9 |
Рыба и рыбопродукты | 22 | 24 | 14,8 | 15,2 | 15,5 | 15,8 | 16,2 | 73,6 | 67,5 | 102,5 | 109,5 |
Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» население Брянской области в 2018 г. недостаточно потребляло по ряду продовольственных товаров [1].
Если сравнивать фактические показатели 2018 г. с нормативами потребления основных продуктов питания, становится очевидным, что по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, маслу растительному, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам, рыбе и рыбопродуктам, медицинские нормы не выдерживаются. Так, по молоку и молокопродуктам фактический уровень потребления составляет лишь 51,7% от нормы, овощам и бахчевым – 69,3%, фруктам и ягодам – 43%, рыбе и рыбопродуктам – 73,6% соответственно. В то время как превышены нормы потребления по картофелю – на 72,2%, сахару – на 41,7%, хлебным продуктам – на 11,5% и яйцам и яйцепродуктам – на 6,2% к рекомендованному уровню Минздрава соответственно. В результате рацион питания оказывается несбалансированным: растет число углеводо- и крахмалосодержащих продуктов, доля же высокобелковых продуктов уменьшается, отмечается витаминный дефицит.
Так, по сравнению с 1990 г., потребление мяса и мясопродуктов снизилось – на 20,5%, молока и молокопродуктов – на 58,4%, яиц – на 22,3%, сахара – на 42,4%, картофеля – на 24,8%, рыбы и рыбопродуктов – на 32,5% соответственно. Зафиксирован рост потребления по растительному маслу, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам.
В период 2014–2018 гг. отмечается положительная динамика фактического потребления продовольственных товаров, в частности – мяса, яиц, масла растительного, картофеля, овощей и бахчевых, рыбы и рыбных продуктов.
Следовательно, несмотря на положительную динамику роста сельскохозяйственного производства в ряде отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, по большинству продуктов питания население Брянской области по-прежнему недопотребляет.
Следует отметить, что по потреблению картофеля Брянская область превосходит уровень потребления, сложившийся как в целом по Центральному Федеральному округу (ЦФО), так и среднероссийский уровень. По прочим же видам продовольствия ситуация обратная (рис. 1).
Рисунок 1. Потребление основных продуктов питания в Брянской области, в Центральном федеральном округе и в России в 2018 г., кг на душу населения
В условиях плановой экономики уровень питания населения был достаточным и отвечал общепринятым нормам потребления. К концу 80-х годов XX века средняя калорийность суточного рациона питания российского гражданина составляла более 3400 ккал, что превышало рекомендуемое ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) значение в 3000 ккал.
Решение продовольственной проблемы усматривалось не только в обеспечении соответствия уровня потребления медицинским нормам, следовало сбалансировать рацион питания населения по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Следовательно, сельскохозяйственная отрасль испытывала значительную потребность в адекватном механизме хозяйствования.
Об ухудшении уровня потребления в послереформенный период говорит также сокращение энергетической ценности суточного рациона питания и несоответствия его установленной ФАО норме потребления в 3000 ккал (рис. 2).
Рисунок 2. Энергетическая ценность суточного рациона питания населения Российской Федерации, Центрального федерального округа и Брянской области в 2014–2018 гг., килокалорий на члена домохозяйства
Так, в период 2014–2018 гг. в Брянской области калорийность суточного рациона питания снизилась с 2893,8 ккал до 2836,0 ккал в сутки. Брянская область занимает лидирующие позиции в ЦФО и России в целом по энергетической ценности рациона питания. Если в России и ЦФО калорийность рациона питания среднестатистического гражданина составляет 2651,5 ккал и 2583,7 ккал, то в Брянской области – 2836,0 ккал. Однако рекомендованные ФАО нормы по-прежнему не достигнуты. По энергетической ценности потребляемого продовольствия регион и страна в целом находятся на одном уровне со странами латинской Америки (2791 ккал/сутки). В то время как в странах Европейского Союза (ЕС) и США этот показатель составляет 3394 и 3654 ккал в сутки соответственно.
Рассмотренная выше ситуация свидетельствует о низком уровне потребления продовольствия населением области, что обуславливает необходимость выявления причин и факторов столь сложного положения.
Известно, что уровень обеспечения населения региона продовольствием зависит от состояния спроса и предложения на продукты питания в рамках исследуемой территории.
