Индекс УДК 379.822(470+571)
Дата публикации: 28.07.2022

Туристские проекты в российских метрополитенах

Tourist projects in Russian subways

Кусерова Анна Ивановна
Сапожников Эдуард Александрович

1. старший преподаватель кафедры туризма
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
г. Саранск
2. магистрант 1 года обучения
Национальный исследовательский
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
г. Саранск

Kuserova Anna Ivanovna
Sapozhnikov Eduard Alexandrovich

1. senior lecturer of the department of tourism
National Research Ogarev Mordovia State University,
Saransk
2. Master's student of 1 year of study
National Research Ogarev Mordovia State University,
Saransk
Аннотация: В статье дается краткая характеристика понятия туристского проекта. Представлены проекты, разработанные и реализованные в метрополитенах России. На основании проведенной характеристики составлен SWOT-анализ туристских проектов в российских метрополитенах

Abstract: The article gives a brief description of the concept of a tourist project. The projects developed and implemented in the subways of Russia are presented. Based on the conducted characteristics, a SWOT analysis of tourist projects in Russian subways was compiled.
Ключевые слова: туризм, проектирование, туристский проект, метрополитен, выставки, событийные мероприятия.

Keywords: tourism, design, tourist project, metro, exhibitions, events


В настоящее время достаточно популярным направлением является проектная деятельность. Проекты создаются и реализуются в самых различных сферах, в том числе и в туризме. Под туристским проектом понимается порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного туристского продукта. Сущность туристского проектирования состоит в создании на определенной территории такого туристского объекта, который был бы полезен для развития туризма, не входя в противоречие с уже имеющейся инфраструктурой и ресурсным потенциалом [4].

В метрополитене, как объекте транспортной инфраструктуры, промышленном объекте, также создаются и реализуются разнообразные проекты, в том числе туристские. Это относится и к российским метрополитенам. В настоящее время системы метрополитенов действуют в 7 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск [9].

В 2016 г. Департаментом транспорта и Московским метрополитеном был создан проект «Музыка в метро». Это многогранный проект, ценность которого очевидна не только для слушателей, но и для самих участников. Музыкантам интересно приобрести новых слушателей и, может быть, даже поклонников, а пассажирам метро – познакомиться с исполнителями и «на бегу» зарядиться положительными эмоциями [10] (рисунок 1).

В настоящее время достаточно популярным направлением является проектная деятельность. Проекты создаются и реализуются в самых различных сферах, в том числе и в туризме. Под туристским проектом понимается порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного туристского продукта. Сущность туристского проектирования состоит в создании на определенной территории такого туристского объекта, который был бы полезен для развития туризма, не входя в противоречие с уже имеющейся инфраструктурой и ресурсным потенциалом [4].

В метрополитене, как объекте транспортной инфраструктуры, промышленном объекте, также создаются и реализуются разнообразные проекты, в том числе туристские. Это относится и к российским метрополитенам. В настоящее время системы метрополитенов действуют в 7 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск [9].

В 2016 г. Департаментом транспорта и Московским метрополитеном был создан проект «Музыка в метро». Это многогранный проект, ценность которого очевидна не только для слушателей, но и для самих участников. Музыкантам интересно приобрести новых слушателей и, может быть, даже поклонников, а пассажирам метро – познакомиться с исполнителями и «на бегу» зарядиться положительными эмоциями [10] (рисунок 1).

Рисунок 1 – Музыканты в московском метро [10]

 

В июле 2021 г. был разработан проект «Станция Музейная». Проект запустил Музей транспорта в московском метрополитене. Он предполагает размещение на станциях и вестибюлях столичного метро плакатов, созданных художниками, иллюстраторами и дизайнерами, на актуальные темы для транспортной отрасли всего мира. Мероприятие было приурочено ко Дню московского транспорта. Первая серия представлена на Замоскворецкой линии метро и называется «Зеленая ветка», ее тема – осознанность в выборе экологичных способов передвижения по городу [11].

