Abstract: The article discusses practical ways to increase solvency and profitability on the example of a transport company. The authors analyzed the reporting of the investigated company, analyzed the solvency and profitability ratios, proposed practical measures aimed at increasing the solvency and profitability. The article demonstrates how the calculation results affect the indicators of the balance sheet and the statement of financial results of the company, as well as the indicators of solvency and profitability, all other things being equal.
Keywords: Financial statements, analysis, solvency, profitability.
Введение. Платежеспособность и рентабельность являются важными показателями хозяйственной деятельности организации. Платежеспособность говорит о наличии денежных средств у организации и ее способности погашать обязательства, т.е. характеризует реальные денежные потоки. Показатель рентабельности говорит о наличии прибыли у организации, расчет которой производится по методу начисления. Соединив два этих показателя можно сделать вывод о сильных и слабых сторонах данной организации. При положительных показателях данных характеристик организация имеет высокий имидж перед государством, так как своевременно и в полном объеме выплачивает налоги; кадрами, так как выплачивает заработную плату рабочим; акционерами, так как выплачивает дивиденды; и банками, так как кредит и проценты по нему выплачиваются вовремя. Пути повышения платежеспособности и рентабельности организаций рассматриваются в экономической литературе [1-4], тем не менее, их необходимо рассматривать применительно к каждой конкретной организации [5].
Объект и методы исследования. Объектом исследования выступает транспортное предприятие. Методами исследования выступили анализ, сравнение, описание.
Основная часть.
Анализ платежеспособности и рентабельности осуществляется на основании данных, формируемых в системе бухгалтерского учета и отчетности, поэтому носит пост-фактный характер. По существу, это анализ исторических данных. Мероприятия, которые предлагаются нацелены на улучшение экономической ситуации в будущем и должны опираться на прогнозный вариант бухгалтерской отчетности.
Покажем на примере анализа показателей АО «ФПК» возможные пути улучшения результатов деятельности компании.
Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» — российская компания, дочерняя компания ОАО «Российские Железные Дороги», предоставляющая услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом дальнего сообщения. Для анализа платежеспособности и рентабельности Компании как источники информации были выбраны бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах [6].
Анализ платежеспособности представлен в таблице 1.
Таблица 1
Показатели платежеспособности АО «ФПК»
Показатели | Норматив | 31 декабря предыдущего года | 31 декабря отчетного года | Абсолютное отклонение |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2-0,5 | 0,53 | 0,80 | 0,27 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 1 | 0,89 | 1,37 | 0,48 |
Коэффициент покрытия | 2 | 1,01 | 1,50 | 0,49 |
Практически все показатели соответствуют нормативным значениям, за видна тенденция к увеличению значений, что можно оценить как положительные изменения.
Анализ показателей рентабельности Компании представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ показатели рентабельности АО «ФПК»
Показатели рентабельности | Предыдущий год | Отчетный год | Абсолютное отклонение |
1. Рентабельность капитала | 3,12 | 2,92 | -0,20 |
2. Рентабельность собственного капитала | 2,94 | 2,90 | -0,04 |
3. Рентабельность продаж | 1,74 | 2,54 | 0,79 |
4. Рентабельность по чистой прибыли | 2,69 | 2,80 | 0,11 |
Все показатели имеют положительные значения, что говорит о прибыльности Компании.
В целях повышения платежеспособности и рентабельности рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- увеличение выручки от продажи продукции, работ, услуг;
- вывод на аутсорсинг непрофильных видов деятельности (например, ремонтных работ и связи);
- продажа законсервированных основных средств;
- сдача в аренду неиспользуемых основных средств.
Для повышения наиболее ликвидных активов в целях снижения внеоборотных активов, повышения платежеспособности и повышения ликвидности баланса целесообразно проанализировать возможность передачи в аренду неиспользуемых площадей основных средств.
На балансе организации находится неиспользуемый производственно-складской комплекс площадью 8 462 м2 и склад площадью 537 м2, которые предлагается сдать в аренду на 3 года. Помещения полностью оснащены водоснабжением, канализацией, электрооборудованием и готовы к сдаче. Коммунальные расходы рассчитываются по счетчикам и по договору оплачиваются арендополучателем. Склад имеет отдельные ворота, производственно-складской комплекс имеет большую огороженную территорию. Постоянная арендная плата производственно-складского комплекса составляет 602 руб./м2(в т. ч. НДС- 100,33), постоянная арендная плата склада составляет 300 руб./м2(в т. ч. НДС- 50).
