Abstract: The analysis of factors of influence on innovative-investment development of enterprises of Russia and definition of tools of state regulation. The author proposes forms of state support of domestic innovative entrepreneurship on the basis of the analysis of the role of the innovation sector in the development of the Russian economy and the shortcomings of state regulation of innovative and scientific activities.
Keywords: innovative-investment development, state support
Постановка проблемы. Инновационное развитие предприятий России на сегодня имеет в основном реактивный характер. Ограниченность инвестиционных ресурсов предприятий и отсутствие опыта организации процесса управления инновационным развитием приводит к несистематичности и неэффективности инновационных процессов. Недостаточная разработанность стратегических подходов к планированию нововведений заставляет предприятия реализовывать краткосрочные инновационные цели, направленные, в основном, на частичное улучшение производства, и не позволяет полноценно использовать их инновационный потенциал.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы инновационного и инвестиционного развития остаются предметом внимания многих зарубежных и отечественных ученых. Это научное направление исследовали такие известные ученые, как И.Шумпетер В. Геец., Л.М. Борщ, Т.Й. Товт, А.Есть. Кузьмин, Г.И. Климкова, Н.В. Аман, Л.И. Федулова, Б.А. Малицкий, и другие. Большинство ученых сходятся на мнении, что именно от активности государственной политики зависит инновационное развитие экономики: Ю.А. Арутюнов И.П. Архипов, В.А. Глинских, В.Б.Зотова[2,3,4,5].
Так, М.Н. Дудин утверждает, что особенности социально-экономического развития в России требуют повышения государственной поддержки инвестиционно-инновационной деятельности [4]. Л.И. Федулова также считает, что обеспечение экономического развития возможно лишь в случае проведения активной инновационной политики государства. Инновационная деятельность может быть эффективной лишь тогда, когда будет задействован такой важный фактор, как государственное регулирование[8].
Цель статьи — обосновать необходимость и предложить формы государственной поддержки отечественного инновационного предпринимательства на основе анализа роли инновационной сферы в развитии российской экономики и недостатков государственного регулирования инновационной и научной деятельности.
Изложение основного материала исследования. Мировой процесс перехода от индустриального к информационному обществу, а также социально-экономические изменения, происходящие в России, требуют существенных изменений во многих сферах деятельности государства. Существует необходимость внедрения инновационной модели развития, одной из составляющих которой является развитие отечественного инновационного предприятия. Однако на практике, развитие инновационного предпринимательства в России является слишком медленным и носит перманентный характер [1].
Сегодня значительное внимание уделяется категориям «инновация» и «инвестиция». В статье рассмотрены и проанализированы разноаспектные варианты понятия «инновация».
Трактовки были поделены на отдельные группы, в зависимости от объекта исследования (как изменение состояния объекта, как результат научно-технической деятельности, как процесс создания и распространения новаций, как процесс инвестирования в разработки. Предлагаем авторское определение категории: инновация (коммерциализированное новшество) — это конечный результат трансформации идеи в принципиально новый или усовершенствованный продукт (технологию, способ, услугу), используется в хозяйственной деятельности и сопровождается повышением эффективности действующей системы[3].
Мы считаем целесообразным рассматривать понятие «инновация» и «инвестиция» в совокупности, потому что объединение в категории «инновационно-инвестиционная деятельность», «инновационно-инвестиционное развитие» и «инновационный потенциал предприятия, что позволит рассмотреть понятие как способность реализовывать инновации более системно и разносторонне. Причем, на первое место необходимо выносить слово «инновация» [15]. Это объясняется тем, что сначала возникает новая идея, что постепенно трансформируется в инновацию. А затем уже осуществляется поиск источников финансирование для превращения идеи в новый продукт или услугу.
В рамках проведенного исследования уточнено понятие «инновационно- инвестиционное развитие»: это систематическое улучшение основных технико-экономических показателей, укрепление позиций субъекта хозяйствования на рынке за счет внедрения инноваций различных видов и подкреплено финансированием в необходимых объемах.
