Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.08.2021

Понятие “производственное действие” и его применение в операционном менеджменте

The concept of "production action" and its application in operational management

Иванов Игорь Анатольевич
Иванова Светлана Игоревна
Корниенко Надежда Андреевна

1. доктор педагогических наук, профессор,
Сочинский государственный университет (г. Сочи)
2. обучающаяся по направлению 44.03.05, профиль “Математика и информатика”, Сочинский государственный университет (г. Сочи)
Корниенко Надежда Андреевна
3, обучающаяся магистратуры, программа “Менеджмент многоуровневой образовательной организации”, Сочинский государственный университет (г. Сочи)
Ivanov Igor Anatolievich
Ivanova Svetlana Igorevna
Kornienko Nadezhda Andreevna

1. Doctor of Pedagogy, Professor, Sochi State University (Sochi)
2. studying in the direction 44.03.05, profile “Mathematics and Informatics”, Sochi State University (Sochi)
3. Master's degree student, the program “Management of a multi-level educational organization”, Sochi State University (Sochi)
Аннотация: Понятие “производственное действие” возникло в связи с решением задачи построения математической и информационной моделей оценки затрат времени на осуществление производственной деятельности в структурном подразделении образовательной организации. Эта задача решается в рамках проблемы операционного менеджмента построения оптимальной структуры контура низового управления структурного подразделения (деканата факультета) образовательной организации (университета). В представляемом случае основные признаки определяемого понятия (“производственное действие”) формировались на основе требований, которые определялись спецификой математической модели. Концептуальный подход к построению математической модели основывался на двух принципах – принципе “логической завершённости” и принципе “вложенности”. Эта же концепция положена в основу формирования определения понятия “производственное действие”. Именно так сформированное определение рассматриваемого понятия дало возможность корректного и адекватного решения сформулированной выше задачи. Оказалось, что предложенный подход обладает свойством универсальности и позволяет получить подходы к решению проблемы формирования оптимального контура управления низового уровня не только в структурном подразделении образовательной организации, но и в любом структурном подразделении иной организации, где существует возможность определения понятия “производственное действие” на основе предложенного концептуального подхода. В этом состоит научная новизна и практическая значимость предлагаемого подхода. Разработанная модель используется при решении проблем операционного менеджмента в деканате Социально-педагогического факультета ФГБОУ ВО “Сочинский государственный университет”.

Abstract: The concept of "production action" arose in connection with the solution of the problem of constructing mathematical and information models for estimating the time spent on carrying out production activities in a structural subdivision of an educational organization. This task is solved within the framework of the problem of the operational method for constructing the optimal structure of the grassroots management contour of the structural unit (dean's office of the faculty) of an educational organization (university). In the presented case, the main features of the defined concept ("production action”) were formed on the basis of requirements that were determined by the specifics of the mathematical model. The conceptual approach to the construction of a mathematical model was based on two principles – the principle of “logical completeness” and the principle of “nesting”. The same concept is the basis for the formation of the definition of the concept of “production action". This is how the formed definition of the concept under consideration made it possible to correctly and adequately solve the problem formulated above. It turned out that the proposed approach has the property of universality and allows us to obtain approaches to solving the problem of forming an optimal control contour at the grass-roots level not only in the structural unit of an educational organization, but also in any structural unit of another organization where it is possible to define the concept of “production action” on the basis of the proposed conceptual approach. This is the scientific novelty and practical significance of the proposed approach. The developed model is used to solve the problems of operational management in the Dean's Office of the Socio-Pedagogical Faculty of the Sochi State University.
Ключевые слова: определение понятия, математическая модель, информационная модель, операционный менеджмент, контур управления

Keywords: definition of the concept, mathematical model, information model, operational management, control loop


Для обеспечения должного уровня качества организации учебного процесса в вузе  требуется согласованная деятельность его структурных подразделений, т.е. требуется оптимальная структура контура управления этими структурными подразделениями на уровне вуза. Управление организацией учебного процесса связано с менеджментом образовательной организации, при этом, как известно, например, [3], [4], [7] [8], [12] и др. существуют различные уровни менеджмента (высшее звено, среднее звено, низшее (низовое) звено). Вопросы управления организацией, связанные с высшим звеном (или, со стратегическим менеджментом), средним звеном (в том числе, с тактическим менеджментом) достаточно подробно изложены в ряде источников [8], [9], [11], [12] и др. Вопросы организации низшего (низового) звена менеджмента (“повседневного”, оперативного (операционного) менеджмента, в том числе и самоменеджмента), на первый взгляд, очевидны, хорошо понятны для руководителей различных видов структурных подразделений и находят отражение в современных исследованиях и практических разработках по операционному менеджменту [8], [9], [12], [13] и др. Вместе с тем, некоторая “очевидность”, в целом, низового контура управления в ряде случаев приводит к некорректным выводам относительно параметров, определяющих и характеризующих структуру и деятельность низового контура управления, что, далее, влияет как на качество работы низового контура, так и последующих контуров управления организацией.