12 апреля 2022 г. Музей транспорта Москвы запустил просветительский проект «Экобукварь», в рамках которого на станциях появились плакаты с экологическими терминами. Это продолжение проекта «Станция Музейная». Все 33 плаката размещены на 24 станциях зеленой ветки. Каждый термин и иллюстрация к нему рассказывают о том, как перемещаться по городу с наименьшим влиянием на окружающую среду. Над «Экобукварем» работали 17 профессиональных художников. Иллюстрации выполнены в цифровых и аналоговых техниках – гуашь, пластилин, аппликация, цифровая живопись и 3D-иллюстрация. Плакаты будут размещены на станциях московского метро до августа 2022 г. Также Музей транспорта выпустит «Экобукварь» в печатных форматах – книги и альбома с открытками (рисунок 2) [12].

Рисунок 2 – Плакаты «Экобукваря» [12]

 

Новый Музей транспорта Москвы откроется в 2023 г. в здании бывшего грузового гаража на Новорязанской улице – шедевре конструктивизма, спроектированном великими советскими архитекторами К. Мельниковым и   В. Шуховым. Цель постоянной экспозиции – представить несколько сотен уникальных объектов транспортного искусства (от автобусов и трамваев до легковых автомобилей и метро) и через них рассказать историю современной Москвы, ключевой частью которой является история ее транспортной системы: «третьего места», наряду с домом и работой, где проходит жизнь горожан.

В 2023 г. будет разработан проект о продлении Калининско-Солнцевской линии. Уникальность проекта заключается в том, что Московское метро станет первым в мире, с помощью которого пассажиры смогут добраться на нем до аэропорта «Внуково». Данный проект ускорит поездки по городу для 350 тыс. жителей и работающих в районе Внуково и близлежащие поселения Москвы. Продление линии до аэропорта станет поистине уникальным, что, в свою очередь, сможет привлечь российских и иностранных туристов [2].

В 2015 г., в честь 60-летия Санкт-Петербургского метро, в музее обновили экспозиции, в котором появилось несколько интерактивных экспонатов. Особый восторг вызывают движущийся миниатюрный макет метрополитена, где вагоны старых образцов движутся из депо по тоннелям и въезжают на станции разных типов [5].

С октября по декабрь 2015 г. по красной линии курсировал состав «Воспоминание». Борта поезда были декорированы коллажами из редких фотографий, а на презентации присутствовал машинист Е. Ф. Клинов, который водил поезда по всем существующим линиям. В том же году был представлен другой тематический поезд – «Дворцы Петербурга». Внутри вагонов появились изображения «Подземные дворцы Петербурга», «Ансамбль Петергофа», «Дворцовая площадь» [4; 5].

В апреле 2016 г. по первой линии курсировал поезд «Мобильная библиотека» со стилизованными книжными полками, цитатами выдающихся писателей и другими элементами, связанными с чтением (рисунок 3). В июле 2016 г. по той же линии ходил состав «Красная стрела», названный так в честь знаменитого фирменного поезда, который связывает Москву и Санкт-Петербург. Состав был оформлен в красном цвете, как и действующий экспресс.

Рисунок 3 – Внутри вагона состава «Мобильная библиотека» Санкт-Петербургского метрополитена [5]

 

28 декабря 2016 г. пассажиры первой линии встретили еще один тематический поезд – «Литературный». В салонах были изображения русских писателей и поэтов – А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, В. В. Маяковского, Н. Г. Чернышевского, М. Горького. Их именами названы станции метро. Один из вагонов был посвящен выдающимся поэтам Серебряного века.

В 2022 г. в Нижегородском метрополитене были выставлены фотоработы, сделанные с Международной космической станции. 30 снимков экспозиции «Орбитальная галерея космонавта Ивана Вагнера» расположены на мраморных опорах вдоль платформы станции «Московская» между путями в сторону станций «Горьковская» и «Буревестник» (рисунок 4).