Ежемесячная арендная плата:
Производственно — складской комплекс:
8 462 м2×602 руб./м2=5 094 124 руб. (в т. ч. НДС- 849 020,67 руб.)
Склад:
537 м2×300 руб./м2=161 100 руб. (в т. ч. НДС- 26 850 руб.)
Годовая арендная плата составит:
Производственно — складской комплекс:
5 094 124 руб. ×12 мес. = 61 129 488 руб. (в т.ч. НДС- 10 188 248 руб.)
Склад:
161 100 руб. ×12 мес. =1 933 200руб. (в т.ч. НДС-322 200 руб.)
Всего годовая арендная плата составит:
61 129 488 руб.+ 1 933 200 руб.=63 062 688 руб. (в т.ч. НДС-10 510 448 руб.)
Налог на прибыль:
63 062 688 руб.×20%=12 612 537,6 рублей
Чистая прибыль:
63 062 688 руб.-12 612 537,6 руб.=50 450 150,4 рублей
Итак, за счет передачи в аренду неиспользуемого имущества (производственно — складского комплекса и склада) организация увеличит свои ликвидные активы и рентабельность в прогнозном периоде.
С этой же целью рассчитаем продажу основного средства, находящегося на консервации. Известно, что вагоны, находящиеся на консервации, полностью самортизированы, не используются в деятельности предприятия, не приносят прибыль, при этом налоги на основное средство по-прежнему выплачиваются. Планируется продажа партии вагонов в количестве 13 штук. Стоимость каждого вагона – 300.000 рублей. НДС с вагона- 60 000 рублей. Балансовая стоимость вагона- 200 000 рублей.
Общая стоимость вагонов: 300 000 руб.× 13 вагонов=3 900 000 рублей
Балансовая стоимость вагонов: 200 000 руб.×13 вагонов= 2 600 000 рублей
НДС: 60 000 руб. ×13 вагонов=780 000 рублей
Прибыль от продажи: 3 900 000 руб.-2 600 000 руб.=1 300 000 рублей
Налог на прибыль: 1 300 000 руб. ×20%=260 000 рублей
Чистая прибыль:
1 300 000руб. – 260 000руб. = 1 040 000 рублей
Для проверки эффективности предложенных мероприятий необходимо составить агрегированный баланс (сравнение 2019 года и прогнозируемого периода) (таблица 3).
Таблица 3
Агрегированный баланс на следующий год
Актив | 31 декабря предыдущего года, тыс. руб. | 31 декабря отчетного года, тыс. руб. | 31 декабря следующего года, тыс. руб. | темп изменения, % (4/5*100-100) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Внеоборотные активы | 24 951 204 | 267 929 352 | 267 929 352 | 0,00 |
2. Оборотные активы | 32 479 676 | 42 820 016 | 42 895 669 | 0,18 |
2.1. Запасы | 3 868 873 | 3 793 593 | 3 793 593 | 0,00 |
2.2. Дебиторская задолженность | 11 506 457 | 16 114 911 | 16 130 042 | 0,09 |
2.3 Денежные средства | 6 504 346 | 2 361 512 | 2 422 034 | 2,56 |
2.3. Финансовые вложения | 10 600 000 | 20 550 000 | 20 550 000 | 0,00 |
Итого актив | 281 992 080 | 310 749 368 | 310 825 021 | 0,02 |
Пассив | 31 декабря предыдущего года | 31 декабря отчетного года | 31 декабря следующего года | темп изменения, % (4/5*100-100) |
1. Собственные капитал | 206 769 042 | 228 282 833 | 228 334 323 | 0,02 |
2. Заемный капитал | 75 223 038 | 82 466 535 | 82 490 698 | 0,03 |
2.1. Долгосрочные обязательства | 43 047 743 | 53 958 563 | 53 959 563 | 0,00 |
2.2. Краткосрочные обязательства | 32 175 295 | 28 507 972 | 28 532 135 | 0,08 |
2.2.1. Заемные средства | 7 369 288 | 1 304 813 | 1 304 813 | 0,00 |
2.2.2. Кредиторская задолженность | 24 803 783 | 27 201 974 | 27 226 137 | 0,09 |
2.2.3. Прочие обязательства | 2 224 | 1 185 | 1 185 | 0,00 |
Итого пассив | 281 992 080 | 310 749 368 | 310 825 021 | 0,02 |
Тогда, отчет о финансовых результатах будет выглядеть следующим образом (таблица 4).