В последние годы рынок продовольствия Брянской области характеризуется высоким уровнем насыщенности продуктами питания всех товарных групп. Степень же насыщенности продовольственного рынка определяется эффективностью функционирования местного сельскохозяйственного производства, характером развития пищевой и перерабатывающей промышленности, предприятий общественного питания. Еще одним источником продовольственного обеспечения области является ввоз продуктов питания из других регионов России, а также поступления импортного продовольствия.
Причины недопотребления кроются в недостаточном развитии местного сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, а также низком уровне жизни населения, не позволяющем в должной мере приобретать продовольствие в необходимом количестве и качестве.
Производство основных продуктов питания, также как и их потребление, в течение последнего десятилетия было неоднородным. Резкие скачки, характеризующиеся снижением производства, отмечались после 1990г., а также вследствие кризиса 1998 г.
В настоящее время благодаря введенным ответным внешнеэкономическим санкциям отмечается рост сельскохозяйственного производства. Мониторинг современного агропродовольственного рынка свидетельствует о наметившейся положительной тенденции роста среднедушевых объемов производства по основным продуктам питания. Так, производство мяса и мясопродуктов в среднем на душу населения в 2018 г. к уровню 2017 г. возросло на 19,2%, молока и молокопродуктов – на 0,9%, яиц на 2,1%, картофеля, овощей и бахчевых — на 8,9% и на 9,7% соответственно (табл. 2).
Таблица 2
Производство основных продуктов питания в Брянской области в 2014 – 2018 гг., на душу населения в год, килограммов
Основные продовольственные ресурсы | Годы | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2018 г. к 2017 г. | 2018 г. к 2014 г. | 2018 г. к 2017 г. | 2018 г. к 2014 г. | |
Мясо и мясопродукты | 151,8 | 229,1 | 247,6 | 259,9 | 309,8 | 49,8 | 158,0 | 119,2 | 204,1 |
Молоко и молочные продукты | 252,6 | 236,8 | 239,7 | 241,5 | 243,7 | 2,2 | -8,9 | 100,9 | 96,5 |
Яйца, штук | 328,3 | 325,3 | 340,1 | 317,8 | 324,5 | 6,7 | -3,8 | 102,1 | 98,8 |
Картофель | 767,2 | 895,8 | 936,0 | 1011,6 | 1101,1 | 89,5 | 333,9 | 108,9 | 143,5 |
Овощи и бахчевые | 77,6 | 93,5 | 97,7 | 109,2 | 119,8 | 10,6 | 42,1 | 109,7 | 154,3 |
Следует отметить, что к 1990 г. Брянская область вышла на достаточно высокий уровень питания. Производство мяса и мясопродуктов на душу населения позволяло удовлетворить потребности более чем на 100%, производство молока, яиц, хлебных продуктов, картофеля превышало физиологические нормы потребления в среднем на душу населения в 1,6, 1,5, 1,8 и 10 раз соответственно. Все это давало возможность не только в полной мере удовлетворять потребности области в данных продуктах, но и даже вывозить продовольствие за ее пределы, тем самым активно участвуя в межрегиональных связях.
Брянская область в состоянии полностью обеспечивать себя продовольствием за счет собственного производства. Дефицит покрывается ввозом продовольствия из соседних регионов, а также импортом.
Необходимо отметить, что за последние пять лет самообеспеченность по мясу и мясопродуктам возросла с 98,73% до 469,39%, молоку и молочным продуктам с 79,65% до 145,06%, яйцам – с 89% до 117,52%, по овощам и бахчевым – с 85,46% до 123,5%, по картофелю – с 184,46% до 710,38% (рис. 3).
Рисунок 3. Соотношение уровней нормативного, фактического потребления и производства основных продуктов питания в Брянской области в 2018 г., на душу населения в год, килограммов
Существенным положительным сдвигом можно обозначить то, что по большинству основных продуктов питания минимальный уровень собственного производства, обозначенный в Доктрине продовольственной безопасности, удалось достигнуть. Исключение составляет молоко и молокопродукты, овощи и бахчевые – уровень производства которых обеспечивает только 74,9%, 85,5% потребностей населения региона.
Критерием же эффективности функционирования продовольственного рынка является увеличение уровня душевого потребления продуктов питания, которое достигается при условии превышения темпов роста производства продовольствия над темпами демографической динамики (табл. 3).
Таблица 3
Цепные темпы роста производства основных продовольственных ресурсов и численности населения в Брянской области в 2014–2018 гг.