Выделим следующие группы факторов на микро — и макроуровне: социально-культурные, организационные, экономические и финансовые, маркетинговые, научно-технические и производственные, информационно-аналитические, политические, правовые, экологические[9]. Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг [5]. Она имеет важное значение для развития экономики. В современном мире показатели инновационной деятельности становятся решающими в определении экономического уровня государства. Сегодня общество достигло такого уровня развития, когда объемы теоретических знаний, информации, уровень ее структурированности и сложности обусловливают создание:
— качественно новой информационной структуры, в которой информационные ресурсы будут определять развитие страны, сфер общества;
— условия жизнедеятельности человека во всех социальных сферах, интеллектуализацию труда, совершенствование социально-коммуникационных отношений, производства и управления инновационно-инвестиционными сферами;
— выбор и использование информационных систем и технологий различного назначения. Это требует скорейшего перехода к новой стратегии инновационного развития предприятий на основе широкомасштабного использования знаний и информации как стратегических ресурсов развития, а также инновационных технологий как основных инструментов этого развития.
Опыт развитых стран мира подтверждает, что ключевая роль в обеспечении и надлежащем направлении инновационного развития, формировании национальной инновационной системы принадлежит государству, которое устанавливает стратегические цели, обеспечивает ресурсную поддержку, включая в том числе бюджетное финансирование, налоговое стимулирование, кредитную поддержку и тому подобное. Особую значимость в процессах функционирования национальной инновационной системы имеет организация и стимулирование процессов обновления технологий, передачи научных разработок из сферы получения знаний в производство, что достигается посредством развития системы образования, рынка интеллектуальной собственности, создание инновационной инфраструктуры, финансового и налогового стимулирования научно-технической деятельности.
Непоследовательность государства в разработке и осуществлении научно-технической и инновационной политики, отсутствие системы стимулирования инновационных процессов и поддержки высокотехнологичных производств привело к крайне негативным структурным изменениям в экономике — упадок высокотехнологичных предприятий и одновременно усиления и доминирования низкотехнологичных сырьевых предприятий. Этим обусловлено снижением спроса на научные исследования, разработкой и фактическом свертывание инновационной деятельности в промышленности [7]. Согласно официальной статистике, факторами, которые прежде всего препятствовали осуществлению инновационной деятельности, были стоимостные, а именно: недостаток собственных средств (80,1 % обследованных предприятий), большие затраты на нововведения (55,5%), недостаточная финансовая поддержка государства (53,7%), высокий экономический риск (41%), длительный срок окупаемости нововведений (38,7%), отсутствие средств у заказчиков (33,3%). Также мешало несовершенство законодательной базы (40,4%), отсутствие спроса на продукцию (16%), отсутствие квалифицированного персонала (20%), возможностей для кооперации с другими предприятиями и научными организациями (19,7%), недостаток информации о рынках сбыта (17,4%), и информации о новых технологиях (17,3%)[14].
Анализируя статистические данные в течение 2016 г., следует отметить, что инновационной деятельностью в промышленности занимались 1758 предприятий, что составило 17,4% от общего количества промышленных предприятий по России против 16,2% в 2015 г [4]. По направлениям инновационной деятельности из общего количества инновационно-активных предприятий осуществляли приобретение внутренних и внешних НИР — 19,8%; машин, оборудования и программного обеспечения — 62,3%; внешних знаний – 4,9%; обучение и подготовку персонала – 18,3%; рыночные внедрения инноваций – 5,8% предприятий. Значительно больше средней по России (17,4%) была доля инновационно-активных предприятий в таких видах экономической деятельности как: производство кокса и продуктов нефтепереработки (31,6%), химическое производство (33,8%) и машиностроения (24,7%)[12].
Среди предприятий химического производства самую высокую инновационную активность проявили предприятия по производству эфирных масел (66,7%), предприятия, которые производили удобрения и азотные соединения (53,8%) и фармацевтического производства (41%). Подавляющее количество предприятий (2704 ед. или 7% с 120089 обследованных) по всем видам промышленной деятельности внедряли инновационные виды продукции, количество которых составило 3403 наименований (3238 в 2014 г.). Новые технологические процессы (2188 ед. против 2510 в 2015 г.) в отчетном периоде ввели 598 предприятий или 5,9% общего количества обследованных.
