Индекс УДК 33
Дата публикации: 06.07.2020

Роль кластеров в повышении конкурентоспособности сферы гостеприимства

The role of clusters in increasing competitiveness of the hospitality sphere

Богатырева Екатерина Витальевна
Сергеева София Михайловна
Новикова Жанна Викторовна

1. студент
Московский государственный университет пищевых производств
2. старший преподаватель кафедры индустрии питания, гостиничного бизнеса и сервиса
Московский государственный университет пищевых производств
3. к.т.н., доцент, профессор кафедры индустрии питания, гостиничного бизнеса и сервиса
Московский государственный университет пищевых производств

Bogatyreva Ekaterina Vitalievna
Sergeeva Sofia Mikhailovna
Novikova Zhanna Viktorovna

1. student
Moscow State University of Food Production
2. Senior Lecturer at the department of food industry, hotel business and service
Moscow State University of Food Production
3. Ph.D., Associate Professor, professor at the department of food industry, hotel business and service
Moscow State University of Food Production
Аннотация: Актуальность темы также обосновывается тем, что в России развитие кластеров является одной из важных составляющих государственной поддержки при комплексном освоении рынка во всех регионах. Такой подход позволяет расширять практику управления регионами посредством модернизации кластеров и повышает взаимодействие с государством при организации процессов их развития.
В работе обобщены и систематизированы основные направления инновационного развития, как фактора стратегического управления и повышения конкурентоспособности предприятий в сфере гостеприимства.
Обоснована необходимость задействования в сфере гостеприимства России организационных, технологических, производственных, логистических, экономических, социальных инноваций. Выделены специфические российские проблемы, которые сдерживают развитие сферы гостеприимства.
Показано, что одним из наиболее эффективных путей социально-экономического развития является применение кластерного подхода, в том числе, и в качестве основы для стимулирования инновационной деятельности.


Abstract: The relevance of the topic is also justified by the fact that in Russia the development of clusters is one of the important components of state support for the integrated development of the market in all regions. This approach allows you to expand the practice of regional management through the modernization of clusters and increases interaction with the state in organizing their development processes.
The paper generalizes and systematizes the main directions of innovative development as a factor in strategic management and increasing the competitiveness of enterprises in the hospitality industry.
The necessity of involving organizational, technological, industrial, logistics, economic, social innovations in the hospitality industry of Russia is substantiated. The specific Russian problems that hinder the development of the hospitality industry are highlighted.
It is shown that one of the most effective ways of socio-economic development is the application of the cluster approach, including as a basis for stimulating innovation.
Ключевые слова: общественное питание, кластерный подход, формирование кластера, Российская Федерация, инновационная деятельность, региональный кластер, сфера гостеприимства

Keywords: catering, cluster approach, cluster formation, Russian Federation, innovation, regional cluster, hospitality


Ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов и услуг. В настоящее время в развитых странах 70-85% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощаемых в инновационных технологиях производства и управления. Это позволяет делать вывод о становлении общества, основанного на знании. Знание, воплощенное в инновационной продукции, становится основным капиталом в обществе на постиндустриальной стадии его развития. Усиление роли и значения инновационной деятельности в общественном развитии приводит к тому, что темпы разработки и реализации инноваций резко возрастают.

Сфера общественного питания являлась и является по сей день одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики. Но активно развивающийся рынок вынуждает предпринимателей формировать преимущества, которые позволят им конкурировать с аналогичными предприятиями. Именно поэтому возникает необходимость задействования в сфере гостеприимства России организационных, технологических, производственных, логистических, экономических, социальных инноваций.

При выборе стратегии развития, на сегодняшний день, предприниматели в основном берут во внимание текущую прибыль, упуская долгосрочные перспективные пути развития. Тогда как внедрение инновационных методов на предприятии осуществляется уже по факту падения спроса и уменьшения эффективности инвестиций. Таким образом, все вышесказанное подтверждает актуальность исследования новых форм организации в сфере гостеприимства, в том числе изучение способов формирования кластеров.

Как показывает экономическая практика, формирование кластеров обеспечивает большой инвестиционный потенциал, а также положительно влияет на развития инфраструктуры региона и становится основой для развития новых отраслей изучаемой сферы. Опыт США, Японии, Финляндии, Германии показал, что формирование кластера приводит к повышению производительности компаний и отраслей в целом; созданию возможностей для внедрения инновационных технологий во все предприятия, не зависимо от их размера; стимулированию и облегчению создание нового бизнеса, необходимого для расширения кластера. Следовательно, формирование кластера в регионе способствует повышению показателей экономике и, соответственно, уровню жизни населения.

В настоящее время термин «кластер» понимают, как объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [2]. Главными отличиями кластера от других форм организации предприятий является наличие внутренней конкурентной среды и высокой конкурентоспособности на мировом рынке. Таким образом, в кластерах складывается сложная система конкуренции и кооперации, которые дополняют друг друга.