Рисунок 4 – На экспозиции «Орбитальная галерея космонавта Ивана Вагнера» в Нижегородском метро [1]

Во время нахождения на борту Международной космической станции в 2020 г. в качестве бортинженера экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС -16» Иван Вагнер сделал множество фотографий. Идея проекта в том, чтобы любой житель Нижнего Новгорода на время почувствовал себя на борту Международной космической станции, смог заглянуть в иллюминатор и увидеть свой дом – свою планету [1].

В декабре 2021 г. в поезде-музее Новосибирского метрополитена открыта новая экспозиция «Души народной единенье», посвящённая юбилею Новосибирского государственного областного Дома народного творчества. Выставка проходит в рамках Марафона народной культуры «90 лет – 90 событий». Пассажиры метро была представлена богатая и разнообразная народная культура региона. В экспозиции собраны интересные исторические факты, архивные фотографии о культурной жизни региона начиная с 1930-х гг. (рисунок 5).

Рисунок 5 – В поезде-музее Новосибирского метрополитена [14]

 

В феврале 2022 г. проект Новосибирского метрополитена и Краеведческого музея «Весь мир в Краеведческом» реализован ещё на одной станции. Сначала с редкими экспонатами можно было познакомиться на станции «Площадь Ленина». А сейчас – и на станции «Октябрьская». Экспозиции размещены над эскалаторами. Они представляют редкие и интересные экспонаты из фондов Новосибирского краеведческого музея, которые попали в город из разных уголков планеты. Коллекции музея формируются в том числе благодаря путешественникам, которые привозят в Новосибирск редкие и удивительные вещи [13; 14].

С 12 по 16 августа 2019 г. в Екатеринбурге в рамках проекта #культураметро на платформе станции «Площадь 1905 года» проводились концерты лучших музыкальных коллективов уральской столицы (рисунок 6). Проект #культураметро подразумевает проведение четырех концертов на одной площадке. Организаторами «музыки подземки» являются Управление культуры Администрации города Екатеринбурга и Екатеринбургский метрополитен. Цель проекта #культураметро – расширение границ культурной среды Екатеринбурга, создание положительного имиджа предприятия и привлечение пассажиров [3; 8].

Рисунок 6 – Выступление музыкантов в Екатеринбургском метро [8]

 

В ноябре 2021 г., ко Дню народного единства студентом-первокурсником в Самарском метрополитене был разработан дизайн-проект «Infoгород». Смысл проекта заключается в том, что в одном из вагонов самарского метро появилось отображение фактов о городе и об объектах, которые были утеряны. В салоне размещен и QR-код. Все, кто побывал в тематически оформленном вагоне, отсканировав этот код, могут пройти опрос и сделать свой выбор в пользу развития информационного проекта [7] (рисунок 7).

Рисунок 7 – «Краеведческий вагон» Самарского метрополитена [7]

 

В мае 2022 г. Институт Развития города объявил Всероссийский конкурс на лучшую концепцию интерьеров станций первого участка второй линии казанского метро. Речь идет о станциях «100-летия ТАССР», «Академическая», «Зилант» и «Тулпар». Общий призовой фонд составляет 500 тыс. руб. В июне 2022 г. были подведены итоги конкурса. По результатам проекта станция «Академическая» будет напоминать о научной деятельности академика Завойского [6] (рисунок 8). Одной из особенностей проекта стал дизайн, напоминающий устройство реактора. Здесь использованы панели с круглыми отверстиями, покрывающие поверхности станции. Проект «Ткань познания» представила Алиса Силантьева из Москвы. Именно он признан лучшим.

Рисунок 8 – Проект станции «Академическая» Казанского метро [6]

 

Проанализировав различные проекты, можно сделать вывод, что из семи российских городов, где есть метрополитен, абсолютным лидером по числу проектов является Москва. В столице каждый год разрабатывают большое количество проектов, в основном экскурсионные и культурные. Например, за последние годы в Москве были разработаны проекты культурной направленности под названием «Музыка в метро», «Станция Музейная» и «Экобукварь».