За технологическими уровнями наибольшее количество инновационно-активных предприятий сосредоточена в средневысокотехнологическом секторе, наименьшая — в низкотехнологическом, в том числе по секторам производства:
— высокотехнологичное — 132 инновационно-активные предприятия, что составляет 20,6% от количества обследованных промышленных предприятий. В частности, в отрасли по производству летательных аппаратов, включая космические – 48,7% инновационно-активных предприятий, из фармацевтического производства – 40,9%;
— средневысокотехнологическое — 401 (29,1%); — средненизкотехнологическое — 343 (16,2%);
— низкотехнологическое — — 882 (14,8%). Зато в 2011 г. наибольшая доля предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, приходилась на высокотехнологичный сектор (35,8%), наименьшая – низкотехнологичный (13,6%). Общий объем финансирования инновационной деятельности в 2012 г. составлял 11480,6 млн. руб. или 0,81% ВВП против 14333,9 млн. руб. (1,1% ВВП) в 2011 г., из которых из государственного бюджета было выделено 224,3 млн. руб., что на 75,1 млн. руб. больше по сравнению с 2011г.[13] Общая сумма расходов на инновации в 2012 г. уменьшилась на 2853,3 млн. руб. по сравнению с 2011 г. Основным источником финансирования инновационной деятельности остаются собственные средства предприятий – 63,9% общего объема расходов (52,9% в 2011 г.). Доля кредитов составила 21,0% (38,3%), финансовая поддержка государства – 2,2% (1,1%), средства иностранных и отечественных инвесторов – 8,6% и 1,3% соответственно (0,4% и 0,3%) [6] За технологическими секторами в высокотехнологичный сектор направлено наименьшую долю общего объема инновационных затрат – 11,5% (2011 г. — 7% ). Со снижением уровня технологичности растет доля потраченных на эту деятельность средств – в низкотехнологичный сектор направлено 47,8% (в 2015 г. — 55,4%) общих расходов на инновации. За счет государственного бюджета инновационная деятельность финансировалась преимущественно через предприятия средневисоко — и низкотехнологичных секторов. Высокотехнологичный сектор получил лишь 3% общего объема бюджетных средств на инновационную деятельность. Положительной тенденцией является рост более чем в 4 раза доли отечественных инвесторов в общем объеме финансирования инновационной деятельности — с 0,3% в 2013 г. до 1,3% в 2016 г[11]. Доля средств иностранных инвесторов в общем объеме инвестиций в инновации в 2016 г. также увеличилась, причем очень существенно – более чем в 20 раз – с 0,4% от общей суммы выделяемых на инновации средств в 2011 г. до 8,6% в 2012 г. Основная их часть была направлена на такие отрасли, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность. Значительная доля средств иностранных инвесторов была выделена предприятиям низкотехнологического производства – 601,3 млн. руб. (или 60,4% от общего объема средств иностранных инвесторов) и высокотехнологического – 308,8 млн руб. (31,0%). Остальные средства были направлены в среднетехнологический (284,6 млн руб.) и средненизко технологический (120,4 тыс. руб.) секторы.
Поскольку инновационная деятельность предприятий является прогрессивной формой их развития, которая позволяет добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, повысить научно-технический уровень производства и эффективность использования ресурсов предприятия, считаем целесообразным предложить комплекс мероприятий, направленных на активизацию и более эффективное управление инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий:
- Основным из ключевых мероприятий при этом можно считать поиск и оценку возможностей инвестиционной поддержки инноваций. Наличие собственных средств предприятия, доступ к источникам инвестиционных ресурсов для финансирования инноваций, наличие и заинтересованность инвесторов в реализации инноваций являются важнейшими факторами успеха в инновационном развитии предприятия.
Инвестиционная поддержка инновационной деятельности предприятий зависит от специфики объекта инвестирования — инновации. По оценкам специалистов норма прибыли для предприятий, выполняющих исследования и научные разработки, составляет в среднем 20-30 %. Норма прибыли от инвестиций в инновации для всего общества в целом значительно выше благодаря внешним эффектам и составляет в среднем от 30 % до 80%, а может достигнуть и 400% для отдельных инвестиций, что характеризует инвестиции в инновации как высокодоходные [7, с. 91 — 92].
Несмотря на значительный потенциальный прибыль от реализации инноваций, инвестирование инновационной деятельности предприятий является весьма проблематичным. В первую очередь это связано с самой спецификой инновационной деятельности.