Из широкого круга вопросов менеджмента образовательной организации сосредоточимся на оперативном (операционном) менеджменте структурного подразделения (деканата), связанном с организацией его деятельности (делопроизводством деканата). Отметим, что “имеет место приоритет оперативных решений над перспективными, т.к. оперативные решения по своей сущности не могут быть прецедентными и уже по этой причине являются весьма трудоёмкими” [11].

Оперативный (операционный) менеджмент – область менеджмента, основной целью которого является эффективное управление первичными операциями, назовём их также производственными действиями. Основной фигурой в данном виде менеджмента является работник – операционист, который выполняет конкретные первичные операции (производственные действия). В этом процессе основной акцент делается на выполнение первичных операций, от качества выполнения которых зависит выполнение последующих операций и действий, связанных с решением задач тактического и стратегического менеджмента.

Таким образом, основное отличие операционного менеджмента от других видов менеджмента, заключается в диалектическом единстве системности (общности) и единичности, в то время как кадровый, финансовый и другие виды менеджмента являются узконаправленными и функционируют в рамках ранее настроенной организационной системы.

В настоящее время роль и значение операционного менеджмента постоянно возрастают. Это связано с высокой конкуренцией предприятий, вынужденных оперативно выводить на рынок новые виды продукции и быть постоянно готовыми к организационным изменениям. Вместе с тем дефицит квалифицированных операционистов – актуальная проблема операционного менеджмента не только в образовательных учреждениях.

Мы полагаем, что основой развития современных технологий операционного менеджмента в структурном подразделении образовательного учреждения, как минимум,  является математическое моделирование деятельности и показателей деятельности по управлению структурным подразделением организации на основе современных математических методов и информационных технологий [1], [2]. Получаемые модели (математические и информационные) должны максимально точно описать все ключевые аспекты деятельности в низовом контуре управления структурного подразделения организации. С их помощью обеспечивается взаимосвязь тактического и операционного контуров управления организации, проводится оптимизация процессов и структур управления.

Рассмотрим управление операциями (операционный менеджмент) низового подразделения (деканата) структурного подразделения (факультета) образовательной организации (университета) на примере деканата Социально-педагогического факультета ФГБОУ ВО “Сочинский государственный университет”. Рассмотрим функционал сотрудника деканата, в частности, осуществляемые им производственные действия и оценим затраты времени на их выполнение.

Как правило, сотрудники деканата постоянно указывают на недостаток времени для выполнения вверенных им производственных действий [5]. При этом существует норматив – в деканате предусматривается 500 студентов-очников или 750 студентов-заочников на 1 ставку документоведа – такие нормы отражены в нормативно-правовой документации вуза, по крайней мере, с 1980 г. Таким образом, существует противоречие между оценкой времени на выполнение производственных действий сотрудником деканата и оценкой реального времени на выполнение этих производственных действий, приведённых в нормативных документах. Это противоречие порождает проблему, состоящую в несогласии сотрудника деканата с количеством и уровнем производственной нагрузки, осуществляемой им в процессе трудовой деятельности, а, следовательно, с существованием низкого уровня качества менеджмента низового контура управления. Таким образом,  проблема состоит в отсутствии объективных средств оценки реального времени, затрачиваемого сотрудником деканата на выполнение производственных действий. Очевидно, решение этой проблемы связывается с разработкой математической модели для оценки затрат времени на производственные действия и, далее, информационной модели, позволяющей проектировать структуру и функционал контура низового управления в структурном подразделении образовательной организации.

Для разработки математической модели требуется чёткое понимание особенностей нового понятия “производственное действие” и их типологии. “Родственным” (но не эквивалентным) понятием понятию “производственное действие” можно считать, понятия “производственная операция”, “операция”.

Как правило, в различных источниках по операционному менеджменту [14], [15] и др. фигурирует понятие “производственный процесс”. Понятия “производственная операция” (или “операция”) являются составляющими этого понятия, при этом “под операцией понимают часть производственного процесса, которая выполняется при неизменности исполнителя (рабочий или группа рабочих), рабочего места, орудия труда и предмета труда. При изменении какого-либо из перечисленных признаков операция заканчивается” [14]. Или “По содержанию и внутренней структуре производственный процесс не однороден, он состоит из многих простых и сложных частных процессов. Основной структурной единицей производственного процесса является производственная операция, которая представляет собой обособленную и законченную часть трудового процесса, выполняемую одним исполнителем или несколькими на одном рабочем месте при неизменном предмете труда” [15]. Близким по значению можно считать следующее определение “Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции заданного количества, качества и ассортимента в установленные сроки. Производственный процесс состоит из частичных производственных процессов, которые состоят из операций. Операция – законченная часть производственного процесса, выполняемая определённым предметом труда одним рабочим или бригадой на одном рабочем месте без переналадки оборудования” [16].