Второе место по разработке проектов занимает Санкт-Петербург. В музее метрополитена обновили экспозиции, и появилось несколько интерактивных экспонатов. Также в метро курсируют тематические поезда с изображениями русских писателей и поэтов Серебряного века.

Для более точного анализа следует применить SWOT-анализ проектов российских метрополитенов, который представлен в таблице 1.

 

 

Таблица 1

SWOT-анализ проектов российских метрополитенов

Сильные стороныСлабые стороны
– высокая доступность для туристов;

– применение прогрессивных технологий в разработке проектов, используемых при обслуживании туристов;

– экскурсии проводятся аккредитованными гидами-экскурсоводами.

– сложность разработки проектов в связи с режимом работы метрополитенов и их повышенным уровнем опасности;

– низкие темпы разработки проектов с точки зрения туризма в метрополитенах с одной линией (Екатеринбург, Самара, Казань);

– низкие темпы инвестиционных вложений;

– станции-«невидимки», не включенные в проекты из-за своей небогатой архитектурной составляющей;

– труднодоступные станции, отдаленные от основной части при проведении экскурсий.

ВозможностиУгрозы
– увеличение количества туристов за счет роста числа экскурсионных и культурных проектов;

– распространение туристских материалов о проведении экскурсий на станциях метро;

– развитие партнерских отношений при разработке проектов с другими организациями.

– снижение государственной поддержки;

– террористическая угроза;

– снижение пассажиропотока ввиду развития наземной инфраструктуры города.

 

На основе данных таблицы можно сделать вывод, что сильными сторонами проектов является доступность, применение современных технологий при обслуживании, высококвалифицированный кадровый состав при проведении экскурсий.

Среди слабых сторон можно выделить специфику самих метрополитенов, низкие темпы инвестиционных вложений и разработки проектов в Екатеринбурге, Самаре, Казани, а также труднодоступность некоторых станций.

К возможностям проектов относятся увеличение количества туристов, распространение рекламы о проведении экскурсий на станциях метро и развитие связей с другими предприятиями для разработки совместного проекта.

Для того чтобы повысить привлекательность следует разрабатывать проекты в городах с одной линией метро, повысить инвестиционные вложения, сделать станции более привлекательными в архитектурном плане для экскурсий, и тем самым увеличить число туристов.

Рисунок 1 – Музыканты в московском метро [10]

В июле 2021 г. был разработан проект «Станция Музейная». Проект запустил Музей транспорта в московском метрополитене. Он предполагает размещение на станциях и вестибюлях столичного метро плакатов, созданных художниками, иллюстраторами и дизайнерами, на актуальные темы для транспортной отрасли всего мира. Мероприятие было приурочено ко Дню московского транспорта. Первая серия представлена на Замоскворецкой линии метро и называется «Зеленая ветка», ее тема – осознанность в выборе экологичных способов передвижения по городу [11].

12 апреля 2022 г. Музей транспорта Москвы запустил просветительский проект «Экобукварь», в рамках которого на станциях появились плакаты с экологическими терминами. Это продолжение проекта «Станция Музейная». Все 33 плаката размещены на 24 станциях зеленой ветки. Каждый термин и иллюстрация к нему рассказывают о том, как перемещаться по городу с наименьшим влиянием на окружающую среду. Над «Экобукварем» работали 17 профессиональных художников. Иллюстрации выполнены в цифровых и аналоговых техниках – гуашь, пластилин, аппликация, цифровая живопись и 3D-иллюстрация. Плакаты будут размещены на станциях московского метро до августа 2022 г. Также Музей транспорта выпустит «Экобукварь» в печатных форматах – книги и альбома с открытками (рисунок 2) [12].

