Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Инновационная политика России как фактор поиска форм развития внешнеэкономических связей стран СНГ

Innovation policy of Russia as a factor in the search for forms of development of foreign economic relations of the CIS countries

Мусин Я. И.
Дипломатическая академия МИД России
Студент 2 курса магистратуры Мировая экономика

Musin Y. I.
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
2nd year Master's degree student World Economy
Аннотация: Данная работа посвящена развитию внешнеэкономических связей между Россией и стран СНГ. Были рассмотрены совместные крупные проекты Содружества, а также проанализированы статистические данные внешнеторгового оборота стран СНГ. Сделан вывод о том, что, несмотря на суверенитет стран-членов СНГ и разновекторную внешнеэкономическую политику некоторых из них, Россия по-прежнему остается экономическим и политическим лидером на постсоветском пространстве и ее прогрессивное экономическое развитие, в том числе инновационное, способно дать импульс более глубокой интеграции в рамках СНГ.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: This work is devoted to the development of foreign economic relations between Russia and the CIS countries. Major joint projects of the Commonwealth were considered, as well as statistical data on the foreign trade turnover of the CIS countries were analyzed. It is concluded that, despite the sovereignty of the CIS member states and the multi-vector foreign economic policy of some of them, Russia remains an economic and political leader in the post-Soviet space and its progressive economic development, including innovative, can give impetus to deeper integration within the CIS.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: СНГ, торговые отношения, экономическая интеграция.

Keywords: CIS, trade relations, economic integration.


Введение

По мере развития капиталистических настроений и социальных преобразований в начале 90-х прошлого века на карте мира образовались новые государства вследствие распада Советского Союза.

Таким образом, образовалась независимая Россия и 14 демократических государств, которые совершенно не были готовы в первое время к другому мироустройству. Спасением послужила только новая форма отношений – это создание Содружества Независимых Государств (без Латвии, Литвы и Эстонии).

 

Методологическая основа исследования

Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы теоретического и статистического анализа, метод сравнений и исследования, а также перехода от частного к общему.

 

Принципы и основы взаимоотношения России и СНГ

С начало 90-х и по настоящий момент, Россия становится и остается главным действующим лицом в регионе постсоветского пространства, предоставляя важную политическую и экономическую стабильность для СНГ. Выстраивая дружественных отношения с другими членами СНГ, Россия стремится к повышению экономической интеграции и достижению мира в регионе. Также придерживаясь принципов невмешательства во внутренние дела других членов СНГ, признавая суверенитет и неприкосновенность территориальной целостности каждого из них. В целях поддержания устойчивости и безопасности в регионе Россия постоянно развивает свои экономические, дипломатические и политические возможности в Содружестве. [1]

В формировании развитой экономики государств-членов СНГ важную роль сыграло создание между ними зоны свободной торговли, которая охватила 9 стран. Понижение таможенных пошлин, устранение торговых барьеров и бюрократических процедур позволило справиться с негативной динамикой внешнеторгового оборота. [5] Ниже приведена таблица 1.

Таблица 1

Внешнеторговый оборот стран СНГ

2000 год28%
2005 год23%
2010 год22%
2015 год19%
2020 год19%

С 2020 года объемы внешнеторгового оборота между странами СНГ значительно увеличились, что привело к росту стоимости взаимной торговли. В 2020 году доля взаимного экспорта в СНГ составляла 88,2 млрд долларов США, а в 2021 год эта цифра выросла до 117,2 млрд долларов США [5].

В 2022 году взаимодействие торговых отношений между членами Содружества, получило существенное развитие вследствие активизации России и давление на нее со стороны недружественных государств.

Поиск общих интересов и укрепление торгово-экономических связей России и СНГ

В ходе важнейших переговоров 28 октября 2022 года в Астане на заседании Совета глав правительств СНГ были рассмотрены стратегические и концептуальные экономические вопросы, а также планы по ослаблению визового контроля, укреплению режима свободной торговли, а также цифровой трансформации и инновационному сотрудничеству [9].

Дискуссия высшего политического аппарата стран СНГ ознаменовала концепцию дальнейшего развития интеграции, предусматривающая полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств-участников СНГ, в качестве основного приоритета и перехода на новый этап сотрудничества.

Очевидно, что развитие экономического сотрудничества в СНГ в настоящее время приобретает большую актуальность в следствие военных действий в Украине. Западные санкции, которые препятствуют российскому экспорту и импорту, толкают Москву на поиск альтернативных рынков и коммуникаций, чтобы защитить свой экономический и финансовый сектор.