Показатели | Годы | Темпы роста, % | |||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2018г. к 2017г. | 2018г. к 2016г. | 2018г. к 2015г. | 2018г. к 2014г. | |
Мясо и мясопродукты, тыс. тонн | 187,9 | 281,6 | 302,8 | 316 | 373,45 | 118,2 | 123,3 | 132,6 | 198,7 |
Молоко и молочные продукты, тыс. тонн | 312,7 | 291,1 | 293,2 | 293,6 | 293,8 | 100,1 | 100,2 | 100,9 | 94,0 |
Яйца, млн. штук | 406,4 | 399,9 | 416 | 386,4 | 391,2 | 101,2 | 94,0 | 97,8 | 96,3 |
Картофель, тыс. тонн | 949,6 | 1101,3 | 1144,9 | 1229,8 | 1327,4 | 107,9 | 115,9 | 120,5 | 139,8 |
Овощи и бахчевые культуры, тыс. тонн | 96,1 | 114,9 | 119,5 | 132,7 | 144,4 | 108,8 | 120,8 | 125,7 | 150,3 |
Зерновые и зернобобовые культуры, тыс. тонн | 898,6 | 935,5 | 1442,4 | 1715,2 | 1987,1 | 115,9 | 137,8 | 212,4 | 221,1 |
Численность постоянного населения в среднем за год, млн. чел. | 1,237 | 1,229 | 1,223 | 1,216 | 1,205 | 99,2 | 98,6 | 98,1 | 97,4 |
Таким образом, в период 2014–2018 гг. в Брянской области наблюдаются положительные темпы роста производства по таким продовольственным ресурсам как по мясо и мясопродукты, картофель, овощи и бахчевые, зерновые и зернобобовые культуры. Рост производства отмечается на фоне отрицательной демографической динамики.
Уровень обеспечения населения региона продовольствием определяется не только степенью насыщенности продовольственного рынка продуктами питания, т. е. состоянием предложения, но и находится в прямой зависимости от покупательной способности граждан.
Если проблема физической доступности продовольствия почти снята, то проблема экономической доступности продовольствия является достаточно острой. Падение доходов, как правило, имеет строго детерминированный результат – сокращение платежеспособности населения.
Так, товарный продукт (эквивалент среднемесячной номинальной начисленной заработной платы) в 2018 г. в исследуемом регионе составил: по свинине – 130,5 кг, говядине – 102,8 кг, курам охлажденным и замороженным – 295,8 кг, молоку – 634,7 л, хлебу – 872,3 кг, яйцам – 7221 шт., картофелю – 1505,3 кг. Тогда как в 2014 г. денежные доходы населения Брянской области позволяли приобрести 114,2 кг, 104,8 кг, 271,0 кг, 667,4 л, 887,9 кг, 6690 шт. и 1185,5 кг свинины, говядины, кур охлажденных и замороженных, молока, хлеба, яиц и картофеля соответственно.
В общей структуре потребительских расходов, расходы на продукты питания претерпевали изменения. В 1990 г. на питание население Брянской области направляло примерно 37,3% от общей суммы расходов, в период 1991-1995 гг. удельные расходы росли, максимальный их пик пришелся на 1999 г., что связывалось с последствиями кризиса 1998 г. В 2003 – 2006 гг. расходы населения на продовольственные товары в общей структуре потребительских расходов составили 48,7%. В 2014-2018 гг. отмечается рост расходов на питание с 28,5% до 30%, при этом 3,3% приходится на питание вне дома. Положительной тенденцией является снижение доли расходов населения на продукты питания в 2018 г по сравнению с периодом середины 2000 гг. с 48,7% до 30%.
Если сравнивать темпы роста реальных доходов населения и темпы роста расходов потребителей на продовольственные товары видно, что в те периоды, когда реальные доходы населения снижались – увеличивалась доля расходов на продовольствие, и наоборот – рост реальных доходов сокращает долю расходов потребителей на продукты питания, при этом увеличивается удельный вес расходов на непродовольственные товары и прочие социальные нужды.
В общей структуре расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания в Брянской области наибольший удельный вес в 2018 г. занимают расходы на покупку мяса и мясопродуктов – 31%, яиц – 20%, хлебных продуктов – 18% соответственно. Незначительны расходы населения региона на приобретения масла растительного и других жиров, сахара и кондитерских изделий, а также картофеля – 2%, 1% и 1% соответственно (рис. 4).