Рисунок 2 – Плакаты «Экобукваря» [12]

Новый Музей транспорта Москвы откроется в 2023 г. в здании бывшего грузового гаража на Новорязанской улице – шедевре конструктивизма, спроектированном великими советскими архитекторами К. Мельниковым и   В. Шуховым. Цель постоянной экспозиции – представить несколько сотен уникальных объектов транспортного искусства (от автобусов и трамваев до легковых автомобилей и метро) и через них рассказать историю современной Москвы, ключевой частью которой является история ее транспортной системы: «третьего места», наряду с домом и работой, где проходит жизнь горожан.

В 2023 г. будет разработан проект о продлении Калининско-Солнцевской линии. Уникальность проекта заключается в том, что Московское метро станет первым в мире, с помощью которого пассажиры смогут добраться на нем до аэропорта «Внуково». Данный проект ускорит поездки по городу для 350 тыс. жителей и работающих в районе Внуково и близлежащие поселения Москвы. Продление линии до аэропорта станет поистине уникальным, что, в свою очередь, сможет привлечь российских и иностранных туристов [2].

В 2015 г., в честь 60-летия Санкт-Петербургского метро, в музее обновили экспозиции, в котором появилось несколько интерактивных экспонатов. Особый восторг вызывают движущийся миниатюрный макет метрополитена, где вагоны старых образцов движутся из депо по тоннелям и въезжают на станции разных типов [5].

 С октября по декабрь 2015 г. по красной линии курсировал состав «Воспоминание». Борта поезда были декорированы коллажами из редких фотографий, а на презентации присутствовал машинист Е. Ф. Клинов, который водил поезда по всем существующим линиям. В том же году был представлен другой тематический поезд – «Дворцы Петербурга». Внутри вагонов появились изображения «Подземные дворцы Петербурга», «Ансамбль Петергофа», «Дворцовая площадь» [4; 5].

В апреле 2016 г. по первой линии курсировал поезд «Мобильная библиотека» со стилизованными книжными полками, цитатами выдающихся писателей и другими элементами, связанными с чтением (рисунок 3). В июле 2016 г. по той же линии ходил состав «Красная стрела», названный так в честь знаменитого фирменного поезда, который связывает Москву и Санкт-Петербург. Состав был оформлен в красном цвете, как и действующий экспресс.

Рисунок 3 – Внутри вагона состава «Мобильная библиотека» Санкт-Петербургского метрополитена [5]

28 декабря 2016 г. пассажиры первой линии встретили еще один тематический поезд – «Литературный». В салонах были изображения русских писателей и поэтов – А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, В. В. Маяковского, Н. Г. Чернышевского, М. Горького. Их именами названы станции метро. Один из вагонов был посвящен выдающимся поэтам Серебряного века.

В 2022 г. в Нижегородском метрополитене были выставлены фотоработы, сделанные с Международной космической станции. 30 снимков экспозиции «Орбитальная галерея космонавта Ивана Вагнера» расположены на мраморных опорах вдоль платформы станции «Московская» между путями в сторону станций «Горьковская» и «Буревестник» (рисунок 4).

Рисунок 4 – На экспозиции «Орбитальная галерея космонавта Ивана Вагнера» в Нижегородском метро [1]

Во время нахождения на борту Международной космической станции в 2020 г. в качестве бортинженера экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС -16» Иван Вагнер сделал множество фотографий. Идея проекта в том, чтобы любой житель Нижнего Новгорода на время почувствовал себя на борту Международной космической станции, смог заглянуть в иллюминатор и увидеть свой дом – свою планету [1].

В декабре 2021 г. в поезде-музее Новосибирского метрополитена открыта новая экспозиция «Души народной единенье», посвящённая юбилею Новосибирского государственного областного Дома народного творчества. Выставка проходит в рамках Марафона народной культуры «90 лет – 90 событий». Пассажиры метро была представлена богатая и разнообразная народная культура региона. В экспозиции собраны интересные исторические факты, архивные фотографии о культурной жизни региона начиная с 1930-х гг. (рисунок 5).