Страны СНГ активно наращивают сотрудничество для повышения региональной синергии с целью расширения рынка товаров и услуг. Согласно статистическим данным, торговый оборот в 2022 году между Россией и странами СНГ увеличился в 1,4 раза после внеочередных пакетов западных санкций [3]. Взаимоотношения стран СНГ улучшаются благодаря переориентированности России на Центральную Азию и страны Южного Кавказа.

В настоящее время, особое внимание уделяется развитию транспортной инфраструктуры. Так, Президент Путин подчеркивает пользу развития проекта Север-Юг и Восток-Запад. При этом сама реализация данных проектов не будет простой задачей, так как необходимо наладить работу в рамках многосторонних соглашений и обеспечить взаимную выгоду для всех участников [4]. Для этого необходимо выполнить ряд важных шагов, таких как создание инвестиционных программ и проведение реформ в транспортной индустрии. Но для достижения этих целей необходимо поддерживать и наращивать взаимодействие между странами Содружества, чтобы все могли получить пользу.

Экономические интересы стран СНГ

Страны СНГ в настоящее время проявляют большой интерес к ЕАЭС и ШОС вследствие изменчивости экономической системы в Евроазиатском регионе. Эксперты утверждают, что присоединение к политическим и экономическим союзам благоприятно влияет на решение внутренних и внешних проблем каждого отдельного государства. [10]

Присоединение к экономическим и политическим союзам позволит странам СНГ совместно отвечать на международные вызовы, а также получать доступ к уникальным ресурсам и технологиям, что лишь усилит экономический рост региона. Кроме того, экономическая интеграция предоставит компаниям из стран Содружества право расширить свое присутствие на международных рынках.

Стоит отметить, что в рамках СНГ уже налажена транспортно-логистическая инфраструктура в сельском хозяйстве, которая создает крепкую базу для обеспечения продовольственной безопасности всех государств-участников. [11]

Согласно статистическим данным в течении 5 лет, импорт мяса будет выполняться только внутри стран Содружества, а экспорт зерновых культур в 21 раза превышать потребность в импорте в СНГ [7].

Также ключевым фактором экономического развития государств-участников СНГ является их взаимодействие в области промышленной политики. Оно предполагает создание взаимовыгодных связей, увеличение количества рабочих мест, приток инвестиций, передача технологий и инноваций, а также повышение конкурентоспособности продукции. Россия при этом остается ведущим государством в развитии совместных проектов. Для удобства отобразим в Таблице 2, где указаны последние крупные совместные проекты России на территории СНГ. [12]

Таблица 2

 Совместные проекты России на территории СНГ

Совместные проектыОписание совместных проектов
  1. Россия и Азербайджан
—          открытие фармацевтической компании «Р-Фарм» по производству лекарств;

—          освоение месторождения нефти «Шах-Дениз»;

—          сборка КАМАЗ и «Урал».

  1. Россия и Армения
—          производство алюминиевой фольги компанией «Русал»;

—          строительство медного комбината российской компанией «ГеоПромМайнинг».

  1. Россия и Кыргызстан

 

—          освоение месторождения золота «Джеруй» (инвестиция России более 600 млн долларов США).
  1. Россия и Туркменистан
—          разработка нефтяных скважин компанией «Татнефть» в Каспийском море;

—          ремонт и обслуживание морских судов российским АО «Объединенная судостроительная корпорация».

  1. Россия и Узбекистан
—          открыто 850 компаний с российским капиталом в 2022 году в области фармацевтики, машиностроения, металлургии и авиастроении.
  1. Россия и Таджикистан
—          с начало 2022 года в Таджикистане активно действуют около 290 российских предприятий в таких сферах как связь, геологоразведка и добыча, энергетика и прочие.

Также представители Минпромторга РФ обещают старт еще 215 совместных промышленных проектов в соответствии с программой импортозамещения между странами СНГ. Некоторые проекты уже начали свою работу. Так, например, Казахстанская компания «Желдормаш» и SPZ Bearings подписали соглашение в рамках «ИННОПРОМА» в Екатеринбурге с целью поставок в Россию 250 тыс. штук подшипников в год. Российские ретейлеры уже начали применять комплектующие из Казахстана, как альтернативу недостающим на рынке западным брендам [6].