Для формирования определения понятия “производственное действие” рассмотрим подход к определению понятия “действие”. “ Действие” – структурная единица деятельности, относительно завершённый отдельный акт человеческой деятельности, для которого характерны направленность на достижение определённой осознаваемой цели, произвольность и преднамеренность индивидуальной активности. Целеосознанность и целенаправленность действия выражается, в частности, в том, что оно всегда предполагает использование средств, в качестве которых могут выступать различные орудия, знаки, ценности, нормы, роли и т. п.” [17]. Как видно из приведённого определения понятие “действие” определено через понятие “структурная единица деятельности”. Это не приводит к однозначному пониманию определяемого понятия. Соответственно, в данном исследовании предлагается подход к определению понятия “производственное действие” с учётом приведённого определения понятия “действие” на основе концептуального подхода к определению понятия, включающий два принципа. Такой подход определяется требованиями проектируемой математической модели оценки затрат времени на выполнение производственных действий.

1) Принцип логической завершённости производственного действия. В предлагаемом подходе под понятием “производственное действие” будем понимать, прежде всего, логически завершённое действие при выполнении структурной единицы типа (вида) производственной деятельности (процесса). Логическая завершённость “производственного действия” определяется структурой типа (вида) производственной деятельности.

Теоретической и практической основой для получения формулировок “производственных действий”, а также представлений об их сущностной конкретизации и логической завершённости в контексте деятельности в рамках низового контура управления, являются соответствующие нормативные документы и локальные акты, регламентирующие деятельность структурного подразделения (деканата) образовательной организации, а также многолетняя (от 15 до 20 лет) практическая деятельность сотрудников деканата по выполнению вверенных им обязанностей в соответствии с указанными нормативно-правовыми документами.

2) Принцип вложенности производственного действия проиллюстрируем на следующем примере.

Пример. Рассмотрим “производственное действие” сотрудника деканата – “формирование проекта приказа о переводе студента из другого вуза”. В данном случае имеет место “вложенность” производственных действий.

Рассматриваемое производственное действие относится к “категории” производственных действий “Формирование документов на студента”, которое включает множество производственных действий следующего уровня, в том числе производственное действие “формирование проекта приказа”.

Производственное действие “формирование проекта приказа” включает множество производственных действий следующего уровня, в том числе производственное действие “формирование проекта приказа о переводе из другого вуза”.

Производственное действие “формирование проекта приказа о переводе из другого вуза” включает множество производственных действий следующего уровня: приём заявления; формирование протокола перевода при переводе из другого вуза; согласование у членов комиссии протокола о переводе студента; согласование в УМУ протокола о переводе студента; формирование индивидуального плана ликвидации академической разницы в учебных планах; подготовка графика ликвидации академической разницы в учебных планах; формирование проекта приказа.

Вложенность производственных действий можно представить в виде схемы (Рис. 1.).

Таким образом, можно выделить производственные действия разного уровня вложения:

– множество производственных действий 0-уровня содержит подмножество производственных действий 1-го уровня;

– множество производственных действий 1-уровня содержит подмножество производственных действий 2-го уровня;

– множество производственных действий 2-уровня содержит подмножество производственных действий 3-го уровня;

– множество производственных действий (n–1)-уровня содержит подмножество производственных действий n-уровня (производственные действия n-уровня дальше не детализируются

Рисунок 1. Свойство вложенности “Производственного действия”

Анализ сущности понятия “производственное действие” приводит к выводу о наличии у этого понятия толькопроцессного” (деятельностного) контекста (“формирование”, “подготовка”, “приём” и т.д.). Соответственно, сущность этого понятия связана, прежде всего, с величиной времени (точнее с величиной промежутка времени, величиной интервала времени Δt), затрачиваемого на реализацию конкретного производственного действия любого уровня.

Очевидно, в настоящее время не представляется возможным сформулировать все множество конкретных признаков понятия “производственное действие”, каждый из которых является необходимым, а вместе – достаточными для корректного формального определения рассматриваемого понятия.

Рассмотрим типологию производственных действий.

Заметим, что, в основном, не существует общепринятой классификации производственных процессов в силу специфики различных областей производства, в которых применяются рассматриваемые понятия. Например, известна следующая классификация производственных процессов [18] (Таблица 1).

Таблица 1

 Классификация производственных процессов

Признак классификацииВид процесса
1. По назначению в производствеОсновные, вспомогательные, обслуживающие
2. По характеру протеканияПростые, синтетические, аналитические
3. Степень технической оснащённости

 

Ручные, машинно-ручные, машинные,

автоматические

4. Участие труда в процессеТрудовые, естественные
5. Характер протекания во времениПериодические, непрерывные

При этом виды производственных операций классифицируются следующим образом: – технологические; – транспортные; – контрольные; – обслуживающие”.