Сущность и специфика инновационной деятельности определяют особенности инвестиций, вложенных в инновационное развитие предприятий. Для таких инвестиций характерен более длительный период окупаемости; высокий риск, связанный с неопределенностью конечного результата реализации инноваций.
Кроме того, инвестиции в инновационную деятельность предприятий не обеспечивают стабильности поступления доходов от их осуществления, а также требуют больших единовременных капитальных вложений. Однако, возможность получения значительно более высокой нормы прибыли по сравнению с инвестированием других видов и сфер деятельности может компенсировать высокий риск инвестиций в инновации.
- Не менее важным мероприятием на пути достижения высокого уровня управление инновационно-инвестиционными процессами на макро — и микроуровне является государственная поддержка инновационно-инвестиционного направления деятельности предприятий.
Анализ действующего законодательства по регулированию инновационной и инвестиционной деятельности отечественных предприятий подтверждает, что в России концептуально не определены результаты инвестирования как объект регулирования и не обеспечено на достаточном уровне методической основы для конструктивного регулирование результатов инвестирования. Фактически общее и специальное инвестиционное законодательство регламентирует условия и порядок вложения и привлечение инвестиционных ресурсов; налогообложения субъектов инвестирования и получения ими налоговых льгот; прекращение инвестиционной деятельности.
Следовательно, существуют значительные пробелы в законодательстве, где принятие менее важных актов опережает выход более важных.
Следовательно, управление инновационно-инвестиционной деятельностью на макроуровне происходит бессистемно и за отсутствием комплексной оценки результатов воздействия принятых актов на инвестиционные процессы и развитие экономики.
- Возможности предприятий в осуществлении инновационной деятельности существенно различаются, поскольку они зависят от количественных и качественных характеристик инновационного потенциала предприятия, его соответствия избранному стратегическом направлении инновационного развития, перспектив реализации инноваций в конкретных экономических условиях. Поэтому одним из приоритетных мероприятий, направленных на активизацию инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, является оценка реальной способности, возможности и готовности предприятия до инвестирования процесса реализации инноваций.
Способность предприятия к инновационному развитию обусловливается инновационным потенциалом предприятия, т. е. его способностью реализовывать инновации в рамках выбранного стратегического направления развития. Возможность осуществлять инновационную деятельность определяется потенциальной способностью предприятия к инновационному развитию и совокупностью условий, способствующих или, наоборот, препятствующие реализации инноваций[10]. Готовность предприятия к осуществления инновационной деятельности определяется способностью к инновационного развития и возможностью его реализации, а также наличием побудительного мотива к реализации инноваций, который может быть охарактеризован как восприимчивость предприятия к инновациям.
Анализ способности, возможности и готовности предприятия к инновационного развития должен осуществляться с учетом стратегического направления деятельности предприятия, который определяется конкретными экономическими обстоятельствами, инвестиционными возможностями и целями предприятия относительно отдельных продуктов, рынков, конкурентов и тому подобное.
После того, как определено предпочтительное направление инновационного развития предприятия, необходимо проанализировать, насколько возможности инновационного потенциала предприятия отвечают выбранном стратегическом направлении. Это позволит оценить способность предприятия к инновационному развитию, а также особенности его восприимчивости к реализации инноваций.
Учет ряда условий, которые способствуют или препятствуют внедрению инноваций (экономических, ресурсных, факторов государственного регулирования, социальных, рыночных, международных и тому подобное), и анализ этих факторов позволяет оценить наличие условий, определяющих возможности предприятия в осуществлении инновационной деятельности. Готовность предприятия к инновационному развитию может быть охарактеризована как восприимчивость предприятия к инновациям, которая определяется различными факторами, основными из которых являются характеристики организационной структуры, личностно-психологические характеристики членов коллектива, характеристики внешнего окружения и внутриорганизационных связей предприятия.
Учитывая чрезвычайную важность инвестиционной составляющей инновационного процесса на предприятиях целесообразным оказывается формирование инновационно-инвестиционной стратегии, под которой целесообразно понимать формирование на долгосрочной основе принципиальных направлений инновационной деятельности предприятия с учетом наиболее эффективных вариантов их инвестиционной поддержки. Реализация инновационно-инвестиционной стратегии должна предусматривать оценку результативности инвестирования в инновации, которая бы базировалась на анализе показателей эффективности инвестиций.