В июле прошлого года Россия и Беларусь подписали ряд договоренностей о создании, как минимум, 14 проектов в рамках союзного государства. Финансированием проектов займется Российская Федерация, а реализация будет осуществляться на территории Беларусь. Подписанные соглашения будут применяться на взаимовыгодных условиях, в частности по программе импортозамещения двух государств. Проекты будут нацелены на производство недостающих комплектующих для сельскохозяйственного и машиностроительного сектора.

К тому же, семь проектов уже на стадии завершения и ожидает официального запуска в июне 2023 года. Стоит отметить, Россия инвестировала на реализацию совместного проекта с Беларусью около 1,5 млрд долларов США [2].

Несомненно, существуют прочие каналы взаимодействия России со странами СНГ, Развитие динамично продолжается совершенно во всех сферах финансов и экономики.

Также необходимо подчеркнуть увеличение участия национальных валют в взаиморасчетах в СНГ. Это, в свою очередь, позволяет снизить долю контроля и влияния западных стран, прежде всего США.

Наглядным доказательством востребованности экономического сотрудничества между странами СНГ являются статистические данные и прогнозы ВВП. Согласно оценке Председателя Исполнительного комитета СНГ Сергея Лебедева, в 2022 году значительного роста ВВП в рамках Содружества достиг: Кыргызстан – 6,3 %, Армения – 8,6 %, Таджикистан – 7,4 %, Узбекистан – 5,4 %, Азербайджан – 6,2 %, Туркменистан – 6 %, Казахстан – 4,6 % [8].

Заключение

Разумеется, стоит принять во внимание угрозу, что каждая из стран Содружества располагает полными возможностями развития собственного экономического потенциала без России. Однако, как показывает опыт и статистика сотрудничество в рамках СНГ и другие формы интеграции с Россией позволяет обрести перспективу уверенного и активного влияния на экономические и политические процессы внутри своего государства. Таким образом, Россия единственная страна, которая может обеспечить гарантией развития и безопасности странам постсоветского пространства.

Библиографический список

1. Вардаловский Л. Десять лет после распада СССР: некоторые результаты и перспективы эволюции пространства СНГ. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/desyat-let-posle-raspada-sssr-nekotorye-rezultaty-i-perspektivy-evolyutsii-prostranstva-sng (дата обращения: 23.09.2002).
2. Баланс внешней торговли товарами Республики Беларусь // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа:: https://www.belstat.gov.by/viewer/?doclink=https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/2022/exim1-2208.xlsx#1 (дата обращения: 13.10.2022).
3. Данные об экспорте-импорте России за 2022 года// Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 08.11.2022).
4. Заседание Совета глав государств СНГ // сайт Президента России.- Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69595 (дата обращения: 17.10.2022).
5. Краткий сборник предварительных статистических итогов. Внешнеторговый оборот // Статкомитет СНГ. - Режим доступа: http://new.cisstat.org (дата обращения: 19.02.2022).
6. Международная промышленная выставка ИННОПРОМ (Екатеринбург). Устойчивое производство: стратегии управления. – Режим доступа: https://expo.innoprom.com/business-program/ (дата обращения: 13.07.2022).
7. О некоторых перспективных направлениях развития сельского хозяйства в государствах – участниках СНГ и сотрудничества в этой сфере в рамках Содружества // Интернет-портал СНГ. – Режим доступа: https://e-cis.info/news/566/103332/ (дата обращения: 18.09.2022).
8. Расчет по данным на 2022 года: Международные сравнения / Статистика СНГ (Статистический бюллетень) № 1 (566) / Статкомитет СНГ. – Стр. 181, 2023.
9. Страны СНГ вырабатывают предложения по совместным мерам реагирования на экономические вызовы // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/23315. (дата обращения: 28.10.2022).
10. Смыр Е. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-problemy-i-perspektivy-1 (дата обращения: 25.11.2022).
11. Зельднер А. Обеспечение продовольственной безопасности - важнейшее условие социально-экономического развития стран СНГ. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-prodovolstvennoy-bezopasnosti-vazhneyshee-uslovie-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-stran-sng (дата обращения: 16.03.2023).
12. Экономическое сотрудничество как локомотив развития стран СНГ/ Исполнительный комитет СНГ. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/news/24344/ekonomicheskoe_sotrudnichestvo_kak_lokomotiv_razvitija_stran_sng (дата обращения: 04.11.2022).