Рисунок 4. Структура расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания в Брянской области в 2018 г., %
Необходимо также отметить, что уровень жизни населения в последние годы немного повысился, а темпы роста цен на продовольствие снизились в 2018 г. к уровню 2014 г. с 117,6% до 105,93. В периоды роста цен на продукты питания, удельный вес расходов на продовольствие сокращался и наоборот (табл. 4). Так, если в 2017 г. цены на продовольствие в среднем возросли на 2,48%, реальные доходы составили 99% к предыдущему году, доля расходов на продукты питания составляла 31,2%.
Таблица 4
Темпы роста реальных доходов населения, потребительских расходов на продовольствие и индексы цен на продовольственные товары в 2014–2018 гг.
Показатели | Годы | ||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Реальные доходы населения к предыдущему году, % | 100 | 97 | 95 | 99 | 101,3 |
Доля потребительских расходов на продовольствие в общей структуре, % | 28,5 | 32,1 | 32,3 | 31,2 | 30,2 |
Индексы цен на продовольствие, % | 117,6 | 114,2 | 104,1 | 102,48 | 105,93 |
В 2018 г. доля расходов на продовольствие сократилась и составила 30,2%, поскольку при росте цен на продовольствие на 5,93%, реальные доходы населения региона увеличились на 1,3% к уровню 2017 г.
Однако нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время около 13,2% населения области находится за чертой бедности (в 2000 г. – 42,3%), то есть не имеют экономического доступа к продуктам питания первой необходимости.
Наметившийся рост реальных доходов населения привел к снижению коэффициента Джини с 0,392 до 0,389 в 2018 г. к уровню 2014 г. В результате, в последние пять лет сократился разрыв в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения с 13,5% до 12,6%., в то время как в 2000г. коэффициент фондов составлял 8,4 раз.
Таким образом, несмотря на наметившийся рост реальных доходов населения региона, снижение индекса Джини и сокращение коэффициента фондов, покупательная способность населения Брянской области по-прежнему остается низкой, что естественным образом объясняет недостаточный уровень потребления продовольствия. В свою очередь платежеспособная возможность населения существенно влияет на развитие производства продуктов питания в регионе.
Анализ продовольственного обеспечения населения региона говорит о том, что несмотря на некоторые подвижки в этом направлении ситуация по-прежнему остается сложной. Насыщенность продовольственного рынка области продуктами отвлекает внимание от сложного положения местных сельскохозяйственных производителей, предприятий перерабатывающей промышленности, а ведь главное условие эффективного функционирования регионального продовольственного рынка – обеспечение потребностей населения за счет собственных ресурсов.
Причина такой ситуации в сокращении объемов сельскохозяйственного производства, которое, в свою очередь, связывается с катастрофическим износом основных фондов, сокращением сельскохозяйственных угодий, диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Отсюда и проблемы перерабатывающей и пищевой промышленности, поскольку основной поставщик сырья для переработки – сельское хозяйство. Износ оборудования, низкая инвестиционная привлекательность местных предприятий и низкая покупательная способность населения – все это также оставляет свой негативный отпечаток.
Таким образом, назрела необходимость в проведении политики государства, направленной на увеличение доходности отечественного агропродовольственного комплекса, создание благоприятных условий по продвижению интересов сельских производителей, перерабатывающих и пищевых производств. Важно, чтобы основная часть дохода переместилась из сферы торговли в сферу производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Система продовольственного обеспечения должна иметь достаточный запас прочности, что может быть обеспечено созданием благоприятных экономических условий для функционирования предприятий и отраслей АПК. Для улучшения обеспечения населения области важна эффективная социально-экономическая политика в отношении малоимущих слоев населения, что, в конечном счете, должно способствовать росту платежеспособного спроса на товары.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания : Приказ Министерства здравоохранения РФ от № 614 : текст с изменениями и дополнениями на 25 октября 2019 года : [подписан Вр.и.о. Министра здравоохранения РФ 19 августа 2016 года]. – Текст : электронный // Информационно-правовая система «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/ 71385784/ (дата обращения: 11.12.2020).2. Тачкова И.А., Полесская О.П., Муравьева М.А., Назарова О.Г. Концептуальные аспекты управления инновационным потенциалом экономических систем в целях обеспечения их устойчивого роста и развития / Тачкова И.А., Полесская О.П., Муравьева М.А., Назарова О.Г.// European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 110-115.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области. [Электронный ресурс]. – URL: http://bryansk.gks.ru. – Текст : электронный.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru. – Текст : электронный.