Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.05.2020

Экономические последствия изменений имущественного налогообложения на макро и микроуровне

Economic consequences of changes in property taxation at the macro and micro levels

Баранова Лариса Гурьевна
Федорова Валентина Сергеевна

1. к.э.н., доцент. Петербургский государственный университет
путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург
2. к.т.н., доцент. Петербургский государственный
университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург

Baranova Larisa Guryevna
Fedorova Valentina Sergeevna
1. PhD in Economiks, Associate Professor
Petersburg State Transport University
Emperor Alexander I,
St. Petersburg
2. PhD in Engineering, Associate Professor
Petersburg State Transport University,
Emperor Alexander I,
St. Petersburg
Аннотация: Статья посвящена влиянию изменений в имущественном налогообложении на экономические процессы макро – и микроуровня. Целью исследования является обоснование роли имущественных налогов в стабилизации доходной базы региональных и местных бюджетов. Методы исследования – анализ влияния изменений как на формирование доходной базы бюджетов, так и на увеличение (снижение) административной и налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, а также исследование соответствия российских новаций в сфере налогообложения имущества мировым тенденциям. Сделан вывод о важности достижения баланса интересов государства и налогоплательщиков в налогообложении имущества.

Abstract: The article is devoted to the influence of changes in property taxation on macro – and micro-level economic processes. The purpose of the study is to substantiate the role of property taxes in stabilizing the revenue base of regional and local budgets. Research methods-analysis of the impact of changes on the formation of the revenue base of budgets, as well as on the increase (decrease) of the administrative and tax burden on business entities, as well as analysis of the compliance of Russian innovations in the field of property taxation with world trends. It is concluded that it is important to achieve a balance between the interests of the state and taxpayers in property taxation.
Ключевые слова: имущественные налоги, доходы консолидированного бюджета, налоговая нагрузка , административная нагрузка на предприятия

Keywords: property taxes, consolidated budget revenues, tax burden, administrative burden on enterprises.


Приоритетным направлением бюджетно-налоговой политики  РФ является формирование стабильных доходных источников  всей бюджетной системы. Решению этой стратегической задачи способствуют  именно имущественные  налоги, которые в силу своих специфических особенностей выполняют миссию стабилизации доходов региональных бюджетов.

Несмотря  на незначительную долю имущественных налогов в доходах консолидированного бюджета (см. табл. № 1), значение этих налогов для формирования региональных и местных бюджетов  трудно переоценить.  Обладая относительной устойчивостью и независимостью от финансовых результатов деятельности организаций, эти налоги выполняют роль «подушки безопасности» для бюджетов, что особенно актуально в условиях эпидемии, и вызванного ею падения доходов налогоплательщиков.

Таблица1

               Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации,  млрд. рублей [1]

ПоказателиКонсолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
В 2018 годуВ 2019 году
Доходы — всего12392,513572,4
из них:
налог на прибыль организаций3104,73358,2
налог на доходы физических лиц3654,23956,4
акцизы по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории
Российской Федерации
632,4755,3
налоги на имущество1397,01359,9

Анализ налоговых систем зарубежных стран показывает, что так же, и в России, имущественные налоги, как правило, составляют небольшую долю налоговых поступлений в бюджеты государств: так, например, налоги на имущество в структуре совокупных налоговых доходов составляют в Великобритании – 10,1%, в США – 9,5%, в Канаде – 8,2% [2].

Тем не менее, как отмечают российские исследователи, последние реформы в странах ОЭСР были ориентированы на увеличение имущественных налогов [3], что подтверждает их фискальную значимость для любого государства, а также соответствие направления в изменении имущественных налогов в России тенденциям мирового рынка.

В России в последние годы действовали две разнонаправленные тенденции: с одной стороны, были предприняты шаги в направлении увеличения имущественных налогов путем изменения порядка формирования налоговой базы и постепенного перехода со среднегодовой стоимости на кадастровую, а с другой, сокращение количества объектов налогообложения за счет отмены налога с движимого имущества. Последнее стало фактором уменьшения налоговой нагрузки на предприятия, прежде всего малого бизнеса, как правило, не располагающего большими запасами недвижимости. При этом в 2019 году это обстоятельство сказалось на сокращении поступления имущественных налогов в бюджеты субъектов РФ по сравнению с предыдущим годом.

А на 2020 год запланировано расширение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база может определяться, как кадастровая стоимость. С 2020 года этот перечень пополнился жилыми помещениями, гаражами, машино-местами, объектами незавершенного строительства, а также жилыми строениями, садовыми домами, хозяйственными строениями или сооружениями, расположенными на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Если у организации есть такие объекты на праве собственности или хозяйственного ведения, при этом принят региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним и утверждена кадастровая стоимость объекта, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости, причем независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете. Дело в том, что Федеральный закон № 325-ФЗ [4] внес изменения в порядок расчета налога на имущество организаций по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости (п. 6970 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). С 2020 г. такая недвижимость теперь может числиться на любом счете:

  • 01 «Основные средства»;
  • 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;
  • 08 «Вложения во внеоборотные активы»;
  • 41 «Товары» и др.