Рисунок 5 – В поезде-музее Новосибирского метрополитена [14]

В феврале 2022 г. проект Новосибирского метрополитена и Краеведческого музея «Весь мир в Краеведческом» реализован ещё на одной станции. Сначала с редкими экспонатами можно было познакомиться на станции «Площадь Ленина». А сейчас – и на станции «Октябрьская». Экспозиции размещены над эскалаторами. Они представляют редкие и интересные экспонаты из фондов Новосибирского краеведческого музея, которые попали в город из разных уголков планеты. Коллекции музея формируются в том числе благодаря путешественникам, которые привозят в Новосибирск редкие и удивительные вещи [13; 14].

С 12 по 16 августа 2019 г. в Екатеринбурге в рамках проекта #культураметро на платформе станции «Площадь 1905 года» проводились концерты лучших музыкальных коллективов уральской столицы (рисунок 6). Проект #культураметро подразумевает проведение четырех концертов на одной площадке. Организаторами «музыки подземки» являются Управление культуры Администрации города Екатеринбурга и Екатеринбургский метрополитен. Цель проекта #культураметро – расширение границ культурной среды Екатеринбурга, создание положительного имиджа предприятия и привлечение пассажиров [3; 8].

Рисунок 6 – Выступление музыкантов в Екатеринбургском метро [8]

В ноябре 2021 г., ко Дню народного единства студентом-первокурсником в Самарском метрополитене был разработан дизайн-проект «Infoгород». Смысл проекта заключается в том, что в одном из вагонов самарского метро появилось отображение фактов о городе и об объектах, которые были утеряны. В салоне размещен и QR-код. Все, кто побывал в тематически оформленном вагоне, отсканировав этот код, могут пройти опрос и сделать свой выбор в пользу развития информационного проекта [7] (рисунок 7).

Рисунок 7 – «Краеведческий вагон» Самарского метрополитена [7]

В мае 2022 г. Институт Развития города объявил Всероссийский конкурс на лучшую концепцию интерьеров станций первого участка второй линии казанского метро. Речь идет о станциях «100-летия ТАССР», «Академическая», «Зилант» и «Тулпар». Общий призовой фонд составляет 500 тыс. руб. В июне 2022 г. были подведены итоги конкурса. По результатам проекта станция «Академическая» будет напоминать о научной деятельности академика Завойского [6] (рисунок 8). Одной из особенностей проекта стал дизайн, напоминающий устройство реактора. Здесь использованы панели с круглыми отверстиями, покрывающие поверхности станции. Проект «Ткань познания» представила Алиса Силантьева из Москвы. Именно он признан лучшим.

Рисунок 8 – Проект станции «Академическая» Казанского метро [6]

Проанализировав различные проекты, можно сделать вывод, что из семи российских городов, где есть метрополитен, абсолютным лидером по числу проектов является Москва. В столице каждый год разрабатывают большое количество проектов, в основном экскурсионные и культурные. Например, за последние годы в Москве были разработаны проекты культурной направленности под названием «Музыка в метро», «Станция Музейная» и «Экобукварь».

Второе место по разработке проектов занимает Санкт-Петербург. В музее метрополитена обновили экспозиции, и появилось несколько интерактивных экспонатов. Также в метро курсируют тематические поезда с изображениями русских писателей и поэтов Серебряного века.

Для более точного анализа следует применить SWOT-анализ проектов российских метрополитенов, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

 SWOT-анализ проектов российских метрополитенов

Сильные стороныСлабые стороны
– высокая доступность для туристов;

– применение прогрессивных технологий в разработке проектов, используемых при обслуживании туристов;

– экскурсии проводятся аккредитованными гидами-экскурсоводами.