Таблица 4
Отчет о финансовых результатах на прогнозный период, тыс. руб.
Показатели | Отчетный год | Следующий год | Абсолютное отклонение |
1. Выручка | 236 871 820 | 236 871 820 | 0 |
2. Себестоимость | 209 503 396 | 209 503 396 | 0 |
3. Валовая прибыль | 27 368 424 | 27 368 424 | 0 |
4. Коммерческие расходы | 95 | 95 | 0 |
5. Управленческие расходы | 21 356 344 | 21 356 344 | 0 |
6. Прибыль от продаж | 6 011 985 | 6 011 985 | 0 |
7. Доходы от участия в др. организациях | 30 792 | 30 792 | 0 |
8. Проценты к получению | 1 003 884 | 1 003 884 | 0 |
9. Проценты к уплате | 3 984 703 | 3 984 703 | 0 |
10. Прочие доходы | 22 563 233 | 22 630 196 | 66 963 |
11. Прочие расходы | 16 561 316 | 16 563 916 | 2 600 |
12. Прибыль до налогообложения | 9 063 875 | 9 128 238 | 64 363 |
13. Текущий налог на прибыль | 2 047 422 | 2 060 295 | 12 873 |
14. Чистая прибыль | 6 629 395 | 6 680 885 | 51 490 |
На основании полученных форм отчетности проанализируем показатели рентабельности.
Таблица 5
Показатели рентабельности, %
Показатели рентабельности | Отчетный год | Следующий год | Изменения |
1. Рентабельность капитала | 2,92 | 2,94 | 0,02 |
2. Рентабельность собственного капитала | 2,90 | 2,93 | 0,02 |
3. Рентабельность продаж | 2,54 | 2,54 | 0,00 |
4. Рентабельность по чистой прибыли | 2,80 | 2,82 | 0,02 |
Проанализируем показатели платежеспособности.
Таблица 6
Показатели платежеспособности прогнозного периода АО «ФПК»
Показатели | 31 декабря отчетного года | 31 декабря следующего года | Изменения |
1.Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,803688 | 0,805128 | 0,001441 |
2.Коэффициент критической ликвидности | 1,368965 | 1,370457 | 0,001492 |
3.Коэффициент текущей ликвидности | 1,502037 | 1,503416 | 0,001379 |
Результаты.
Исходя из расчетов видно, что с помощью сдачи в аренду неиспользуемых помещений и продажи законсервированных основных средств цель увеличения чистой прибыли достигается. В прогнозируемом периоде чистая прибыль вырастает на 51 490 тыс. рублей. Денежные средства увеличиваются на 60 522 тыс. рублей, что говорит о повышении платежеспособности АО «ФПК» на перспективу. Наблюдается положительная тенденция к повышению ликвидности организации.
Заключение.
При анализе бухгалтерской отчетности транспортных компаний необходимо учитывать особенности деятельности самих транспортных компаний и их взаимодействие с клиентами-заказчиками и поставщиками. Чаще всего, услуги транспортных компаний (особенно тех, которые занимаются перевозкой пассажиров) оплачиваются заранее – используется такая форма расчетов, как предоплата. Следовательно, выручка, отражаемая в отчете о финансовых результатах и участвующая при расчете показателей рентабельности, близка к показателю полученных денежных средств, полученных в оплату перевозки грузов или пассажиров, и участвующего в расчете показателей платежеспособности транспортной компании.
Предложенные мероприятия по оптимизации системы расчетов принесут предприятию положительный экономический эффект, что говорит о правильности принятых управленческих решений.
Библиографический список
1. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 544 c.2. Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, 2017. - 96 c.
3. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: Инфра-М, 2018. - 164 c.
4. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2017. - 352 c.
5. Щепетова В.Н., Почекаева О.В. Об оценке эффективности деятельности организаций на основе показателей рентабельности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 3. № 6. С. 132-136.
6. Сайт раскрытия информации [Сайт] Режим доступа: https://disclosure.skrin.ru/disclosure/7708709686 (дата обращения 31 марта 2021 г.)