Если же кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог придется платить на основании среднегодовой стоимости. Но в этом случае налог нужно будет платить только, если объект учтен в качестве основного средства.

Доля имущественных налогов в консолидированных бюджетах субъектов РФ, в 2018 году составила 11,3%, а в 2019 голу не превышала 9,8% от общего числа доходов. Но если субъекты РФ воспользуются возможностью расширения перечня объектов, налогообложение которых осуществляется по кадастровой стоимости, возможно, мы увидим рост поступлений имущественных налогов, однако делать выводы относительно роста доходов бюджетов пока преждевременно в силу объективных обстоятельств.

Таким образом, изменения в порядке исчисления и учета имущественных налогов на макроэкономическом уровне являются благом, так как позволят «спасти» бюджеты регионов, в то время, как на микроэкономическом уровне могут привести к дополнительному увеличению налоговой нагрузки на предприятия, и без того теряющих доходы в условиях назревающего экономического кризиса, вызванного пандемией.

Другое направление изменений связано с администрированием имущественных налогов, причем эти изменения во многом более лояльны к налогоплательщикам. К таким изменениям можно отнести уменьшение административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения объема и упрощение порядка формирования налоговой отчетности. Во-первых, отметим, что уже с 2020 года организации освобождены от сдачи промежуточной налоговой отчетности – расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Второе изменение касается порядка представления декларации по налогу на имущество организациями, состоящими на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ. Теперь налогоплательщик вправе представить одну налоговую декларацию в один из налоговых органов по своему выбору.

Особо хочется остановиться на администрировании транспортного налога. До внесения изменений в  статью  358 НК РФ Федеральным законом  от 15.04.2019 № 63-ФЗ [5] не являлись  объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. При этом в ситуации, когда транспортное средство не было найдено в течение отчетного года, в следующем году налогоплательщикам вновь предстояло обратиться в уполномоченный орган за выдачей справки, подтверждающей угон. В противном случае приходилось повторно платить налог уже в новом налоговом периоде за отсутствующее транспортное средство. Новый закон уточнил, что не будут облагаться транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано.  Касается это как юридических, так и физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства. Если это положение будет соблюдаться обеими сторонами налоговых отношений – и налогоплательщиками, и контролирующими органами, это  будет способствовать сокращению как административных, так и налоговых издержек [6].

В то же время добавиться работы налогоплательщикам, претендующих на налоговые льготы в соответствии с законодательством. С 2020 года не только физические лица, но и организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, и имеющие право на льготы, должны представлять в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы (по желанию), подтверждающие право налогоплательщика на такую льготу.

И, наконец, совершенно «революционный»  прорыв в представлении отчетности по транспортному и земельному налогам. С 2021 года упраздняется сдача налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам: отныне сами налоговые органы будут рассылать уведомления об уплате этих налогов. Однако это вовсе не означает, что налогоплательщики-организации  могут забыть про расчет налогов – налогоплательщики по-прежнему будут и считать, и платить налоги и авансовые платежи по ним в установленные региональным и местным законодательством сроки. Расчеты же, произведенные налоговыми органами будут выполнять в большей степени контрольную, чем уведомительную  функцию.

Все это, естественно, освобождает бухгалтеров от лишней работы, а освободившиеся время можно было бы использовать для иных целей, например, налогового планирования и бюджетирования. Однако уменьшение административной нагрузки на бухгалтеров организаций, в условиях кризиса создает возможные риски сокращения рабочих мест.

Вывод: для «спасения» экономики необходимо четко соблюдать баланс интересов как государства на макроуровне, так и налогоплательщиков на микроуровне. И это касается не только налогообложения имущества.

[1] Таблица составлена на основе данных, приведённых в [1]

Библиографический список

1. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. Выпуск № 18 Итоги 2019 г.: [Электронный ресурс] – URL:http://www.rea.ru/ru/Pages/exspertixareu.aspx - (дата обращения 8.05.2020).
2. Бондарюк Т.В. Реформирование имущественного налогообложения в РФ: актуальные проблемы / Т.В. Бондарюк, Т.А. Петечел// Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. - № 1 (43) часть 1. – с.18 - 20. DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017 ПИ № ФС 77 – 51217.
3. Вылкова Е. С. Направления совершенствования имущественного налогообложения в Российской Федерации. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(1):127-135. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-127-135
4. Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (ред. от 26.03.2020) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – LAW_112701/URL: www.consultant.ru - (дата обращения: 20.04.2020).
5. Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах": URL: www.consultant.ru - (дата обращения: 20.04.2020).
6. О транспортном налоге в отношении угнанных транспортных средство об основаниях для прекращения взимания транспортного налога. Письмо ФНС России от 27.01.2020. №БС-2-21/112: [Электронный ресурс] - URL: www.consultant.ru - (дата обращения:20.04.20).