– сложность разработки проектов в связи с режимом работы метрополитенов и их повышенным уровнем опасности;

– низкие темпы разработки проектов с точки зрения туризма в метрополитенах с одной линией (Екатеринбург, Самара, Казань);

– низкие темпы инвестиционных вложений;

– станции-«невидимки», не включенные в проекты из-за своей небогатой архитектурной составляющей;

– труднодоступные станции, отдаленные от основной части при проведении экскурсий.

ВозможностиУгрозы
– увеличение количества туристов за счет роста числа экскурсионных и культурных проектов;

– распространение туристских материалов о проведении экскурсий на станциях метро;

– развитие партнерских отношений при разработке проектов с другими организациями.

– снижение государственной поддержки;

– террористическая угроза;

– снижение пассажиропотока ввиду развития наземной инфраструктуры города.

На основе данных таблицы можно сделать вывод, что сильными сторонами проектов является доступность, применение современных технологий при обслуживании, высококвалифицированный кадровый состав при проведении экскурсий.

Среди слабых сторон можно выделить специфику самих метрополитенов, низкие темпы инвестиционных вложений и разработки проектов в Екатеринбурге, Самаре, Казани, а также труднодоступность некоторых станций.

К возможностям проектов относятся увеличение количества туристов, распространение рекламы о проведении экскурсий на станциях метро и развитие связей с другими предприятиями для разработки совместного проекта.

Для того чтобы повысить привлекательность следует разрабатывать проекты в городах с одной линией метро, повысить инвестиционные вложения, сделать станции более привлекательными в архитектурном плане для экскурсий, и тем самым увеличить число туристов.

Библиографический список

1. Выставка «Орбитальная галерея космонавта Ивана Вагнера» в Нижегородском метрополитене / Нижегородская правда. – Режим доступа: https://pravda-nn.ru/news/ (дата обращения: 24.06.2022).
2. Главные проекты московской метростройки / Новости России и мира сегодня. – Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/ (дата обращения: 27.06.2022).
3. Екатеринбургское метро: история, схемы, планы / Наш Урал – самые интересные достопримечательности и маршруты. – Режим доступа: https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/sverdlovskaya-oblast/metro/ (дата обращения: 25.06.2022).
4. Зуб А. Т. Управление проектами. Учебник и практикум. – Москва: Юрайт, 2018. 424 c.
5. Интерактивный музей истории Санкт-Петербургского метрополитена / Туристский портал Санкт-Петербурга. – Режим доступа: https://peterburg.guide/muzei/ (дата обращения: 24.06.2022).
6. История Казанского метрополитена / АО «Казметрострой». – Режим доступа: http://казметрострой.рф/history (дата обращения 01.07.2022).
7. Краеведческий вагон Самарского метрополитена / Новостной портал Самары. – Режим доступа: https://www.samadm.ru/media/news/33634/ (дата обращения: 26.06.2022).
8. Культура метро / Екатеринбургский метрополитен. – Режим доступа: https://metro-ektb.ru/news/kulturametro/ (дата обращения: 27.06.2022).
9. Кусерова А. И., Сапожников Э. А. Возможности использования метрополитенов в туризме // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2021. Т. 1. С. 249-252.
10. Московская подземка. Краткий курс / Музеи Москвы. – Режим доступа: https://mosmuseum.ru/tours/p/podzemka/ (дата обращения: 26.06.2022).
11. Проект «Станция музейная» / Единый транспортный портал. – Режим доступа: https://t.mos.ru/mostrans/all_news/106916 (дата обращения: 23.06.2022).
12. Проект «Экобукварь» / Музей Транспорта Москвы. – Режим доступа: https://mtmuseum.com/ecobykvar (дата обращения: 23.06.2022).
13. Промышленный туризм как новый тренд 2021 года / Welcome times. – Режим доступа: https://welcometimes.ru/ (дата обращения: 21.01.2022).
14. Экспозиция в поезде-музее новосибирского метро / Министерство культуры Новосибирской области. – Режим доступа: https://mk.nso.ru/news/8564 (дата обращения: 28.06.2022).