Таким образом, эффективное управление инновационно-инвестиционной деятельностью предприятий является одним из наиболее перспективных направлений развития предприятий в современных условиях хозяйствования.
Возможности инвестирования инновационной деятельности предприятий зависят от специфики объекта инвестирования. Особенности инвестирования инноваций зависят от этапов инновационного процесса предприятия, уровня значимости инновации, ожидаемого эффекта от ее реализации, масштаба осуществления инноваций.
Эти факторы определяют выбор потенциальных инвесторов и источников инвестирования инноваций, необходимый размер инвестиций в их осуществление, условия инвестиционной поддержки инновационной деятельности.
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, ситуация, сложившаяся в инновационной сфере, делает необходимой разработку такой государственной политики, которая бы обеспечивала расширенное воспроизводство объектной базы инновационной деятельности и необратимое влияние инноваций на ускоренный экономический рост страны.
В связи с этим главной задачей является консолидация усилий законодателей, правительственных, научных, деловых кругов общества на оптимальном комплексном решении методологических, стратегических и тактических проблем формирования национальной инновационной системы, выработке стратегии инновационного развития России в условиях глобализационных вызовов, что позволяет открыть перспективы для внедрения инновационной модели развития страны и тем самым обеспечить ее конкурентоспособность.
Дальнейшего исследования требует расширения границ анализа факторов влияния на инновационно-инвестиционное развитие предприятий России и определение инструментов их государственного регулирования.
Библиографический список
1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов С.А. Экономика и статистика фирм. М.: Финансы и статистика, 2014. – 54 с.2. Арутюнов Ю. А., Зотова В. Б., Рудой А. А., Чащин Е. А., Глинских В. А. Сравнительная практика регистрации, охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов на территории РФ и США // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 210-213.
3. Арутюнов Ю.А., Архипов И.П., Глинских В.А., Зотова В.Б., Рудой А.А., Чащин Е.А. Понижение инновационных рисков и экономическое регулирование // «Экономические исследования и разработки». - 2017. - № 5. С. 3-8.
4. Арутюнов Ю.А., Архипов И.П., Глинских В.А., Зотова В.Б., Рудой А.А., Чащин Е.А. Активизации новых механизмов венчурного финансирования инновационных проектов в России // «Экономические исследования и разработки». - 2017. - № 5. С. 12-15
5. Арутюнов Ю.А., Архипов И.П., Дробязко А.А., Глинских В.А., Зотова В.Б., Рудой А.А., Чащин Е.А., О прогнозировании создания и финансирование производства новой продукции. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2017№5 (часть 1), стр.105-110, 2017
6. РАЗВИТИЕ ДИКТУЕТ ПЕРЕМЕНЫ. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Арутюнов Ю.А., Шаранин А.С. Креативная экономика. 2011. № 2. С. 8-12.
7. Бармашов К.С., Бармашова Л.В. Управление инновационными предпринимательскими рисками в условиях глобальной трансформации. – Международная научно-практическая конференция: «Предпринимательская деятельность в условиях глобализации и интеграции экономики». – Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012 – 337с.
8. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. М.: Филинъ, 2015.
9. Дудин М.Н. Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в контексте общего развития российского общества // Креативная экономика. — 2007. — № 8 (8). — c. 10-16 .
10. Глобальный информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]: www.giac.ru
11. Инновации и предпринимательство [Электронный ресурс]: http://www.innovbusiness.ru/
12. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Москва, 2012.
13. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Учебник / Москва, 2011.
14. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Филин С.А., Кузнецов Б.Т., Сидорова В.Н., Шкляев А.Е., Фатьянова И.Р., Панарина С.Ю. Учебник / Москва, 2014. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.).
15. ИСТИНА В ЦЕНЕ. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ Арутюнов Ю.А., Киселева М.М. Креативная экономика. 2009. № 9. С. 109-115.
16. Free Small Business Advice [Электронный ресурс]: www.score.org/
17. Федулова Л.И. Инновационное развитие экономики: модель, система управления, государственная политика [текст] / Л.И.Федулова. – Монография. – К.: Основа, 2015. – 552 с.