Индекс УДК 332.1:338
Дата публикации: 20.05.2017

Экономический аспект технологической модернизации производственной деятельности предприятия

The economical view of technology productive activity enterprise modernization

Потеев Дмитрий Артурович, Волгин Александр Сергеевич
1. Доцент кафедры экономики и менеджмента, к.э.н., ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени Адмирала Ф.Ф.Ушакова»;
2. Cтудент ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

Poteev Dmitri Arturovich, Volgin Aleksandr Sergeevich
1. Ph.D in Economics, Assistant of Professor Department of Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher professional Education «Admiral Ushakov Maritime State University», Novorossisk;
2. Student, Institute of Economics and Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «V.I.Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol.
Аннотация: Авторы статьи представили основные виды стратегий технологической модернизации производственной деятельности предприятия. Выбор стратегии технологического обновления связан с обеспечением конкурентоспособности предприятия и его продукции на волатильных рынках, с темпами научно-технического прогресса и максимизацией прибыли предприятия.

Abstract: The authors have presented a principal kinds of technology strategy of production activity firm modernization. The choice of technology innovation strategy has been tied with competitive ability firm, its products, scientific-technical progress tempos and profit firm maximisation.
Ключевые слова: технологическая стратегия, конкурентоспособность, модернизация, НТП, трансакционные издержки.

Keywords: technology strategy, competitive ability, modernization, STP, transaction costs.


Введение. Экономика России переживает сложный период становления нового технологического уклада в ряде ведущих стран отраслей производства. Технологии прошлого стали сдерживающим фактором необходимых темпов экономического роста. Кроме того, в глобализирующемся мировом хозяйстве обострилось конкурентное соперничество между странами. Сбыт продукции на мировых рынках становится успешным только за счет снижения цен, улучшения качества или обновления товара при рациональной маркетинговой политике. Последние условия также непосредственно и напрямую связаны с технологическими усовершенствованиями.

К этому же побуждает стремительно меняющийся внутренний рынок страны. Новая экономическая ситуация в национальном хозяйстве, укрепляющийся и совершенствующийся рыночный механизм преобразовывают сложившийся за десятилетия менталитет дефицитной экономики на новый образ мышления, свойственный экономике доминирования предложения над рыночным спросом.

В закрытой дефицитной экономике главным требованием к производителям было увеличение производства любой продукции, нередко в ущерб ее качеству и запросам потребителей. Модель такого типа хозяйствования предприятий стремительно уходит в прошлое.

В новых экономических условиях меняется тип потребительского поведения пользователей производимой продукции. Современные средства информации, возросшая подвижность населения, расширяющаяся международная торговля в совокупности меняют вкусы и запросы покупателей, их потребительский менталитет. Соответствовать указанным требованиям можно только за счет опережающего обновления технологических процессов в производственной деятельности отечественных предприятий.

Основная часть. Теория и практика мировой экономики свидетельствует о значительном накоплении материала по способам и видам технологического обновления производства. Они отличаются не только техническим разнообразием, но и экономической обоснованностью и целесообразием в тесной связи с состоянием рыночной конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках.

Технологическое обновление и конъюнктура рынка тесно взаимосвязаны. Состояние рынка требует новых технологий, а новая технология воздействует на рыночную конъюнктуру. Технологическое обновление зачастую ведет к усилению конкуренции. Она воздействует на борьбу между конкурентами, повышает или снижает барьер входа на рынок для аутсайдеров, изменяет силу воздействия на рыночную ситуацию потребителей, поставщиков ресурсов. Технология в новом виде может изменить систему контрактов с поставщиками одних ресурсов на контракты совершенно иных ресурсов. Например, при новых технологиях могут потребоваться иные, чем прежде, ресурсы или ресурсы-заменители.

С другой стороны, если измененная технология повышает качество товара и его технические и другие характеристики, то способствует привлечению большего числа покупателей на свою сторону, значит можно использовать стратегию дифференциации. Чем больше покупателей привлечено качеством продукции, тем эффективнее выбранная стратегия дифференциации и, следовательно, большую прибыль получат предприятия, внедрившие новую технологию. Преимущества стратегии дифференциации сохранятся до тех пор, пока конкуренты не станут широко использовать такую же или даже лучшую технологию.

Новая технология может изменить условия торгования и условия контракта между поставщиками и покупателями продукции. Если новая технология повышает уровень стандартизации изделий, то покупатели смогут легко поменять поставщиков. При этом чем ниже затраты покупателей на замену поставщиков, тем категоричнее и жестче они станут вести себя при заключении контрактов на покупку изделий. У них появляется возможность выбора наиболее выгодного для себя поставщика. Но может оказаться и так, что новая технология значительно повысит издержки на замену поставщиков (трансакционные издержки) и тогда станет менее выгодной для предприятия смена поставщика.

Аналогичная ситуация возникает при замещении одних ресурсов другими, связанное с технологическим обновлением. Цена и характеристики альтернативных ресурсов, издержки на переход на новые ресурсы станут определяющими факторами в принятии решения о переходе на новую технологию с использованием ресурсов – заменителей.

При любых условиях использования новой технологии, степени ее влияния на конъюнктуру рынка продукции фирмы, рано или поздно предприятие не сможет надолго обеспечить себе конкурентные преимущества без реакции на технологический прогресс.