На данный момент использование кластерного подхода является неотъемлемой частью стратегий развития все большего количества субъектов Российской Федерации, так как регионы, на территории которых сформированы и успешно функционируют кластеры, лидируют в экономическом развитии. Но для любого вида деятельности требуется пространственная организация: инфраструктура, плотность взаимодействия с учетом деятельности и система коммуникаций. Суть кластерного подхода в регионах состоит в том, чтобы на данной территории выстроить максимально длинную цепочку добавленной стоимости с высокой концентрацией различных видов деятельности и максимизировать прибыль, которая потом пойдет на развитие региона. Таким образом, если территория субъекта большая, но количество различных видов предприятий маленькое, то создание кластера в таком регионе будет не целесообразным.

В настоящее время для России была принята Стратегия инновационного развития на период до 2020-го года, согласно которой одной из главных целей инновационной политики регионов рассматривается создание инновационных кластеров – кластеров, в которых пересекается несколько видов деятельности, технологических цепочек, областей знаний. Поскольку деятельность кластеров влияет на экономику региона в целом важную роль играет Нормативное закрепление механизмов политики кластеров на уровне субъектов Российской Федерации. Однако, в отличие от Европы в России нет целевого выделения средств на развитие кластерной системы. На данный момент правительством РФ финансируются лишь отдельные проекты, но и здесь нет комплексного подхода, так как выделяемые средства часто находятся в разных министерствах и ведомствах, что создает определенные проблемы при их получении.

У предприятий, расположенных на одной территории много возможностей и точек взаимодействия, что способствует формированию кластера. Однако, у каждого региона РФ различные внутренние резервы для реализации кластерного подхода. В отличие от других форм кооперации малого, среднего и крупного бизнеса чаще всего региональные кластеры имеют следующие отличительные особенности. Также выделяются инструменты, способствующие формированию регионального кластера и улучшения его эффективности (рисунок 1).

Рисунок 1. Инструменты формирования регионального кластера

В настоящее время одной из самых конкурентных и перспективных отраслей российской экономики является сфера гостеприимства. В каждом субъекте Российской Федерации имеются десятки, сотни, тысячи предприятий питания. Однако, большая их часть не способна выдержать конкуренцию. Особенно, это касается предприятий малого и среднего бизнеса, которые не способны конкурировать с сетевыми гигантами. Создание и поддержание конкурентоспособности на должном уровне невозможно без применения современных маркетинговых и экономических технологий.

Для развития и повышения эффективности деятельности предприятий общественного питания также можно использовать кластерный подход. Отсюда можно выделить предпосылки и условия создания кластера в сфере индустрии питания и гостеприимства (рисунок 2)

Рисунок 2. Инструменты по развитию кластера общественного питания

В регионах основой создания кластера для начала может стать самостоятельная кооперация малых и средних предприятий индустрии питания. Так же участниками кластера могут являться: предприятия поставляющие услуги, оборудование и различные товары; предприятия инфраструктуры; научно-исследовательские и образовательные учреждения.

Основные участники кластера общественного питания представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные участники кластера общественного питания

Формирование кластера общественного питания позволит повысить качество услуги питания так, как потенциал региональной базы продовольственного сырья будет использован наиболее полно; будут использоваться новые технологии в производстве; предприятия общепита перейдут на широкомасштабное использование полуфабрикатов; промышленные предприятия будут ориентированы на выпуск инвентаря, оборудования, предметов для оснащения предприятий кластера.

Таким образом, высокая конкурентоспособность предприятий общественного питания невозможна без хорошо развитых смежных отраслей – машиностроения, пищевой промышленности, агропромышленного комплекса и др.

Многолетний отечественный и зарубежный опыт в попытках создания различных кластеров показал, что нет однозначных подходов и методов в формировании региональных кластеров. Но несмотря на множество вариантов кластеров, все они имеют общие черты: локальная концентрация предприятий, различная специализация участников, внутренняя конкуренция и кооперация, инновационность.

Так, выполнение проекта по созданию регионального кластера позволяет реализовать одно из направлений стратегического развития региона — совместное использование ограниченных ресурсов для большей эффективности производства и развития экономики в целом, повышения уровня жизни населения, укрепления позиций региона в стране.

Библиографический список

1. Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер. – Москва: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 602 c.
2. Рассказова, А. Н. Кластер как основа управления промышленными предприятиями // Молодой ученый. – 2010. – №10. – С. 97-103. – URL https://moluch.ru/archive/21/2142/ (дата обращения: 14.07.2020)
3. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 14.07.2020).
4. Жданова, О. И. Кластер как инструмент промышленной политики региона / О. И. Жданова. // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № №9(66). – С. 60-67.
5. Чугунова, О.В. Инновационные направления развития сферы общественного питания // Научное обозрение. Экономические науки. – 2017. – № 3. – С. 29-39. – URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=928 (дата обращения: 14.07.2020).
6. Феденко, А. А. Преимущества кластеров предприятий питания в рамках стратегий регионального развития / А. А. Феденко, Ж. В. Новикова. – Текст: непосредственный // Современное состояние и потенциал развития туризма в России. – Омск: Омский государственный технический университет, 2018. – С. 222-226.