Существует и несколько иной подход к классификации производственных операций. “По отношению к предмету труда производственные операции классифицируются следующим образом:

– технологические (основные и вспомогательные) – изменяют качественное состояние, форму и размеры предметов труда, превращают его в основной экономический продукт;

– обслуживающие – обеспечивают необходимые условия для нормального хода производственного процесса и безопасности исполнителей;

транспортные – перемещают предметы труда и конечный предпринимательский продукт в заданном направлении и в определённое место;

– контрольно-учётные – устанавливают соответствие свойств предметов труда заданным требованиям, приёмка (сдача) готового продукта;

– хранение – обеспечивают сохранность предметов труда и конечного продукта в период образования запасов (на промежуточных или основных складах)”[17].

На основе представленного выше концептуального подхода к определению понятия “производственное действие” в предлагаемом подходе типология производственных действий может быть естественным образом представлена в виде следующей структурной схемы (Рис. 2).

Рисунок 2. Типология производственных действий

Здесь введены обозначения:

A0 – производственное действие “нулевого уровня”, высшего; фактически – это цель, указание на начало деятельности структурного подразделения (деканата).

Ai – производственное действие “первого уровня”, фактически – это типы основных производственных задач, решаемых структурным подразделением. Количество (n1) этих задач определяется целью функционирования структурного подразделения, i = 1, n1;

Aij – производственное действие “второго уровня”, фактически – это виды (их количество – n2) типов основных задач, решаемых структурным подразделением, j=1, n2;

Aijk – производственное действие “третьего уровня”, фактически – это виды (их количество – n3) производственных действий “третьего уровня”, k=1, n3;

Aijkn – производственное действие “n-го уровня”, фактически – это виды (их количество – nn) производственных действий “(n–1)-го” уровня, k=1, nn .

Заметим, что речь идёт пока о типологии производственных действий, т.к. вопрос о классификации производственных действий в данном случае находится в стадии изучения.

Предложенный концептуальный подход к определению понятия “производственное действие” и их классификации обладает свойством универсальности – он может быть применён к любой производственной системе, аналогичной по структуре, рассмотренной в статье – в этом теоретическая и практическая значимость обозначенного в статье подхода к определению понятия и типологии производственных действий.

 

Библиографический список

1. Асадулина И.Г. Управленческие инновации обеспечения качества образования / И.Г. Асадулина.; Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. – Кострома: Изд-во КГУ, 2002. – 259 с.
2. Гугелев А.В. Инновационный менеджмент / А.В. Гугелев. – М.: Дашков и К, 2007. – 336 с.
3. Клейнер Г.Б. Системные принципы современного управления/ Г.Б. Клейнер // Управление. 2013. Т. 1. № 2. С. 5-14.
4. Мескон М., М. Альберт, Хелоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Изд-во “Дело”. 2004. – 498 с.
5. Положение о работе деканата ФГБОУ ВО “Сочинский государственный университет”/ ФГБОУ ВО “СГУ”. – 2017.
6. Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 480 с.
7. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / пер с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
8. Чейз Р.Б., Джейкобз Р.Ф., Аквилано Н. «Производственный и операционный менеджмент». – Изд-во: "Диалектика" , 2019. – 325 с.
9. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.
Электронные ресурсы:
10. Информационная модель: описание, структура, виды, типы информационных моделей, разработка, создание, использование информационной модели. URL: https://businessman.ru/new-informacionnaya-model-opisanie-struktura-vidy-tipy-informacionnyx-modelej-razrabotka-sozdanie-ispolzovanie-informacionnoj-modeli.htmlhttps://businessman.ru/new-informacionnaya-model-opisanie-struktura-vidy-tipy-informacionnyx-modelej-razrabotka-sozdanie-ispolzovanie-informacionnoj-modeli.html (дата обращения 06.07.2021)
11. https://businessman.ru/new-vidy-urovni-menedzhmenta-i-ix-xarakteristiki-mened-zhment-predpriyatiya.html
12. Основы менеджмента//http://bmanager.ru/articles/menedzhery-vysshego-sredn-ego-i-nizshego-zvena-osnovnye-kompetencii-i-specifika-deyatelnosti.html
13. https://vsetreningi.ru/schools/organizatsionnyj_menedzhment/# ixzz 6zjU9eAG0
14. https://economy-ru.info/info/151621/
15. http://belagrobiznes.ru/agrobiznes/realizatsiya-biznes-planov/293-klassifikatsiya-proizvodstvennykh-operatsij
16. http://www.econforward.ru/nofors-257-1.html
17. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2160/ДЕЙСТВИЕ