Движущей силой технологического прогресса является максимизация прибыли и защита интересов фирм-производителей в рыночной среде. Новые технологии приводят к появлению более качественной дорогой и привлекательной продукции, к лучшему и разнообразному удовлетворению нужд и желаний потребителей. Идет постоянная борьба за покупателя посредством непрерывного обновления продукции. Эта сила движет технологический прогресс, представляя его внутренний энергетический источник постоянного развития. Разумно и мастерски используя совершенную технологию, предлагая более дешевый товар, или товар с новыми потребительскими свойствами, можно завоевать превосходство над конкурентом. Этим же способом предприятие сможет обороняться от конкурентов и получать прибыль выше среднеотраслевой. Технологическая политика предприятия становится основным оружием в конкурентном соперничестве.

Стратегическая цель технологической политики предприятия состоит в применении новой технологии, обеспечивающей производителю самые низкие издержки производства либо выпускать продукцию с уникальными качеством и характеристиками. Подразделяют два вида технологической стратегии предприятия: технологическое лидерство и технологическое подражательство [1, с.265-267].

Технологическое лидерство направлено на достижение превосходства над конкурентами в применении новой технологии. Технологическое подражательство состоит в изучении опыта лидера, с целью избежания первоначальных наиболее значительных издержек при модернизации технологии.

М.Портер, отмечая сложность выбора между этими видами технологической стратегии, указывал: «Выбор между технологическим лидерством и статусом «последователя» в этой области зависит от трех основных факторов:

* Устойчивость технологической базы. Иными словами, насколько компания в состоянии защитить свои технологические инициативы от конкурентов;

* Преимущества первого хода. Те преимущества, которые компания получит, первой внедряя в своей деятельности новые технологии;

* Негативные стороны первого хода. Компания, которая первой идет на внедрение технологии вместо того, чтобы ждать, пока это сделают другие, подвергает себя ряду опасностей» [1, с.267].

         Рассмотрим преимущества первого и второго вида технологических стратегий.

         Привлекательность технологического лидерства можно выразить в следующем:

* Величина технических возможностей в большей мере используется лидером. Чем выше технические возможности, тем больше шансов лидеру оторваться от конкурентов по затратам;

* Техническая квалификация предприятия. лидерство предпочтительно, когда техническая квалификация предприятия дает ему возможность оторваться от конкурентов. Техническое превосходство может быть обеспечено за счет более умелого проведения НИОКР, использования «ноу-хау» добытого у поставщиков и покупателей, собственного технического опыта и обеспечения патентной защиты.

* Доля других технологий (технологий поставщиков, покупателей и т.п.) в данной новой технологии. Чем в большей мере данная технология состоит из других технологий, тем выше риск лидерства, поскольку доступ конкурентов к технологии не слишком зависит от их технической квалификации или объема НИОКР.

* Величина и суть преимущества первопроходца. Преимущества первопроходца позволяют лидеру извлечь из новой технологии ряд конкурентных преимуществ. Преимущества первопроходца состоят в том, что лидер может добиться авторитета главного производителя и приобрести новый имидж. Влияние инерции покупательского спроса на товар выражающийся в том, что потребитель продолжит покупать известный ему продукт даже если этот товар более не превосходит товары конкурентов. Фирмам-конкурентам предстоят большие расходы на подготовку, переобучение специалистов и накопление опыта, что дает преимущества компании-лидеру.

         Направление технического прогресса. Технический прогресс в одном направлении обеспечивает лидеру продолжительные преимущества. Изменения направления технического прогресса обесценивают преимущества лидера.

         В следующих ситуациях выгоднее осуществлять стратегию подражательства в технологическом обновлении:

* Инвестиции в новую технологию являются узко специализированными, негибкими, а сама технология меняется быстро. В этом случае подражатели могут быстро обогнать лидера.

* Потребности и поведение покупателей быстро меняются. Изменение потребностей или поведения потребителей может обесценить преимущества первопроходца или они исчерпают вовсе.

* Технический прогресс меняет направление своего развития. В этом случае преимущества лидера кратковременны. Прорыв в сфере другой технологии может совершенно неузнаваемо изменить рыночную и техническую возможность лидера.

* Наличие неопределенности в использовании той или иной технологии. Бывает ситуация, когда в отрасли конкурируют несколько видов технологии. Нет твердой уверенности, какая из них возьмет верх. Ставить на предпочтение одной рискованно, а развивать все – невозможно. В этом случае привлекательна осторожная политика, исходящая из принципа «подождем, посмотрим».

         Технические достижения лидера легко копируются. Новая технология в таком случае быстро распространяется и лидер теряет свои позиции и преимущества.

         Барьеры вывода инновации на рынок слишком высоки и труднодоступны. Технологическое лидерство в этой ситуации связано с преодолением многочисленных препятствий и значительными затратами. На преодоление барьеров потребуется слишком много времени и денег, тогда предпочтительнее принять стратегию подражательства.

Выводы. Таким образом, преимущества первопроходца в технической стратегии может дать долговременные конкурентные превосходства. Технологическое подражательство иногда может оказаться значительно дешевле и прибыльнее, чем быть лидером, прокладывающим новый технологический путь развития. При этом нельзя забывать, что технический прогресс подвергает любое лидерство постоянным испытаниям. Оно не может быть вечным. Поэтому, складывается ситуация, при которой лидеру гораздо выгоднее лицензировать свою новую технологию, продавать свое новшество, а не держать его в секрете.

Библиографический список

1. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; Пер. с англ., - 3-е изд. – М., Альпина Бизнес Букс. 2008. – 715с.
2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методики анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; Пер. с англ., - 3-е изд. – М., Альпина Бизнес Букс. 2007. – 453с.